Программа по предпрофессиональному обучению по профессии "Грузчик"
рабочая программа на тему

Мартынова Наталья Викторовна

Особенность  программы состоит в том, что она рассчитана на категорию молодых людей  с проблемами в умственном развитии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл martynova_programma_gruzchik.docx32.9 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

Программа  по предпрофессиональному обучению профессии «Грузчик» предусматривает создание определенных организационных и психолого-педагогических условий, которые направлены на овладение теоретическими сведениями и практическими навыками, необходимыми при выполнении работ по данной профессии. Получение  знаний о профессии, трудовая деятельность, социальная адаптация умственно-отсталых детей

 - служат методами коррекции, способствуют накоплению социального опыта. Особенность  программы состоит в том, что она рассчитана на категорию молодых людей  с проблемами в умственном развитии, при проведении занятий учитываются индивидуальные особенности каждого молодого инвалида, и осуществляется индивидуально-дифференцированный подход.

Образовательный процесс в предпрофессиональной подготовке включает в себя теоретический материал и отработку навыков через многократную ежедневную практическую работу.

Новизна программы в том, что предпрофессиональное обучение  - это одна из форм активного воздействия на воспитанников с умственной отсталостью, которая должна носить целенаправленный характер. Данное обучение выполняет развивающую функцию, воздействуя на познавательную сферу, расширяя круг знаний, умений и навыков  молодых инвалидов через использование инновационных технологий. Предпрофессиональное обучение, направлено на решение социальных задач коррекционного воздействия, способствуя формирования положительных черт личности, правильных установок и разумных потребностей. Профессиональное обучение направлено на решение социальных задач, т.к. приобщает  молодых людей к общественно – полезному труду, самообслуживанию и способствует их социальному росту, помогают им обрести уверенность в своих силах, формируют жизненно необходимые умения и навыки, воспитывают ответственность и самостоятельность.

        Актуальность программы в том, приобретённые умения и навыки предпрофессионального обучения помогают молодым людям с умственной отсталостью чувствовать себя более уверенно испытывать эмоциональное удовлетворение, осознавать важность и полезность того, что они делают,  понимать, что результаты их деятельности  имеют практическое и общественное значение.

         

         

           Цели программы  «Грузчик»:

- ориентировать молодых инвалидов в мире современных профессий;

- способствовать укреплению и развитию всех видов памяти на основе наглядного практического материала, повторения и закрепления учебного материала;

- познакомить  на практике со спецификой деятельности соответствующей профессии «Грузчик»;

- формировать навыки самоконтроля в ходе выполнения работ и после их окончания;

- чуткость и внимание к партнёру и другим участникам трудовой деятельности;

- дать возможность каждому воспитаннику проявить себя, добиться успеха и личностного роста

             Задачами предпрофессионального обучения являются:

  • Формировать у молодых людей профессиональные знания и умения;
  • Познакомить с инвентарём и оборудованием, предназначенным для данной профессии;
  • Изучить виды перемещения грузов;
  • Освоить технику безопасности при работе с грузами
  • Формировать  правильное  представление о субординации, этике и культуре поведения в обществе;

Срок реализации данной программы: Программа рассчитана  для  воспитанников Отделения для молодых инвалидов, целевой группы из 5 человек.  Предусматривает 140 часов в год.  Занятия проводятся по 4 раза в неделю по  45 минут. Срок реализации программы составляет один учебный год.

    Методическое и дидактическое обеспечение:

- объяснительно – иллюстративные (демонстрация наглядного материала, фильмы, иллюстрации и т. д.);

- репродуктивные (работа по образцу;)

- исследовательские (исследование свойств материалов);

- словесно – наглядные;

- практические;

- игровые;

- экскурсии

          Программный материал предпрфессионального   обучения профессии «Грузчик» построен по тематическому принципу. Последовательность изучения тем обеспечивает возможность систематизировано формировать у молодых инвалидов  профессиональные навыки грузчика, научиться правильно и последовательно выполнять все виды работ. В процессе обучения воспитанникам прививаются навыки работы по изучению видов перемещения грузов. Воспитанники учатся выполнять работу в течение определенного времени, доводить начатое дело до завершения, самостоятельно принимать решения, следить за безопасностью труда.

В практической части программы воспитанники закрепляют умения работ по перемещению грузов, обучаются безопасным приемам работы.

 При обучении воспитанников с умственной отсталостью, особое внимание уделяется  прочности усвоения правил техники безопасности труда и безукоризненного их соблюдения.

           В процессе знакомства с навыками и  приемами работы с  различными видами грузов, осуществляется развитие наблюдательности, фантазии, мышления, активизация памяти, обогащение словаря, формирование связанной устной речи, совершенствование счетно-вычислительных навыков, глазомера и других потенциальных возможностей воспитанников.

При проведении занятий предполагается использование разнообразных наглядных пособий: иллюстраций, таблиц, схем, фрагментов видеофильмов, инструментов и приспособлений.

Для работы необходимо иметь рабочую одежду и инвентарь.

Формы работы:  Индивидуальная, работа в паре, коллективная.

Тематическое планирование

Тема занятия

кол-во  часов

Вид занятия

сроки

I

Введение в профессию «Грузчик»

2

1.

Разные профессии в нашем детском доме

1

Э

2.

Работа грузчика в нашем детском доме

1

Э

II

Виды транспорта для грузоперевозки

4

1.

Автомобильный транспорт

1

Э

2.

Трактора

1

Э

3.

Ручные тележки

1

Э

4.

Грузчики в супермаркетах

1

Э

III

Виды грузов

8

1.

Крупногабаритные строительные

1

Э

2.

Тяжеловесные строительные

1

Э

3.

Мелкогабаритные грузы

1

Э

4.

Штучные грузы

1

Э

5.

Мебель

1

Э

6.

Продукты питания

1

Э

7.

Бытовая химия, хозяйственно – бытовые товары

1

Э

8.

Овощи, фрукты

1

Э

IV

Виды грузов в детском доме

8

1.

Продукты питания

1

НЗ

2.

Бытовая техника

1

НЗ

3.

Мебель

1

НЗ

4.

Хозяйственно – бытовые грузы

1

НЗ

5.

Строительные материалы

1

НЗ

6.

Бытовая химия

1

НЗ

7.

Овощи, фрукты

1

НЗ

8.

Транспортировка мусора

1

НЗ

V

Практическая работа по отработке навыков и умений применяемых при погрузочно-разгрузочных работах различных видов грузов в детском доме

8

1.

Практическая работа по отработке навыков и умений применяемых при погрузочно-разгрузочных работах различных видов грузов в детском доме

8

П

VI

Приспособления для переноски грузов

8

1.

Индивидуальные приспособления

1

НЗ

2.

Коллективные приспособления

1

НЗ

3.

Практическая отработка навыков

6

П

VII

Правила Техники безопасности при перемещении грузов

8

1.

Правила Техники безопасности перед началом работы

1

НЗ

2.

Правила Техники безопасности во время работы

1

НЗ

3.

Правила Техники безопасности по окончании работы

1

НЗ

4.

Правила Техники безопасности в аварийных ситуациях

1

НЗ

5.

Практическая отработка навыков

8

VIII

Переноска грузов самостоятельно

7

1.

Переноска штучных грузов и Техника безопасности

1

НЗ

2.

Переноска мелкогабаритных грузов  и Техника безопасности

1

НЗ

3.

Переноска хозяйственно – бытовых товаров

1

НЗ

4.

Переноска сыпучих грузов

1

НЗ

5.

Транспортировка грузов

1

НЗ

6.

Переноска мусора (природного)

1

НЗ

7.

Переноска строительных отходов

1

НЗ

IX

Переноска грузов коллективно

4

1.

Крупногабаритные грузы

1

НЗ

2.

Мелкогабаритные грузы

1

НЗ

3.

Штучные грузы

1

НЗ

4.

Тяжеловесные строительные грузы

1

НЗ

X

Отработка навыков по индивидуальной самостоятельной переноске грузов

10

1.

Отработка навыков по индивидуальной самостоятельной переноске грузов

10

П

XI

Отработка навыков по коллективной переноске грузов

10

1.

Отработка навыков по коллективной переноске грузов

10

П

XII

Рабочая одежда грузчика

5

1.

Комплектование рабочей одежды

1

НЗ

2

Комплектование рабочей одежды по погодным условиям

2

П

3.

Комплектование рабочей одежды по времени года

2

П

XIII

Инвентарь грузчика

3

1.

Инвентарь грузчика в работе парами

1

НЗ

2.

Инвентарь в коллективной работе

1

НЗ

3.

Инвентарь грузчика в коллективной работе

1

НЗ

XIV

Практическая отработка навыков работы с инвентарём для переноски грузов в различных видах работ и формах

6

1.

Практическая отработка навыков работы с инвентарём для переноски грузов в различных видах работ и формах

6

П

XV

Виды упаковки грузов

27

1.

Упаковка  для продуктов питания

1

НЗ

2.

Упаковка для овощей

1

НЗ

3.

Упаковка для фруктов

1

НЗ

4.

Упаковка для хозяйственных грузов

1

НЗ

5.

Упаковка для одежды и обуви

1

НЗ

6.

Упаковка в сетках и мешках

1

НЗ

7.

Упаковка в ящики

1

НЗ

8.

Упаковка в коробки

1

НЗ

9.

Нестандартная упаковка

1

НЗ

10.

Практическая работа

18

П

XVI

Правила укладки  грузов на хранение

10

1.

Укладка корнеплодов на хранение

1

НЗ

2.

Укладка фруктов на складе

1

НЗ

3.

Укладка молочных продуктов

1

НЗ

4.

Укладка мяса

1

НЗ

5.

Укладка рыбы

1

НЗ

6.

Укладка сыров, колбас

1

НЗ

7.

Укладка круп

1

НЗ

8.

Практические работы по укладке продуктов питания

3

П

XVII

Разгрузочные работы с автотранспорта

6

1.

Разгрузочные работы с автотранспорта

1

НЗ

2.

Практическая работа

5

П

XVIII

Техника безопасности при погрузочно-разгрузочных работах с автомобильного транспорта

6

1.

Техника безопасности при погрузочно-разгрузочных работах с автомобильного транспорта

1

НЗ

2.

Практическая работа

5

П

Всего:

140

В Программу включены следующие разделы:

Темы - разделы

Часы

I

Введение в профессию «Грузчик»

2

II

Виды транспорта для грузоперевозки

4

III

Виды грузов

8

IV

Виды грузов в детском доме

8

V

Практическая работа по отработке навыков и умений применяемых при погрузочно-разгрузочных работах различных видов грузов в детском доме

8

VI

Приспособления для переноски грузов

8

VII

Правила Техники безопасности при перемещении грузов

8

VIII

Переноска грузов самостоятельно

      7

IX

Переноска грузов коллективно

      4

X

Отработка навыков по индивидуальной самостоятельной переноске грузов

10

XI

Отработка навыков по коллективной переноске грузов

10

XII

Рабочая одежда грузчика

5

XIII

Инвентарь грузчика

3

XIV

Практическая отработка навыков работы с инвентарём для переноски грузов в различных видах работ и формах

6

XV

Виды упаковки грузов

27

XVI

Правила укладки  грузов на хранение

10

XVII

Разгрузочные работы с автотранспорта

6

XVIII

Техника безопасности при погрузочно-разгрузочных работах с автомобильного транспорта

6

Всего:

140

Заключение программы.

Программа рассчитана на 1 год. При условии не выполнения программы, возможно, редактировать и дублировать в следующем году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по предпрофессиональному обучению по профессии "Дворник"

Тема: "Техника безопасности при работе с инвентарём"...

Пояснительная записка к образовательной программе предпрофессионального обучения в классе скрипки ДШИ (материал для родительского собрания).

Учебный предмет «Специальность (скрипка)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на скрипке, получение ими художественного образования, а также на эстетическое восп...

Программа "Музыкальная литература" (предпрофессиональное обучение)

Музыкальная литература – учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки»; выпускной экзамен по музыкальной литературе является часть...

Программа "Сольфеджио" 5 (6) и 8 (9) - летний курс (предпрофессиональное обучение)

Программа учебного предмета «Сольфеджио»  разработана  на  основе  и  с  учетом  федеральных  государственных  требований  к  дополни...

Программа "Слушание музыки" (предпрофессиональное обучение)

Предмет «Слушание музыки» направлен на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития обучающихся, формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциона...