Рабочая программа по курсу «Окружающий природный мир»
рабочая программа на тему

Гришина Олеся Анатольевна

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир " для  обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития для учеников 1-4 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования «Технологии обучения»

ПРИНЯТО                                                                                            УТВЕРЖДАЮ

учебно-методическим                                                                                   Директор

советом                                                                             ___________ /__________/

Протокол № ___ от “__”______ 2017 г.                               «__» _________ 2017 г.

                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Рабочая программа по  курсу

«Окружающий природный мир»

для  обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития

для учеников 1-4 классов

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Составитель программы:

Гришина О.А.

учитель-дефектолог

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой степени, составлена на основе:

  • Адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);
  • Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора

И.М. Бгажноковой (Москва, 2007). 

Важным аспектом обучения детей с интеллектуальными нарушениями является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе и развитии личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Основными задачами программы являются:

  1. Формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
  2. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
  3. Создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
  4. Формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
  5. Познакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
  6. Формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
  7. Формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
  8. Развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
  9. Закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;

Наряду с вышеуказанными задачами на уроках «Окружающий природный мир» решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:

  • развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие зрительного и слухового внимания;
  • развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
  • формирование и развитие реципрокной координации;
  • развитие пространственных представлений;
  • развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Особенности обучения.

Занятия по предмету «Окружающий природный мир» проводятся 2 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.

В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению представлений.

Наполняемость класса/группы обучающихся по 2 варианту АООП должна быть до пяти человек.

Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития детей.

Содержание предмета представлено следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

Растительный мир.

Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).

Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание особенностей внешнего строения кустарника.

Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко,  банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод. Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание способов переработки грибов. Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика).

Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем  года. Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека. Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). Знание значения трав в жизни человека. Узнавание (различение) лекарственных растений (зверобой, ромашка, календула и др.). Знание значения лекарственных растений в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека. Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения зерновых культур в жизни человека. Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза). Знание особенностей растений природных зон холодного пояса. Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Знание особенностей растений природных зон жаркого пояса.

Животный мир.

Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.

Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).

Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил, тигр). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных  птиц в группу «перелетные птицы». Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе. Знание строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых. Узнавание (различение) насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Знание строения морских обитателей. Установление связи строения тела морского обитателя с его образом жизни. Знание питания морских обитателей. Знание значения морских обитателей в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).

Объекты природы.

Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса – модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.

Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека. Изображение земной поверхности на карте. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека. Узнавание некоторых полезных ископаемых (например: уголь, гранит, известняк, песок, глина и др), знание способов их добычи и значения в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на озере (пруду). Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.

Временные представления.

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.). Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.  

Место предмета в учебном плане.

В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю.

1 дополнительный класс -  66 часов.

1 класс - 68 часов.

2 класс - 68 часов.

3 класс - 68 часов.

4 класс - 68 часов.

Всего - 338 часов.

Календарно - тематическое планирование 1 дополнительный класс.

                        (2 часа в неделю, 66 часов в год)

Дата

Название темы

1

сентябрь

«Осень, в гости просим!»

2

Солнце.

3

Небо - облака.

4

Время суток: день.

5

Явления природы: дождь.

6

Явления природы: листопад.

7

«Что нам осень принесла?».

8

Дары осени: лук, картофель, морковь.

9

октябрь

Дары осени: яблоко, банан, груша.

10

Что такое ягоды? Смородина, клубника.

11

Грибы: белый гриб, мухомор.

12

Занятия и труд людей осенью.

13

Одежда и обувь человека осенью.

14

Какие бывают растения?

15

ноябрь

Дерево: берёза, ель.

16

Куст: крыжовник, смородина.

17

Трава.

18

Растения осенью.

19

Кто такие животные? Заяц, Корова.

20

Животные осенью.

21

А кто такие птички? Воробей, голубь.

22

Птицы осенью.

23

декабрь

Обобщающий урок "В гости к осени».

24

"Здравствуй, зимушка-зима!".

25

Явление природы: снег.

26

Явление природы: метель.

27

Явление природы:  лед.

28

Одежда и обувь человека зимой.

29

январь

Новый год.

30

Зимние забавы.

31

Время суток: ночь.

32

Луна.

33

Звезды.

34

Что делают растения зимой?

35

февраль

Птицы зимой.

36

Животные зимой.

37

Дикие животные: Волк.

38

Дикие животные: Лиса. Медведь

39

Дикие животные: Белка. Ёж.

40

Дикие животные: Лось. Кабан.

41

Обобщение “Дикие животные”

42

Лес - место обитания диких животных.

43

март

Обобщающий урок: «Зима. Новый год»

44

Оживает все кругом! (весна).

45

Явление природы: ветер.

46

Явление природы: гроза.

47

Земля - почва.

48

апрель

Воздух.

49

Вода.

50

Кто живёт в воде? Рыбы: щука.

51

Птицы весной.

52

Животные весной.

53

Домашние животные: Кошка. Собака.

54

Домашние животные:Овца, Лошадь.

55

Домашние животные: Свинья. Коза.

56

май

Обобщение «домашние животные».

57

Сравнение домашних животных с дикими.

58

Растения весной.

59

Комнатные растения: герань, кактус.

60

Комнатные растения: фиалка, фикус.

61

Цветы: подснежник, ромашка.

62

Цветы: колокольчик, лютик.

63

Занятия и труд людей весной.

64

Одежда и обувь человека весной.

65

Скоро лето!

66

Викторина "Когда это бывает?"

Календарно - тематическое планирование 1 класс.

                 (2 часа в неделю, 68 часов в год)

Дата

Название темы

1

сентябрь

Осень.

2

Осенние месяцы.

3

Влияние солнца на природу и человека.

4

Время суток: утро.

5

Дары осени: тыква, кабачок, перец.

6

Дары осени: свекла, репа, редис.

7

Обобщение: “Овощи”

8

Дары осени: лимон, апельсин, мандарин.

9

октябрь

Дары осени: персик, абрикос, киви.

10

Обобщение: “Фрукты”

11

Сравнение овощей и фруктов.

12

Грибы: подберёзовик, лисичка.

13

Строение гриба (ножка, шляпка).

14

Птицы осенью.

15

ноябрь

Ворона, дятел.

16

Синица, снегирь, сова.

17

Обобщение “Дикие птицы”

18

Дикие животные осенью.

19

Питание и способов передвижения животных.

20

Растения осенью.

21

Занятия и одежда людей осенью

22

Обобщающий урок “Осень золотая”.

23

декабрь

Зима.

24

Месяцы зимы.

25

Явление природы: снегопад.

26

Деревья зимой:  дуб, клён, осина.

27

Деревья зимой: сосна, ива, каштан.

28

Обобщение “Деревья”

29

январь

Части дерева (корни, ствол, ветки, листья).

30

Занятия и одежда людей зимой.

31

Время суток: вечер.

32

Значение луны в жизни человека и в природе.

33

Животные зимой.

34

Птицы зимой.

35

февраль

Домашние птицы:курица (петух), утка.

36

Домашние птицы:гусь, индюк.

37

Объединение в группу «домашние птицы».

38

Строение и особенности внешнего вида птиц.

39

Питание и способы передвижения птиц.

40

Сравнение диких и домашних птиц.

41

Различение земли, неба и их месторасположения.

42

Определение месторасположения объектов на земле и небе.

43

март

Обобщающий урок: «Зима. Новый год»

44

Весна.

45

Месяцы весны.

46

Значение воздуха в природе и жизни человека.

47

Значение воды в природе и жизни человека.

48

апрель

Рыбы: сом, окунь.

49

Объединение в группу «рыбы».

50

Строение рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры).

51

Питание и способы передвижения рыб.

52

Птицы весной.

53

Животные весной.

54

Растения весной.

55

Явление природы: гром.

56

май

Явление природы: радуга.

57

Явление природы: туман.

58

Обобщение “Комнатные растения”

59

Строение комнатных растений.

60

Цветы: фиалка, василек, ландыш.

61

Обобщение: “Дикорастущие цветы”

62

Строение цветов.

63

Сравнение дикорастущих и комнатных растений.

64

Одежда и занятия человека весной.

65

Лето.

66

Месяцы лета.

67

Обобщающий урок: «Весна»

68

Повторение пройденного.

Календарно - тематическое планирование 2 класс.

                 (2 часа в неделю, 68 часов в год)

Дата

Название темы

1

сентябрь

Природные явления осени. Осенние месяцы.

2

Осенний лес.

3

Значение леса в природе и жизни человека.

4

Лесные жители.

5

Что растёт в лесу? Грибы: подосиновик, опенок.

6

Грибы: поганка, вешенка, шампиньон.

7

Съедобные и несъедобные грибы.

8

Ягоды:брусника, клюква.

9

октябрь

Ягоды:черника, ежевика, голубика.

10

Ягоды:малина, земляника.

11

Обобщение “Ягоды”

12

Узнавание ягод по вкусу, запаху.

13

Различение лесных и садовых ягод.

14

Узнавание фруктов по вкусу, запаху.

15

ноябрь

Узнавание овощей по вкусу, запаху.

16

Птицы: аист, ласточка, дикая утка.

17

Птицы: дикий гусь, грач, журавль.

18

Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы».

19

Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы».

20

Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь).

21

Дни недели.

22

Выходные и рабочие дни.

23

декабрь

Зимние явления природы. Месяцы зимы.

24

Кустарники: орешник,шиповник.

25

Кустарники: бузина, боярышник.

26

Обобщение “Кустарники”

27

Особенности внешнего строения кустарника.

28

Животные и их детеныши зимой.

29

январь

Узнавание детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок)

30

Узнавание детенышей домашних животных ( ягненок, котенок, щенок)

31

Узнавание детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок).

32

Узнавание детенышей диких животных (зайчонок, бельчонок, ежонок).

33

Птицы и их птенцы зимой.

34

Узнавание детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок).

35

февраль

Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (гусенок, индюшонок).

36

Соотнесение месяцев с временами года.

37

Свойства воды.

38

Узнавание водоема (река, озеро, пруд).

39

Сравнение водоёмов.

40

Водоплавающие птицы (лебедь, утка).

41

Водоплавающие птицы (гусь, пеликан).

42

Обобщение “Водоплавающие птицы”

43

март

Сравнение обычных птиц с водоплавающими.

44

Значения водоёмов в природе и жизни человека.

45

Весенние явления природы. Месяцы весны.

46

Море.

47

Морские обитатели (кит, дельфин, медуза).

48

апрель

Морские обитатели (морская звезда, морской конек).

49

Морские обитатели (осьминог, креветка).

50

Обобщение “Морские обитатели”

51

Питание и строение морских обитателей.

52

Сравнение морских обитателей с речными.

53

Животные, живущие в квартире (декоративные птицы, аквариумные рыбки).

54

Животные, живущие в квартире (черепахи, хомяки).

55

Особенности ухода (питание, содержание).

56

май

Луг и его значение в природе.

57

Луговые цветы.

58

Насекомые (жук, бабочка, стрекоза).

59

Насекомые (муравей, кузнечик, муха).

60

Насекомые ( комар, пчела, таракан).

61

Обобщение “Насекомые”.

62

Строение насекомых.

63

Питание насекомых и их способов передвижения.

64

Значения насекомых в жизни человека, в природе.

65

Лето. Месяцы лета.

66

Узнавание времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам.

67

Повторение пройденного.

68

Повторение пройденного.

Календарно - тематическое планирование 3 класс.

                 (2 часа в неделю, 68 часов в год)

Дата

Название темы

1

сентябрь

Наша планета - Земля.

2

Изображение Земли из космоса.

3

Формы земной поверхности (горы, равнины).

4

Формы земной поверхности (овраги, водоёмы).

5

Значение горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека.

6

Сравнение форм земной поверхности.

7

Соблюдение правил поведения в лесу.

8

Соблюдение правил поведения у водоёма.

9

октябрь

Определение частей суток по расположению солнца.

10

Соотнесение частей суток с видами деятельности.

11

Представление о неделе как о последовательности 7 дней.

12

Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности.

13

Представление о годе как о последовательности 12 месяцев.

14

Календарь (настенный, настольный и др.).

15

ноябрь

Ориентация в календаре.

16

Природа холодного пояса.

17

Мох, карликовая береза.

18

Особенности растений природных зон холодного пояса.

19

Животные холодного пояса: белый медведь, пингвин.

20

Животные холодного пояса: олень, песец.

21

Животные холодного пояса:тюлень, морж.

22

Питание, строение и способы их передвижения.

23

декабрь

Природа жаркого пояса.

24

Кактус, верблюжья колючка.

25

Пальма, лиана, бамбук.

26

Особенности растений природных зон жаркого пояса.

27

Животные жаркого пояса:верблюд, лев, слон.

28

Животные жаркого пояса: жираф, зебра, черепаха.

29

январь

Животные жаркого пояса:носорог, обезьяна, бегемот.

30

Животные жаркого пояса: крокодил, тигр.

31

Питание, строение и способы их передвижения.

32

Лиственные деревья.

33

Хвойные деревья.

34

Сравнение лиственных и хвойных деревьев.

35

февраль

Плодовые деревья ( яблоня, груша).

36

Плодовые деревья (вишня, слива).

37

Значение плодовых деревьев.

38

Сравнение плодовых и обычных деревьев.

39

Значение деревьев в природе и жизни человека. 

40

Лесные и садовые кустарники.

41

Значения кустарников в природе и жизни человека.

42

Садовые цветочно-декоративные растения (астра, гладиолус, георгин).

43

март

Садовые цветочно-декоративные растения (тюльпан, нарцисс, роза).

44

Садовые цветочно-декоративные растения (лилия, пион, гвоздика).

45

Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем  года.

46

Значение цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека.

47

Сравнение садовых цветов с дикорастущими.

48

апрель

Зерновые культуры (пшеница, просо, ячмень).

49

Зерновые культуры (рожь, кукуруза, горох).

50

Зерновые культуры (фасоль, бобы).

51

Значение зерновых культур в жизни человека.

52

Выращивание зерновых культур.

53

Культурные травянистые растения.

54

Петрушка, укроп, базилик.

55

Кориандр, мята.

56

май

Значение культурных травянистых растений.

57

Выращивание культурных травянистых растений.

58

Дикорастущие травянистые растения.

59

Одуванчик, подорожник, крапива.

60

Значение трав в жизни человека.

61

Сравнение культурных и дикорастущих трав.

62

Лекарственные растения.

63

Зверобой, ромашка, календула.

64

Значение лекарственных растений в жизни человека.

65

Повторение. Времена года.

66

Повторение. Животный мир.

67

Повторение. Растительный мир.

68

Викторина: “Всё обо всем”

Календарно - тематическое планирование 4 класс.

                 (2 часа в неделю, 68 часов в год)

Дата

Название темы

1

сентябрь

 Земля - осенью.

2

Глобус – модель Земли.

3

Космонавты.

4

Изменения в жизни растений осенью.

5

Изменения в животных и птиц осенью.

6

Изменения в жизни человека осенью.

7

Труд людей в саду и огороде.

8

Съедобные и несъедобные части фрукта.

9

октябрь

Значение фруктов в жизни человека.

10

Способы переработки фруктов.

11

Что можно приготовить из фруктов?

12

Приготовление блюд из фруктов и их дегустация.

13

Съедобные и несъедобные части овоща.

14

Значение овощей в жизни человека.

15

ноябрь

Способы переработки овощей.

16

Что можно приготовить из овощей?

17

Приготовление блюд из овощей и их дегустация.

18

Рассказ о погоде текущего дня.

19

Съедобные и несъедобные части ягод.

20

Значение ягод в жизни человека.

21

Способы переработки ягод.

22

Что можно приготовить из ягод?

23

декабрь

Приготовление блюд из ягод и их дегустация.

24

Значение грибов в природе и жизни человека.

25

Способы переработки грибов.

26

“Госпожа зима”

27

Изменения в жизни растений зимой.

28

Особенности ухода за комнатными растениями.

29

январь

Значение комнатных растений в жизни человека.

30

Изменения в жизни человека зимой.

31

Значение домашних животных в жизни человека.

32

Уход за домашними животными.

33

Значение домашних птиц в жизни человека.

34

Уход за домашними птицами.

35

февраль

Изменения в жизни животных  и птиц зимой.

36

Значение диких животных в жизни человека.

37

Значение птиц в жизни человека, в природе.

38

Забота людей о диких животных и птицах.

39

Рассказ о погоде текущего дня.

40

Изображение земной поверхности на карте.

41

Полезные ископаемые (уголь, гранит).

42

Полезные ископаемые (известняк, песок, глина).

43

март

Способ добычи полезных ископаемых.

44

Значение полезных ископаемых для людей.

45

Огонь. Свойства огня.

46

Значение огня в жизни человека.

47

Соблюдение правил обращения с огнем.

48

апрель

Рассказ о погоде текущего дня.

49

“Весна пришла! Весне дорогу!”

50

Изменения в жизни растений весной.

51

Изменения в животных и птиц весной.

52

Изменения в жизни человека весной.

53

Значение рыб в жизни человека, в природе. 

54

Значение морских обитателей в жизни человека, в природе.

55

Установление связи строения тела рыбы с его образом жизни.

56

май

Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни.

57

Установление связи строения тела животного с его образом жизни.

58

Установление связи строения тела птицы с его образом жизни.

59

“Лето, наступает”

60

Изменения в жизни растений летом.

61

Изменения в животных и птиц летом.

62

Изменения в жизни человека летом.

63

Представление о годе как о последовательности сезонов.

64

Соотнесение явлений природы с временем года.

65

Повторение. Времена года.

66

Повторение. Животный мир.

67

Повторение. Растительный мир.

68

Практически - исследовательская игра “Мой живой и неживой мир”.

 Планируемые результаты освоения программы.

личностные:

  • освоение доступной социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуация;
  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

предметные:

Учащиеся должны уметь:

  • Проявлять интерес к объектам и явлениям неживой природы.
  • Учитывать изменения в окружающей среде для выполнения определенных действий (идет дождь – открываем зонт).
  • Проявлять интерес к объектам живой природы.
  • Заботливо и бережно относиться к растениям и животным, уметь ухаживать за ними.
  • Соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки, у костра).
  • Различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
  • Учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья. 

Учащиеся должны знать:

  • Времена года, характерные признаки времен года, погодные изменения, их влиянии на жизнь человека.
  • Животный и растительный мир, их значении в жизни человека.
  • Элементарные представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.
  • Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
  • Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным,

ухода за ними.

  • Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).

 Система оценки достижений обучающихся

 Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Для организации аттестации обучающихся рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Предметом итоговой оценки должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

Система оценки результатов отражает степень выполнения учащимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:  

  • что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
  • что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
  • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты:

  1. Формирование учебного поведения:  
  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определенного периода времени,
  • от начала до конца,
  • с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Баллы

Уровень сформированности навыка

0

Навык или умение отсутствует

1

Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним)

2

Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого

3

Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого

4

Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно

5

Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно

Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; живой уголок, аквариум, скотный дворик, огород, теплица и др.

По возможности, в организации создаются «живые уголки» для непосредственного контакта с живыми обитателями природы  (аквариумными рыбками, птицами, хомячками, морскими свинками и т.д.). При наличии соответствующих ресурсов в организации может быть создан небольшой скотный двор, в котором содержатся домашние животные и птицы, разбит учебный огород и/или поставлена теплица. Подобные хозяйства обеспечивают условия эффективного формирования представлений об окружающем мире, навыков трудовой деятельности обучающихся. Кроме того, организованные занятия с животными и растениями способствуют нормализации эмоционального состояния детей в процессе их непосредственного контакта с живой природой. В случае отсутствия возможности выращивать растения и содержать животных в учреждении необходимо организовывать учебные поездки детей в зоопарк, на ферму, в тепличные хозяйства и т.д.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса. образовательная система "Школа 2100"...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , Концепции духовно-нравственного развит...

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Рабочая программа рассчитана на учащихся 9 класса "Особый ребёнок" коррекционных школ 8 вида....

Рабочая программа факультатива "Окружающий мир и я" для 5 класса по ФГОС

Данный факультатив "Окружающий мир и я"  разработан с учетом новых требований к результатам основного общего образования, представленных в ФГОС общего образования второго поколения и предназначен...

Рабочая программа по окружающему миру 2 кл.

рабочая программа по окружающему миру 2 кл. Плешаков.ФГОС...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мир Класс:0- 1В Вид программы: АООП обучающегося с ТМНР

Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мирКласс:0- 1ВВид программы: АООП обучающегося с  ТМНР...