Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия по русскому языку во 2 классе.
план-конспект по теме

Ольга Николаевна Соснова

Этот материал будет полезен учителям, работающих в классах для детей с ОВЗ (ФГОС для детей с ЗПР).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия по русскому языку во 2 классе.

В занятии участвуют 2 ребенка.

Тема: Заглавная буква в кличках животных.

Составила: учитель-дефектолог Соснова Ольга Николаевна.

Провела: 14.10.2016г.

Тип занятия: Закрепление изученного материала.

Задачи: Создать условия для закрепления навыка грамотного письма слов, обозначающих клички животных. Способствовать развитию речи, расширению словарного запаса, памяти, мышления учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • развивать навык грамотного письма,
  • различать названия животных и их клички,
  • писать с заглавной буквы клички животных,
  • продолжать учить составлять предложения,
  • списывать с печатного шрифта

Метапредметные:

  • учиться понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока,
  • осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • оценивать результаты своей работы и работы товарища (при работе в паре).

Личностные:

  • проявлять интерес к русскому языку;
  • осваивать роль ученика, на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками;
  • проявлять заботу о животных
  • развивать грамотную речь.

Основные понятия и термины: звук, гласный, согласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой; заглавная, строчная буквы; слог, слово, предложение; имена людей, клички животных, названия животных.

Оборудование: монтессори -материал 2х видов (буквы Б, б), плакат-схема, изображение Буратино, интерактивная доска, обычная доска, мел, тетради и ручки, карандаши для детей.

                                           

                                           

                                               

                                                      Ход занятия.

 Этапы занятия                            

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формируемые УУД и предметные действия

Организационный момент.

«К нам сегодня пришли гости. Они хотят посмотреть, чему вы научились и порадоваться за вас. Поздоровайтесь с ними и подарите им свои улыбки.»

Дети здороваются.

Положительная мотивация и настрой на урок.

Создание ситуации успеха, доверия.

Минутка чистописания

1)Работа с плакатом схемой.

2)Работа с монтессори-оборудованием (дощечки с выбитыми контурами букв).

3) Правило посадки на письме.

4) Проверка детьми работы друг у друга

«Начнем наш урок с чистописания. Ребята сегодня мы будем вспоминать, как красиво написать букву Б, б.»

«Но сначала, расскажите мне про звук, который обозначает эта буква. По плану.»

План ( в виде плаката схемы) на доске:

Гласный или Согласный

Твердый или Мягкий

Звонкий или Глухой.

«Молодцы!»

«Сейчас мы вспомним, как красиво написать эту букву. Вам в этом помогу я и наши волшебные таблички, которые лежат на партах.

Начнем с заглавной, или большой. Посмотрите, как это буду делать я.» Показываю написание под счет.

«Давайте потренируемся поставили пальчик на начало буквы в своих дощечках.»

«Теперь строчная, или маленькая. Посмотрите, как это буду делать я.» Показываю написание под счет.

«Давайте потренируемся поставили пальчик на начало буквы в своих дощечках.»

«Сейчас мы запишем буквы в тетради. Вспомним правила посадки.»

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу

Я друзья от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо,

Не согнусь

За работу я возьмусь.

«Поменялись тетрадями с соседом. Взяли в руки простые карандаши.

Выбрали самую лучшую букву, на ваш взгляд и обвели ее в кружок.»

Дети дают характеристику звуку «б».

Дети смотрят, как учитель пишет буквы. Ставят пальчик на дощечку и обводят.

Пишут буквы.

Следят за посадкой на письме.

Проверяют друг у друга написание букв.

Знания о звуках и буквах.

Закрепление алгоритма написания заглавной и строчной буквы.

Написание буквы в соответствии с эталоном.

Умение оценивать  работу товарища.

Формулировка темы урока.

«Дети мы сейчас поздоровались с нашими гостями, но не представились, не назвали свое имя. Давайте сделаем это сейчас необычным способом. Каждый выйдет к доске и напишет свое имя.» «Ребята с какой буквы вы написали свое имя? Правильно с большой. Какое мы знаем правило?»

«Скажите, пожалуйста, а у животных есть имена? У них клички. Кто помнит, с какой буквы пишутся клички животных? Правильно, с большой, или заглавной. Это и будет темой нашего занятия. Кто попытается сформулировать тему урока?»

Дети выходят к доске и записывают на доске свое имя.

Проговаривают правило, что имена людей пишутся с заглавной  буквы.

Определяют лексическое значение слова «кличка».

Вспоминают правило, что клички животных пишутся с заглавной буквы.

Формулируют тему урока.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено.

Умение формулировать цель, тему урока.

Актуализация знаний.

1)Чтение учителем стихотворения.

2)Загадывание загадки.

3) Работа с интерактивной доской.

“Я хочу прочитать вам стихотворение про «Большую (заглавную) букву»:

Большая буква ставится вначале,

Чтобы начало все замечали,

Имя и кличка пишется с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее.

Буква большая — совсем не пустяк,

В букве большой уважения знак.

Мы должны быть очень внимательны, чтобы большие буквы на нас не обижались.»

«Ребята, к нам сегодня в гости пришел герой сказки.  А как его зовут вы догадаетесь сами:

У отца был мальчик странный,

Симпатичный, деревянный,

И любил папаша сына –Шалунишку... (Буратино).

Ребята, Буратино просит научить его грамотно писать клички животных.»                              «Давайте вспомним животных из сказки про Буратино и их клички.»

 На слайде картинки: лиса Алиса, кот Базилио, черепаха Тортилла, собака Артемон. «Как кличка лисы? Как кличка кота? Как кличка черепахи? Как кличка собаки-пуделя?»

Следующий слайд: написаны названия и клички животных, надо сделать выбор, с какой буквы писать.                           «Пожалуйста, выберите буквы.»

Дети слушают стихотворение.

Слушают загадку. Отгадывают отгадку.

Развитие связной речи.

Развитие умения различать название и клички животных.

Развитие умения грамотно писать клички животных.

4)Письмо названий и кличек животных. Упражнение в выборе буквы.

Физминутка

«На следующий строчке. Данила пишет название первого и второго животного с маленькой буквы, а его кличку с большой, а Володя название третьего и четвертого животного с маленькой буквы, а его кличку с большой.

Подчеркните заглавную букву в кличках животных.»

Физминутка.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел,

Что бы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Дети списывают с печатного текста нужные слова. Подчеркивают заглавную букву.

Развитие умения списывать с печатного  текста без ошибок.

Развитие умения различать название и клички животных.

Упражнение в соотнесении животного и его клички.

Работа с интерактивной доской.

«Ребята, Буратино решил дать клички животным. Давайте подумаем, прав ли он?»  

На интерактивной доске появляется слайд:

Жили -были дед и баба,

С маленькую внучкой,

Кошку рыжую свою называли Жучка,

А еще у них была собака Буренка,

А коровушку свою кликали Муренка.

«Ребята вы согласны с Буратино?

Давайте вспомним, какие животные у него были?»

Выставляю карточки с названием животного на доске.

«Как он их назвал?»

 Напротив каждого животного ставлю карточку с кличкой.

«Исправьте ошибки, которые допустил Буратино.» Выходим по очереди к доске.

Читают текст. Делают проверку. Подбирают правильный вариант подбора кличек животных.

Развитие памяти, речи.

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

Письмо предложений.

Работа с деформированный предложением.

«Ребята Буратино в корзинке нес предложение, но вот беда, оно рассыпалось. Давайте поможем ему собрать слова в предложение.»

щенок, Бори, У, живет, Дружок.  

Ответ: У Бори живет щенок Дружок.

Теперь прочитайте предложение:

Мой дружок Боря ходит в школу.

«Почему в первом предложении слово «дружок» написано с большой буквы, а в другом с маленькой?»

«Приготовились писать предложения в тетради. Вспомнили правила посадки.»

Дети самостоятельно записывают предложения в тетрадь.

Дети составляют предложения из предложенной группы слов.

Дети списывают с печатного шрифта   письменными буквами.

Следят за посадкой на письме.

Развитие речи.

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи. Умение списывать предложение с доски без ошибок.

Самостоятельная работа.

«А сейчас мы с вами поиграем. Я вам раздаю карточки. Там записаны два столбика: в одном столбике даны названия животных, а в других их клички, надо соединить правильно.

Давайте проверим. Вова читай название первого животного, какую кличку ты ему подобрал?» И  т. д.

Дети самостоятельно выполняют работу. Проводят проверку и самопроверку.

Умение применять полученные знания на практике.

Умение работать самостоятельно.

Итог урока.

«О каком секрете (правиле) русского языка мы сегодня рассказали Буратино?»

«Оцените свою работу на уроке: если вы считаете, что все ответили и написали правильно на полях нарисуйте себе зеленый кружок, если вы делали пока еще ошибки в ответах и написании, нарисуйте себе синий кружок на полях.» «Буратино говорит Вам спасибо и до свидания!!!»

Дети выявляют, чему научились на уроке, анализируют свою работу на уроке.

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности



Предварительный просмотр:

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия по русскому языку

        «Заглавная буква в кличках животных»


                                                                                                                                         Учитель-дефектолог: Соснова Ольга Николаевна

Класс:

2 «В»

Тип занятия:

Закрепление изученного материала

Задачи:

Создать условия для закрепления навыка грамотного письма слов, обозначающих клички животных. Способствовать развитию речи, расширению словарного запаса, памяти, мышления учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • различать названия животных и их клички,
  • писать с заглавной буквы клички животных,
  • продолжать учить составлять предложения.

Личностные:

  • проявлять интерес к русскому языку,
  • осваивать роль ученика, на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками,
  • проявлять заботу о животных,
  • развивать грамотную речь.

Метапредметные:

  • учиться понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока,
  • осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • оценивать результаты своей работы и работы товарища (при работе в паре).

Форма проведения

Подгрупповая.

Основные понятия и термины:

Клички животных, имена людей, названия животных; звук, гласный, согласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой; заглавная, строчная буквы; слог, слово, предложение.

Оборудование:

Плакат-схема, монтессори -материал 2х видов (буквы В, в), изображение Буратино, презентация, интерактивная доска, обычная доска, мел, рабочие тетради, ручки, карандаши, карточки.

Этапы коррекционно-развивающего занятия

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный момент

К нам сегодня пришли гости. Они хотят посмотреть, чему вы научились и порадоваться за вас. Поздоровайтесь с ними и подарите им свои улыбки.

Здороваются с гостями, обмениваются улыбками.

2.Минутка чистописания

Предлагаю дать характеристику звуку.

Закрепление алгоритма написания заглавной и строчной буквы (на доске и монтессори -материалах). Напоминаю правила посадки. Предлагаю поменяться тетрадями, выбрать самую лучшую букву и обвести в кружок. 

Дети дают характеристику звуку. Смотрят, как учитель пишет буквы. Ставят пальчик на дощечку, обводят. Пишут буквы в тетради. Следят за посадкой на письме. Проверяют друг у друга написание букв.

3.Основная часть

1.Предлагаю написать свое имя. Вспомнить правило.

2.Помогаю сформулировать тему урока.

3.Чтение стихотворения «Про большую Букву».

4.Загадываю загадку. Вывешиваю на доску картинку-ответ.

5.Работа с интерактивным комплексом. Презентация.

6. Предлагаю выбрать нужную букву и записать в тетрадь.

Пишут свое имя. Проговаривают правило.

Формулируют тему урока.

Слушают, делают выводы.

Слушают загадку. Отгадывают отгадку.

Называют животных и их клички.

Пишут названия и клички животных. Упражняются в выборе буквы.

4. Физкультминутка

       Показываю.

Дети выполняют физкультминутку.

7.Работа с интерактивным комплексом. Задание-шутка.

8.Предлагаю работу с деформированным предложением.

Упражняются в соотнесении животного и его клички. Подбирают правильный вариант ответа.

Составляют предложение. Записывают его в тетрадь.

5. Закрепление изученного

Организую самостоятельную работу на карточках  с последующей проверкой и самопроверкой.

Выполняют задание на индивидуальных карточках. Проводят проверку и самопроверку.

6. Подведение итогов.

Предлагаю уточнить учебную задачу, оценить свою работу на занятии.

Уточняют, какой материал повторили. Оценивают свою работу на занятии.



Предварительный просмотр:

                               1 вариант

кошка                                                              Ряба

корова                                                             Кеша

собака                                                              Мурка

попугай                                                           Буренка

курочка                                                           Полкан

лошадь                                                            Жу-Жу  

пчела                                                               Игогошка                    

                                              2 вариант.

кошка                                                              Ряба

корова                                                             Кеша

собака                                                              Мурка

попугай                                                           Буренка

курочка                                                           Полкан

лошадь                                                            Жу-Жу  

пчела                                                               Игогошка                    


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

лиса (А,а)лиса черепаха (Т,т)ортилла кот (Б,б)азилио собака (А,а)ртемон

Слайд 3

Жили-были дед и баба, С маленькою внучкой, Кошку рыжую свою называли Жучка , А еще у них была собака Буренка , А коровушку свою кликали Муренка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Индивидуального коррекционно - развивающего логопедического занятия по теме: «Распространенное и нераспространенное предложение».

Урок проводился с учеником 2-го класса, обучающегося по АООП для детей с задержкой психического развития....

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по лексической теме: «День народного единства»

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по лексической теме: «День народного единства»Цель: формирование лексико-грамматических представлений и связной речи.Коррек...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по лексической теме: «День рождения Деда Мороза»

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по лексической теме:  «День рождения Деда Мороза»Цели:Коррекционно – образовательные:- уточнить и расширить словарь п...

План - Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме: «Дыхательная гимнастика»

План - Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по  теме: «Дыхательная гимнастика»...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности «Для слонёнка Сёмы. Постановка звука [С]» Старшая группа

Конспект подгрупповой  коррекционно-развивающей деятельности  «Для слонёнка Сёмы.  Постановка звука [С]» Старшая группа...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи Тема: «Это Осени рецепт...»

Субъект:  обучающиеся старшего дошкольного возраста  с ТНР  ( подготовительная к школе группа, возраст 6-7 лет).Цель:  создать условия для   обоб...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия с обучающимися с ЗПР в 1 классе (второго года обучения) по теме: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака"

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия с обучающимися с ЗПР в 1 классе (второго года обучения) по теме: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мяг...