Здоровьесберегающие технологии на уроке татарского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида для детей с ограниченными возможностями здоровья»
статья на тему

В данном докладе даются рекомендации по проведению физкультминуток. Физкультминутки часто сопровождаются видеороликами на русском языке,  прослушивания  звуков природы: журчанье  ручья, пение птиц, а также лечебной и успокаивающей музыки. Постепенно проводится изучение ритмичных татарских песен и использования их для отдыха учеников.

На уроках татарского языка используются физкультминутки в стихотворной форме на татарском языке. Даже подбор в кабинете комнатных цветов имеет для здоровья большое значение. В подборе дидактических материалов, презентаций, видеороликов и других методических пособий, нужно учитывать цвета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ванюшева З. И. учитель татарского языка и литературы

                                                      ГБОУ”Елабужская школа №7 для детей с        

                                                       ограниченными возможностями здоровья”

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. Материалы Всероссийской (заочной) научно-практической конференции (с международным участием) – Елабуга : Издательство ЕИКФУ, 2015. – 363 с.

Здоровьесберегающие технологии на уроке татарского языка в специальной   (коррекционной) школе  VIII вида с. 71 – 76 и сертификат за участие

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ  НА УРОКЕ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

        В специальной (коррекционной) школе VIII вида учатся дети с ограниченными возможностями. Они отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, лёгкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т.д.  Учителю приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих  технологий.

        Урок начинается с дыхательной гимнастики. Такая гимнастика очень хорошо мобилизует ребят на работу:

вдох        пауза      выдох

4 сек.       2 сек.       4 сек.

5 сек.       2 сек.        4 сек.

6 сек.       2 сек.        4 сек.

Уроки татарского языка  также начинаются с приветствия:

  • Исәнме, кояш!(Кулларын өскә күтәрәләр)
  • Исәнме, дөнья! (Кулларын як-якка сузалар)
  • Исәнме, дустым!(Бер-берсенә карыйлар)
  • Хәерле көн, укытучы апа.
  • Хәерле көн, укучылар.

Время начала физкультминутки выбирает учитель, когда значительная часть детей начинает утомляться. В течение урока проводится одна - две физкультминутки.

Физкультминутки на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности детей, препятствуют нарастанию утомления, повышают настроение воспитанников, снимают статистические мышечные нагрузки.

 Перерывы в течение урока проводятся с музыкальным сопровождением,  элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

Задачи проведения физкультминуток: уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы, активизация внимания детей и повышение способности к восприятию учебного материала.

Упражнения, которые выполняются впервые, показывает сначала учитель. На уроке татарского языка эти виды физкультминуток проводятся по-русски с подробным объяснением. Ниже приведен пример таких комплексных физкультурных   минуток.

Для улучшения мозгового кровообращения:

1.     Исходное  положение (и. п.) - сидя на стуле. - 1 - голову наклонить вправо; 2 -и.п.; 3 - голову наклонить влево; 4 - и.п.; 5 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 - и.п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

2.    И.п. - сидя, руки на поясе. 1- поворот головы направо; 2 и.п.; 3- поворот головы налево; 4. -и.п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.

Для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

1.     И.п. - стоя, руки на поясе. 1- правую руку вперед, левую вверх;

2 - переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3-4 раза. Темп средний.

2.     И.п. - сидя, руки вверх. 1- сжать кисти в кулак. 2- разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Для снятия напряжения с мышц туловища.

 И.п.- стойка, ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону; 4-6 - то же в другую сторону; 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

Упражнения для глаз.

          По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.

          Вот некоторые элементы этой гимнастики:

·        Сидя за партой, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

·        Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

·         Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.

·         Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.

·        Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.

·        Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.

        Имеется большой набор электронных физкультурных минуток для глаз.

Как элемент релаксации на уроке татарского языка для русскоязычных учащихся  в специальной (коррекционной) школе  проводятся прослушивания  звуков природы: журчанье  ручья, пение птиц, а также лечебной и успокаивающей музыки.

Физкультминутки часто сопровождаются видеороликами на русском языке. Любимые видеоролики учеников: “Барбарики”, “Лучшая утренняя зарядка”, “Розочка”, “Смешарики”, “Супер физкультминутка для урока” и другие.

Постепенно проводится изучение ритмичных татарских песен, таких как: “Матур уен”, “Ак калач”, “Яфрак бәйрәме”, “Дустым бар”, “Карусель”, “Әйлән-бәйлән”, “Төймә-төймә” и других игровых песен татарского народа.

На уроках татарского языка используются физкультминутки в стихотворной форме. Вот некоторые из них:

Ял итәргә туктадык.

  Җилкәләрне турайттык,

Тирән итеп суладык,

Башны як-якка бордык,

Чүгәләдек һәм тордык,

Югарыга үрелдек.

Соңыннан тынычланып

Дәресне дәвам итик.

       Кыш көнендә урамга

                                            Без чыгабыз уйнарга.

(Балалар йөри, туктыйлар)

Суык булгач бияләйне

Тиз киябез кулларга.

(кулларны сыпыралар)

Сикерәбез, йөгерәбез,

Таудан выжылдап шуабыз.

(сикерү, йөгерү, чаңгыда шуу)

Карыйбыз өскә-аска

Аннан уңга-сулга

Карыйбыз аннан кулга

(күзләр өскә-аска, уңга-сулга карый)

Суыктан туңган кулларны

Яңакларга куябыз.

Ә иртәгә укып чыккач,

(китап укыган шикелле кулны куялар)

Тагын шулай уйнарбыз.

Каждый учитель должен обращать внимание на следующие основные факторы: обстановка и гигиенические условия в классе, использование на уроках 4-7 видов деятельности, средняя продолжительность которых 7-10 минут, количество видов преподавания не боле трех, использование активных методов обучения на уроке.

Для оздоровительных целей важен подбор растений в кабинете. Желательно, чтобы в кабинете стояли такие растения как:  герань, которая очищает воздух, обладает свойствами антидепрессанта, повышает умственную и физическую активность; мирт, который снижает заболеваемость ОРВИ у детей; мята, устраняющая стрессы. Кактусы выделяют ионы, нейтрализующие вредное излучение телевизоров и компьютеров.

В подборе дидактических материалов, презентаций, видеороликов и других методических пособий, нужно учитывать цвета. Розовый цвет снимает возбуждение, действует успокаивающе, улучшает настроение, вызывает чувство умиротворённости. Созерцание зелёного снимает головную боль, помогает детям с нарушениями функций кровеносной системы. Жёлтый – тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение; коричневый – в сочетании с яркими цветами создаёт уют, без  сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию.  Белый цвет ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему. Чёрный – в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли.   Красный – возбуждает, раздражает; голубой -ухудшает настроение.

На уроках необходимо использовать элементы светотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.

На уроках татарского языка используется сенсорный круг, в качестве которого можно взять любой круглый предмет, например обруч или круглую вешалку для мелких вещей с прищепками. Этот круг прикрепляется кронштейном к стене около классной доски на высоте 2-3м. По его окружности привязываются разноцветные ленты. Их длина различна и зависит от роста учащихся. На концах ленточек прикреплены прищепки с колечками. В них – задания в виде капелек, снежинок и т.д. Учитель приглашает учащегося к доске для выполнения задания. Школьник тянется, открывает прищепку и берёт задание. Сенсорный круг способствует правильной осанки и стимулирует развитие спинных мышц.

Использование здоровьесберегающих технологий   играет  большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности в достижении целей и задач обучения, учит детей жить без стрессов.

Литература:

  1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе – М.:Книга,2006 – 319 с.
  2. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий – Журнал  «Начальная школа», 2005. – № 11. 75с.
  3.  Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.:Книга,

2007 – 300 с.

  1. Лёвина С.А. , Тукачёва С. И.   Физкультминутки. – Волгоград.:Книга, 2006 –  76с.
  2. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение и результаты работы по внедрению коррекционной технологии формирования предпосылок и элементов творческого воображения в театрализованных играх у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воображение является одной из универсальных способностей, присущих человеку. Оно тесно связано со всеми психическими процессами и личностью в целом. Эта связь взаимообусловленная. С одной сторон...

Коррекционно-образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель данной  программы - дать каждому учащемуся многогранное  и полифунк -циональное представление об окружающем мире путём создания условий для познания его предметов и явлений в совокупнос...

Разработка урока геометрии в VII классе коррекционно-развивающей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (VII вида) )

Разработка урока геометрии по теме "Медиана, биссектриса, высота треугольника" в VII классе коррекционно-развивающей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (VII вида)....

Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения

Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения школьниками учитель выбирает те или иные коррекционные упражнения для конкретного урока. Важно сочетать разные виды коррекцион...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда по преодолению общего недоразвития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

Материал обобщения опыта работы с детьми с ОВЗ. Чтобы работа была более эффективной нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Процесс подачи матер...