Применение и результаты работы по внедрению коррекционной технологии формирования предпосылок и элементов творческого воображения в театрализованных играх у детей с ограниченными возможностями здоровья.
материал по теме

Махотина Татьяна Владимировна

 

Воображение является одной из универсальных способностей, присущих человеку. Оно тесно связано со всеми психическими процессами и личностью в целом. Эта связь взаимообусловленная. С одной стороны, воображение зависит от уровня сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой – оно способствует развитию уникальных процессов, создавая основу для образных представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferenciya._d.d._2010..doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Бужаниновский специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Применение и результаты работы

 по внедрению коррекционной технологии

формирования предпосылок и элементов творческого воображения

 в театрализованных играх

у детей с ограниченными возможностями

 здоровья.

Подготовила  Махотина Т.В.

Март 2010год.


Применение и результаты работы по внедрению коррекционной технологии

формирования предпосылок и элементов творческого воображения

 в театрализованных играх у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воображение является одной из универсальных способностей, присущих человеку. Оно тесно связано со всеми психическими процессами и личностью в целом. Эта связь взаимообусловленная. С одной стороны, воображение зависит от уровня сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой – оно способствует развитию уникальных процессов, создавая основу для образных представлений.

Будучи самостоятельным психическим процессом, воображение оказывает влияние на все познавательные процессы и во многом зависит от потребностей, интересов и желаний личности, ее мотивов, эмоций и характера. Оно связано с реальной действительностью и зависит от социальной среды, методики обучения и воспитания, возраста, особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей.

С одной стороны, воображение возникает и развивается в процессе деятельности (игровой, учебной, изобразительной, трудовой и т.д.), с другой стороны оно является важным фактором деятельности в плане ее активации.

По степени контроля со стороны человека за собственными образами воображение разделяют на активное (произвольное) и пассивное (непроизвольное).

При пассивном воображении нет направленного оперирования образами, они возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. К разряду непроизвольных форм воображения относятся сновидения и галлюцинации.

При активном воображении образы всегда формируются сознательно с учетом поставленной цели. Активное воображение бывает воссоздающим и творческим. Воссоздающее направлено на создание образов, соответствующих преднамеренному описанию. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Этот вид воображения является базой всего процесса обучения, играет важную роль в коммуникации и усвоении социального опыта. Воображение, продуктом которого являются новые образы, называется творческим. Оно  определяет самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. В творческом комбинировании исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

С раннего возраста жизнь требует достаточного уровня развития воображения. Ребенок  должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, символов и знаков, быть готовыми к предвосхищению возможных изменений. Данное умение исключительно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, характеризующимися уплощенностью эмоций, низким уровнем развития произвольного воображения, несформированностью фантазийной мотивации.

Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и при рисовании, а также  в тех видах предметно-практической деятельности, где аномальный ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного воспитания и обучения.

Работа по развитию воображения должна представлять собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности и объема заданий, с учетом возраста, психофизического развития и индивидуальных особенностей ребенка.

В задачи таких занятий, входит, прежде всего, расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, «включение» всех анализаторов, развитие и активизация речи, обучение оперирования образами и представлениями. Важным условием раскрытия творческих способностей является создание общей атмосферы комфортности и увлеченности.

Данным  условиям отвечает коррекционная технология формирования предпосылок и элементов творческого воображения у детей с ограниченными возможностями здоровья в театрализованных играх.

Особенностью развития воображения у аномальных детей является отсутствие с возрастом  творческого роста. Воображение носит пролонгированный репродуктивный характер и зависит от свойственного данной категории детей отставания в психическом развитии, существенным компонентом которого является несформированность предпосылок творческой деятельности.

Коррекционная работа с использованием театрализованных игр призвана решить данную проблему, и, дает положительные результаты при соблюдении определенных технологических требований. Работа в данном направлении должна носить целенаправленный характер и быть организована в два этапа: пропедевтический (у воспитанников формируются в театрализованных играх предпосылки творческого воображения) и основной (активизируются самостоятельные творческие проявления ребенка).

Данная коррекционная технология включает в себя четыре направления, объединенных в один игровой комплекс. Этот комплекс состоит из театрализованных режиссерских, образно-ролевых игр и специальных игровых упражнений.

Первое направление коррекционной работы – формирование положительного мотивационно-потребностного компонента и интереса к творческой театрализованной деятельности.

На этом этапе важно обеспечить условия, способствующие проявлению интереса и желания детей участвовать в различных театрализовано-игровых формах:

  1. Материальные (оборудование, обстановка);
  2. Первоначальную ориентировку ребенка в новой для него деятельности;
  3. Расширение круга его представлений о театре, обогащение новыми впечатлениями, накопление опыта;
  4. Положительное отношение к творческой деятельности.

В моем случае, этот процесс начался даже без моего участия: это посещение разнообразных театрализованных постановок всем коллективом детского дома. Продолжался он уже в процессе работы кружка «Кукольный театр». Впоследствии, впечатления закреплялись на тематических беседах «Что такое театр?», «Кто такой режиссер? Кто работает в театре?», прослушивании и обсуждении аудиоспектаклей и постановок, использовании кукол и театрализованных игр при групповых занятиях.

Именно здесь закладывается основа для развития творческого воображения ребенка, залогом успешной работы является  накопление и обобщение жизненных впечатлений, наличие достаточного эмоционально-чувственного и художественного опыта.

Второе направление коррекционной работы ставит задачей обогащение эмоционально-чувственного, художественного опыта, совершенствование восприятия и представлений, развитие образного видения как основы для проявления творческого воображения у аномальных детей в условиях театрализованных игр.

На данном этапе важно расширить кругозор детей за счет увеличения объема информации: обеспечить усвоение содержания сюжетов сказок, действий персонажей, понимание характерных особенностей их образов; формировать целостное видение воображаемого сюжета и образа.

В обогащении художественного опыта  и формировании образного видения особую роль играют сказки, поскольку они расширяют представления ребенка о действительности, вводят в особый  и исключительный мир чувств, глубоких переживаний, эмоциональных открытий, фантазий. Для достижения данного результата знакомство с художественным произведением может осуществляться в различных вариантах: с развернутым драматизированным описанием; с показом иллюстраций и беседой, с использованием музыкальных иллюстраций. Формированию образного видения сюжета и персонажей способствуют серии игровых заданий под названием «Слышу-воображаю» и «Вижу – воображаю».

Задание 1. Угадай, кто это?

Цель: составить образ персонажа по детали костюма.

Детям предлагаются : названия знакомых сказок «Репка», «Теремок», «Красная шапочка»; карточки с изображением детали костюма персонажа этих сказок (косынка- внучки, хвост – мышки, ружье – охотника). Ребенок должен мысленно представить по детали костюма образ персонажа сказки и назвать его.

Задание 2. Узнай героя сказки.

Цель: определить образ персонажа по названным признакам.

Детям предлагается сочетание двух признаков, характеризующих героя сказки: большая, круглая – Репка; зеленая, мокрая – Жаба; черный, гладкий – Крот. Ребенок должен мысленно представить образ и назвать его.

Задание 3. Узнай эпизод сказки.

Цель: узнать и описать эпизод сказки по опорным словам.

Детям предлагается объединить слова, предложенные педагогом, и, представив мысленно эпизод сказки, пересказать его.

Задание 4. Сложи иллюстрацию к сказке из разрезных картинок.

Цель: составить целую картинку-эпизод сказки из отдельных частей иллюстрации, пересказать его.

Для того чтобы ребенок свободно проявлял себя в творчестве, он должен владеть элементарной техникой внешнего воплощения образа воображения, способами пластической и интонационной выразительности в театрально-игровой деятельности.  Это условие определяет содержание третьего направления коррекционной работы, основной целью которой является овладение в доступной форме элементами техники и средствами интонационно-пластической выразительности образов, сюжета, способствующих внешней передаче воображаемых образов в специально организованных играх.

На этом этапе воспитанники приобщаются в доступной форме к воплощению образа в образно-ролевых играх. Для этого используются серии заданий «Если бы я был актер», «Если бы я был режиссер», которые включают в себя как специальные упражнения по формированию предпосылок творческого воображения, так и различные виды театрализованных игр.

Ведущим механизмом образного ролевого творчества является перевоплощение. Коррекционной задачей на данном этапе является овладение  детьми с ограниченными возможностями здоровья элементами техники передачи образов, а так же формированию умения идентифицироваться, т.е. ставить себя на позицию персонажа, развивая тем самым знаково-символическую деятельность.

Сначала обучение может осуществляться посредством копирования, подражания действиям взрослого, затем – путем передачи внешних признаков поведения персонажа и типичных особенностей его характера и, наконец, посредством импровизации образа. К передаче образов персонажей в театрализованных играх  воспитанники подводятся постепенно: сначала формируется умение интонационно передавать образ, затем – овладение пластической выразительностью и только после этого передача целостного образа персонажа.

Серия «Если бы я был актер».

Задание 1. Театрализованная образно-ролевая игра по стихотворению «Телефон» К.И.Чуковского.

Цель: учить детей «входить» в воображаемую игровую ситуацию, включаться в коллективную драматизацию, передавать через интонацию образ персонажа, его характерные особенности, активизировать творческое воображение ребенка в исполнительстве.

Задание 2. Игра с воздушными шарами.

Цель: учить детей пантомимически передавать образ с опорой на физические ощущения «действую – чувствую – воображаю».

Детям раздают воздушные шарики, предлагается поиграть с ними, при этом обращается внимание на их легкость. Затем упражнение повторяется только с воображаемыми шариками.

Задание 3. Котик заболел, котик выздоровел.

Цель: учить детей невербально передавать разные эмоциональные состояния.

Детям сначала предлагается рассказ о девочке, у которой был веселый маленький котенок, но однажды он заболел, лежал грустный и не играл. Маленькая хозяйка лечила котенка, он поправился, стал веселым и опять стал играть с девочкой. Затем дети изображают котика печального и здорового, веселого.

Серия «Если бы я был режиссер».

На этом же этапе коррекционной работы дети учатся проявлять себя и в режиссерских   театрализованных играх на фланелеграфе, в настольном театре. В процессе обучения они овладевают способами организации и разыгрывания сюжета знакомой сказки.

Задание 1. Покажи знакомую сказку.

Цель: организовать режиссерскую  игру, учить подбирать модели персонажей к определенной сказке, создавать воображаемую ситуацию, адекватно использовать элементы «декораций», планировать последовательность сюжета знакомой сказки, интонационно передавать образ героя.

Детям предлагается стать «режиссером» и с помощью педагога расставить «декорации», разложить в логической последовательности сюжета персонажи, а затем разыграть сказку в «театре» на столе для детей- «зрителей».

Развитие комбинаторных способностей, обеспечивающих ребенку возможность создавать новые образы, является одним из факторов, способствующих включению механизмов творческого воображения. Это и определяет четвертое направление коррекционной работы – развитие комбинаторных способностей, овладение способами творческого действия в театрализованных играх.

На этом этапе работы активизация творческого воображения осуществляется путем создания установки на новые способы действия (найди, измени, придумай и т.д.) в театрализованных играх. Дети учатся менять сюжет по методу «фантастических гипотез» («что было бы, если …»), через «включение» в знакомый сюжет новых персонажей, через «оживление» предметов, растений и т.д.

Коррекционно-педагогическая работа на этом этапе может осуществляться в форме комплексных занятий, включающих как серии игровых творческих заданий, основанных на импровизации «вижу – действую – воображаю» и «вижу – чувствую – воображаю», так и организованных совместно с взрослым театрализованных игр (режиссерских и образно-ролевых).

Задание 1. Найди котенка.

Цель: учить создавать воображаемую ситуацию и невербальными действиями передавать ее содержание.

Детям предлагается поискать в группе исчезнувшего котенка (игрушку), найдя его, «накормить» молочком из миски. Затем выполнить задание с воображаемым котенком.

Задание 2. Придумай действие и оживи позу.

Цель: учить создавать образ по ассоциации с опорой на предмет и внешне выражать его невербальными действиями.

Детям предлагается свободно ходить с палкой по группе под музыку и по ее окончании остановиться в любой позе. По сигналу педагога ребенок «оживляет» позу и передает действиями с палкой образ, возникший в его воображении. Педагог отгадывает, кого изображает ребенок (палка-ружье, палка – коромысло, палка-пылесос, палка- хоккейная клюшка и т.д.).

Задание 3. Измени сказку.

Цель: формирование комбинаторных способностей детей с помощью метода «фантастических гипотез».

Ребенок совместно с педагогом инсценирует сказку «Красная шапочка» в настольном театре. В ходе режиссерской игры взрослый включает в сюжет персонаж из другой сказки: «И вдруг появилась лиса: «Ой, меня укусила оса!». Ребенку предлагается придумать: «Что может произойти в сказке, если Волк поможет Лисе?». Новый вариант сказки с помощью педагога разыгрывается всеми детьми в театрализованной образно-ролевой игре.

Важным моментом в формировании предпосылок творческого воображения у детей с ограниченными возможностями здоровья является взаимодействие с педагогом, определяющим пути этого процесса, который строится на основе сотворчества. Где все участники равны. При этом обучение строится таким образом, что доминирующее значение имеет самостоятельность ребенка и поощрение его даже незначительных проявлений в творчестве.

Данная технология применяется мной непосредственно на групповых занятиях и в организации игровой деятельности детей в свободное от занятий время, в течение года. Дети стоят сейчас на втором, третьем этапе работы. Продвижение идет медленно, вследствие известных нам психофизических особенностей  наших детей. Тем не менее, результаты работы уже видимы, их можно озвучить. Так, Илья Корольков стал более артистичным, большое внимание уделяет интонационной технике чтения, рассказа. Он наиболее увлечен игрой, быстрее проникается характерами персонажей, пусть не всегда верно, но самостоятельно пытается передать внутренний мир героев. К сожалению, часто увлекается, переигрывает, входит в состояние близкое к аффективному. Чаще стал предлагать детям ролевые игры, руководит ими в процессе игры.

Толя Лунгу, стал проявлять более яркие эмоции, развиваются заметные успехи в невербальной передаче эмоциональных состояний, заметна положительная динамика в развитии воображения.

Андрей Молодых, заметно улучшилась умение идентифицироваться с определенным персонажем, причем как в работе с педагогом, так и в самостоятельных играх. Ребенок стал более спокойным, эмоции  разнообразнее, мимика лица более живая.

Дима Трофимов, наиболее развитый из воспитанников, способен понимать характерные особенности  образов и копировать их, однако испытывает трудности в передаче обобщенных эмоциональных состояний образа.

Денис Ягудин, стал более спокойным, лучше контролирует свои эмоции, заметно улучшилась речь, мимические проявления, расширяется кругозор, обогащается эмоционально-чувственный опыт, хотя эмоции передает с трудом.

Таким образом, формирование предпосылок и элементов творческого воображения у детей с ограниченными возможностями здоровья, в общей системе коррекционной работы в условиях детского дома обеспечивает  возможность развития такой важной функции, как воображение.