конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР
план-конспект по теме

Ли Светлана Исуновна

Тема «Берёзка, берёзонька…»

Цели:

Коррекционно-образовательные : активизировать словарь , подбирать прилагательные к существительному; образовывать относительные прилагательные ; называть родственные слова; подбирать антонимы; находить в стихотворном тексте сравнения.                                                                  

Коррекционно-развивающие: развивать связную речь, зрительное и пространственное восприятие, слуховое внимание, память, координацию речи с движениями, мелкую моторику.                                           

Коррекционно-воспитательные: воспитывать уважение к родной природе, созерцать и понимать красоту берёзы, вызывать положительные эмоции при знакомстве с произведениями.

 

Материалы к занятию: иллюстрации, стойка для подвесных листьев,листочки берёзы (из бумаги), изделия из берёзы (кормушка, корзинка, кружка из бересты, березовый сок…), тексты стихотворений, компьютер, диск, цветные карандаши, картинки для раскрашивания.            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД28.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР

Тема «Берёзка, берёзонька…»

Цели:

Коррекционно-образовательные : активизировать словарь , подбирать прилагательные к существительному; образовывать относительные прилагательные ; называть родственные слова; подбирать антонимы; находить в стихотворном тексте сравнения.                                                                  

Коррекционно-развивающие: развивать связную речь, зрительное и пространственное восприятие, слуховое внимание, память, координацию речи с движениями, мелкую моторику.                                            

Коррекционно-воспитательные: воспитывать уважение к родной природе, созерцать и понимать красоту берёзы, вызывать положительные эмоции при знакомстве с произведениями.

Материалы к занятию: иллюстрации, стойка для подвесных листьев,листочки берёзы (из бумаги), изделия из берёзы (кормушка, корзинка, кружка из бересты, березовый сок…), тексты стихотворений, компьютер, диск, цветные карандаши, картинки для раскрашивания.            

                                           Ход занятия.

1. Организационный момент.                                                                                                  

1.1. Загадывание загадок о берёзе.                                                                                              

Логопед . Прослушайте загадки и отгадайте их.

А).Русская красавица стоит на поляне,                                                                                    

В зелёной кофточке, в белом сарафане.

 Б).Эта модница лесная часто свой наряд меняет:                                                            

В шубке белой- зимой, вся в серёжках – весной,                                                                    

Сарафан зелёный – летом, в день осенний – в плащ одета.                                        

Если ветер налетит, золотистый плащ шуршит.                      

В). Весной роняет слезы,…белая берёза.                                            

Логопед. Кто догадался, о чем будем говорить на занятии?                          

Сегодня мы будем говорить о красивом дереве – березе.                                                

Берёза – это лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями.    

Березу, смело, можно назвать символом России.                                                

Когда мы прилетаем на самолете из дальних стран, едем на поезде или машине, мы с радостью видим эти стройные деревья.                                                                                                              

1.2. Игровое упражнение « Слова-родственники».

Логопед.  Давайте повесим листья на нашу березку. Но сначала нужно подобрать слова-родственники к слову  «берёза».                                              

Дети.    Берёзка.

Логопед. А лист  не простой, на обратной стороне напечатано слово. Прочитаем слово. (Ребенок прочитывает слово, затем вешает лист на «дерево».                                                                                                                            

Логопед. Как на Руси ласково называли берёзку?                                                  

Дети.    Берёзонька. (Прочитывает слово и подвешивает лист)                                                                                                          

Логопед. Как называется место, где растут молодые берёзки?                          

Дети.    Березняк.   (аналогичное действие)                                                                                                    

Логопед. Если сок с берёзы , сок какой?                                                                    

Дети.      Берёзовый.                                                                                                    

Логопед. Какой гриб любит расти под берёзой?                                                            

Дети. Подберёзовик.                                                                                                        

Логопед. Как называется верхний слой коры берёзы?                                    

Дети. Береста.

1.3.Игровое упражнение «Похвалим березку».  (Подбор прилагательных)                            

Логопед . Если у берёзки ствол белый, то берёзка какая?                                

Дети. Белоствольная.                                                                                                          

Логопед . Если у берёзки ствол похож на белую ногу, то берёзка какая?   -

Дети. Белоногая.                                                                                                          

Логопед. Если берёзка похожа на красну девушку, то какими словами можно её описать .                                                                                                                      

Дети. Высокая. Стройная. Тонкая. Нарядная.

1.4. Игровое упражнение «Скажи наоборот».  (Подбор антонимов)                                      

Логопед.  Поиграем в игру «Скажи наоборот»                                                    

Логопед. Калина низкая, а берёза?                                                                                                    

Дети. Высокая.                                                                                                            

Логопед. Берёза молодая, а наоборот ?                                                                            

Дети. Старая.                                                                                                                                  

Логопед. У дуба ствол толстый, а у берёзы?                                                                              

Дети. Тонкий.                                                                                                                  

Логопед. Осенью берёзовый лист желтый, а весной?                                                    

Дети. Зеленый.                                                                                                                        

Логопед. У молодой берёзки кора нежная, а у старой?                                          

Дети. Грубая.                                                                    

2. Динамическая пауза.

Поставили ноги вместе(это «ствол»), руки вскинули над головой, ладони соединены(это «крона»). Тянемся вверх!                                                                                  

                                            Деревце.

Дует ветер нам в лицо:                (дети машут руками «к себе»)                                    

Закачалось деревцо.                    (руки вверх – наклоны)                                                                          

Ветерок все тише, тише…            (постепенно приседают)                                                                

Деревцо все выше, выше…         (медленно поднимают руки вверх)        

Руки подняли и помахали            —     это деревья в лесу.                                                                            

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.                                                      

Плавно руками помашем     —      это к нам листья летят.                                                          

Как они сядут, покажем:              крылья сложили  назад      

3. Чтение стихотворений детьми.

Логопед.   Сегодня на занятии будем слушать и разбирать стихотворения о берёзе, которые подготовили ребята.                                                                                              

1-й ребёнок читает стихотворение «Берёза». А .Прокофьев 

Люблю берёзку русскую,                                                                                                              

То светлую, то грустную,                                                                                                          

В белом сарафанчике,                                                                                                              

С платочками в карманчиках,                                                                                                  

С красивыми застежками,                                                                                                  

С зелеными сережками.                                                                                                            

Люблю ее , нарядную,                                                                                                              

Родную, ненаглядную,                                                                                                                

То яркую, кипучую,                                                                                                                              

То грустную, плакучую.                                                                                                                

Люблю берёзку русскую,                                                                                                            

Она всегда с подружками                                                                                                

Под ветром низко клонится                                                                                                            

И гнется – но не ломится!    

Логопед . Как поэт описывает берёзку?                                                                      

Дети. Белый сарафанчик, с платочками в кармашках, с красивыми застежками, зелеными сережками, яркая, светлая.                                                

Логопед. Одним словом –нарядная.                                                                                

Логопед. Какими словами передан характер березки?                                  

Дети. Грустная, кипучая, плакучая.  

2-й ребёнок. Чтение отрывка из народной песни «Берёзонька».                                                                              

Берёза моя, берёзонька,                                                                                                                

Берёза моя белая,                                                                                                                        

Берёза кудрявая!                                                                                                                          

Стоишь ты , берёзонька,                                                                                                            

Посередь долинушки;                                                                                                      

На тебе ,берёзонька,                                                                                                      

Листья зелёные;                                                                                                                

Под тобой, берёзонька,                                                                                                          

Трава шелковая;                                                                                                                    

Близ тебя,берёзонька,                                                                                                          

Красны девушки                                                                                                                      

Венки плетут.

Логопед. В каком образе предстает берёза?                                                        

Дети. Белая, кудрявая, листья зелёные).                                                                  

Логопед.Как народ ласково называет берёзу?                                                

Дети.Берёзонька.

3-й ребёнок. Стихотворение «Берёза»                       С.Есенин             

Белая берёза                                                                                                                                  

Под моим окном                                                                                                                  

Принакрылась снегом,                                                                                                            

Точно серебром.                                                                                                                              

На пушистых ветках                                                                                                            

Снежною каймой                                                                                                                      

Распустились кисти                                                                                                                  

Белой бахромой.      

И стоит берёза                                                                                                                              

В сонной тишине,                                                                                                                      

И горят снежинки                                                                                                                      

В золотом огне.                                                                                                                                  

А заря, лениво,                                                                                                                              

Обходя кругом,                                                                                                                              

Обсыпает ветки                                                                                                                          

Новым серебром.                                                                                                                                  

Логопед. В какое время года описывает поэт С.Есенин берёзу? Как украшена берёза?                                                                                                                                              

Дети. Поэт описывает зимнюю берёзу. Берёза украшена снежинками.

 4-й ребёнок. Берёза.              И.Токмакова                                                                                                          

Если б дали берёзе расческу,                                                                                      

Изменила б берёзка прическу.                                                                                                

В речку, как в зеркало ,глядя,                                                                                                  

Расческа в кудрявые пряди.                                                                                                                  

И вошло б у нее в привычку                                                                                                        

По утрам заплетать косичку.                                                                                                                          

Логопед.   С кем можно сравнить березку в этом стихотворении?                        

Дети. С веселой, озорной девочкой.

4.  « Украсим берёзку» .                                                                                                  

Логопед  детям раздаёт картинки и цветные карандаши.                                  

Логопед.   Дорисуйте  листочки на берёзке так, чтобы ваша берёзка была нарядная, красивая.  

В это время звучит песня о берёзке (диск на компьютере).    

5. Игровое упражнение «Из чего сделаны?»     

Ребята, посмотрите, где стоит ветка березы?

Дети. В кружке.

Логопед. Кружка сделана из бересты. Кружка какая?                      

Дети. Берестяная.

Логопед. Что стоит на столе?

Дети. Кормушка.

Логопед. Кормушка сделана из ветки березы. Кормушка какая?

Дети. Березовая.

Логопед. Ребята, а что это в банке? (достает банку с соком из корзины).

Дети. Кажется сок.

Логопед . Правильно, это сок из березы. Сок какой?

Дети.  Березовый сок .

Логопед. После занятия мы попробуем березовый сок.

6. Итог занятия.

Рефлексия.  Логопед. Что понравилось на занятии? Почему.                                        

Дети дают свои ответы.                                                                                                                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме "Транспорт": "Как купить машину".

Конспект занятия  по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи  в подготовительной группе для детей с ОНР по...

НОД по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема:Пересказ рассказа И.Соколова-Микитова "В берлоге"

Тема: Пересказ рассказа И.Соколова-Микитова "В берлоге".Задачи:1.  Учить пересказывать рассказ по составленному логопедом плану.2.   Развивать внимание, память.3.  Обогащать...

Логопедическое занятие по развитию связной речи в подготовительной группе. Тема: «Доброта, отзывчивость, честность»

Коррекция связной речи, развитие слухового внимания, фонематических процессов, формировать умение самостоятельно строить свои высказывания, фразу, согласовывая слова в предложении....

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».

Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель». Старшаяя...

Конспект открытого занятия по коррекции лексико – грамматического строя языка и развитию связной речи с детьми с ОНР III уровня II года обучения Тема: Сказочный вернисаж

Конспектоткрытого занятия по коррекции лексико – грамматического строя языка и развитию связной речи с детьми с ОНРIII уровня II года обучения Тема:     Сказочный верниса...

КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»

КОНСПЕКТ НОДПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКАИ РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»...

Конспект логопедического занятия по развитию устной связной речи в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Вода на Земле»

Конспект  логопедического занятия по развитию устной связной речи в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Вода на Земле»Цель: развитие связной речи...