"Как преодолеть трудности в обучении чтению"
консультация на тему

Овчинникова Ольга Анатольевна

"Как преодолеть трудности в обучении чтению"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_preodolet_trudnosti_v_obuchenii_chteniyu.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Как преодолеть трудности в обучении чтению

Рассмотрим, как последовательно формируются навыки чтения:

  • сначала необходимо запомнить образ буквы и сопоставить его со звуком;
  • затем научиться слиянию звуков в слоги;
  • а потом слогов в слова.

 Далее наступает новый этап, который доставляет немало волнений маленьким читателям – проверка техники чтения.

Сформированность техники чтения оценивается по следующим показателям:

  • объем прочитанного;
  • скорость (беглость) чтения;
  • правильность чтения;
  • осмысление.

Что такое навык чтения?

Основные характеристики процесса чтения.

Навык чтения включает в себя два компонента: техническая сторона чтения и смысловая.

В техническую сторону чтения входят следующие компоненты:

  • способ чтения;
  • темп (скорость) чтения;
  • динамика (увеличение) скорости чтения;
  • правильность чтения.

В смысловую сторону чтения входят:

  • выразительность;
  • понимание прочитанного.

Слоговой способ чтения

Детям трудно быть внимательными и последовательными, поэтому они часто пропускают слоги, переставляют буквы, «перескакивают» через строчку. Таким детям необходимы помощники, которые помогают взору последовательно двигаться слева направо, сверху вниз.

На этапе послогового чтения хорошо использовать чтение с «окошечком» (лист бумаги 10*15 см. В центре прямоугольника вырезается отверстие, по высоте равное ширине строки, а по длине соответствующее размеру слога, примерно на 3 – 4 буквы).

На этапе овладения послоговым чтением – использовать занятия 1 – 10. Эти занятия, направленные на формирование навыка слогослияния, включают в себя не только упражнения на автоматизацию послогового чтения, но и на развитие мыслительной деятельности, самоконтроля, положительной мотивации, что составляет личную сферу ребенка.

Чтение по слогам и целым словам (занятия 11 – 20)

Задания:

  • отыскать короткие и часто встречающиеся слова;
  • поиск, связанный со смысловыми значениями слов (например, прочитай слова и найди среди них названия овощей; правда ли, что четвертое по счету слово обозначает время года?).

От чтения отдельных слов к чтению словосочетаний. При чтении словосочетаний ребенок должен не только правильно прочитать, понять прочитанное, но и осмыслить лексическую связь между словами, которая осуществляется через окончания слов.

Для формирования этого навыка предлагаются специальные упражнения, в которых встречаются слова с пропущенными окончаниями. Задача ребенка – дописать окончание, опираясь на второе слово. Например: хмур… небо.

Эти упражнения помимо лексического чутья формируют у ребенка антиципацию, он угадывает окончание до того, как его прочитал.

Затем переходим к чтению предложений – это будут маленькие скороговорки и чистоговорки.

Если ребенок читает слово дважды, т.е. двойным способом, нужно использовать окошечко с прорезью справа.

слева                справа         

Трудности и помехи, тормозящие скорости чтения.

        

Существует 7 основных причин, тормозящих скорость чтения:

  • природный темп деятельности;
  • регрессии;
  • отсутствие антиципации;
  • артикуляция;
  • малое поле зрения;
  • уровень организации внимания;
  • уровень развития памяти.

Природный темп деятельности

Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Это количество операций, действий, движений, которые выполняет человек за единицу времени. Таким образом, темп является врожденным и определяет, насколько быстро человек работает, запоминает, рассматривает, представляет, и, конечно, читает.

Теппинг – тест для определения темпа деятельности.

  • размер квадратов 4*4 см;
  • рука должна быть на весу;
  • постучать карандашом по квадратам, заполняя квадрат просто точками;
  • на каждый квадрат – 5 секунд.

Подсчитайте среднее количество точек для шести квадратов (для этого сложите количество точек в каждом квадрате и разделите на шесть).

Результаты:

  • 16 точек и меньше – ребенок склонен выполнять любые задания в медленном темпе; та скорость, с которой он читает, является для него нормальной (если способ чтения – целым словом). Заставлять его читать быстрее – значит травмировать психику ребенка, создавать для него стрессовую ситуацию.
  • 16 – 20 точек – нормальный средний темп работы.
  • 20 точек и больше – ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе.

Регрессии

Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток – самый распространенный.

Антиципация

- предвосхищение – смысловая догадка -

(для чтения даются тексты, в словах которых пропущены окончания)

Упражнение, в котором пропущенное слово подсказывается несколькими буквами, однозначно его определяющими:

_аз_оц_ет_ые          ко_аб_ик_ .

или

_а_е_ _к_ _         девочка бежала по песчаной дорожке.

Развивает словесно-логическую память

Если тексты с пропущенными буквами вызывают у ребенка большие трудности, можно использовать прием с «решеткой»

Вертикальные столбцы шириной 0,5 и отверстиями в 12 см.

Общий размер решетки должен быть с печатный лист.

Использовать такое чтение по 15 – 20 минут ежедневно.

Нельзя подгонять ребенка, настаивать на увеличении скорости чтения.

Артикуляция

- недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата. Дать прочитать текст вслух и про себя (за 30 секунд); количество слов подсчитать.

Для работы над артикуляцией использовать упражнения с рифмой и ритмом.

  • артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных. Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата;

а о у ы и э …

з – с – ж; ш – ж – с; …

ба – бя; …

  • чтение чистоговорок;
  • чтение скороговорок;
  • чтение скороговорок в темпе.

Малое поле зрения

Глаза человека при чтении находятся только в одном из двух состояний: фиксации (остановка) или смене точек фиксации (движение).

Цифровые таблицы

Взгляд зафиксирован в центре

Можно использовать таблицу с буквами.

1

7

22

3

15

16

11

5

10

20

4

23

2

17

9

18

13

24

21

14

6

19

8

12

Уровень организации внимания

Вычеркивать – обводить в кружок – подчеркивать какие-то заданные буквы.

Можно использовать газетную или журнальную страницу.

За 5 минут ребенок должен просмотреть 400 и более знаков.

Упражнение:

Переписать без ошибок следующие строчки:

  1. аммадама реберге ассамаса исклалла ессанессас деталлата
  2. еналсстаде еналдслат етальтаррс усокгата лиммодора клатимор
  3. ретабрерта норасотанна дебаруга каллихарра филлитадерра
  4. груммопд
  5. ватерпроофетта серафиннетастоле еммаседатонов
  6. грасембладовунт
  7. гродераствератона хлерофонимата даррисватенорра
  8. лайоносандера
  9. минаспритаматопентали телигрантоллиадзе
  10. мазовратонилотозакон
  11. мусерлонгринавуптимонатолигр афунитаре
  12. адселаногривантебюдарочан
  13. бермотинавучигтодебшожануйм стенатурепвадиолюзглничевян
  14. остимаре

Упражнение:

«Найди спрятанное слово»

Среди буквенного текста спрятаны слова. Ребенок должен найти их и записать (подчеркнуть)

бсолнцеитранствстол

Память

Развитие речи

Упражнения для развития фонематического слуха

  • назови слова на заданный звук;
  • назови слова, которые заканчиваются на звук;
  • назови слова, в середине которых есть звук;
  • назови все звуки по порядку в слове ____________________;
  • чтение только второй половины слова (чтение, только, трава) (можно давать читать целые тексты);
  • «пропавшие слова» (в предложении потерялись слова) – например – Тишина царит в дремучем _______________ .

Упражнения для развития словарного запаса:

  • какое слово лишнее, не подходит к другим словам? – грустный, печальный, унылый, глубокий, храбрый, звонкий, смелый, отважный.
  • «слова – неприятели» - скажи наоборот:

холодный

тупой

поднять

зима

низко

чистый

мокрый

враг

день

завтра

редко

толстый

светлый

проиграть

весна

близко

радостно

медленно

утро

рано

старший

  • «один – много» (и наоборот).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности при обучении чтению на английском языке и способы их преодоления

В данной работе рассматриваются возможные трудности при обучении чтению на английском языке на начальном этапе и приводится ряд приемов по их устранению. Рассмотрение данной проблеиы происходит на баз...

Работа с учащимися, испытывающими трудности при обучении чтению.

Выступление на методическом оъединении учителей начальных классов школы 8 вида: "Работа с учащимися, испытывающими трудности при обучении чтению"  ....

Трудности в обучении чтению на английском языке

В данной работе рассмотрены основные вопросы по обучению чтению на уроках английского языка...

Как преодолеть трудности в обучении детей

Младший подросток впервые встречается со множеством неизвестных для него трудностей. От нас – педагогов и родителей – зависит, насколько быстро и успешно ребенок сможет с этими трудностями справиться....

Как преодолеть трудности удалённого обучения?

Удалённое образование в условиях распространения коронавирусаCOVID-19 становится повседневной реальностью для многих учителей и учащихся. Даже те преподаватели, школы и ученики, которые имеют опр...

Как помочь ребёнку преодолеть трудности в обучении русскому языку? (подсказки для учителей)

В  данном пособии предлагаются классификация речевых нарушений, памятка для учителей – Что должно насторожить учителя в устной и письменной речи учеников? , рекомендации учителям при наличи...