Растём. Развиваемся. Радуемся.
рабочая программа на тему

Сахабудинова Н.Г.

Рабочая программа для психокоррекции детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_rrr.docx42.66 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Колледж малого бизнеса № 4»

Дубининская улица, д. 25, стр. 1, Москва,115054

Телефон: (499) 235-52-94 Факс: (499) 235-52-94 E-mail: spo-4@edu.mos.ru http://www.kmb-4.mskobr.ru

ОКПО 75587448, ОГРН 1057705001970, ИНН / КПП 7705513678 / 770501001

Рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий

« РРР – Растём. Развиваемся. Радуемся»

2017

Пояснительная записка

        Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий « РРР – Растём. Развиваемся. Радуемся» предназначена для обучающихся 3 класса (обучающиеся с задержкой психического развития) Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012)

Общая характеристика учебного курса

Особенность данной рабочей программы заключается в том, что она модифицирована через формы занятий, методы и приемы обучения и объем изучаемого материала, для обучения учащихся 3 класса (обучающиеся с задержкой психического развития).  

Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчёркивается, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья».

        В последние годы наблюдается рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.

У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются трудности в обучении и поведении вследствие микроорганических нарушений головного мозга, социально-педагогической запущенности и психосоматических нарушений.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем, нарушения внимания и памяти, зрительно-моторной координации. Все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование) недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.  Наряду с указанными особенностями психических процессов у детей с задержкой психического развития отмечаются недостатки речевого развития, нарушения эмоционально-волевой сферы, эмоциональная незрелость.

Цель программы – развитие личности ребенка, в частности его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности.

 Задачи:

  1. развитие у обучающихся  психических процессов: внимание, память, мышление, речь, восприятие, воображение;
  2. развитие мыслительных операций: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
  3. развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков;
  4. развитие чувства сплоченности, ответственности друг за друга, формирование опыта нравственного поведения;
  5. развитие самостоятельности, самоконтроля, саморегуляции;
  6. коррекция отклоняющегося поведения.


При организации коррекционно-развивающих занятий учитываются следующие принципы :

  • Принцип системности. Развитие ребенка - процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.
  • Принцип соответствия возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.
  • Принцип адекватности требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном “подтягивании” дефицитарных функций.
  • Принцип постепенности и системности, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
  • Принцип коммуникативности. Обучение организуется в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним.
  • Принцип наглядности. Обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучающимися.
  • Принцип развивающего обучения. Учет зоны ближайшего развития.
  • Принцип единства диагностики и коррекции. Коррекция проводится на основе результатов проведённой диагностики.
  • Принцип учета соотношений первичного нарушения и вторичных отклонений в развитии ребёнка.

Описание места учебного курса в учебном плане

         На проведение коррекционно-развивающих занятий в 3 классе (обучающиеся с задержкой психического развития) отводится 2 часа в неделю   (34 учебные недели, 68 часов).

Содержание учебного  курса

№ занятия

Тема занятия

Дата занятия

Примечание

Диагностическое занятие.  Тесты на определение школьной тревожности, САН.

Развитие рефлексивных действий. График настроения. Эмоции, чувства. Игра «Угадай причину».

Развитие рефлексивных действий. График настроения. Эмоции, чувства. Игра «Рассмешите клоуна».

Обучение приемам организации учебной деятельности. Сходство, различие.

Анализ приемов, помогающих учиться. Игровой тренинг «Вижу, слышу, ощущаю»

Развитие контрольно-оценочных действий. Аналитическая беседа.

Развитие связной речи. Формирование контрольно-оценочных действий

Развитие связной речи. Формирование контрольно-оценочных действий

Формирование умения строить суждения на основе наблюдений.

Формирование умения строить суждения на основе наблюдений.

Эвристическая беседа. Игра «Причина-следствие»

Обучение способам развития различных видов памяти. Игра «Что изменилось?».

Актуализация и применение различных приемов развития памяти.

Актуализация и применение различных приемов развития памяти.

Обучению умению определять понятия. Классификация. Упражнение «Широкое-узкое».

Овладение алгоритмом определения понятий.

Упражнения в подборе видовых признаков.

Обучение построению суждения.

Определение понятия с несколькими видовыми признаками.

Обучение построению умозаключений.

Проблемные вопросы. Игра «Доказательство цепочкой»

Обучение приемам преобразования задач. Упражнения в решении открытых задач.

Развитие действий логического анализа и обобщения. Сказка «Как съесть слона».

Развитие связной письменной речи. Исправление деформированного текста.

Диагностика отношений обучающихся к учебной деятельности.

Преодоление учебной тревожности.

Знакомство с приемами построения доклада.  Правила составления интересного доклада.

Развитие связной монологической речи. Диалог.

Преодоление тревожности при монологическом выступлении. Деловая игра.

Развитие невербальных средств общения. Упражнение «Поводырь»

Развитие невербальных средств общения. Упражнение «Пойми меня».

Формирование адекватной самооценки.

Знакомство с понятием «психологический портрет».

Развитие навыков доброжелательного отношения со сверстниками.

Диагностика межличностных отношений.

Социометрия. Решение ситуаций.

Обучение правилам поведения со взрослыми. Анкетирование.

Диагностика межличностных отношений в семье. Методика «Кинетический рисунок семьи».

Формирование рефлексивно-контрольных умений. Тест на изучение общей самооценки.

Решение возможных трудных ситуаций.

Систематизация знаний об организации рабочего времени.

Закрепление навыков целеполагания и планирования.

Развитие контрольно-оценочных действий.

Знакомство с приемами релаксации. Обучение приемам организации отдыха. Методика «Пчелиный рой».

Развитие устойчивости внимания. (Упражнения «Корректоры» С.А.Шмаков, «Кто за кем?»)

Развитие устойчивости внимания. (Упражнения «Корректоры» С.А.Шмаков,  «Зигзаг на доске»)

Развитие умения распределять внимание. (Упражнения С.А.Шмаков «Найди смысл», «Считай правильно»)

Развитие умения распределять внимание. (Упражнения С.А.Шмаков  «Знаковый тест»)

Развитие произвольного внимания. Игра «Слухачи».

Развитие произвольного внимания. Игра «Пишущая машинка».

Исследование зрительной, слуховой, логической памяти. (Методики «Запомни фигуры», «Запомни слова», «Запомни числа»).

Развитие зрительной памяти (Методика «Запомни фигуры, картинки»).

Развитие слуховой памяти. Запоминание слов и чисел.

Воспроизведение текста. Мнемический ряд.

Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов.

Развитие восприятия пространства. Упражнения: «Угадай,  кого загадали».

Развитие восприятия времени. Упражнения: «Лови, бросай, дни недели называй». Заучивание стихотворений,  скороговорок, пословиц.

Развитие восприятия времени. Упражнения:  «Какой месяц спрятался?». Заучивание стихотворений,  скороговорок, пословиц.

Развитие восприятия формы и цвета. (Игра «Радуга: кокой цвет потерялся?», «Геометрические тела»)

Развитие восприятия формы и цвета. (Игра  «Что общего между геометрическими фигурами?»).  

Диагностика развития восприятия пространства, времени, цвета, формы.

Диагностика моторной деятельности.

Исследование движений пальцев и кистей рук, пластичности. («Теневой театр»)

Исследование движений пальцев и кистей рук, пластичности. (упражнения «Обведи»)

Оценка способности отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. (Упражнения «Радость, печаль»)

Игра-упражнение «Я есть»

Заключительная диагностика


Описание материально-технического обеспечения

 образовательного процесса

       

      Учебно-методическое обеспечение для учителя:

  1. Методическое пособие «Я учусь учиться»: Психологический курс развивающих занятий для младших школьников / Т.Н.Князева. – М.:АРКТИ, 2009
  2.  Как преодолеть трудности в обучении детей/ Авт.-сост. А.Ф.Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: Издательство «Ось-89», 2009
  3. Программа по коррекции поведения, ЭВС, общения с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии /Иванова Е.И.- М.,2011
  4. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия.-М.:АРКТИ, 2008
  5. Тропинка к своему Я/ Авт.-сост. О.В. Хухлаева. -  М.: Генезис, 2008
  6. Логика, речь, моторика, творческие способности. Игровые обучающие занятия с детьми /Л.В. Мищенкова. – Ярославль: Академия развития, 2009 Интеллектуальный марафон: 1-4 классы /Т.Н.Максимова. – М.:ВАКО, 2009

Технические средства обучения

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления  таблиц. 
  • Магнитная доска. 
  • Персональный компьютер с принтером. 
  • Аудио/видеомагнитофон.
  • CD/DVD-проигрыватели.
  • Телевизор с диагональю не менее 72 см.
  • Интерактивная доска.
  • CD-диски «Звуки природы», «Водная стихия»

Список используемой литературы

  1. Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". -М: ГЕНЕЗИС, 2009
  2. Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2008 г.
  3. Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". -М.: Цитадель, 2009.
  4. Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.
  5. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 2007.
  6. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2008.
  7. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2009.
  8. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
  9. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2007.
  10. Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "aCT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.
  11. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 2007.
  12. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 2008 г.
  13. Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2009.
  14. Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия". - ПИТЕР, 2009 г.
  15. Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 2008.  
  16. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" - М.: 2007
  17. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИТЕР, 2007.
  18. Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ГЕНЕЗИС, 2007 г.
  19. Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2008
  20. Фопель К. "Как научить детей сотрудничать" - М.: ГЕНЕЗИС, 2009.

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

  1. Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php
  2. "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru
  3. "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti
  4. "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru
  5. Презентации на сайте: http://www.danilova.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы растём патриотами!

  23 февраля – день Защитника Отечества. В этот день мы поздравляем мужскую половину населения нашей страны. Тех, кто уже служил в армии и тех, кто ещё только собирается встать на за...

растём здоровыми

статья об использовании туристской деятельности для всестороннего развития личности...

Помните, что ВЫ существуете В ШКОЛЕ ради ребенка, а не он ради ВАС.

Есть многое "НЕЛЬЗЯ" для учителя, то что провоцирует все невзгоды на уроке: 1. Что бы урок был скучным; 2. Быть неготовым к уроку; 3. Весь урок сидеть в "кресл...

Презентация "Не ради славы, а ради жизни на земле"

Презентация "Не ради славы, а ради жизни на земле"...

СПОРТИВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК, ИНФОРМ-ДАЙДЖЕСТ «РАДИ КРАСОТЫ В СПОРТЕ, РОДИНЫ СВОЕЙ РАДИ …»

                        Данная разработка может быть использована на внеурочных занятиях, при проведении внекласных мероприятий, пред...

Современные тенденции развития общества: жизнь ради других или жизнь ради себя»

В эпоху политической и экономической нестабильности всё больше людей пересматривают свои жизненные приоритеты, отказываются от навязанных обществом материальных ценностей. В каждые времена есть свои и...