Главные вкладки

    Консультации для педагогов по работе с родителями, педагогами
    консультация на тему

    Майорова Ольга Ивановна

    Актуальная проблема о взаимоотношениях учащихся в классе, в школе .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol_i_mesto_klassnogo_rukovoditelya_trudnye.docx18.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Роль и место классного руководителя (воспитателя) в профилактике

     Понятия "дезадаптированные дети" и "дети с отклоняющимся (девиантным) поведением" имеют социальный, или скорее социально-психологический, оттенок и характеризуют данную категорию детей с позиции социальной нормы, а точнее - несоответствия ей. Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются их агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т.д. Поэтому такие дети нуждаются в корректировке их социального функционирования и поведения, или шире - процесса их социализации. То есть главная цель при таком подходе - приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.

    Классный руководитель (воспитатель) в процессе воспитательной деятельности выявляет детей группы риска, при помощи специалистов образовательного учреждения (психолого, социальный педагог) проводит диагностику их проблем, разрабатывают и реализуют программы индивидуально-групповой работы и обеспечивает условия их реализации.

    Эти функциональные направления деятельности классного руководителя обусловливают необходимые этапы и составляющие социально-педагогической технологии.

    Формирование банка данных детей и подростков группы риска.

    Данная функция выделяется как ключевая, так как позволяет организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних.
    Создание целостного банка данных осуществляется совместно с инспекторами отделов предупреждения правонарушений несовершеннолетних, участковыми инспекторами органов внутренних дел, с представителями органов опеки и попечительства управления образования, социальной защиты, здравоохранения и комиссии по делам несовершеннолетних.
    В целостный банк данных включаются сведения о проживающих на микроучастке образовательного учреждения (как обучающихся в нем, так и не обучающихся) детях и подростках;
    *из семей, находящихся в социально опасном положении;
    *безнадзорных или беспризорных;
    *занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
    *содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
    *употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо одурманивающие вещества;
    *совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
    *совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
    *освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
    *не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанно¬го с психическим расстройством;

    *обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
    *получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
    *состоящих на учете в отделе профилактики правонарушений несовершеннолетних;
    *состоящих на внутришкольном учете;
    *состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.

    При формировании банка данных уточняются следующие показатели:
    *Каковы основания постановки на учет;
    * Какие структуры работают с подростком;
    *  Какая работа проводится для разрешения проблемы;
    *что еще можно предпринять для разрешения данной проблемы; нет ли детей, которые имеют основания, но на учет не поставлены.

    Формируя банк данных, необходимо соблюдать принципы
    конфиденциальности и тайны ребенка, информацией пользуется только для служебных целей. Осуществляя сбор данных, необходимо дифференцировать проблематику детей и молодежи, ситуаций, в которых они оказались, и тем самым осваивает необходимый элемент профессиональной адаптации - эмоциональное принятие и переживание детских проблем.

    Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении.

    Групповые программы разрабатываются для решения проблем -определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики.
    Общественные программы разрабатываются для решения проблем, присущих нескольким группам или части школьного коллектива, и включаются в общешкольную программу.

    Индивидуальные, групповые и общественные программы разрабатываются с привлечением представителей всех необходимых для разрешения проблемы служб, ведомств, административных органов.

    Все разрабатываемые программы должны отвечать следующим характеристикам:
    * целесообразности методов, форм и средств социально-педагогической деятельности, в том числе и целесообразности привлечения различных служб, ведомств и административных органов; прогнозируемости;
    *измеряемость ожидаемых результатов.

    Проекты индивидуальных, групповых программ экспертируются и рецензируются социально-психологической службой, научными консультантами и выносятся на обсуждение методического совета или педагогического совета образовательного учреждения.

    Классный руководитель (воспитатель) образовательного учреждения может обеспечить в школе:
    *профилактику опасных для здоровья детей зависимостей (алкогольной, наркотической, токсической);
    * оказание индивидуальной конфиденциальной помощи и сопровождения детям, уже имеющим проблемы с данными зависимостями.
    *Разработка схем организации контактов с детьми и родителями.

    Организация положительных устойчивых контактов социального педагога с потенциальными клиентами - несовершеннолетними и их родителями - заключается:

    *в установлении доверительно-уважительного тона отношений с несовершеннолетними в условиях учреждения, адекватного отношения к их проблемам и возможным трудностям;
    *в донесении до потенциального клиента - ребенка, родителя - значимости для преодоления возможных опасных зависимостей как позитивных возможностей самого ребенка, так и профессиональной помощи социального педагога, гарантирующей конфиденциальность и тайну обращения;
    *в налаживании обратной связи со средой несовершеннолетних и их ближайшим окружением (педагогами, родителями и др.) путем разнообразных опросов, анкет, интервью, не регламентированного общения с несовершеннолетними.
    В условиях контакта наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, сам факт его установлен приносит им интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение

    Основными принципами организации контакта должны вы ступать:
    * эмоциональное и интеллектуальное сопереживание;
    *заинтересованность;
    *содействие;
    *доверие.

    В своей индивидуально-профилактической работе с ребенком находящимся в социально опасной ситуации, классный руководитель должен руководствоваться следующими «заповедями»:
    *Не навреди.
    * Не оценивай.
    *Принимай человека таким, каков он есть.
    *Соблюдай конфиденциальность.
    *Минимум специальных терминов.
    *Соблюдай принцип добровольности


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения, на прогулке".

    Консультация предназначена для педагогов, которые работают в детских садах компенсирующего видадля детей с нарушением зрения. В предложенном материале даются описания видов коррекционной работы, котор...

    Методика работы с родителями педагогов дополнительного образования в отделениях дополнительного образования общеобразовательных учреждений

    Данная разработка поможет педагогам дополнительного образования легче найти общий язык с родителями и выстроить отношения...

    Консультация для педагогов По теме: «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

    Что такое задержка психического развития? Это особый тип аномального развития, для которого характерен замедленный темп развития одной или нескольких психических функций, которые, в большинстве ...

    Методические рекомендации для педагогов по работе с родителями.

    Сегодня зависимость представляет собой основную часть всех поведенческих и личностных расстройств и является основным фактором, разрушающим физическое и психическое здоровье нации....

    "Памятка для педагога по работе с родителями"

    Памятка для педагога по работе с родителями....

    Консультация для педагогов "Работа с родителями аутичного ребёнка"

    Работа с родителями аутичного ребенка очень специфична, поскольку поведение такого ребенка далеко не всегда можно объяснить с точки зрения логики. Его действия иногда приводят в замешательство не толь...