Рабочая программа по СБО 6 класс (для детей с у/о)
рабочая программа (6 класс) на тему

Варченко Екатерина Владимировна

Рабочая программа по социально-бытовой ориентации для учащихся 6 класса (у/о)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbo_programma_6.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  специальное (коррекционное) автономное

образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида» _____________________________________________________________________

. г. Москва г.о. Троицк ,ул. Пушковых, д.5, тел. 8 (495)851-50-03

                                                                                                      «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                            директор школы_____________Чечётина Н.П.

                                                                                                             

                                                                             «_____»__________________________2013г.

Рабочая программа по

социально бытовой ориентировке

на 2013-2014 учебный год

для 6 б класса

(VIII вид)

Учитель: Варченко Е.В.

 Рассмотрено на заседании ШМО                                            «СОГЛАСОВАНО»

протокол №____ от «___»______2013г.        зам.директора по УВР_____________________

Руководитель ШМО_______________          «____»_____________________________2013г.      

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 (класс 6)

(VIII вид)

Образовательная область, предмет – специальные коррекционные занятия, социально бытовая ориентировка

       Данная рабочая программа по социально-бытовой ориентировке разработана на  основе  программы В.И.Романиной, Н.П.Павловой программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией  В.В.Воронковой, : Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010., рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение  предмета социально-бытовая ориентировка отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).  

По  учебному плану школы  в 6 классе   отведено 2 часа в неделю (68 часов в год).  

      Содержание учебной программы по социально-бытовой ориентировке сохранено полностью, а ее прохождение идет за счет уплотнения  учебных часов на основании индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья. При отборе учебного материала учитывались потенциальные возможности детей. Работа строится концентрически. Материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением, с использованием большого количества заданий практического характера.  Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний.

Используемый учебно-методический комплект: программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010, социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида : Пособие для учителя /Под. Ред. А.М.Щербаковой. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2003, социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы : развёрнутое тематическое планирование /авт.-сост. С.А.Львова. Волгоград: Учитель, 2011, тетрадь по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида ). 6 класс. – М.АРКТИ, 2009.

Материалом для  обучения  предмету помимо УМК является: наглядные пособия, дидактический, иллюстративный материал, книги, альбомы по домоводству, каталоги выставок, задания практического, конструктивного характера и др. подобранные к содержанию уроков  (носят индивидуальный характер),  дидактические задания и упражнения (носят индивидуальный характер).

Программа адресована учащимся 6б класса.

Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов  образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов, но и определяет необходимость создания в обучении условий для  самоопределения их как личности. Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них универсальных учебных действий, способствующих социальной адаптации и улучшения уровня общего развития учащихся Данная рабочая программа определяет, в целом, оптимальный объем знаний и умений по СБО, который доступен  учащимся. Перечень наиболее доступных для выполнения учащимися работ, распределение учебного времени по видам деятельности  сделаны, исходя из этих возможностей, и опираются на материал авторской программы.

Данный  учебный предмет важен для шестиклассников, в связи с тем, что накопленный в процессе занятий СБО опыт учащихся обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, а также практически знакомиться  с предприятиями, организациями, учреждениями, в которые им придётся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.. Настоящая  программа составлена с учётом особенностей интеллектуального, психофизического развития учащихся, степени сформированности их эмоционально-волевой сферы и направлена на развитие мыслительных операций в процессе восприятия изображаемых предметов, развитие двигательной памяти, совершенствование мелкой и крупной моторики руки, развитие речи, обучение работе по инструкции, самостоятельно, планируя свою деятельность, формирование умения преодолевать трудности, адекватно оценивать свои возможности, просить и получать конструктивную помощь, развивать умение отражать в своей работе опыт различного характера. Что  способствует коррекции недостатков  психофизического развития, познавательных возможностей и интересов учащихся класса. Каждому из разделов соответствует ряд учебных задач, которые выстроены в определённой последовательности с усложнением и решаются на протяжении всех лет обучения предмету. Благодаря такому принципу построения учебного процесса имеется возможность на каждом занятии уделять внимание одной узко сформулированной задаче, что в конечном итоге приводит к социальной адаптации детей. Программа  обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал по предмету расположен концентрически по принципу усложнения и увеличения объёма сведений.

Цели и задачи, решаемые при реализации программы:

  • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
  • расширение кругозора детей по всем темам, предлагаемым в программе;
  • коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся
  •  развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании,  планировании  работы,  последовательном выполнении практических заданий;
  • расширение и уточнение словарного запаса детей за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
  • воспитание личностных качеств: аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе, трудолюбия, терпения, усидчивости;
  • воспитание экономного и бережного отношения к окружающему;
  • строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда;
  •  содействие нравственному и трудовому воспитанию;
  • выработка навыков общения с людьми

Интеграция с другими предметами:

чтение и развитие речи, русский язык, математика, ручной труд, природоведение, биология, география, ИЗО, физическая культура, профессионально-трудовое обучение, музыка, внеклассные мероприятия широкого профиля.

Формы контроля: практические работы, анкетирование, тестирование, беседы по пройденному материалу, ответы на вопросы по результатам экскурсий, зарисовки и записи результатов практической деятельности

Планируемые результаты:  Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На  всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного восприятия.  Уроки СБО активно содействуют формированию положительных качеств личности учащихся, социально адаптируют детей.  Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе:  благодаря этой работе повышается работоспособность,  увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия,  улучшается  пространственное  восприятие, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы  - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности. К концу учебного года учащиеся должны получить достаточно прочные навыки самообслуживания, но с учётом своих потенциальных возможностей.

Исходя из потенциальных возможностей большинства детей класса  основные требования к знаниям и умениям обучающихся будут сохранены и аналогичны требованиям авторской программы. к знаниям и умения учеников с тяжёлыми осложнёнными формами развития (2 человека) требования будут снижены по всем разделам программы. Этим детям предусмотрены индивидуальные задания, отличные от предлагаемых учащимся основной группы класса.

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

  • правила закаливания организма;
  • правила обтирания и мытья ног;
  • правила соблюдения личной гигиены во время физкультурных занятий и походов;
  • о вреде наркотиков и токсических веществ;
  • санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами;
  • правила стирки изделий из хлопчатобумажных и шёлковых тканей;
  • способы выбора доброкачественных продуктов;
  • рецепты приготовление каши, заварки чая, правила варки яиц разного состояния;
  • способы хранения продуктов и готовой пищи;
  • правила составления рецепта блюда;
  • правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях;
  • способы ведения разговора со старшими и сверстниками;
  • гигиенические требования к жилому помещению;
  • правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки;
  • правила пользования пылесосом;
  • санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с электроприборами;
  • виды междугороднего транспорта;
  • стоимость проезда на всех видах городского транспорта;
  • порядок приобретения билетов;
  • виды магазинов промышленных товаров, их назначение и отделы;
  • правила поведения в магазине и общения с работниками магазина;
  • правила покупки товаров, стоимость наиболее необходимых для жизни товаров;
  • основные средства связи;
  • виды почтовых отправлений;
  • стоимость почтовых услуг при отправке писем, телеграмм;
  • способы вызова врача на дом;
  • меры по предупреждению глистных заболеваний;
  • функции основных врачей-специалистов;
  • основной состав домашней аптечки;
  • виды и назначение детских учреждений, их адрес, какие кружки и секции там есть.

Обучающиеся должны уметь:

  • закаливать свой организм;
  • соблюдать правила личной гигиены дома, в школе, во время походов, экскурсий;
  • отказаться от соблазна испробовать наркотики, токсические вещества, проявив силу воли, настойчивость;
  • пришивать  крючки, пуговицы, вешалки, петли, кнопки к домашней одежде;
  • зашивать одежду по  распоровшемуся  шву;
  • подшить платье, брюки, рубашки;
  • подбирать моющие средства для стирки изделий из хлопчатобумажных тканей;
  • стирать  изделия из цветных хлопчатобумажных тканей;
  • гладить их;
  • пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдать правила безопасности;
  • приготовить кашу, сварить картошку, заварить чай, строго соблюдая правила безопасности;
  • составить рецепт блюда;
  • вымыть, вычистить посуду;
  • рассказать о месте работы родителей, занимаемой должности и продуктивной их деятельности;
  • выполнять определённые обязанности в семье;
  • культурно вести себя в театре, клубе, залах музея, читальном зале;
  • тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками;
  • производить сухую и влажную уборку помещения;
  • чистить пылесосом ковры, книжные полки, батареи;
  • чистить мебель;
  • соблюдать правила безопасной работы с электроприборами и химическими средствами;
  • выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу;
  • ориентироваться в расписании движения пригородных поездов;
  • выбрать нужный товар, выяснив срок гарантии на его использование;
  • оплатить, проверить чек и сдачу; хранить чек в течение срока гарантии на товар; уметь возвращать товар, не отвечающий желанию покупателя;
  • записать адрес на конверте;
  • составить текст телеграммы, подсчитывать стоимость телеграммы;
  • записаться на приём к врачу, вызывать врача на дом, вызывать «скорую помощь»;
  • приобретать лекарство в аптеке;
  • обращаться к работникам ДДТ;
  • правильно вести себя при посещении ДДТ, школ и других общественных мест.

Содержание рабочей программы

п/п

Тема

Кол-во учебных часов (по авторской программе)

Кол-во учебных часов (в рабочей программе)

1

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

0

2

2

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

0

4

3

СЕМЬЯ

0

4

4

ОДЕЖДА, ОБУВЬ

0

12

5

ЖИЛИЩЕ

0

8

6

МЕДИЦИНА

0

6

7

ТРАНСПОРТ

0

4

8

ТОРГОВЛЯ

0

3

9

СРЕДСТВА СВЯЗИ

0

7

10

УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ

0

4

11

ПИТАНИЕ

0

14

итого

0

68

В связи с тем, что в авторской программе В.И.Романиной, Н.П.Павловой сетка рабочих часов на изучении тем не дана, то количество часов на прохождение всех тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в программе, а также потенциальных возможностей детей.        

Учебно-методический комплект учителя:

Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1.- М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010.

Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида : Пособие для учителя /Под. Ред. А.М.Щербаковой. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2003.

Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы : развёрнутое тематическое планирование /авт.-сост. С.А.Львова. Волгоград: Учитель, 2011.

Тетрадь по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида ). 6 класс. – М.АРКТИ, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей

Рабочая подпрограмма по  гражданско-патриотическому воспитанию детей 12-14 лет предназначена для воспитанников интернатного учреждения и  представляет собой систематизированное изложен...

Рабочая программа по предмету «Самообслуживание» для детей с тяжелой степенью умственной отсталости 5 класс

Рабочая программа по предмету «Самообслуживание» предназначена для детей с  тяжелой степенью умственной отсталости 5 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ – 1 КЛАСС

Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы...

Рабочая программа по технологии для слабослышащих детей 6 класс

Рабочая программа по технологии разработана для детей с нарушением слуха...

Рабочая программа для 8 класса (обучение на дому) для детей с умственной отсталостью

Представлена рабочая программа для обучения детей с умственной отсталостью на надомном обучении....

рабочая программа для 7 класса (обучение на дому) для детей с умственной отсталостью.

Представлена рабочая программа для детей с умственной отсталостью обучение на дому 7 класс автор учебника А.А Хилько...