Проект "Здравствуй, сказка!"
проект на тему

Урасимова Фарида Таклифовна

 Успех в коррекционной  работе напрямую зависит от заинтересованного, активного и компетентного участия родителей в ее реализации. Возможность такого сотрудничества появляется только тогда, когда родители чувствуют себя равноправными участниками программы помощи ребенку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdravstvuy_skazka.docx43 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Проект

                                                           «Здравствуй, сказка!»

                                                                                    (для детей старшего дошкольного возраста)                                          

                                                                                                             

                                                                                                         Выполнили: Ф.Т. Урасимова,  учитель- логопед старшей  группы          

                                                                                                                                                                                                               компенсирующего развития №8,

                                                                                                                                                             О.А. Десятова,  воспитатель                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                      Проблема   

          В настоящее время возникла серьезная проблема: снижение интереса детей и родителей к произведениям

    художественной литературы, низкий уровень развития связной речи у детей. 

          По исследованиям, которые  были проведены в группе,  выяснили что, уже в дошкольном возрасте дети

   предпочитают  книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер. Дети испытывают

   трудности в    общении, в пересказе литературных произведений, составлении рассказов по заданной теме, не у всех

    есть  устойчивый интерес к слушанию художественной литературы. 

                                                                                               Актуальность

 Книга открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.      

     развивает речь, мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского  

     литературного языка.

 Одним из действенных средств полноценного развития и воспитания человека является устное народное    

     творчество. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому

     дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Простота содержания народной сказки легко помогает ребёнку

     понять мотивы поведения героев произведения.  Используя в своей речи фразеологические обороты сказок,  

     дети учатся выразительно, ясно и лаконично выражать свои мысли и чувства, развивается умение творчески  

     использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Сказки  обладают

     удивительной способностью пробуждать в ребёнке доброе начало.

Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Актуальность  проекта  

     обусловлена поиском резерва развития интереса у детей к книге, общению со сказкой.

                                                                                    Цель

        Знакомить детей с книжной культурой,  со сказочной тематикой  детской  литературы.

                                                                                   Задачи

         1.Формировать у детей целостную картину мира посредством обогащения  и расширения  представлений  детей    

            о сказке.

       

         2.Развивать литературную речь,  упражняя  в умении рассказывать эпизоды сказки с применением наглядной    

            опоры( мнемотаблицы и схемы) использовать в речи самые разнообразные выразительные средства.

         

         4. Воспитывать нравственные  представления  об отзывчивости, любви  и уважения к ближнему,

            бережное отношение к книге.

       

          5.Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

                                                                      Ожидаемый результат 

1.Развитие  связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, понимание на слух текстов  

 

   сказочного жанра детской литературы.

      2. Возрождение традиции домашнего чтения.

     

 3. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе,  компетентности членов семьи в вопросах

     воспитания грамотного читателя. 

   

     Вид проекта: познавательно-речевой.

     

     Участники проекта: дети  старшей логопедической группы(5-6лет)  и их родители, воспитатель, учитель-логопед.

     

     Сроки реализации: среднесрочный   (февраль – май).

                                                                 Содержание проекта

           Проект составлен для взаимодействия  детей, родителей и педагогов как условие единого подхода в

образовательном процессе по формированию и развитию представлений детей   о сказке.  Со сказки начинается их знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.

                                                               Продукт проекта

 

    1.Подбор книг, иллюстраций по русским народным сказкам. Обновление  книжного уголка.

   

     2.Изготовление дидактического и раздаточного материала (пиктограмм), необходимого при пересказе.

       

     3.Дидактические игры «Угадай по описанию»,  «Сказочная цепочка», «Чья работа?»,  « Отгадай сказку»,

      «Превратись  в героя сказки».

      4.Творческая мастерская: создание панно по сказке «Крылатый, мохнатый да масляный», игровых  макетов  по

           

         сказкам:  «Царевна-лягушка», «Заяц- хваста».

     

     5. Изготовление атрибутов для  инсценирования  сказки.

Этапы реализации проекта

         

  1 этап:  организационно-подготовительный: определение темы, постановка цели, задач, подбор литературы,  

             

                иллюстраций, создание условий для реализации проекта. Составление календарно- тематического плана.

       

   2 этап:  основной: реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

   

  3 этап: заключительный: обобщение результатов проекта на основе педагогической диагностики, защита проекта.

                                                              Календарно- тематическое планирование

Период

НОД

Совместная деятельность

взрослых и детей

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие

с семьёй

Февраль

Работа с воспитателем.

Интегративная деятельность.

 Чтение художественной литературы.

«Что такое книга?»:

1) беседа «Книжный дом»;

2) презентация  «Откуда книга к нам пришла»;

3) продуктивная

деятельность:

«Книжкина больница»

(ремонт книг).

  Игра «Интервью о любимой книге».

Целевая прогулка в библиотеку.

Сюжетно-ролевая игра

«Библиотека».

Дидактическая игра

«Собери героев сказки»   (по типу «Разрезные картинки»).

Рассматривание иллюстраций книг. Цель: закреплять представ. о бережном отношен. к книге.

Анкета для  родителей по вопросам формирования у детей интереса к чтению.

Выставка «Любимая книга»

 

Работа с логопедом:

Дидактическое упражнение «Добавь слово »

с использованием модели.

Цель: развивать умение пользоваться заместителями при составлении схем.

Дидактическая игра

 «Весёлый  мяч» с использованием модели.

Цель: употреблять в речи предлоги, правильно строить предложение.

Обведение силуэта

любимого героя

сказки по точкам.

Составление рассказа о любимой книге.

Март

Работа с воспитателем.

Интегративная деятельность.

Чтение художественной литературы.

«В гостях у русской народной сказки «Крылатый,

мохнатый да масляный» .

1)мультимедийная презентация по сказке;

2) беседа по содержанию сказки;

3)продуктивная  деятельность: раскрашивание и вырезание  персонажей сказки; создание панно по сказке «Крылатый,

мохнатый да масляный».

Подвижная игра «Мышеловка».

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Цель:  упражнять детей  группировать предметы по схожему признаку (цвету, форме, назначению, материалу).

                        Рассматривание иллюстраций в книжном  уголке

Дидактические  игры «Лото», «Пазлы»   (по сказкам).

Чтение  русской народной сказки

«Крылатый,

мохнатый да масляный»

Подбор иллюстраций разных художников к сказке.

Театральная пятница по сказке

«Крылатый,

мохнатый да масляный».

Работа с логопедом:

Рассказывание русской народной сказки «Крылатый,

мохнатый да масляный»  по

коллективно составленной модели сказки.  

Дидактическая игра «Превратись в героя сказки». Цель: формирование словообразования и связной речи.

Оцени ситуацию в поступках  персонажей сказки.

Игра-пантомима «Где мы были, мы не скажем…»

Цель:  развивать внимание, память, образное мышление детей.

Настольная игра «Собери картинку»

Цель: составить целостную картинку из частей по сюжету сказки.

Настольная игра родителей с детьми

«Собери картинку».

Апрель

Работа с воспитателем.

Интегративная деятельность. Чтение художественной литературы.

«В гостях у  русской народной сказки «Царевна-лягушка»:

1)мультимедийная презентация по сказке;                                      2) беседа по содержанию сказки; 3) продуктивная  деятельность:      -создание образа царевны-лягушки  (лепка);                           -оформление  игрового макета по  сказке.

Ситуативный разговор

«Что бы случилось, если бы…» с использованием игрового макета по сказке.

Подвижные игры «Лягушки», «Не ошибись».

Рассматривание книг  и иллюстраций разных авторов к сказке.

Чтение сказки детям.

Подбор иллюстраций  по сказке.

 Театральная пятница  совместно с родителями. Инсценирование сказки.

Работа с логопедом:

Пересказ эпизода русской народной сказки «Царевна-лягушка» с использованием пиктограмм. Дидактическое упражнение «Сказочная цепочка». Цель: построить с помощью схем последовательность действий.

Словесная игра «Скоро сказка сказывается».

Цель: закрепить повторы сказки (фразеологизмы)

Настольная игра «Царевна-лягушка»

Цель: соотнесение предметов с персонажем сказки.

Словесная игра родителей с детьми «Продолжи сказку». Цель: закрепить сюжетную линию сказки.

Май

Работа с воспитателем.

Интегративная деятельность.

 Чтение художественной литературы.

«В гостях у  русской народной сказки «Заяц-хваста»:

1)выставка иллюстраций разных художников к сказке;

 2)рассказывание поговорок и фразеологизмов по образу Зайца

( «У страха глаза велики» и др.);

3) продуктивная  деятельность:

- вырезание, раскрашивание силуэтов персонажей сказки;

-оформление  игрового макета.

Творческая мастерская:

-изготовление атрибутов (шапочек) для показа эпизодов сказки;

-инсценирование                   сюжетов сказки.

Подвижная игра

«Зайцы и волк».

Чтение сказки детям.

Подбор иллюстраций

по сказке.

Театральная пятница по сказке.

Работа с логопедом:

Пересказ  русской народной сказки  «Заяц-хваста»  по коллективно составленной

схеме с  использованием пиктограмм.

 Составление модели качественной характеристики главного персонажа.

Составление загадки о персонаже сказки с помощью схемы.

Настольная игра «Отгадай сказку».

Цель: закрепить содержание сказки.

Словесная игра родителей с детьми «Назови героев сказки». Цель: закрепить содержание сказок.

Приложения

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно.

 

1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?

-         несколько книжных полок;

-         книжный шкаф; 

-         стеллажи с книгами;

-         другое

2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?

-         да; 

-         нет;

3. Часто ли вы читаете ребенку книги?

-         каждый день; 

-         каждый вечер перед сном; 

-         когда попросит; 

-         иногда.

4. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка
 
5. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений:

6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?

-         да; 

-         нет; 

-         иногда;

7. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?

-         да;

-         нет; 

-         не знаю;

8. Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?

9. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?

-         да;

-         нет; 

-         не знаю;

10. Выписываете ли вы детские журналы? Какие?

11. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?

13. Читает ли ваш ребенок детские книги самостоятельно?

да; нет.

 Рекомендации родителям

Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?

Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся.

 

  • Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.
  • Систематически читайте сами - это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.
  • Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи вашего ребенка.
  • Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредотачивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей.
  • Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.
  • Совместное чтение — наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг — важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.
  • Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.
  • Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.
  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.

Как организовать домашнее чтение

«Книга для детей – это в самом деле хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту»

   К.И. Чуковский

Подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории (возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами и т. д.).

В режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.

Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка,  и  окружающие относятся к его занятиям «уважительно».

Полутора - двухгодовалый ребёнок может быть сосредоточен на книге 1-2 минуты, детям постарше читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Речь идёт об активном общении с книгой. Пусть малыш повторяет за вами слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.

Пассивно ребёнок может слушать намного дольше (он то отключается, то слушает вновь). Помните: ребёнок не может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание.

Следует помнить детскую любовь к повторным чтениям. Дети жаждут их, чтобы вновь и большей силой пережить радостное волнение. Повторные чтения тренируют память и развивают речь.

Обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие (вечер, затемненная комната, настольная лампа). Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.

 Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса:

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
  • Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  • Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге.
  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме "Сказки. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»., 6 класс

Цели урока: образовательные:выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особе...

Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке.

Цели урока: -раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки;-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению срав...

Тест к уроку по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" и творческие работы детей "Энциклопедический словарь устаревших слов в сказке", исследовательская работа "Сходство и различие сказки В.А. Жуковского с народной сказкой"

Данный материал содержит три вида работы:1. Итоговый тест по сказке.2. Исследовательскую работу обучающихся 5 класса на тему: "Сходство и различие сказки В.А.Жуковского "Спящая царевна" с народными ск...

Консультация "Сказки. Сказки? Сказки!"

Наглядный материал "Сказки. Сказки? Сказки!"- о роли сказок в воспитании детей, о их пользе и благотворном влиянии на ребенка - дошкольника....

Исследовательская работа по теме: Сходства и различия сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»

Сравнение Сказок А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»  и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна».Актуальность темыСказка — один из жанров фольк...