Авторские разработки
методическая разработка на тему

Игры для предупреждения нарушения письма и чтения у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_opticheskaya_disgrafiya.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для предупреждения оптической дисграфии

у дошкольников

Зеркальце

Цель: находить правильное изображение буквы.

Оборудование: пара букв в правильном и зеркальном изображении.

Наши буквы -  большие модницы. Они очень любят смотреть  в зеркальце. И так долго они на себя смотрят, что забывают о том, где буква, а где зеркальце. Давайте заберём у букв “зеркала”, чтобы из букв учиться складывать слоги и слова

Ремонтная мастерская

Цель: развивать зрительное восприятие, дополнить букву недостающим элементом.

Оборудование: буквы без элементов, нужные элементы букв.

К нам обратился за помощью человечек по имени Читайка. Его буквы сломались, рассыпались на части. Теперь мы не сможем из них составить слова и прочитать их. Давайте поможем ему починить буквы и составить из них слова. Запасные части от букв он нам принёс.

Прятки

Цель: узнать целую букву по её части.

Оборудование: плоскостное изображение домика (пирамидки, мячика и т.д.), буквы.

Буквы решили поиграть с нами в прятки, но спрятались наполовину. Давайте отгадаем, какая буква прячется.

Озеро

Цель: узнавать букву по элементам. Развивать зрительное восприятие. Воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование: озеро с прорезями для букв, буквы, вырезанные по контуру.

Пошли буквы купаться в озеро, а плавать не умели и начали тонуть. Давайте поможем им не утонуть. Но сначала быстро отгадаем, какую букву будем спасать.

Ветер

Цель: учить узнавать изображение буквы в разном её положении.

Оборудование: два домика, деревья, изображение ветра, буквы.

Жили-были гласные и согласные буквы. Жили они далеко друг от друга. Однажды согласные буквы решили сходить к своим весёлым соседям в гости и послушать их песни. Но подул сильный ветер и разбросал согласные буквы в разные стороны. Кого уронил, кого опрокинул вверх ногами, кого просто наклонил. Как ни свистели, ни шипели, ни кряхтели и не рычали согласные, никто их не услышал. А некоторые ещё и жужжали, хрипели, фыркали. Когда ветер утих и гласные буквы вышли на улицу, то не узнали своих соседей.

- Давайте поможем гласным буквам узнать, кто шел к ним в гости.

Узнавая букву, дети правильно ставят её на доску. Довольные гласные буквы “подходят” к согласным буквам и поют с ними свои песни. Дети читают слоги.

Волшебники

Цель: трансформирование букв.

Оборудование: буквы, написанные на бумаге, “волшебная палочка” – маркер и корректор.

- Сегодня мы будем маленькими волшебниками. При помощи “волшебной” палочки мы попробуем превратить одну букву в другую.

Ф – Р – В – З         У – Х – Ж – К        Т – Г – П – Н – И            О – Э – О – С

Гости

Методическое руководство.

Цели:

  • Учить ориентироваться в пространстве, закреплять предлоги.
  • Развивать представления о форме и величине предмета.
  • Ориентироваться на листе бумаги.
  •  Развивать грамматический строй речи.
  • Развивать мышление.
  • Работать над развитием связной устной речи.
  • Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки.
  • Определять позицию звука в слове.

Игра состоит из: квадрата, разделённого на 9 частей, игрушек из киндер – сюрпризов или игрушек небольшого размера, предметных картинок, букв, пешки.

Ход игры.


         
1 вариант.

Чтобы ребёнок лучше запомнил правый верхний, левый верхний, правый нижний, левый нижний угол (квадрат), средние квадраты, лучше использовать мини – шахматную доску. И поиграть с ним в “шахматы”.

Пешка в среднем квадрате. Сейчас она ходит в правый верхний квадрат. Возвращается обратно в средний квадрат. И так со всеми квадратами.

2 вариант.

В каждой внешней клеточке (в своей квартире) по игрушке из киндер-сюрпризов. В середине – человечек, который будет ходить к ним в гости.

Выясняем, кто живёт на верхнем этаже, на нижнем этаже, кто живёт между верхним и нижним этажом. Кто живёт справа, а кто – слева, кто между ними. Находим угловые “квартиры”, средние “квартиры”.

- Человечек пойдёт в гости в правую среднюю “квартиру”.

- К кому пришёл в гости человечек? (к ёжику).

- С кем подружился?

-  Что принёс ёжику? (Можно использовать игру “Кому что нужно?”).

-  Для кого принёс подарки?

- У кого был в гостях?

- Над кем живёт ёжик?

- Под кем живёт ёжик?

- Кто живёт слева от него?

Аналогичная работа проводится, если человечек идёт в гости в  верхнюю левую “квартиру”, в нижнюю правую “квартиру”, в верхнюю среднюю” квартиру” и т. д.

Оставляя эти же игрушки на своих местах, перевернуть квадрат. Теперь адрес у “квартир” изменился. Дети должны понять, что левая и правая стороны, верх – низ меняются в зависимости от положения предмета в пространстве.

3 вариант.

Развитие представлений о форме и величине предметов.

Человечек несёт подарки круглой, квадратной, овальной, треугольной, прямоугольной формы, большие и маленькие; переходит длинные и короткие мостики, идёт по широкой или узкой дорожке, встречает на пути высокие и низкие деревья с толстыми и тонкими стволами.

4 вариант.

Автоматизация звуков.

Человечку даём имя на определённый звук. Все действия человечка направлены на то, чтобы максимально использовать речевой материал для автоматизации определённого звука в словах, предложениях или связной речи.

5 вариант.

Дифференциация звуков.

В квартиры, расположенные слева, поселим животных, в названии которых есть звук – С -. В квартиры, расположенные справа, поселим животных, в названии которых есть звук – З -. Подарим им подарки на нужный звук, похвалим их (какие они смелые, самостоятельные – заботливые, забавные и т.д.), предложим им что – нибудь сделать (смеяться, свистеть – забрать, позвать и т.д.). Поможем устроить для них соревнование, кто больше придумает слов на определённый звук. За каждое придуманное  слово выдаётся фишка. У кого из животных больше фишек, тот и выиграл. Соответственно выигрывает команда детей, придумывающая слова для определённых животных.

6 вариант.

Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец).

Для этого можно использовать верхний, средний и нижний этажи.

Авторские разработки учителя-логопеда Ершовой Л.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка - кукла "Лебедушка" в технике бумажной пластики.

Авторска разработка изготовления куклы в технике бумажной пластики. Программа Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд". 5 класс. Тема: "Народный  праздничный костюм". Мож...

Авторские разработки учителя информатики и ИКТ

Авторские разработки учителя информатики и ИКТWeb - страница: http://alexschool6.ucoz.ru/atg/  За период работы в операционной системе Windows были разработаны, отлажены и использованы в пед...

Репортажи из леса на канале ТВШ. Авторская разработка.

Сценарий экологического общешкольного мероприятия в стиле телевизионной программы....

Авторские разработки обобщающих уроков по географии

Авторская статья по теме: "Земля-планета Солнечной системы"...

Авторская разработка внеклассного мероприятия "Экологические сказки"

«Экологические сказки».    Цель– средствами разных видов искусства отразить проблемы, связанные с вопросами экологии нашего района, тем самым, воспитывая любовь не только к природе...

Авторская разработка учебного комплекта по краеведению с использованием ЭОР

Комплект учебных материаловАннотация: Учебный комплект представляет собой уникальный материал о природе, истории, населении и экономике Кувандыкского края. Он раскрывает воспитатель...