Авторские разработки
методическая разработка на тему

Игры для предупреждения нарушения письма и чтения у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Мишка – жонглёр

Методическое руководство.

Цели:

  • Развивать зрительное внимание.
  •  Закреплять умение читать слоги, слова.
  • Обогащать словарь.
  • Развивать грамматический строй речи.
  •  Из букв составлять слово.
  • Автоматизировать звуки в слогах, словах.
  • Развивать пространственную ориентацию.

Игра состоит из: плоскостного изображения медвежонка Миши, разноцветных мячиков; слов, слогов, букв, предметных картинок.

1 вариант.

Сейчас мы отправляемся в цирк. Сегодня на арене выступает наш любимый друг Мишка. Он – жонглёр. Послушайте, что он нам говорит.

Мячик мой, лети высоко!

Друг, лови его смелей

И бросай сюда быстрей.

  • Давайте ловить только одинаковые мячики.
  • Ловим  мячики, которые летают выше, ниже, правее, левее от нас (от Мишки).  Читаем на мячиках (на обороте) слог или слово. Слог дополняем до слова ( слово можно изменить по числам, придумать к нему ласковое слово и т. д. ), со словом придумываем предложение.

2 вариант.

  • На мячиках через один написаны буквы слова. На других мячах написана одна и та же буква другого цвета. Нужно прочитать слово.
  • На мячах в разном порядке написаны буквы, из которых должно получиться целое слово.

3 вариант.

Для закрепления звукопроизношения определённого звука, читаем слоги или слова с этим звуком. Можно использовать на индивидуальных занятиях. Если ребёнок ещё не умеет читать, на обратную сторону мячика прикрепить предметную картинку.

Художники

Методическое руководство.

Цели:

  • развивать пространственную ориентацию (справа - слева, верх – низ, пространственные предлоги),
  •   временные представления,
  • грамматический строй речи,
  •  связную устную речь,
  •  анализ и синтез слова;
  •  закреплять умение читать слоги, слова, предложения.

Игра состоит из: плоскостного изображения ёлочки, домика, цветов, птицы, шмеля (или другого насекомого), дерева, солнца, облачка, забора; букв,  слогов, слов, предложения (предложений)

Ход игры

 1 вариант.

- Сегодня мы – художники. Мы будем рисовать картину.

Прежде чем расположить картинку, дети читают на обороте слог, слово, предложение. Говорят, куда прикрепляют (рисуют) картинку.

- В центре доски нарисуем домик. (В центре доски я нарисовал домик).

- Справа от него – забор.

- Над забором летает птичка.

- За забором растёт берёзка.

- Слева от домика растёт ёлочка.

- Над домиком проплывает облачко.

- Между домиком и ёлочкой растут цветы.

- Над цветами летает шмель.

- Высоко в небе светит ласковое солнышко.

Дети пересказывают рассказ и говорят, какое время года на их картинке.

При повторном использовании игры, предметы на картинке меняются местами. Времена года тоже изменяются. Появляются ещё какие – то персонажи. Рассказы получаются разными.

2 вариант.

На заборе в разном порядке написаны буквы. Если мы построим заново заборчик, чтобы буквы подружились между собой и получилось понятное слово, то узнаем, кто живёт в этом домике (или кто прячется за ёлочкой и т. д.). Варианты могут быть раз

Гости

Методическое руководство.

Цели:

  • Учить ориентироваться в пространстве, закреплять предлоги.
  • Развивать представления о форме и величине предмета.
  • Ориентироваться на листе бумаги.
  •  Развивать грамматический строй речи.
  • Развивать мышление.
  • Работать над развитием связной устной речи.
  • Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки.
  • Определять позицию звука в слове.

Игра состоит из: квадрата, разделённого на 9 частей, игрушек из киндер –сюрпризов или игрушек небольшого размера, предметных картинок, букв, пешки.

   

 

                                 

Ход игры.


         
1 вариант.

Чтобы ребёнок лучше запомнил правый верхний, левый верхний, правый нижний, левый нижний угол (квадрат), средние квадраты, лучше использовать мини – шахматную доску. И поиграть с ним в “шахматы”.

Пешка в среднем квадрате. Сейчас она ходит в правый верхний квадрат. Возвращается обратно в средний квадрат. И так со всеми квадратами.

2 вариант.

В каждой внешней клеточке (в своей квартире) по игрушке из киндер-сюрпризов. В середине – человечек, который будет ходить к ним в гости.

Выясняем, кто живёт на верхнем этаже, на нижнем этаже, кто живёт между верхним и нижним этажом. Кто живёт справа, а кто – слева, кто между ними. Находим угловые “квартиры”, средние “квартиры”.

- Человечек пойдёт в гости в правую среднюю “квартиру”.

- К кому пришёл в гости человечек? (к ёжику).

- С кем подружился?

-  Что принёс ёжику? (Можно использовать игру “Кому что нужно?”).

-  Для кого принёс подарки?

- У кого был в гостях?

- Над кем живёт ёжик?

- Под кем живёт ёжик?

- Кто живёт слева от него?

Аналогичная работа проводится, если человечек идёт в гости в  верхнюю левую “квартиру”, в нижнюю правую “квартиру”, в верхнюю среднюю” квартиру” и т. д.

Оставляя эти же игрушки на своих местах, перевернуть квадрат. Теперь адрес у “квартир” изменился. Дети должны понять, что левая и правая стороны, верх – низ меняются в зависимости от положения предмета в пространстве.

3 вариант.

Развитие представлений о форме и величине предметов.

Человечек несёт подарки круглой, квадратной, овальной, треугольной, прямоугольной формы, большие и маленькие; переходит длинные и короткие мостики, идёт по широкой или узкой дорожке, встречает на пути высокие и низкие деревья с толстыми и тонкими стволами.

4 вариант.

Автоматизация звуков.

Человечку даём имя на определённый звук. Все действия человечка направлены на то, чтобы максимально использовать речевой материал для автоматизации определённого звука в словах, предложениях или связной речи.

5 вариант.

Дифференциация звуков.

В квартиры, расположенные слева, поселим животных, в названии которых есть звук – С -. В квартиры, расположенные справа, поселим животных, в названии которых есть звук – З -. Подарим им подарки на нужный звук, похвалим их (какие они смелые, самостоятельные – заботливые, забавные и т.д.), предложим им что – нибудь сделать (смеяться, свистеть – забрать, позвать и т.д.). Поможем устроить для них соревнование, кто больше придумает слов на определённый звук. За каждое придуманное  слово выдаётся фишка. У кого из животных больше фишек, тот и выиграл. Соответственно выигрывает команда детей, придумывающая слова для определённых животных.

6 вариант.

Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец).

Для этого можно использовать верхний, средний и нижний этажи.

7 вариант.

Буквенный (слоговой) анализ и синтез.

В каждую клеточку квадрата положить буквы (или слоги) слова. Ребёнок из букв (или слогов) собирает слова по заданию логопеда, читает их.

Разноцветные кружочки

Методическое руководство.

Цели:

  •       Закреплять цвет
  •       Развивать зрительное внимание и память
  •       Развивать воображение
  •       Развивать мелкую моторику
  •       Развивать силу выдоха
  •       Учить ориентироваться в пространстве, закреплять предлоги.
  •       Развивать представления о величине предмета.
  •       Ориентироваться на листе бумаги.
  •       Развивать грамматический строй речи.
  •       Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки.
  •       Определять позицию звука в слове.
  •       Звуковой анализ и синтез
  •       Работать над развитием связной устной речи.
  •       Работа над ритмом

Игра состоит из: разноцветных пластмассовых кружочков, предметных картинок, игрушек из киндер- сюрпризов, листа бумаги.

Ход игры:

1 вариант.

Закреплять цвет

Если ребенок еще не запомнил цвета, играем в игру «Собери ягоды в стаканчик». Стаканчик и «ягоды» одного цвета. Игра «Включи фонарики», «Украшаем ёлку», «Угощение»

2 вариант.

Развивать зрительное внимание и память.

Строим разноцветный заборчик, «рисуем» домик, человечка, машинку, деревце и т. д.

  • с ориентацией на образец
  • по памяти

3 вариант.

Дыхательная гимнастика.

Игра «Хоккей». Задуть шайбу в ворота

  • губами
  • языком

4 вариант.

Ориентация в пространстве.

Игра «Рисунок».

«Рисуем» (выкладываем из кружочков) домик и зовем к домику гостей: собачку, кошку, петуха, осу (игрушки)

Собачка будет сидеть перед домиком, кошка пойдет в домик, петух сядет на домик, а оса будет летать над домиком. Ребенок должен рассказать небольшой рассказ,  используя предлоги.

5 вариант.

 Ориентация на листе бумаги.

В правом нижнем углу листа  «рисуем» грибок. В левом верхнем углу – облако. В правом верхнем углу – солнышко. В левом нижнем углу – домик. Выясняем, что где «нарисовали».

6 вариант.

Развивать представления о величине предмета. Антонимы. Изменение слов при помощи суффикса.

«Рисуем» маленький – большой овал, длинную змейку, короткую, толстый – тонкий карандаш, высокое – низкое дерево, широкую – узкую дорогу.

7 вариант.

Автоматизация звуков.

 

Игра «Накорми человечка».

 Разноцветные кружочки – «конфеты». Прежде чем дать человечку «конфету», произносим слог или слово с закрепляемым звуком.

Игра «Баян».  Каждым пальчиком нажимаем на отдельную кнопочку и поем разные песенки – слоги.

Игра «Соберем урожай». Переворачиваем кружочки колючей стороной вверх, нажимаем на каждый кружочек разным пальчиком так, чтобы кружочек прилип к пальчику, и произносим слог. Несем на пальце кружочек (ягодку, фрукт, овощ)  в корзинку.

8 вариант.

Ритм.

Если ребенок не улавливает на слух ритмический рисунок, подключаем зрительный контроль, используя разные цвета.

 9 вариант.

Звуковой синтез и анализ по методике обучения грамоте.

Теремок

Методическое руководство.

Цели:

  • ориентация в пространстве
  • закрепление предлогов
  • автоматизация звуков в словах, предложениях, речи
  • развивать фонематический слух
  • определять позицию звука в слове
  • развивать грамматический строй речи
  • развивать связную устную речь, диалогическую речь
  • автоматизация звуков
  • дифференциация звуков

Игра состоит из: красочного домика-теремка, игрушек.

Ход игры:

1 вариант.

Закрепление предлогов в пассивном словаре, ориентация в пространстве.

Жила-была оса (жук, муха, пчела и др.). Однажды летит оса и видит теремок.

Подлетела к теремку, постучалась в дверь, никто не открывает.

 Решила она посмотреть, может быть кто-нибудь есть за теремком. Полетела за теремок. Нет никого.

 Вылетела из-за теремка. Полетала над теремком. Никого.

Села на теремок, посидела.

Полетала перед теремком, снова постучалась в дверь. Никто не ответил.

Залетела оса в теремок и стала там жить.

Проголодалась и вылетала оса из теремка, чтобы найти себе еду.

2 вариант.

Закрепление предлогов.

После закрепления отдельных предлогов, ответить на вопросы по содержанию рассказа.

- Куда прилетела оса?

- Куда залетела ?

- Откуда вылетела?

- Где полетала?

- Куда села?

3 вариант.

Развивать фонематический слух, определять позицию звука в слове.

Подошли игрушки к теремку, остановились и заспорили, кто первый войдет в домик. Медведь решил им помочь.

- Первыми войдут те игрушки, в названии которых есть звук Ш, потом  со звуком С и т.д.

- Первыми войдут в теремок те, в названии которых звук С первый. Затем те,  в названии которых звук С в середине слова. Затем те, в названии которых звук С последний.

4 вариант.

Развивать грамматический строй речи.

В домик входит тот,

  • кто назовет себя ласково,
  •  кто умеет считать,
  • может быть волшебником и из одного предмета сделать много.

5 вариант.

  1.  Развитие силы, высоты и тембра голоса.
  2. Автоматизация и дифференциация звуков в речи.
  3. Развитие связной устной речи, диалогической речи.

Рассказать сказку «Теремок» с игрушками, в названии которых есть закрепляемые или дифференцируемые звуки.

Кубик «Настроение»

Методическое руководство.

Цели:

  • закреплять цвет
  • развивать эмоции при автоматизации звуков в предложениях
  • развивать грамматически связную устную речь

Игра состоит из кубика, на гранях которого нарисованы кружочки разного цвета. В кружочках -  рожицы, соответствующие разному настроению.

Ход игры:

1 вариант.

Закрепляем цвет.

- Найди все предметы такого же цвета. (Это красный карандаш. Это красная шапка. Это красное яблоко. Это красные варежки.)

-  Какие это предметы? (Красные).

2 вариант.

При автоматизации звука в предложении бросаем кубик. Предложения говорим в том настроении, которое выпало (радость, злость, страх, удивление).

Кит

Методическое руководство

Цели:

  •  Вырабатывать силу выдоха.
  •  Формировать струю воздуха посередине языка.
  •  Развивать мелкую моторику.

Игра состоит из кита, сделанного из пластиковой бутылки, ватных шариков; бумажных лодочек.

Ход игры

1.Загадка

Как по морю-океану,

Рыба-рыбища плывёт,

И к огромному фонтану

Подплывать нам не даёт!

От него волна бежит,

Ну конечно, это - … кит.

2. Объяснение правил игры

- Но мы кита не боимся, а с ним поиграем.

1 вариант.  Скатываем ватные шарики и задуваем их в пасть киту.

2 вариант.  Делаем из бумаги лодочки и задуваем их в пасть киту.

Авторские разработки учителя-логопеда Ершовой Л.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка - кукла "Лебедушка" в технике бумажной пластики.

Авторска разработка изготовления куклы в технике бумажной пластики. Программа Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд". 5 класс. Тема: "Народный  праздничный костюм". Мож...

Авторские разработки учителя информатики и ИКТ

Авторские разработки учителя информатики и ИКТWeb - страница: http://alexschool6.ucoz.ru/atg/  За период работы в операционной системе Windows были разработаны, отлажены и использованы в пед...

Репортажи из леса на канале ТВШ. Авторская разработка.

Сценарий экологического общешкольного мероприятия в стиле телевизионной программы....

Авторские разработки обобщающих уроков по географии

Авторская статья по теме: "Земля-планета Солнечной системы"...

Авторская разработка внеклассного мероприятия "Экологические сказки"

«Экологические сказки».    Цель– средствами разных видов искусства отразить проблемы, связанные с вопросами экологии нашего района, тем самым, воспитывая любовь не только к природе...

Авторская разработка учебного комплекта по краеведению с использованием ЭОР

Комплект учебных материаловАннотация: Учебный комплект представляет собой уникальный материал о природе, истории, населении и экономике Кувандыкского края. Он раскрывает воспитатель...