Педагогическое обследование состояния слуховой функции без использования электроакустической аппаратуры.
методическая разработка на тему

Перегудова Татьяна Анатольевна

В  начале  2016-2017 учебного  года  проводилось  комплексное  обследование  нарушенной  слуховой  функции,  восприятия  и  воспроизведения  устной  речи  у  глухих  обучающихся  на  начало  обучения  в  школе.  Обследование  состоит  из  шести  проверок. Проверка  № 1 проводится  без  звукоусиливающей  аппаратуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proverka_1.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

В  сентябре 2016 года проводилось  комплексное педагогическое обследование нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи у глухих обучающихся 1 «В» класса.

  1. Методика была разработана Кузьмичевой Е.П.и  Яхниной Е.З.  в 2001году (см. Кузьмичёва Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. Развитие устной речи у глухих учащихся. М.,2001)

Сначала  проводится  обследование  без  звукоусиления  (Проверка 1)  в  два  этапа.

Этап  1:   Выявление наличия у обучающегося условной двигательной реакции

при восприятии на слух речевых стимулов

Стойкая условная двигательная реакция выражается в том, что в момент предъявления речевого стимула (слогосочетаниий папапа...пупупу...пипипи..., слов: имя ребенка, дом, барабан, бабушка, собака, шишка, чай и др. ), ребенок сразу (точно на начало сигнала) поднимает руку или перекладывает различные предметы или игрушки (их выбор определяется интересом ученика к заданию – собрать муляжи фруктов или овощей в корзинку, машин - в гараж, кубиков – коробку, фигурок детей - в домик и т.п.). В  протоколе надо отметить, выполнял ли ученик задания молча или пытался   повторить  услышанное.

Речевые стимулы предъявляются голосом разговорной громкости при постоянном изменении продолжительности пауз между ними.

В процессе обследования сначала у детей проверяется стойкая условная двигательная реакция при зрительном восприятии речевых стимулов, затем при слухотактильном (упражнения проводятся на оба уха, стимул подается у самого уха ребенка) и после этого на слух (тактильное и зрительное восприятие исключается с помощью экрана; обследуются оба уха, сначала лучше слышащее). При стойкой реакции на предъявление стимулов на слух у уха, расстояние говорящего от ушной раковины ребенка постепенно увеличивается до тех пор, пока он продолжает уверенно выполнять задание. В процессе неоднократных проб (при удалении говорящего от уха ребенка и приближении к нему, если не слышит, и опять удалении) определяется точное расстояние, на котором выявлена стойкая условная двигательная реакция. Это расстояние является рабочим. В дальнейшем  оно может быть увеличено.

В протоколе отмечается характер двигательной реакции (стойкая/ нестойкая), а также расстояние, на котором выявлена стойкая условная двигательная реакция.

Результаты обследования могут оказаться следующими:

  • ученик реагирует на слух на голос разговорной громкости у уха или на расстоянии до 10-15 см;
  • у  ребенка отсутствует стойкая условная двигательная реакция на речевые стимулы - он действует неуверенно, двигательная реакция часто не совпадает с началом речевого сигнала, т.е. наблюдаются так называемые межсигнальные ответы;
  • ученик реагирует на слух на голос разговорной громкости на расстоянии более 15-20 см от уха; 
  • ребенок на разном расстоянии реагирует на  низкочастотные и высокочастотные стимулы; чаще на большем расстоянии при восприятии низкочастотных стимулов.  

Если ученик реагирует на слух на голос разговорной громкости у уха или на расстоянии до 10-15 см и эти данные соотносятся с результатами субъективной тональной аудиометрии, то есть основания предположить, что диагноз был правильным, у него сенсоневральная глухота. Если у ребенка в процессе проверки не удается выработать стойкую условную двигательную реакцию на речевые стимулы, предъявляемые на слух голосом разговорной громкости, то он нуждается в дополнительном медицинском и психологическом обследовании. На индивидуальных коррекционных занятиях следует продолжить работу по выработке условной двигательной реакции на речевые стимулы. Если ученик реагирует на голос разговорной громкости на  расстоянии более 15-20 см, то требуется повторное аудиологическое обследование. Если восприятие речевых стимулов, отличающихся по частотной характеристике (низко - и высоко - частотных) не соответствует характеру аудиометрической кривой, отражающей восприятие чистых тонов аудиометра на разных частотах, то также требуется повторное аудиологическое обследование ученика.

Эта  проверка  входит  в  состав Мониторинга (конец 1  полугодия) и Обследования на  конец  года (мониторинг  2 полугодия).

Этап 2: Обследование возможностей обучающегося

различать на слух слова в условиях ограниченного выбора.

Сначала в обследовании используются 3  группы слов. Первая  группа  слов -  резко противопоставленные как по временным, так и ритмическим характеристикам (мяч, рыба, барабан), вторая  группа   -  слова с разной слоговой структурой и местом ударения (два двусложных с разным словесным ударением, одно–трехсложное, типа папа, тетрадь, бумага) и после этого с одинаковой слоговой  структурой, но разным местом ударного слога - в начале, середине и конце слова (например, бабушка, собака, самолет) (Кузьмичева Е.П., 1991).

Перед  началом  работы  надо  убедиться,  что  ребёнок  знает  эти  слова  и  подкладывает  табличку  к  картинке, читает вслух. Первым проверяется лучше слышащее ухо, затем - хуже слышащее.

Обследование включает обучающую и контрольную части.

В обучающей части ребенок учится на основе зрительного восприятия различать слова первой группы (мяч, рыба, барабан) и соотносить их с картинкой (предметом или игрушкой). Учитель два-три раза произносит (голосом разговорной громкости) каждое слово и показывает соответствующие картинку, предмет или игрушку. Ребенок, подражая учителю, повторяет его действия и называет слово (в соответствии со своими возможностями). Затем те же слова ребенку предъявляются в последовательности, исключающей догадку, т.е. не по порядку, причем каждое повторяется не менее трех раз. Ученик, восприняв слово, показывает соответствующий предмет или табличку и называет их.

После  того, как учитель убеждается, что задание понято правильно, приступают к обучению восприятию данных слов на слух. Сначала каждое слово поизносится у ушной раковины ребенка (экран не используется) с одновременным показом соответствующей картинки (предмета, игрушки); ученик воспринимает слова и повторяет их. Затем он различает данные слова при их предъявлении учителем на слух (у ушной раковины без экрана) в последовательности, исключающей догадку. И, наконец, в заключении подготовительной работы ученик воспринимает на слух (у ушной раковины) образец звучания данных слов  при использовании экрана – листа писчей бумаги, который находится у уха ребенка с одновременным показом учителя соответствующей картинки (предмета, игрушки), а ученик повторяет услышанное.

В контрольной части проверки картинки и таблички остаются на столе перед ребенком. Учитель голосом разговорной громкости предъявляет данные слова у его уха в последовательности, исключающей догадку (каждое слово не менее трех раз) при использовании экрана. Ученик слушает, указывает на соответствующую картинку (табличку) и  повторяет воспринятое.

Если достигнуто различение на слух слов первой группы (не менее 60% правильных ответов), ребенку предлагается следующая группа слов, более близких по слогоритмической структуре, например, папа, тетрадь, бумага. Методика обучения та же. После того, как обследуемый справляется и с этим заданием, т.е. уверенно различает на слух слова второй группы, ему предлагается следующая группа слов, приступают к следующей группе слов, например, самолет, корзина, бабушка. Обучение и проверка строятся аналогично.

Завершающим этапом после уверенного выполнения последнего задания, ребенку предъявляются на слух слова из всех этих трех групп (обучение и проверка проводятся аналогично), а затем незнакомые по звучанию слова, например: погода, чай, карандаш и др., которые ученик воспринимает сразу на слух. Как правило, в этом случае, дети воспроизводят контур воспринятых на слух слов.

Полученные в результаты проверки данные соотносятся с субъективной тональной пороговой аудиометрии. Как правило, обнаруживается определенная закономерность: дети, воспринимающие ограниченный диапазон частот (до 500 Гц) различают только первую группу слов, иногда с трудом; те, кому согласно аудиометрии доступен более широкий диапазон частот (до1000 Гц) различают на слух слова двух первых групп, но испытывают затруднения, переходя к третьей группы слов; ученики, воспринимающие  широкий диапазон частот (до 4000 – 6000 Гц) различают  слова первой, второй и третьей группы; глухие дети со значительными остатками слуха (диапазон воспринимаемых частот до 8000 Гц) различают слова из всех трех групп, а также могут воспринимать контур слов, незнакомых по звучанию.

Если оказывается, что результаты восприятия на слух контрольных слов и данные субъективной тональной пороговой аудиометриии не совпадают, следует, прежде всего, провести дополнительное аудиологическое обследование. При этом если с учеником проводилась работа по развитию слухового восприятия в полном объеме программных требований по дошкольному коррекционному обучению, то он, в большинстве случаев, будет различать на слух предлагаемый речевой материал. И эти результаты могут не соотноситься с показателями состояния его тонального слуха.

Если же сразу выявляется, что ученик не различает на слух контрольные слова даже первой группы, потребуется несколько занятий для специальной слуховой тренировки. При отсутствии положительных результатов необходимо будет направить ребенка на дополнительное медико-психолого-педагогическое обследование.

Это  обследование  проводится  только на начало  обучения в школе и в состав Мониторинга №1-2  не  входит.

По  результатам  обследования  (Проверка 1)  была  составлена  сводная  таблица.

      проверка       1.1

                                      проверка       1.2

           условная двигательная реакция

                 AD

                    AS

стойкая

нестойкая

1 гр.

2 гр.

3 гр.

незнакомые слова

1 гр.

2 гр.

3 гр.

незнакомые слова

Камилла

  у/у

у/у

у/у

    -

  -

  -

  -

   -

  -

 

Данила

у/у

у/у

у/у

  -

контур односложного слова

у/у

у/у

  -

  -

Роза

у/у

у/у

у/у

  -

   -

у/у

у/у

   -

   -

Никита

у/у

0,2

0,25

0,3

   -

0,1

0,15

0,15

повторяет контур