Программа
рабочая программа (10, 11 класс) на тему
ПРОГРАММА профессиональной подготовки ШВЕЯ код – 19601
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 90.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
ПРОГРАММА
профессиональной подготовки
ШВЕЯ
код – 19601
КОУ ВО «Бобровская специальная
(коррекционная) школа-интернат для
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей с ограниченными
возможностями здоровья»
Разработчик:
Учитель технологии Куманикина Г. В.
Введение
Настоящая программа предназначена для обучающихся 10 – 11 классов коррекционной школы VIII вида и нацелена на подготовку учащихся с выраженными недостатками психофизического развития по профессии «Швея».
Целью профессионально – трудового обучения является подготовка учащихся к самостоятельному выполнению различных видов работ по изготовлению швейных изделий, которые предполагают овладение профессиональными навыками, а также формирование социально – нормативного поведения в трудовой ситуации.
Для достижения этой цели в программе содержится материал по организации рабочего места при соблюдении безопасных приемов труда в швейных мастерских и на производстве, организации производственных отношений, сведения по трудовому законодательству, основы моделирования и конструирования, технология изготовления швейных изделий детского и женского ассортимента, материаловедение и машиноведение.
Программа предусматривает взаимосвязь производственно – технологических и экономических знаний учащихся: получение представлений о таких понятиях как себестоимость, хозрасчет, эффективность производства, бригадные формы организации труда.
Изучение всех этих вопросов способствует экономическому воспитанию, профессиональной и социальной адаптации школьников в современной жизни
В процессе обучения решаются следующие задачи:
- Обучение учащихся профессиональным приемам труда по специальности «Швея» и привитие им соответствующих трудовых навыков.
- Развитие у учащихся умений ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы.
- Формирование у учащихся необходимых в производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, бережного отношения к оборудованию и материалам.
- Совершенствование умения рационально организовать рабочее место швеи, заправлять различного класса универсальные машины, краеобметочные машины, проводить простейшие регулировки, работать в темпе, приближенном к уставленным нормам квалифицированных рабочих.
Программа разработана по решению Совета школы-интерната от
Актуальность разработки, принятия и реализации Программы обусловлены
- Приоритетным значением профессионального обучения в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, других документах, излагающих принципы государственной политики РФ в области образования, и соответствующих региональных документах.
- Соответствием такого перехода актуальным потребностям, интересам, социальному заказу на образование со стороны основных групп участников образовательного процесса и общественности, потребностям самой системы образования.
- Необходимостью эффективного использования всех имеющихся в школе-интернате сил, человеческих и иных ресурсов, для подготовки выпускника, способного постоянно совершенствовать свои знания, уметь и желать учиться и переучиваться.
Программа тесно связана с реализацией Программы развития школы-интерната
Цели и задачи профессионального обучения
Программа предусматривает подготовку учащихся коррекционных образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению заданий на уровне 1и 2 разряда квалификационной характеристики швея и возможность дальнейшей специальности по другим швейным специальностям, связанным с выполнением швейных операций (портной,)
Переход к профессиональному обучению преследует следующие основные цели:
- Создание и обеспечение необходимых условий для обучения обучающихся профессии, их воспитания и обучения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами;
- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы;
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьникам программ VIII вида;
- способствовать установлению равного доступа к профильному образованию разным категориям обучающихся, в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы-интерната к освоению программ профессионального образования».
Для достижения данных целей необходима реализация следующего круга главных инвариантных задач (направлений) перехода на профессиональное обучение:
1.Собственно образовательные задачи - осуществление изменений в образовательной системе школы-интерната:
- целях и задачах обучения на старшей ступени, ориентирующих на обеспечение углубленного изучения отдельных дисциплин программ профессионального образования; создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; социально-профессиональное самоопределение; развитие творческой самостоятельности; интеграцию содержания школьных учебных предметов и актуальных знаний, необходимых для эффективной трудовой деятельности;
- принципах обучения, обусловленных личностно-ориентированной направленностью; направленности обучения на развитие школьников; формирование их профессиональных устремлений; интеграцию образовательного процесса с социальным окружением; индивидуализацию и дифференциацию образования; потребностью личности, рынка труда и нужд региона в специалистах определенных профессий;
- требованиях, предъявляемых к учителю профильной школы, обеспечивающих четкое представление педагогом изменений в содержании образования, в педагогических технологиях, нормативном обеспечении обучения, критериях оценки учащихся и т.д.;
- траекториях образования, предполагающих реализацию не только индивидуального подхода, но и дифференциацию изучаемого учеником материала по степени сложности, направленности и другим параметрам, а также предоставление возможности каждому ученику создания персональных моделей образования, по всем учебным дисциплинам, определяемого как целенаправленный процесс коррекции недостатков развития в реализации образовательной траектории, при педагогической поддержке учителя;
- содержании образования, его структуре, включающей системы: знаний, практических умений и навыков, основных видов деятельности, норм отношений людей к миру и друг к другу, личностный компонент, обеспечивающий самопознание, развитие рефлексивной способности, овладение осознанными способами саморегуляции, самосовершенствования;
- методах, внедрения технологий профессионального обучения: диалоговые, развивающего обучения, критического мышления и т.д.;
- формах организации обучения, рекомендующих более широкое использование в учебном процессе такой организации деятельности, как индивидуальные, групповые, коллективные, обучение в сотрудничестве и т.д.
- методах и формах диагностики обучающихся, предполагающих использование:
- диагностик успешности овладения учащимся учебным материалом (освоение базового и профильного стандартов):
- диагностик успешности образовательной деятельности учащегося, интересов, склонностей и других индивидуальных особенностей, которые в дальнейшем могут повлиять на социально-профессиональное самоопределение;
- анализ образовательных ситуаций, способствующих формулированию учащимися суждений о своих затруднениях, проблемах в ходе учебной и внеучебной деятельности и т.д.;
. осуществлении различных исследований для выяснения отношения, предрасположенности, способностей и желаний заниматься (или не заниматься) тем или иным видом деятельности.
- процессах обучения, в различных системах взаимодействия, предполагающих:
- выделение ученика как субъекта, признание его основной ценностью образовательного процесса;
- развитие индивидуальных способностей ученика — основная цель образования;
- изменение типа отношений учитель-ученик, переход к сотрудничеству, взаиморегуляции, взаимопомощи;
- построение урока, направленного на создание условий самовыражения, самореализации, самостоятельности каждого ученика;
- образовательной среде, укладе жизни, организационной культуре школы-интерната;
- внеучебной работе, проведение учебных практик (социальные, производственные), представляющие собой процесс овладения различными видами профессиональной деятельности.
2. Задачи ресурсного обеспечения перехода на профссиональноее обучение, в том числе:
- Разработка и освоение нормативно-правовых и иных документов:
- разработка программ развития школы-интерната, по переходу на профессиональное обучение;
- апробация, опытная проверка и доработка нормативной документации.
- Использование имеющейся инфраструктуры, которую можно использовать для организации профильного обучения:
- проведение инвентаризации и проверки готовности имеющегося кабинетного фонда для организации профессионального обучения.
- Создание и использование концептуальных ресурсов – идей и опыта организации профессионального обучения, посредством разработки:
- концептуальных основ перехода на профессиональное обучение,
- методических рекомендаций по переходу и организации профессионального обучения;
- примерных школьных программ перехода на профессиональное обучение и программы развития школы-интерната;
- обобщения и представления накопленных идей и опыта организации профессионального обучения на тематических конференциях, семинарах;
- формирования информационного банка организации профессионального обучения.
- Разработка и использование программно-методического обеспечения: программ, дидактических материалов, методических пособий по профессиональному обучению:
- организация разработки, апробации и использования пособий, и рекомендаций для учителей.
- Подготовка, переподготовка, повышение квалификации, профессиональное развитие кадров, призванных организовывать, осуществлять, обеспечивать, сопровождать переход на профессиональное обучение; расстановка этих кадров и использование их потенциала в процессе перехода на профессиональное обучение:
- разработка и реализация учебных программ подготовки педагогов и специалистов для управления и сопровождения профессионального обучения;
- разработка и реализация дополнительных программ профессиональной подготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров, привлекаемых к ведению обучения;
- организация на внутришкольном уровне профессионального развития кадров, призванных организовывать и сопровождать профессиональное обучение.
- Информационное, сопровождение перехода на профессиональное обучение:
- информирование образовательного сообщества и общественности о целях, задачах, направлениях, теоретических и нормативно-правовых основаниях, результатах, последствиях профессионального обучения.
- Расширение и укрепление материально-технической базы, привлечение и использование оборудования, средств обучения, транспортных средств и т.д. для перехода на профессиональное обучение:
- проведение инвентаризации, обеспечение поставки и использования в системе профессионального обучения необходимых материально-технических ресурсов и оборудования.
- Расширение и использование полезных связей и контактов внутри системы образования и за ее пределами:
3. Задачи управления реализацией Программы и переходом на профессиональное обучение, включая:
- контроль хода и результатов реализации Программы профессионального обучения в целом осуществляется администрацией, согласно годичным планам работы. Мониторинг сопровождения профессионального обучения ведет заместитель директора по научно-воспитательной работе, проводит анализ хода и результатов на каждом этапе Программы (в том числе на основе ежегодных анализов деятельности), и предоставляет аналитическую справку.
Программа как документ предназначена для того, чтобы
1. Зафиксировать существующее на момент начала работы состояние профессиональной подготовки и степень готовности образовательной системы школы-интерната к переходу на профессиональное обучение в 10-11 классах специальной (коррекционной) школы 8 вида, выявить достижения, а также проблемы, дефициты и недостатки.
2. Определить и описать цели (желаемые результаты) и стратегию перехода на профессиональное обучение, образ желаемого будущего состояния образования в итоге массового введения профессионального обучения обучение в 10-11 классах специальной (коррекционной) школы 8 вида.
3. Определить и описать тактику, конкретный план и план-график мер, действий и мероприятий, обеспечивающих переход на профессиональное обучение и достижение спланированных желаемых результатов в установленные сроки и при имеющихся ресурсах.
Цели (ожидаемые результаты) Программы
Общей миссией и главной целью Программы является содействие:
- формированию у школьников важных компетентностей, опыта выбора и самореализации, продуктивной социализации и подготовки к осмысленному выбору жизненного и профессионального пути;
- развитию образовательной системы школы-интерната повышению ее потенциала путем создания новых возможностей и свойств – гибкости, мобильности, быстроте реакции на изменение социальных условий и потребностей, многообразии спектра и повышения качества образовательных услуг.
Конкретной целью Программы является переход на профессиональное обучение при обеспечении требуемого уровня качества образования и рациональном использовании имеющихся ресурсов.
Для достижения этих стратегических целей Программы необходимо обеспечить достижение ряда частных и промежуточных целей (результатов) в образовательной, ресурсообеспечивающей и поддерживающей, организационно-управленческой и иной деятельности.
Стратегия перехода на профессиональное обучение
Для достижения поставленных стратегических целей в образовательном пространстве школы-интерната реализуется стратегия управляемого перехода на профессиональное обучение, предполагающая три взаимосвязанных этапа работ, частично перекрывающимся по срокам осуществления.
На первом этапе (2014 г. – 2015 г.) в качестве главной задачи выделяется создание и накопление всех видов необходимых ресурсов (прежде всего – нормативно-правовых, кадровых, программно-методических) и объединение всех сил для подготовки к переходу на профессиональное обучение.
Одновременно на основе опыта образовательных учреждений области начинается экспериментальная апробация моделей перехода на профессиональное обучение. В ходе этой работы усиленно формируется общественное мнение в пользу введения профессионального обучения, а в профессиональном сообществе педагогов активно обсуждается необходимость существенной трансформации подготовки и работы учителя и команд учителей в новых условиях.
На втором этапе (2015 г.) в качестве главной выдвигается задача, когда образовательная система школы-интерната окажется в состоянии по преимуществу самостоятельно производить и воспроизводить необходимые ресурсы для осуществления профессионального обучения.
В ситуации, когда не удастся компенсировать ряд рисков, связанных с отсутствием некоторых необходимых ресурсов, возможна определенная коррекция темпов и продолжительности первых двух этапов в сторону увеличения с тем, чтобы обеспечить максимальные гарантии успешности перехода на профессиональное обучение
На третьем этапе (2015г. - 2016г.) на основе двух предыдущих ставится задача обеспечения массового перехода на профессиональное обучение с выходом на показатели, зафиксированные в цели Программы. На финише этого этапа образовательная система школы-интерната накопит опыт, значимый для диссеминации.
Стратегия ресурсообеспечивающей деятельности для массового перехода на профессиональное обучение предполагает в наших условиях:
- максимально возможное опережение создания и наполнения ресурсной базы по отношению к запуску собственно профессионального обучения;
- приоритетное внимание опережающей разъяснительной и концептуально-мировоззренческой работы с управленческими, методическими и педагогическими кадрами, от позиции которой успех профессионального обучения зависит в максимальной степени;
- опережающее создание и запуск системы кадрового обеспечения Программы через стимулирование и привлечение к работе специалистов соответствующей квалификации;
- определение необходимых финансовых затрат и своевременный поиск источников их покрытия, увязывание введения профессионального обучения с освоением новых механизмов финансирования образования и оплаты труда педагогов;
- выбор наиболее перспективных поставщиков программно-методического и научно-консультационного сопровождения Программы при сочетании необходимой конкурентности и свободы выбора с разумной централизацией и экономией ресурсов.
Управление реализацией Программы
Управление реализацией Программы осуществляет Совет школы-интерната во главе с директором -
Мониторинг хода и результатов реализации Программы проводится на основе приведенного плана, анализа документации, и маркетинговых исследований. По результатам мониторинга готовятся и публикуются краткие отчеты.
Структура и содержание программы
Программа предусматривает II периода трудового обучения:
I-период (10 класс). Основная задача профессионального обучения в 10 классе – научить учащихся выполнять операции штукатурки различных поверхностей. Одновременно учащиеся знакомятся со свойствами растворов, с различными видами вяжущий, с простой и улучшенной штукатуркой, программа предусматривает ознакомление с операциями нанесения штукатурных слоев, облицовки различных поверхностей сухой штукатуркой.
II-период (11 класс). Основная задача профессионального обучения в 11 классе научить учащихся выполнять более сложные приемы штукатурных работ.
Задачи программы:
- Формировать трудовую деятельность учащихся и повышать на этой основе общий уровень развития;
- Развивать речь учащихся на основе их практической деятельности;
- Воспитывать организационные навыки, планирования работ с использованием технологической документации строительных работ;
- Обучать технико-технологическим процессам штукатурного дела;
- Вырабатывать у учащихся четкое понимание профессиональной терминологии;
- Вырабатывать сознательные, достаточно прочные профессиональные приемы работ с материалами, навыки обращения с инструментами, приспособлениями, приемы самоконтроля, позволяющие следить за правильностью воспитательных работ;
- Учить, рационально использовать материалы.
Квалификационная характеристика выпускника
Социально-адаптированная личность, способная к самореализации
Владеет основами знаний образовательных предметов, имеющих практическую направленность, умеет применять стандарт знаний в простых жизненных ситуациях, обучен приемам самообразования. Способен осуществлять самооценку и самоконтроль.
Ведет здоровый образ жизни, критичен, адекватен, соблюдает нормы и правила культурного поведения, умеет анализировать поступки. Владеет навыками самообслуживания, ведения домашнего хозяйства.
Физическое развитие соответствует возрасту.
Владеет профессией на уровне II-III рабочего разряда.
Подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и работе в условиях современного общества с учетом интересов, возможностей и состояния здоровья.
Способен:
-предложить себя на рынке труда
-работать самостоятельно без помощи руководства
-брать на себя ответственность
-участвовать в совместном принятии решений
-проявлять инициативу, принимать решения
-осуществлять самостоятельные социальные контакты в социальной среде
-стремиться к непрерывному профессиональному росту (успеху) и высокому качеству продукта своего труда
-адекватно осознавать собственные возможности и способности.
Срок освоения программы для получения профессии «Швея» - от 480 часов.
Основание: приказ Министерства образования РФ № 407 от 21.10.1994 «О введении модели учебного плана для профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям»
Структура и содержание программы
Программа предусматривает II периода трудового обучения:
I-период (10 класс). 272 ч
1 четверть 64 ч
Вводное занятие – 4 ч.
- История профессии.
- Задачи обучения в 10 классе.
- Содержание труда, этапы профессионального роста и трудового становления.
- Правила и инструкции по безопасности труда при выполнении ручных и машинных операций и при влажно – тепловой обработке изделий.
- Организация бригад, назначение бригадиров и их обязанности.
- Изучение ГОСТа по видам швов и требований, предъявляемым к ним.
Практическая работа:
- Подготовка машины к работе: наружный осмотр, наматывание нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, регулировки натяжения верхней и нижней ниток, перевод регулятора строчки.
- Вопросы технического обслуживания машины после окончания работы: чистка и смазка машины.
- Выполнение машинных строчек на ткани: прямых, овальных, ломаных, различных параллельных строчек по заданному расстоянию друг от друга.
- Упражнения по отработке приемов и выполнению стачных, обтачных, настрочных, накладных, запошивочного, двойного, вподгибку с закрытым срезом, окантовочных швов.
Техника безопасности и противопожарных мероприятий в учебных мастерских –4 ч.
- Электробезопасность
- Основные правила и нормы электробезопасности.
- Виды электротравм. Меры их предупреждения. Требования к электроустановкам.
- Средства защиты от поражения электрическим током.
- Правила безопасности при работе на промышленной швейной машине и с электроутюгом.
Практическая работа:
- Индивидуальный пошив швейных изделий по готовому крою.
- Технические условия на готовое изделие.
- Контроль качества готовой продукции.
- Пожаробезопасность
- Причины пожаров, их предупреждение.
- Меры пожарной безопасности при работе в учебных мастерских.
- Правила поведения учащихся при возникновении пожара.
- Правила безопасной работы с пожароопасными материалами.
Практическая работа:
- Индивидуальный пошив швейных изделий по готовому крою.
- Технические условия на готовое изделие.
- Контроль качества готовой продукции.
Основы гигиены труда и производственной санитарии.
Основные понятия гигиены труда – 2 ч.
- Санитарные требования на предприятии
- Общие требования производственной санитарии.
- Требования к производственным помещениям.
- Требования, предъявляемые к общему и местному освещению производственных помещений и индивидуальных рабочих мест.
- Естественная и механическая вентиляция производственных помещений.
- Гигиенические требования к спецодежде.
Практическая работа:
- Индивидуальный пошив швейных изделий по готовому крою.
- Технические условия на готовое изделие.
- Контроль качества готовой продукции.
5. Основные понятия гигиены труда – 2 ч.
- Режим рабочего дня.
- Рациональный режим труда и отдыха.
- Производственная гимнастика и её роль.
- Правильная рабочая поза и её значение.
- Личная гигиена на производстве: гигиенические правила ухода за кожей рук, первая помощь при травмах, ожогах, поражениях электротоком.
Практическая работа:
-Индивидуальный пошив швейных изделий по готовому крою.
- Технические условия на готовое изделие.
- Контроль качества готовой продукции.
Классификация одежды и требования, предъявляемые к ней
6.Ассортимент швейных изделий – 10 ч.
- Сведения об ассортименте.
- Деление ассортимента швейных изделий на группы, подгруппы, виды и разновидности.
- Ассортимент женской одежды.
Деление ассортимента швейных изделий по общему назначению на пять классов: бытовые, спортивные, спецодежда, ведомственные, национальные.
Деление классов на группы: верхняя одежда, легкое платье, белье, головные уборы.
Деление групп на подгруппы, объединяющие изделия, близкие по модели, по конструктивным признакам и употреблению: группа верхней одежды – пальтовая и костюмная подгруппа; легкое платье – подгруппы платьев, блузок, юбок; бельевая группа – подгруппы верхнего нательного, постельного и столового белья; группа головные уборы – подгруппы кепи и фуражек, шляп и шапок.
- Виды требований к одежде.
Эксплуатационные: соответствие своему назначению (учет времени года и климатических условий, в которых она будет эксплуатироваться).
Экономические: прочность, носкость, надежность в эксплуатации, способность сохранять форму в процессе носки, ремонтноспособность.
Гигиенические: теплозащитные свойства, гигроскопичность, водопроницаемость, воздухо- и газопроницаемость, пылеемкость, малый вес.
Эстетические: соответствие моделей одежды современным нормам художественного оформления и законам зрительного восприятия.
Лабораторно - практическая работа:
- Работа с журналами мод по распределению моделей группы легкого женского платья и группы белья по подгруппам, видам, разновидностям.
- Составление характеристик моделей швейных изделий в соответствии с требованиями, предъявляемыми к одежде.
7. Детали швейных изделий – 2 ч.
- Детали кроя плечевого изделия: основные и производные.
- Характеристика основных и производных деталей кроя изделия (конструкция, силуэт, покрой). Название срезов плечевого изделия.
- Детали кроя поясных изделий: основные и производные.
- Характеристика основных и производных деталей.
- Название срезов поясного изделия.
Лабораторно - практическая работа:
- Работа с журналами мод: выбор моделей изделий плечевого и поясного изделия с учетом индивидуальных особенностей фигуры и возраста человека, назначению одежды, виду и структуре ткани.
- Зарисовка модели изделия, основных и производных деталей кроя с указанием названий срезов деталей.
8. Классификация швейных машин – 2 ч.
- Назначение швейных машин.
- Типы швейных машин согласно технологической классификации.
- Классификация швейных машин по виду выполняемой строчки.
- Подразделение швейных машин челночной строчки на подгруппы.
- Подразделение швейных машин по их внешнему виду и габаритам, по конструкции устройства машины.
- Технические характеристики швейной машины
Лабораторно - практическая работа:
- Ознакомление с конструкцией швейной машины класса Tupikal
- Наладка машины при шитье образцов швов из ткани различной толщины.
Практическая работа:
- Объект труда: швейные изделия бытового назначения. Пошив швейных изделий по готовому крою с пооперационным разделением труда.
9. Швейные машины, выполняющие цепные строчки –2 ч.
Краеобметочная швейная машина Tupikal
- Назначение и технические характеристики машины
- Рабочие механизмы швейной машины
- Регулировка и смазка швейной машины.
Лабораторно - практическая работа:
- Ознакомление с конструкцией швейной машины
- Заправка ниток и приемы работы на машине.
Практическая работа:
- Объект труда: швейные изделия бытового назначения. Пошив наволочки с пооперационным разделением труда (обметывание боковых срезов наволочек).
Экскурсия на швейную фабрику– 2 ч.
Цель: ознакомление с техническим характеристиками и приемами работы петельных и пуговичных машин, и швейных машин зигзагообразной строчки. Ознакомление на швейной фабрике с технологией массового пошива швейных изделий.
Отчет об экскурсии в виде сообщений учащихся.
Ручные и машинные швы.
10.Ручные работы – 8ч.
- Повторение понятий «стежок», «строчка».
- Классификация стежков по назначению: сметочные, обметочные, пошивочные, петельные и стачные, прямоугольные и треугольные закрепки.
- Набор инструментов для выполнения ручных работ.
- Правила подбора швейных ручных игл в соответствии с тканями и нитками.
- Приемы владения иглой и наперстком.
- Приемы выполнения ручных стежков.
- Технические условия для выполнения ручных работ.
- Правила безопасной работы.
- Организация рабочего места.
- Учебный фильм «Ручные стежки и строчки»
Практическая работа:
- Упражнения учащихся в подборе ниток к иглам и тканям.
- Выполнение строчек прямыми стежками, косыми стежками.
- Выполнение петлеобразных и крестообразных стежков и строчек.
- Обработка петель на рабочих халатах.
11. Машинные работы –4 ч.
- Повторение понятия «шов».
- Ознакомление с ГОСТом, основными требованиями, предъявляемыми к машинным строчкам и швам.
- Конструкция машинных швов, их назначение.
- Виды машинных швов.
- Приемы выполнения машинных швов.
- Правила безопасной работы.
- Организация рабочего места.
Практическая работа:
- Упражнения учащихся по отработке приемов выполнения машинных швов.
- Объект труда: полотенца, головные платки. Пошив швейных изделий по готовому крою с пооперационным разделением труда (бригадная форма организации труда).
- Технические условия на готовое изделие. Нормы выработки и плановое задание.
- Контроль качества готовой продукции. Правила и инструкции по безопасности труда на рабочих местах.
12.Знакомство с готовыми выкройками и готовыми чертежами швейных изделий в масштабе и в натуральную величину –6 ч.
- Особенности готовых выкроек.
- Название деталей и контурных срезов в готовых выкройках.
- Условные обозначения линий, контрольных точек и размеров на чертежах в натуральную величину в приложениях к журналам мод.
- Цифровые обозначения на чертежах в уменьшенном виде. Материал, применяемый для лекал.
- Выбор фасона изделия.
Практическая работа:
- Зарисовка фасона халата в альбом.
- Определение своего размера.
- Снятие выкроек с приложения к журналу мод.
- Изготовление лекал изделия.
- Внесение изменений в конструкцию деталей выкройки согласно индивидуальным измерениям.
- Определение расхода ткани на изделие.
13 Раскрой халата – 6 ч.
- Ткани, отделка и фурнитура для легкого женского платья.
- Работа с лекалами деталей изделия: контрольные точки, направление долевых нитей.
- Экономные приемы раскроя изделия.
- Проверка качества кроя.
Практическая работа:
- Декатирование ткани. Настилание ткани.
- Процесс раскладки лекал изделия с учетом ворса, начеса, рисунка ткани, направления нитей основы или утка, допускаемых надставок и отклонений от лекал по срезам деталей.
- Общие требования при раскладке лекал изделия, которые не зависят от вида ткани.
- Обмеловка лекал изделия при соблюдении соответствующих технических условий.
- Раскрой ткани на детали (вырезание отдельных частей изделия)
- Контроль качества кроя.
14. Технология пошива блузки без воротника и втачного рукава, применяемая в индивидуальном пошиве – 8 ч.
- Изготовление отделочных деталей.
- Обработка вытачек.
- Обработка плечевых и боковых срезов.
- Обработка застежки.
- Обработка низа изделия.
- Обработка горловины изделия.
- Обработка пройм изделия.
- Разметка петель, обметывание петель, пришивание пуговиц.
- Влажно – тепловая обработка изделия
Практическое повторение – 2 ч.
Практическая работа:
- Пошив наволочек с пооперационным разделением труда.
- Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом и обметывание боковых срезов наволочки
2 четверть. 56 ч.
Краткие сведения о технологии получения тканей
1. Экскурсия – изучение ассортимента ткани 2 ч.
Свойства тканей
2. Общая характеристика ассортимента х/б и льняных тканей, их свойства – 2 ч.
- Ассортимента х/б тканей.
- Общая характеристика ассортимента х/б тканей, их свойства.
- Ассортимента льняных тканей.
- Общая характеристика ассортимента льняных тканей, их свойства.
- Сравнительная характеристика свойств х/б и льняных тканей.
Лабораторно – практическая работа:
- Определение физико-механических и технологических свойств х/б и льняных тканей.
- Составление коллекции тканей для изготовления шв. изделий группы легкого платья и группы белья.
3. Общая характеристика ассортимента шерстяных и шелковых тканей, их свойства – 2 ч.
- Ассортимента шерстяных тканей.
- Общая характеристика ассортимента шерстяных тканей, их свойства.
- Ассортимента шелковых тканей.
- Общая характеристика ассортимента шелковых тканей, их свойства.
- Сравнительная характеристика свойств шерстяных и шелковых тканей.
Лабораторно – практическая работа:
- Определение физико-механических и технологических свойств шерстяных и шелковых тканей.
- Составление коллекции тканей для изготовления шв. изделий группы верхней одежды и группы легкого платья.
4. Вспомогательные швейные материалы – 2 ч.
- Клеи, применяемые в шв. промышленности.
- Нетканые шв. материалы, выработанные клеевым способом.
- Прокладочные ткани и их применение в верхней одежде.
- Характеристика состава флизелина, его свойства.
- Особенности обработки деталей при клеевом соединении.
- Организация рабочих мест и соблюдение правил ТБ при выполнении клеевых соединений.
Лабораторно – практическая работа:
- Изучение свойств материалов.
Практическая работа:
- Упражнения в выполнении приёмов работы и операций при соединении утюгом прокладок с клеевым покрытием с основным материалом (клеевое соединение деталей: воротника, манжеты, хлястика, листочки кармана).
5. Прессы и оборудование для ВТО изделий –2 ч.
- Экскурсия в ателье.
Цель: 1.Знакомство с оборудованием отделочного цеха: утюгами, прессами, паровоздушными манекенами.
2. Назначение оборудования и организацией рабочих мест при ВТО шв. изделий.
3. Правила ТБ на рабочих местах.
- Отчет об экскурсии в виде сообщений учащихся.
Обработка краев деталей другими деталями
6. Технология обработки отложных воротников и соединение их с горловиной изделия – 4 ч.
- Виды воротников в зависимости от конструкции и способа обработки.
- Применение прокладок из нетканого материала.
- Технологическая последовательность обработки воротника и соединение его с горловиной изделия. Технология, применяемая для индивидуального пошива.
- Технологические требования к ручным стежкам временного крепления и машинным швам.
Практическая работа:
- Рисование воротников по схеме, с натуры.
- Обработка отложного воротника и соединение его с горловиной.
7. Технология обработки воротника – стойки и соединение его с горловиной изделия – 4 ч.
- Виды воротников – стоек в зависимости от конструкции и способа обработки.
- Применение прокладок из нетканого материала.
- Технологическая последовательность обработки воротника – стойки и соединение его с горловиной изделия. Технология, применяемая для индивидуального пошива.
Практическая работа:
- Рисование воротников по схеме, с натуры.
- Обработка отложного воротника – стойки и соединение его с горловиной изделия.
8. Обработка бортов подбортами – 6 ч.
- Технология обработки подбортов для изделий группы легкого платья в зависимости от количества надставок.
- Применение прокладок из нетканого материала.
- Технологическая последовательность обработки бортов подбортами в блузке, халате.
- Технология обработки бортов в платье.
Практическая работа:
- Обработка бортов подбортами в блузке.
9. Обработка рукавов и соединение их с изделием – 6 ч.
- Виды рукавов в зависимости от конструкции:
а)втачные, реглан, полуреглан, с полуовальной проймой и проймой, переходящей в кокетку;
б)цельнокроеные, где рукав выкраивается вместе с передом полочки и спинки;
в)по длине – короткие рукава, длинные и три четверти.
- Виды обработок оката рукавов: сборки, вытачки, складки, буфы.
- Виды соединений рукавов с проймами изделия в зависимости от конструкции рукава.
- Применение нетканых материалов.
- Технологическая последовательность обработки прямых манжет.
Практическая работа:
- Обработка прямой манжеты.
- Обработка срезов рукава и соединение его с изделием.
Обработка различных видов карманов
10. Обработка карманов, расположенных в швах изделия – 4 ч.
- Виды карманов: прорезные и накладные.
- Форма карманов: прямые, овальные, фигурные.
- Виды отделки карманов: обтачки, бейки, канты, оборки.
- Технологическая последовательность обработки кармана в шве.
Практическая работа:
- Обработка кармана, расположенного в шве изделия.
- Ручные, машинные и утюжильные швы.
11. Обработка накладных карманов – ч.
- Виды карманов: одинарные и двойные, обработанные швом вподгибку, обтачным швом и различной отделкой: оборками, кружевом, кантом, складками.
- Технологическая последовательность обработки накладного кармана овальной формы со сборками.
Практическая работа:
- Обработка накладного кармана овальной формы со сборками, используя ткани различных цветов.
Различные виды отделок в швейных изделиях
12. Аппликация как отделка изделий 4ч
- Составление эскиза аппликации, перевод рисунка на ткань.
- Выкраивание деталей аппликации и размещение на основной детали.
- Закрепление деталей аппликации различными способами.
Практическая работа:
- Выполнение аппликации.
Раскрой деталей изделий с втачным рукавом
13.Основные понятия о конструировании одежды – 2 ч.
- Краткая характеристика внешних форм и пропорций тела человека.
- Размеры тела и типы телосложений человека.
- Распределение возрастных типов фигур человека по полноте и росту.
- Условно нормальная фигура. Отклонения от условно – нормальной фигуры.
- Пропорциональные пояса фигуры человека: головной, шейный, плечевой, грудной, линия талии, тазовый, бедренный, голенный, предплечные.
- Пропорциональное деление фигуры человека по вертикали.
- Основные ориентирные точки и линии измерения фигуры человека.
- Техническое конструирование: построение чертежа на плоскости по расчетно-пропорциональной системе(на основе мерок, снятых с фигуры человека); по готовой основе (нанесение на основу фасонных линий по задуманной модели, разрезание основы по этим линиям и получение новой основы).
- Правила снятия измерений с фигуры человека для построения чертежа блузки.
- Подбор и использование выкроек из журнала мод.
Практическая работа:
- Зарисовка фасона в альбом.
- Определение своего размера, снятие выкроек с приложения к журналу мод.
- Изготовление лекал изделия.
- Внесение изменений в конструкцию деталей выкройки согласно индивидуальным измерениям, определение расхода ткани на изделие.
14. Раскрой изделия– 8 ч.
- Ткани, отделка и фурнитура для легкого женского платья.
- Работа с лекалами деталей изделия: контрольные точки, направление долевых нитей.
- Экономные приемы раскроя изделия.
- Проверка качества кроя.
Практическая работа:
- Декатирование ткани. Настилание ткани.
- Процесс раскладки лекал изделия с учетом ворса, начеса, рисунка ткани, направления нитей основы или утка, допускаемых надставок и отклонений от лекал по срезам деталей.
- Общие требования при раскладке лекал изделия, которые не зависят от вида ткани.
- Обмеловка лекал изделия при соблюдении соответствующих технических условий.
- Раскрой ткани на детали (вырезание отдельных частей изделия)
- Контроль качества кроя.
15. Практическое повторение – 4 ч.
- Пошив наволочек с пооперационным разделением труда.
3 четверть 88 ч.
Оборудование швейного производства
1. Оборудование подготовительного цеха – 2 ч.
- Разбраковка и промерка ткани.
- Столы для промера длины и ширины ткани. Разбраковочные столы для широких и узких тканей.
- Устройство и работа браковочных и примерочных машин, их эксплуатация.
Практическая работа:
- Определение дефектов ткани.
2. Оборудование раскройного цеха – 2 ч.
- Процесс настилания тканей, технические условия, требования к настилам.
- Машины и приспособления для обрезания концов настила.
- Машины для пробивки трафаретов.
- Передвижные раскройные машины.
- Ленточные раскройные машины.
- ТБ при работе в раскройном цехе.
Практическая работа:
- Выполнение машинных швов и строчек, используемых для пошива постельного белья.
3. Конвейеры и подъемно – транспортные устройства –2 ч.
- Разные типы конвейеров: ленточные, горизонтально – замкнутые, пульсирующие.
- Тележки для перемещения грузов.
Практическая работа:
- Выполнение машинных швов и строчек, используемых для пошива постельного белья.
Сортность ткани
4. Сортность ткани – 2ч.
- Понятие о стандарте. Правила сортировки ткани по ГОСТу.
- Основные качественные показатели тканей, принимаемые за основу при установлении сортности тканей.
Лабораторно - практическая работа:
-Определение сортности ткани.
- Распознавание дефектов ткани (ткацких, дефектов крашения).
Отделка в одежде
5. Виды отделок в швейных изделиях – 2 ч.
- Виды отделок и их назначение.
- Выбор отделки для одежды определенного стиля.
- Примеры перегрузки одежды отделкой.
Практическая работа:
- Зарисовка моделей одежды с использованием разнообразной отделки: вышивка, аппликация, кружево, складки, оборки и т.д.
- Просмотр диафильма.
6. Аппликация на ткани как вид отделки – 8 ч.
- Составление эскиза аппликации. Перевод контуров деталей на материал.
- Разметка рисунка на основной детали.
- Размещение деталей и закрепление их ручным и машинным способом.
- Использование термоаппликации.
Практическая работа:
- Выполнение аппликации на образце.
7. Складки и драпировки как вид отделки в одежде – 6 ч.
- Виды отделки: складки и драпировки, их применение.
- Рассматривание и подбор моделей с данным видом отделки.
- Характер складок различных тканей.
- Предварительная разметка простых и сложных складок.
Практическая работа:
- Рисование моделей со складками и драпировками.
- Выполнение складок простой и сложной формы на образце.
8. Вышивка – вид отделки одежды – 10 ч.
- Примеры использование вышивки в различных моделях одежды.
- Понятие о сочетании цветов.
- Цветочная гармония.
Практическая работа:
- Выполнение различных видов вышивки на образце.
Элементарные сведения о моделировании и художественном оформление одежды
9. Композиция одежды –2 ч.
- Костюм – вид женской одежды.
- Ткань как основа формы одежды. Зависимость одежды от свойств ткани и её структуры.
- Особенности моделирования одежды из тканей с рисунком в полоску и клетку.
Практическая работа:
- Зарисовка моделей костюмов.
-Моделирование изделий с рисунком в полоску и клетку.
10.Цвет в одежде – 2 ч.
- Цвет в одежде. Пространственные свойства цвета.
- Использование зрительных иллюзий в одежде как средства маскировки недостатков телосложения: уменьшение и увеличения роста, расширение и сужение фигуры и отдельных её частей.
- Изменение цвета в зависимости от освещения.
Практическая работа:
- Зарисовка цветового круга и цветовых сочетаний.
- Зарисовка моделей с использованием зрительной иллюзии и цветовых решений.
11. Свойства нитей основы и утка – 2 ч.
- Значение свойств нитей. Расположение их на фигуре в различных частях одежды.
- Причины заломов, перекосов и морщин.
Практическая работа:
- Зарисовка деталей одежды с указанием нити основы.
- Зарисовка способов устранения дефектов.
Построение чертежей женских юбок
12.Виды и фасоны юбок – 2 ч.
- Различные виды юбок: двухшовные, четырехшовные, шестишовные.
- Особенности деталей юбки в зависимости от фасона.
- Юбки со складками.
- Юбки спортивные.
Практическая работа:
- Зарисовка фасонов юбок.
13.Построение чертежа юбки – 2 ч.
- Мерки для построения чертежа юбки.
- Последовательность построения чертежа.
Практическая работа:
- Снятие мерок.
- Построение чертежа.
Составление эскиза костюма. Подготовка выкройки и раскрой деталей костюма
14. Выбор фасона жакета, юбки – 4 ч.
- Жакет, юбка. Просмотр журналов мод.
- Выбор фасона.
Практическая работа:
- Зарисовка фасонов жакета, юбки.
15. Подготовка выкройки жакета, юбки к раскрою – 4 ч.
- Внесение изменений в выкройку базовой основы изделия с втачными рукавами в соответствии с выбранным фасоном.
- Внесение изменений в выкройку базовой основы юбки.
Практическая работа:
- Изготовление выкройки жакета
- Изготовление выкройки юбки.
16. Раскрой костюма – 2 ч.
- Правила расположения выкройки на ткани.
- Правила раскроя костюма.
Практическая работа:
- Раскрой юбки.
- Раскрой жакета.
17. Подготовка деталей костюма к обработке – 2 ч.
- Правила прокладывания копировальных стежков по контурным и контрольным линиям.
Практическая работа:
- Прокладывание копировальных стежков на деталях костюма.
Отделка и монтаж изделий без подкладки
18. Пошив костюма: жакета и юбки. 6ч
- Отделка деталей костюма.
- Использование клеевых прокладочных материалов.
- Последовательный монтаж жакета.
- Последовательный монтаж юбки.
Практическая работа:
-Пошив жакета.
- Пошив юбки.
Лоскутная техника
19.Регулярное и нерегулярное полотно – 4 ч.
- Понятия «регулярное полотно» и «нерегулярное полотно».
- Приемы выполнения регулярного полотна.
Практическая работа:
- Заготовка деталей для набора полотен по эскизу.
20. Набор нерегулярного полотна – 4 ч.
- Приемы набора нерегулярного полотна.
Практическая работа:
- Выполнение образцов регулярного и нерегулярного полотен.
21.Использование наборов полотен – 10 ч.
- Способы изготовления простых изделий в лоскутной технике.
Практическая работа:
- Изготовление ковриков и салфеток.
Практическое повторение –6 ч.
Пошив изделий с пооперационным разделением труда:
- Внутрипроцессный контроль.
- Учет качества продукции и скорости пошива.
- Способы исправления брака.
- Итоговый контроль.
Самостоятельная работа – 4ч.
- Обработка низа юбки ручным и машинным способом.
4 четверть 64 ч.
Организация и оплата труда на швейных фабриках
1. Нормирование и оплата труда –2 ч.
- Производственный план предприятия, цеха, бригады.
- Нормы выработки и нормы времени на выполнение операций.
- Расценки за операцию.
- Учет работы. Формы и системы оплаты труда.
Практическая работа:
- Пошив изделий с пооперационным разделением труда по норме времени.
2. Оформление документов – 2 ч.
- Порядок оформления документов для начисления заработной платы.
- Прием и увольнение с работы по собственному желанию.
- Увольнение по инициативе администрации. Основание к увольнению.
Практическая работа:
- Пошив изделий с пооперационным разделением труда по норме времени.
3. Внутренний распорядок предприятия –2 ч.
- Правила внутреннего распорядка. Виды и порядок поощрений.
- Порядок наложения взысканий.
Практическая работа:
- Пошив изделий с пооперационным разделением труда по норме времени.
Основные сведения по контролю качества .
4. Понятие о стандартизации –2 ч.
- Стандартизация. Ответственность предприятия за выпуск продукции.
- Надежность и долговечность как показатель качества.
Практическая работа:
- Выполнение машинных строчек и швов, использующихся при пошиве легкой одежды.
- Контроль качества выполненных швов.
5.Контроль качества – 2 ч.
- Формы и методы контроля качества. Последовательность и места измерений изделий.
- Определение сортности изделий.
Практическая работа:
- Выполнение машинных строчек и швов, использующихся при пошиве легкой одежды.
- Контроль качества выполненных швов.
Чистка и хранение швейных изделий
6. Чистка и хранение швейных изделий:
- Способы выведения различных пятен на тканях.
- Понятие о химической чистке.
- Основные условия хранения тканей, мехов, готовых швейных изделий.
Лабораторно - практическая работа:
- Выведение различных пятен на тканях.
Построение чертежей брюк
7. Фасоны брюк – 2ч.
- Виды и фасоны брюк.
- История брюк.
- Брюки – юбка.
- Детали брюк: основные и дополнительные. Название срезов деталей брюк.
Практическая работа:
- Зарисовка моделей брюк. Выбор фасона.
8. Построение чертежа брюк –4 ч.
- Мерки для построения чертежа брюк.
- Последовательность построения чертежа брюк.
- Расчеты для определения положения основных линий.
- Исходные данные и правила построения чертежей пояса, шлевок, хлястиков и т.д.
Практическая работа:
- Снятие мерок.
- Построение чертежа брюк.
Раскрой деталей брюк и их влажно – тепловая обработка
9. Раскрой брюк –2 ч.
- Подготовка ткани к раскрою.
- Раскладка выкройки на ткани с учетом направления нити основы и рисунка.
- Правила раскроя брюк.
Практическая работа:
- Раскрой брюк.
10. ВТО деталей брюк. Подготовка деталей кроя к обработке – 4 ч.
- Способы придания плоскостям определенных форм в соответствии с фигурой человека.
- Технические условия на выполнение ВТО.
- Правила подготовки деталей кроя к обработке.
Практическая работа:
- ВТО деталей брюк.
- Прокладывание контурных и центральных линий на деталях кроя
Технология выполнения отдельных деталей
11. Карманы в брюках – 2 ч.
- Виды карманов в брюках.
- Технологическая последовательность обработки заднего кармана.
Практическая работа:
- Обработка заднего кармана на брюках.
12.Карман с клапаном – 4ч.
- Технологическая последовательность обработки заднего кармана с клапаном.
Практическая работа:
- Обработка заднего кармана с клапаном на брюках.
13. Обработка застежки –4 ч.
- Особенности обработки застежки на брюках.
- Технологическая последовательность обработки заднего кармана.
Практическая работа:
- Обработка застежки на образце.
14.Обработка верхнего среза брюк поясом – 2 ч.
- Виды хлястиков, шлевок. Особенности их обработки.
- Особенности обработки верхнего среза брюк поясом.
- Технологическая последовательность обработки заднего кармана.
Практическая работа:
- Выполнение обработки шлевок, хлястиков на образце.
Монтаж брюк –
15. Пошив брюк – 4 ч.
- Последовательная сборка изделия с опорой на технологическую карту.
Практическая работа:
- Пошив брюк.
Культура поведения. Создание внешнего образа средствами одежды, использование
бижутерии и макияжа
16. Макияж. Средства создания внешнего образа – 4 ч.
- История использования макияжа.
- Национальные и социальные особенности в макияже и дополнений к одежде.
Практическая работа:
- Выполнение дневного макияжа.
17.Культура поведения – 4 ч.
- Учет благоприятного и неблагоприятного воздействия на окружающих определенных манер поведения, характера используемого макияжа и дополнений к одежде.
Практическая работа:
- Разбор различных ситуаций поведения.
Практическое повторение – 12 ч.
Пошив изделий с пооперационным разделением труда:
- Учет качества продукции и скорости пошива.
- Способы исправления брака.
- Итоговый контроль.
Самостоятельная работа –4 ч.
- Обработка воланов, оборок, рюшей к легкому женскому платью.
11 класс - 264 часа
1 четверть -64 ч.
1. Вводное занятие –4 ч.
- Задачи обучения в 11 классе.
- Сообщение о предстоящих квалификационных экзаменах по окончании 11 класса.
- Содержание труда, этапы профессионального роста и трудового становления.
- Правила и инструкции по безопасности труда при выполнении ручных и машинных операций и при влажно – тепловой обработке изделий.
- Организация бригад, назначение бригадиров и их обязанности.
- Изучение ГОСТа по видам швов и требований, предъявляемым к ним.
Практическая работа:
- Подготовка машины к работе: наружный осмотр, наматывание нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, регулировки натяжения верхней и нижней ниток, перевод регулятора строчки.
- Вопросы технического обслуживания машины после окончания работы: чистка и смазка машины.
- Выполнение машинных строчек на ткани: прямых, овальных, ломаных, различных параллельных строчек по заданному расстоянию друг от друга.
- Упражнения по отработке приемов и выполнению стачных, обтачных, настрочных, накладных, запошивочного, двойного, вподгибку с закрытым срезом, окантовочных швов.
Техника безопасности и противопожарных мероприятий в учебных мастерских – 2 ч.
2. Электробезопасность
- Основные правила и нормы электробезопасности.
- Виды электротравм. Меры их предупреждения. Требования к электроустановкам.
- Средства защиты от поражения электрическим током.
Основы гигиены труда и производственной санитарии. Основные понятия гигиены труда
3. Санитарные требования на предприятии – 2 ч.
- Общие требования производственной санитарии.
- Требования к производственным помещениям.
- Требования, предъявляемые к общему и местному освещению производственных помещений и индивидуальных рабочих мест.
- Естественная и механическая вентиляция производственных помещений.
- Гигиенические требования к спецодежде.
Практическая работа:
- Объект труда: швейные изделия бытового назначения. Пошив швейных изделий по готовому крою с пооперационным разделением труда (бригадная форма организации труда).
4. Основные понятия гигиены труда – 2 ч.
- Режим рабочего дня.
- Рациональный режим труда и отдыха.
- Производственная гимнастика и её роль.
- Правильная рабочая поза и её значение.
- Личная гигиена на производстве: гигиенические правила ухода за кожей рук, первая помощь при травмах, ожогах, поражениях электротоком.
Практическая работа:
- Объект труда: швейные изделия бытового назначения. Пошив швейных изделий по готовому крою с пооперационным разделением труда (бригадная форма организации труда).
Классификация одежды и требования, предъявляемые к ней
5. Ассортимент швейных изделий – 10 ч.
- Сведения об ассортименте.
- Деление ассортимента швейных изделий на группы, подгруппы, виды и разновидности.
- Ассортимент женской одежды.
Деление ассортимента швейных изделий по общему назначению на пять классов: бытовые, спортивные, спецодежда, ведомственные, национальные.
Деление классов на группы: верхняя одежда, легкое платье, белье, головные уборы.
Деление групп на подгруппы, объединяющие изделия, близкие по модели, по конструктивным признакам и употреблению: группа верхней одежды – пальтовая и костюмная подгруппа; легкое платье – подгруппы платьев, блузок, юбок; бельевая группа – подгруппы верхнего нательного, постельного и столового белья; группа головные уборы – подгруппы кепи и фуражек, шляп и шапок.
- Виды требований к одежде.
Эксплутационные: соответствие своему назначению (учет времени года и климатических условий, в которых она будет эксплуатироваться).
Экономические: прочность, носкость, надежность в эксплуатации, способность сохранять форму в процессе носки, ремонтноспособность.
Гигиенические: теплозащитные свойства, гигроскопичность, водопроницаемость, воздухо- и газопроницаемость, пылеемкость, малый вес.
Эстетические: соответствие моделей одежды современным нормам художественного оформления и законам зрительного восприятия.
Лабораторно - практическая работа:
- Работа с журналами мод по распределению моделей группы легкого женского платья и группы белья по подгруппам, видам, разновидностям.
- Составление характеристик моделей швейных изделий в соответствии с требованиями, предъявляемыми к одежде.
6. Детали швейных изделий – 4 ч.
- Детали кроя плечевого изделия: основные и производные.
- Характеристика основных и производных деталей кроя изделия (конструкция, силуэт, покрой). Название срезов плечевого изделия.
- Детали кроя поясных изделий: основные и производные.
- Характеристика основных и производных деталей.
- Название срезов поясного изделия.
Лабораторно - практическая работа:
- Работа с журналами мод: выбор моделей изделий плечевого и поясного изделия с учетом индивидуальных особенностей фигуры и возраста человека, назначению одежды, виду и структуре ткани.
- Зарисовка модели изделия, основных и производных деталей кроя с указанием названий срезов деталей.
Оборудование
7. Классификация швейных машин – 2 ч.
- Назначение швейных машин.
- Типы швейных машин согласно технологической классификации.
- Классификация швейных машин по виду выполняемой строчки.
- Подразделение швейных машин челночной строчки на подгруппы.
- Подразделение швейных машин по их внешнему виду и габаритам, по конструкции устройства машины.
Лабораторно - практическая работа:
- Ознакомление с конструкцией швейной машины
- Наладка машины при шитье образцов швов из ткани различной толщины.
Практическая работа:
- Объект труда: швейные изделия бытового назначения. Пошив швейных изделий по готовому крою с пооперационным разделением труда
Ручные и машинные швы
8. Ручные работы 8ч.
- Повторение понятий «стежок», «строчка».
- Классификация стежков по назначению: сметочные, обметочные, пошивочные, петельные и стачные, прямоугольные и треугольные закрепки.
- Набор инструментов для выполнения ручных работ.
- Правила подбора швейных ручных игл в соответствии с тканями и нитками.
- Приемы владения иглой и наперстком.
- Приемы выполнения ручных стежков.
- Технические условия для выполнения ручных работ.
- Правила безопасной работы.
- Организация рабочего места.
- Учебный фильм «Ручные стежки и строчки»
Практическая работа:
- Упражнения учащихся в подборе ниток к иглам и тканям.
- Выполнение строчек прямыми стежками, косыми стежками.
- Выполнение петлеобразных и крестообразных стежков и строчек.
- Обработка петель на рабочих халатах.
9. Машинные работы –6 ч.
- Повторение понятия «шов».
- Ознакомление с ГОСТом, основными требованиями, предъявляемыми к машинным строчкам и швам.
- Конструкция машинных швов, их назначение.
- Виды машинных швов.
- Приемы выполнения машинных швов.
- Правила безопасной работы.
- Организация рабочего места.
Практическая работа:
- Упражнения учащихся по отработке приемов выполнения машинных швов.
- Объект труда: полотенца, головные платки. Пошив швейных изделий по готовому крою с пооперационным разделением труда (бригадная форма организации труда).
- Технические условия на готовое изделие. Нормы выработки и плановое задание.
- Контроль качества готовой продукции. Правила и инструкции по безопасности труда на рабочих местах.
Монтаж женской одежды
10. Знакомство с готовыми выкройками и готовыми чертежами швейных изделий в масштабе и в натуральную величину – 4 ч.
- Особенности готовых выкроек.
- Название деталей и контурных срезов в готовых выкройках.
- Условные обозначения линий, контрольных точек и размеров на чертежах в натуральную величину в приложениях к журналам мод.
- Цифровые обозначения на чертежах в уменьшенном виде. Материал, применяемый для лекал.
- Выбор фасона изделия.
Практическая работа:
- Зарисовка фасона халата в альбом.
- Определение своего размера.
- Снятие выкроек с приложения к журналу мод.
- Изготовление лекал изделия.
- Внесение изменений в конструкцию деталей выкройки согласно индивидуальным измерениям.
- Определение расхода ткани на изделие.
11. Технология пошива блузки без воротника и втачного рукава, применяемая в массовом производстве – 10 ч.
- Изготовление отделочных деталей.
- Обработка вытачек.
- Обработка плечевых и боковых срезов.
- Обработка застежки.
- Обработка низа изделия.
- Обработка горловины изделия.
- Обработка пройм изделия.
- Разметка петель, обметывание петель, пришивание пуговиц.
- Влажно – тепловая обработка изделия.
Практическое повторение 6ч
Практическая работа:
- Пошив наволочек с пооперационным разделением труда.
- Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом и обметывание боковых срезов наволочки на швейной машине
Самостоятельная работа – 4 ч.
- Обработка срезов горловины и пройм легкого женского платья окантовочным швом с применением средств малой механизации.
2 четверть 56 ч.
Краткие сведения о технологии получения тканей
1. Свойства тканей –2 ч .
2. Общая характеристика ассортимента х/б и льняных тканей, их свойства – 2 ч.
- Ассортимента х/б тканей.
- Общая характеристика ассортимента х/б тканей, их свойства.
- Ассортимента льняных тканей.
- Общая характеристика ассортимента льняных тканей, их свойства.
- Сравнительная характеристика свойств х/б и льняных тканей.
Лабораторно – практическая работа:
- Определение физико-механических и технологических свойств х/б и льняных тканей.
- Составление коллекции тканей для изготовления шв. изделий группы легкого платья и группы белья.
3. Общая характеристика ассортимента шерстяных и шелковых тканей, их свойства – 2ч.
- Ассортимента шерстяных тканей.
- Общая характеристика ассортимента шерстяных тканей, их свойства.
- Ассортимента шелковых тканей.
- Общая характеристика ассортимента льняных тканей, их свойства.
- Сравнительная характеристика свойств шерстяных и шелковых тканей.
Лабораторно – практическая работа:
- Определение физико-механических и технологических свойств шерстяных и шелковых тканей.
- Составление коллекции тканей для изготовления шв. изделий группы верхней одежды и группы легкого платья.
4. Вспомогательные швейные материалы – 2ч.
- Нетканые шв. материалы, выработанные клеевым способом.
- Клеи, применяемые в шв. промышленности.
- Характеристика состава флизелина, его свойства.
- Особенности обработки деталей при клеевом соединении.
- Прокладочные ткани и их применение в верхней одежде.
- Организация рабочих мест и соблюдение правил ТБ при выполнении клеевых соединений.
Лабораторно – практическая работа:
- Изучение свойств материалов.
Практическая работа:
- Упражнения в выполнении приёмов работы и операций при соединении утюгом прокладок с клеевым покрытием с основным материалом (клеевое соединение деталей: воротника, манжеты, хлястика, листочки кармана).
5. Прессы и оборудование для ВТО изделий – 2 ч.
- Экскурсия на швейную фабрику.
Цель: 1.Знакомство с оборудованием отделочного цеха: утюгами, прессами, паровоздушными манекенами.
2. Назначение оборудования и организацией рабочих мест при ВТО шв. изделий.
3. Правила ТБ на рабочих местах.
- Отчет об экскурсии в виде сообщений учащихся.
Обработка краев деталей другими деталями
6. Технология обработки отложных воротников и соединение их с горловиной изделия – 4 ч.
- Виды воротников в зависимости от конструкции и способа обработки.
- Применение прокладок из нетканого материала.
- Технологическая последовательность обработки воротника и соединение его с горловиной изделия, технология, применяемая в массовом производстве.
- Технологические требования к ручным стежкам временного крепления и машинным швам.
Практическая работа:
- Рисование воротников по схеме, с натуры.
- Обработка отложного воротника с втачной оборкой и соединение его с горловиной.
7. Технология обработки воротника – стойки и соединение его с горловиной изделия – ч.
- Виды воротников – стоек в зависимости от конструкции и способа обработки.
- Применение прокладок из нетканого материала.
- Технологическая последовательность обработки воротника – стойки и соединение его с горловиной изделия, технология применяемая в массовом производстве.
Практическая работа:
- Рисование воротников по схеме, с натуры.
- Обработка отложного воротника – стойки и соединение его с горловиной изделия.
8. Обработка бортов подбортами –6 ч.
- Технология обработки подбортов для изделий группы легкого платья в зависимости от количества надставок.
- Применение прокладок из нетканого материала.
- Технологическая последовательность обработки бортов подбортами в блузке, халате.
- Технология обработки бортов в платье.
Практическая работа:
- Обработка бортов подбортами в блузке.
9. Обработка рукавов и соединение их с изделием – 6 ч.
- Виды рукавов в зависимости от конструкции:
а)втачные, реглан, полуреглан, с полуовальной проймой и проймой, переходящей в кокетку;
б)цельнокроеные, где рукав выкраивается вместе с передом полочки и спинки;
в)по длине – короткие рукава, длинные и три четверти.
- Виды обработок оката рукавов: сборки, вытачки, складки, буфы.
- Виды соединений рукавов с проймами изделия в зависимости от конструкции рукава.
- Применение нетканых материалов.
- Технологическая последовательность обработки фигурных манжет.
- Технология обработок складок по окату рукава.
- Технологическая последовательность обработки срезов втачного рукава и соединение его с изделием.
Практическая работа:
- Обработка фигурной манжеты.
- Обработка складок по окату рукава.
- Обработка срезов втачного рукава и соединение его с изделием.
Обработка различных видов карманов
10. Обработка карманов, расположенных в швах изделия – 4 ч.
- Виды карманов: прорезные и накладные.
- Форма карманов: прямые, овальные, фигурные.
- Виды отделки карманов: обтачки, бейки, канты, оборки.
- Технологическая последовательность обработки кармана в шве.
Практическая работа:
- Обработка кармана, расположенного в шве изделия.
- Ручные, машинные и утюжильные швы.
11. Обработка прорезных карманов –4 ч.
- Виды карманов: прорезные карманы без клапана с прямыми прорезями, фигурный прорезной карман, прорезной карман с клапаном, прорезной карман с листочкой, прорезной карман, обтачанный с двух сторон оборками.
- Технологическая последовательность обработки прорезного кармана с листочкой.
- Листочка с притачной мешковиной.
- Листочка цельнокроеная с частью мешковины.
Практическая работа:
- Обработка прорезного кармана, цельнокроеной с частью мешковины.
Различные виды отделок в швейных изделиях
12. Различные виды отделок в швейных изделиях 4 ч
- Виды отделок: вышивка, аппликация, кружево, пуговицы, пряжки, тесьма, сутаж.
- Назначение отделок. Виды аппликаций.
- Использование в аппликации на ткани меха, кожи, бархата, блесток, бисера, бусин.
Лабораторно – практическая работа:
- Выбор отделки для одежды группы легкое платье, бельё, головные уборы.
Практическая работа:
- Ажурная техника плетения лепестков из бисера.
Раскрой деталей изделий с втачным рукавом
13.Основные понятия о конструировании одежды – ч.
- Краткая характеристика внешних форм и пропорций тела человека.
- Размеры тела и типы телосложений человека.
- Распределение возрастных типов фигур человека по полноте и росту.
- Условно нормальная фигура. Отклонения от условно – нормальной фигуры.
- Пропорциональные пояса фигуры человека: головной, шейный, плечевой, грудной, линия талии, тазовый, бедренный, голенный, предплечные.
- Пропорциональное деление фигуры человека по вертикали.
- Основные ориентирные точки и линии измерения фигуры человека.
- Техническое конструирование: построение чертежа на плоскости по расчетно-пропорциональной системе(на основе мерок, снятых с фигуры человека); по готовой основе (нанесение на основу фасонных линий по задуманной модели, разрезание основы по этим линиям и получение новой основы).
- Правила снятия измерений с фигуры человека для построения чертежа блузки.
- Подбор и использование выкроек из журнала мод.
Практическая работа:
- Зарисовка фасона в альбом.
- Определение своего размера, снятие выкроек с приложения к журналу мод.
- Изготовление лекал изделия.
- Внесение изменений в конструкцию деталей выкройки согласно индивидуальным измерениям, определение расхода ткани на изделие.
14. Раскрой изделия – 2 ч.
- Ткани, отделка и фурнитура для легкого женского платья.
- Работа с лекалами деталей изделия: контрольные точки, направление долевых нитей.
- Экономные приемы раскроя изделия.
- Проверка качества кроя.
Практическая работа:
- Декатирование ткани. Настилание ткани.
- Процесс раскладки лекал изделия с учетом ворса, начеса, рисунка ткани, направления нитей основы или утка, допускаемых надставок и отклонений от лекал по срезам деталей.
- Общие требования при раскладке лекал изделия, которые не зависят от вида ткани.
- Обмеловка лекал изделия при соблюдении соответствующих технических условий.
- Раскрой ткани на детали (вырезание отдельных частей изделия)
- Контроль качества кроя.
15. Технология пошива блузки, применяемая в массовом производстве -10 час.
- Технологическая последовательность обработки блузки.
- Требования, предъявляемые к ручным и машинным работам, к операциям ВТО.
Практическая работа:
- Обработка мелких деталей: карманов, воротника – стойки, манжет, рукавов.
- Монтаж изделия: обработка плечевых срезов, настрачивание карманов, обработка боковых срезов, обработка застежки, втачивание воротника в линию горловины изделия, втачивание рукавов в линию пройм изделия.
- Обметывание петель и пришивание пуговиц.
- ВТО.
- Контроль качества.
16. Практическое повторение – 6 ч.
- Пошив наволочек с пооперационным разделением труда.
17. Самостоятельная работа – 4 ч.
- Обработка воротника – стойки и соединение его с изделием.
3 четверть 88 ч.
1 Оборудование швейного производства –2 ч.
- Оборудование для ВТО.
- Конвейеры и подъемно – транспортные устройства. Автоматы и автоматические линии.
Практическая работа:
- Подготовка машины к работе.
- Выполнение машинных швов, используемых при пошиве постельного белья
Отделка в одежде
2. Складки –4 ч.
- Складки как вид отделки в одежде, их применение.
- Характер складок различных тканей: сукна, бархата, шелка и т.д.
- Складки простых и сложных формы.
Практическая работа:
- Рассматривание и подбор моделей со складками.
- Выполнение складок различной формы на образце.
3.Драпировка – 4 ч.
- Драпировка как вид отделки одежды, её применение.
- Образование драпировки на различных тканях.
Практическая работа:
- Зарисовка различных драпировок.
- Выполнение драпировок различной формы на образце.
4. Вышивка – 8 ч.
- Вышивка как вид отделки одежды. Её применение.
- Примеры использование вышивки, подбор рисунка и ниток.
- Сочетание цветов в соответствии с правилами цветовой гармонии.
Практическая работа:
- Составление эскиза рисунка вышивки, перевод его на ткань.
- Выполнение вышивки.
Элементарные сведения о моделировании и художественном оформление одежды.
5. Мода как источник формирования костюма – 4ч.
- Понятие «мода», «ансамбль одежды».
- Влияние моды на образ человека, его отношение к жизни.
- Изменение форм костюма в зависимости от моды.
Практическая работа:
- Зарисовка различных моделей костюмов разных времен.
- Элементы моделирования костюма.
6. Источники творчества для создания костюма – 4 ч.
- Рассмотрение источников творчества: ткань, народный костюм, природа, архитектура, живопись.
Практическая работа:
- Подбор тканей для определенных моделей костюма.
- Разработка современных моделей с использованием народных традиций.
7. Фигура человека – как объект моделирования костюма –2 ч.
- Пропорции фигуры.
- Создание костюма на идеальную пропорциональную фигуру.
- Приближение человеческой фигуры к идеальной при помощи костюма и средств композиции.
Практическая работа:
- Зарисовка костюма для определенной фигуры человека.
Построение чертежей женских юбок
8.Фасоны юбок – 2ч.
- Анализ образца юбки.
- Выбор фасона юбки в журнале мод.
- Зависимость фасона юбки от различных тканей.
Практическая работа:
- Зарисовка фасонов юбок.
9.Построение чертежа юбки – 4 ч.
- Мерки для построения чертежа юбки.
- Расчеты для построения линии талии, бедер, низа.
- Расчеты вытачек, складок на деталях юбки.
Практическая работа:
- Снятие мерок.
- Построение чертежа в соответствии с выбранным фасоном.
Подготовка выкройки и раскрой юбки
10. Подготовка выкройки юбки – 2 ч.
- Проверка правильности построения чертежа юбки.
- Внесение изменений в чертеж.
- Уточнение припусков по срезам юбки
Практическая работа:
- Изготовление выкройки юбки.
11. Раскрой юбки– 4 ч.
- Правила расположения выкройки на ткани.
- Правила раскроя юбки.
Практическая работа:
- Раскладка выкройки.
- Раскрой юбки.
Отделка и монтаж изделий без подкладки
12. Пошив юбки. 10 ч
- Проверка выкроенных изделий.
- Примерка юбки.
- Определение и исправление дефектов, обнаруженных при примерки.
- Технология обработки юбки.
Практическая работа:
- Пошив юбки.
Лоскутная техника
13. Подготовка материалов к работе – 6 ч.
- Основные понятия лоскутной техники.
- Материалы для работы: ткань, картон, нитки, калька.
- Инструменты и приспособления.
Практическая работа:
- Подбор кусочков ткани для работы.
14. Изготовление прихватки с геометрическим рисунком – ч.
- Подбор рисунка, перенос его на кальку.
- Изготовление выкройки деталей рисунка.
- Технология соединения деталей геометрической формы.
Практическая работа:
- Пошив прихватки.
15. Изготовление ковриков – подложек под горячее -6 ч.
- Подготовка материала для работы.
- Приемы набора регулярных полотен и использование их для изготовления изделий.
Практическая работа:
- Пошив подложек для горячего.
16.Использование навыков лоскутной техники для изготовления более
сложных изделий – 8 ч.
- Регулярное и нерегулярное полотно. Приемы выполнения, набора.
- Способы изготовления изделий в лоскутной технике.
- Техника и последовательность выполнения декоративных панно.
Практическая работа:
- Изготовление декоративных панно.
Практическое повторение – 6 ч.
Пошив различных изделий с пооперационным разделением труда:
- Внутрипроцессный контроль.
- Учет качества продукции и скорости пошива.
- Способы исправления брака.
- Итоговый контроль.
Самостоятельная работа – 4ч.
- Обработка застежки юбки тесьмой – молния.
4 четверть 56 ч.
Организация труда на швейных предприятиях
1. Трудовой договор 2ч
- Порядок и условия заключения трудового договора.
- Трудовая книжка.
- Порядок расторжения трудового договора.
Практическая работа:
- Индивидуальный пошив изделий по готовому крою.
- Контроль качества.
Основные сведения по контролю качества
2. Контроль качества 2ч
- Формы и методы контроля качества.
- Внутрипроцессный и итоговый контроль.
- Виды дефектов одежды.
- Определение сортности швейных изделий.
Практическая работа:
-- Индивидуальный пошив изделий по готовому крою.
- Контроль качества.
Чистка и хранение швейных изделий
3. Чистка и хранение швейных материалов и изделий из них- 6ч
- Чистка тканей и изделий в домашних условиях.
Практическая работа:
-- Индивидуальный пошив изделий по готовому крою.
- Контроль качества.
Построение чертежей экзаменационного изделия
4. Выбор экзаменационной модели – 4 ч.
- Выбор модели с учетом современного направления моды.
- Детали изделия: основные и дополнительные. Название срезов деталей.
Практическая работа:
- Зарисовка модели. Выбор фасона.
- Составление инструкционной карты.
5. Построение чертежа выбранной модели – 4ч.
- Мерки для построения чертежа.
- Последовательность построения чертежа.
Практическая работа:
- Снятие мерок.
- Построение чертежа.
Раскрой деталей, ВТО изделия
6. Раскрой экзаменационной модели – 6 ч.
- Подготовка ткани к раскрою.
- Раскладка выкройки на ткани с учетом направления нити основы и рисунка.
- Правила раскроя.
Практическая работа:
- Раскладка выкройки и раскрой
7. Подготовка деталей кроя к обработке – 4 ч.
- Способы придания плоскостям определенных форм в соответствии с фигурой человека.
- Технические условия на выполнение ВТО.
- Правила подготовки деталей кроя к обработке.
Практическая работа:
- Выполнение подготовительных операций.
Пошив выбранной модели
8. Подготовка к примерке – 2 ч.
- Составление плана пошива.
- Техника подготовки изделия к примерке.
Практическая работа:
- Сметывание деталей модели.
9.Примерка изделия - 2 ч.
- Правила проведения примерки.
- Устранение дефектов.
- Внесение изменений в выкройку.
Практическая работа:
- Проведение примерки, устранение дефектов.
10. Пошив отдельных узлов и монтаж изделия – 10 ч.
- Технологическая последовательность обработки изделия.
Практическая работа:
- Пошив изделия.
11.Окончательная отделка экзаменационного изделия – 4 ч.
- Окончательная отделка.
- Правила ВТО.
Практическая работа:
- Пошив изделия, ВТО.
Практическое повторение – 8 ч.
Пошив изделий с пооперационным разделением труда:
- Внутрипроцессный контроль.
- Учет качества продукции и скорости пошива.
- Способы исправления брака.
- Итоговый контроль.
Самостоятельная работа – 4 ч.
- Подготовка отчета об экзаменационной работе.
Квалификационная характеристика
Швея 3-го разряда
Характеристика работ:
Материалы и материальное обеспечение рабочего места.
Инструменты и приспособления.
Нормирование труда
Трудовое законодательство.
Каждый работник имеет право:
на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены,
на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья, в связи с работой,
на объединение в профессиональные союзы,
на судебную защиту своих трудовых прав,
Работник обязан:
добросовестно выполнять трудовые обязанности,
соблюдать трудовую дисциплину,
бережно относиться к имуществу предприятия, организации, учреждения,
выполнять установленные нормы труда
Техника безопасности
Пожарная безопасность.
Список литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480636-1410626788.jpg)
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-674681-1444146776.jpg)
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...