Современные подходы в обучении учащихся с умственной отсталостью в малокомплектном классе.
статья по теме

Шакая Ольга Яковлевна

Выступление на городском семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Опыт работы120.46 КБ

Предварительный просмотр:



xmlns:o="urn:schemas-microsoft-com:office:office"

xmlns:w="urn:schemas-microsoft-com:office:word"

xmlns:m="http://schemas.microsoft.com/office/2004/12/omml"

xmlns="http://www.w3.org/TR/REC-html40">

center'>Современные

подходы в обучении учащихся с умственной отсталостью в малокомплектном классе.

12.0pt;mso-fareast-font-family:"Times New Roman";font-weight:normal;mso-bidi-font-weight:

bold'>    Общеобразовательная школа № 656

Курортного района для учащихся с ОВЗ комплектует детей с ЗПР и умственной отсталостью.

В школе обучаются 110 учащихся из которых 27 имеют умственную отсталость

различной степени. Классы для учащихся с умственной отсталостью в нашей школе

организуются по форме малокомплектных. Малокомплектные классы работают в нашей

школе уже шестой год. В классе в котором я являюсь классным руководителем, обучаются

дети с первого по четвёртый класс по программе 8 вида 1 вариант обучения. На

сегодняшний день в классе 8 учащихся с лёгкой

style='mso-spacerun:yes'> степенью умственной отсталости, а также

имеющие различные диагнозы, такие как: синдром Дауна, синдром

class=SpellE>Прадера-Вилли, моторную и сенсомоторную алалии, эпилепсию,

тугоухость.

style='font-size:12.0pt;mso-fareast-font-family:"Times New Roman";font-weight:

normal;mso-bidi-font-weight:bold'>Все учащиеся класса имеют инвалидность.

mso-fareast-font-family:"Times New Roman";font-weight:normal;mso-bidi-font-weight:

bold'>    Наряду с недоразвитием высших

форм познавательной деятельности у всех детей отмечаются стойкие нарушения

речи, которые затрудняют общение с окружающими, препятствуют формированию

познавательных процессов обучению и воспитанию детей.

style='mso-spacerun:yes'>     Всей учебной деятельности мы стараемся

придать эмоциональную окраску, учитывая относительную сохранность у детей

эмоциональной сферы по сравнению с интеллектуальной. Учитывая разнообразие

диагнозов и возраста учащихся индивидуально - дифференцированный подход в

обучении выступает, в нашем случае, главным и основным. Например, у ребят с

синдромом Дауна с возрастом наступает снижение двигательной расторможенности и

улучшения качества речи, при гидроцефалии основная особенность психики - это

нарушение работоспособности, общее моторное недоразвитие детей с умственной

отсталостью нарушает процесс их знакомства с окружающим миром и тем самым,

тормозит накопление представлений и сведений о нём. У детей с различными

формами алалии, соответственно нарушены все компоненты речи:

фонетико-фонематическая сторона и лексико-грамматический строй. Положительный

эффект во всех наших случаях мы получаем только при систематической планомерной

работе, учитывая специфику нарушений и дефектов учащихся, которые учитываются и

берутся за основу и в работе учителя-логопеда постоянно работающего в классе

параллельно с учителем. Наша практика показала, что при специально организованном

обучении совместно с логопедическими занятиями, учащиеся к окончанию начальной

школы значительно продвигаются в речевом развитии.

font-weight:normal;mso-bidi-font-weight:bold'>

style='mso-spacerun:yes'>     В своей работе мы активно используем

компенсаторные возможности детей в коррекции того или иного дефекта, стараемся

как можно быстрее обнаружить зону ближайшего развития и выстроить

class=SpellE>коррекционо-восстановительное обучения основываясь на

этом. 

10.0pt;color:#5B9BD5;mso-themecolor:accent1;font-weight:normal;mso-bidi-font-weight:

bold'>

style='mso-spacerun:yes'>       Опираясь на

индивидуально-дифференцированный поход и при построении

коррекционно-развивающей работы с учащимися класса в целом мы принимаем за

основу то, что у них резко снижена активность и ориентировочная деятельность,

нарушена моторика, в системе потребностей на первый план выступают примитивные

физиологические, а не потребности более высокого уровня. Для мышления наших

учеников характерны слабость смысловых связей и трудности их установления.

Условно-рефлекторные связи у данной категории детей также вырабатываются

довольно непросто, являются очень хрупкими и неустойчивыми и без постоянного

подкрепления быстро исчезают. В связи с этим, методика логопедической работы в

классе строится так же на основе тесной взаимосвязи с учебной программой по

развитию речи, письму, окружающему миру и прочими предметами. В

коррекционно-развивающую работу с учащимися класса включены все специалисты

работающие в школе такие как: психолог, специалист по «Нирване», преподаватель

ЛФК, логопед, воспитатель ГПД. В общей сложности коррекционные занятия по

данным направлениям занимают 10 часов в неделю и

normal'> направленны на исправление или ослабление

имеющихся недостатков учащихся и содействие возможно большему приближению

развития детей к их максимальному уровню.

style='color:black;mso-bidi-font-weight:bold;mso-bidi-font-style:italic'>

style='mso-spacerun:yes'>      Система «Нирвана» - это особый инструмент

нейромоторной реабилитации людей с сенсорным

дефицитом. В системе представлены различные упражнения направленные на

стимуляцию психомоторных процессов. Программа предполагает мощную сенсорную

стимуляцию и вызывает большой интерес учащихся.

style='color:black'>    

style='color:red'> Ежедневно в

течение всего учебного дня, который у ребят длится с 9 утра и о 16.00

проводятся физкультминутки, артикуляционная гимнастика, физические паузы,

подвижные и дидактические игры и упражнения на развитие сенсорного восприятия и

мышления.

style='mso-bidi-font-weight:normal'>     

 Конечно в своей работе мы

используем все принципы обучения, такие как: воспитывающая и развивающая

направленность обучения, научность и доступность обучения, систематичность и

последовательность обучения, связь обучения с жизнью, принцип коррекции в

обучении, принцип наглядности, сознательность и активность учащихся; но как уже

упоминалось ранее, основным принципом в обучении нашего класса является

индивидуальный и дифференцированный подход.

style='mso-spacerun:yes'>     Очевидно, что наитруднейшие вопросы,

которые встают перед учителем, это вопросы о том, как дифференцировать детей,

по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот

начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в

организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определенными

детьми будут наиболее важны. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и

к максимальному развитию задатков и способностей каждого ученика.

Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной

работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым обучающимся.

margin-left:inherit !important;line-height:inherit !important;font-variant-ligatures: normal;

font-variant-caps: normal;orphans: 2;widows: 2;-webkit-text-stroke-width: 0px;

text-decoration-style: initial;text-decoration-color: initial;word-spacing:

0px'>      Индивидуализация обучения

предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий

различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по

организации процесса обучения в классе, учитывающей индивидуальные особенности

каждого обучающегося. Индивидуальный подход даёт возможность максимального

проявления всех имеющихся у ребёнка способностей и тем самым сохраняет

мотивацию к обучению.

margin-left:inherit !important;line-height:inherit !important;font-variant-ligatures: normal;

font-variant-caps: normal;orphans: 2;widows: 2;-webkit-text-stroke-width: 0px;

text-decoration-style: initial;text-decoration-color: initial;word-spacing:

0px'>      При подготовке к прохождению

нового материала дифференциация является необходимой, поскольку умения и навыки

учащихся различны. Некоторые учащиеся нуждаются в простых заданиях, другие –

могут получить задания, более сложные. При прохождении новой темы необходимо

учитывать различия между учащимися, в первую очередь в учебных умениях и

умственных способностях. От этих свойств зависит в каком руководстве они

нуждаются и насколько сложное задание они могут выбрать для самостоятельной

работы.

margin-left:inherit !important;line-height:inherit !important;font-variant-ligatures: normal;

font-variant-caps: normal;orphans: 2;widows: 2;-webkit-text-stroke-width: 0px;

text-decoration-style: initial;text-decoration-color: initial;word-spacing:

0px'>       Дифференцированный подход в

обучении – это создание разнообразных условий обучения для различных классов, с

целью учета особенностей их контингента.

line-height:inherit !important;font-variant-ligatures: normal;font-variant-caps: normal;

orphans: 2;widows: 2;-webkit-text-stroke-width: 0px;text-decoration-style: initial;

text-decoration-color: initial;word-spacing:0px'>

"Times New Roman"'>      Также в своей

работе мы учитываем и соблюдаем специальные требования к уроку:

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>

tab-stops:list 36.0pt;background:white;box-sizing: border-box;font-size:inherit !important;

color:inherit !important'>1.

style='font:7.0pt "Times New Roman"'>      Замедленность

темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических

процессов;

tab-stops:list 36.0pt;background:white;box-sizing: border-box;font-size:inherit !important;

color:inherit !important'>2.

style='font:7.0pt "Times New Roman"'>      Упрощение

структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;

tab-stops:list 36.0pt;background:white;box-sizing: border-box;font-size:inherit !important;

color:inherit !important'>3.

style='font:7.0pt "Times New Roman"'>      Осуществление

повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;

tab-stops:list 36.0pt;background:white;box-sizing: border-box;font-size:inherit !important;

color:inherit !important'>4.

style='font:7.0pt "Times New Roman"'>      Максимальная

опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления

ребенка;

tab-stops:list 36.0pt;background:white;box-sizing: border-box;font-size:inherit !important;

color:inherit !important'>5.

style='font:7.0pt "Times New Roman"'>      Использование

интерактивных средств обучения;

tab-stops:list 36.0pt;background:white;box-sizing: border-box;font-size:inherit !important;

color:inherit !important'>6.

style='font:7.0pt "Times New Roman"'>      Максимальная

опора на практическую деятельность и опыт ученика.

tab-stops:list 36.0pt;background:white'>

style='mso-list:Ignore'>7.     

Опора на более развитые способности ребенка.

12.0pt;mso-fareast-font-family:"Times New Roman";font-weight:normal;mso-bidi-font-weight:

bold'>      В структуру новых

образовательных стандартов включено такое направление, как работа с родителями.

В нашем случае, это ежедневное общение с учителем, консультации специалистов,

работающих с детьми, как запланированные, так и дополнительные по требованию

родителей или специалиста при возникновении проблемы. Многие наши родители

прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития

своего ребёнка, но им зачастую не хватает знаний или мешают ложные

представления. В этом случае мы всегда готовы помочь родителям, дать совет и

направить в нужном и правильном направлении используя собственный опыт, знания

и педагогическую этику.                 

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'>

style='mso-spacerun:yes'>      Ребята нашего класса принимают активное

участие в школьной жизни: они выступают на праздничных концертах, поют, читают

стихи, мы участвуем в районных и городских творческих конкурсах. Абсолютно все

дети поставлены на лыжи и занимаются в тренажёрном зале школы. В общем школьная

жизнь ребят ничем не отличается от жизни учащихся школы с ЗПР.

style='mso-spacerun:yes'>     Также прошедшим летом на базе нашей школы

был впервые открыт летний оздоровительный лагерь для учащихся с ОВЗ имеющими

инвалидность. Ребята провели в лагере одну смену – 21 день, с 9 утра до 18.00.

В работе лагеря также приняли участие все специалисты школы о которых

упоминалось ранее: психологи, логопеды, преподаватель физкультуры и ЛФК,

специалист по «Нирване» и воспитатели, имеющие специальное коррекционное

образование. Также в течение смены велась совместная работа с организациями

дополнительного образования нашего города: ЦПМСС, ДДТ «На реке Сестре», ЦДБ им.

Зощенко. Результаты работы нашего летнего лагеря, были высоко оценены как

отделом образования Курортного района, так родителями и самими ребятами.

 

style='mso-spacerun:yes'>       Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дифференцированный подход к обучению учащихся с умеренной умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы».

Статья напечатана в сборнике изданном по материалам всероссийской научно-практической конференции: «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоро...

Адаптированная индивидуальная программа учащегося с умственной отсталостью 5-9 класс

Адаптированная программа индивидуального обучения учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-9 класс, по русскому языку, чтению, математике, биологии, географии, ручному труд...

Деятельностный подход в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС.

В статье приводятся практические методы и приемы по обучению детей с умственной отсталостью (вариант 2)....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Методика работы со словарными словами при обучении учащихся с умственной отсталостью».

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме:«Методика работы со словарными словами при обучении учащихся с умственной отсталостью»....