План урока
план-конспект урока по теме

Светлана Анатольевна Орешина

окружающий природный мир для детей с ТМНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект  

Предмет: Изодеятельность и окружающий природный мир

Тема урока: «В гостях у осени»

Цель урока: Формировать представления об окружающей природе, о  смене времен года, и выделении характерных признаков осени, познакомить детей с техникой фроттаж  

Задачи урока:

Образовательные: формировать  умение выделять характерные признаки  о сени, развивать умение воспринимать образ осени в музыке, стихах, рисунках, создавать пейзаж  в технике фроттаж.

 Коррекционно-развивающие: - развивать  тактильное и зрительное восприятие; коррекция сенсорной сферы; развитие общей моторики.

 Коррекционно-воспитательные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослым в разных социальных ситуациях, развитие самостоятельности, положительной мотивации к учению.  

Возможные предметные результаты: обучающиеся приобретут умения выделять характерные  признаки осени  среди других  времен года;  приобретут навыки выполнения заданий по словесной инструкции,

Возможные личностные результаты: эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности  с педагогом. Расширение кругозора, развитие речи, умение слушать и  слышать. Выражать  радость и удовлетворение от собственного творчества.

Регулятивные: принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности.

Познавательные: приобретение новых знаний о  смене времен года и характерных признаках осени.

Коммуникативные: желание поделиться своими знаниями, эмоциями, наблюдениями, инициатива при выполнении и выборе задания.

Тип урока: урок изложения нового материала

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная и групповая

Используемые педагогические технологии, методы и приемы: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникативные технологии; наглядные, словесные, практические методы, прием педагогической стимуляции и поощрения.

Время реализации урока: 40 минут.

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, презентация; натуральные листья деревьев,  макет 3 деревьев  с листьями.  

Ход и содержание урока.

I. Организационный момент.   Всем удобно, ребята, вы  готовы к уроку?  

Учитель  -   посмотрите, сколько у нас гостей, а догадайтесь, кто у нас сегодня   главная   гостья?

  1. Актуализация опорных знаний. 

Не догадались, в помощь я вам загадаю загадку, послушайте внимательно и отгадайте.

Если на деревьях
Листья пожелтели,
Если в край далекий
Птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется,
Это время года
Осенью зовется.

 (звучит тихо музыка П. И. Чайковского «Времена года осень»)

III. Введение в тему урока.

Да, я – осень и приглашаю вас сегодня в сказку

 Скажите, какие приметы осени вы знаете? я буду перечислять, а вы повторяйте, если согласны  со мной.

Игра « Приметы осени»

Осенью идет дождь? Как он капает? Покажите кап… кап…

Осенью в лесу  листья опадают? Покажите,  как   кружат листочки. (плавное поочередное поднимание и отпускание рук)

А  как птицы улетают в теплые края (Взмахи обеими руками)

Молодцы.

Вы правильно выполнили задание и нам пора в сказку.

Смотрите все: во всей красе
Несётся осень на лисе.
И где лиса махнет хвостом,
Рыжеет все на месте том:
Окрасит рыжей кистью
Она траву и листья.
И станут рыжими кусты,
Тропинки, улицы, мосты,

Посмотрите,  как красиво в лесу. Осень - художница пришла в лес и разукрасила его на свой лад «Березы и клены она покрыла лимонной желтизной, а листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки». Лес стал сказочным. Воздух свежий, чистый.  Об этом времени года много написали поэты стихов, композиторы сочинили музыку, а  художники рисовали картины -

Послушайте, какую красивую музыку написал П. И. Чайковского.и называется она   «Осенняя песня»

Музыка нежная, плавная, мелодичная.       (показывает иллюстрацию, звучит музыка)

Физминутка «Осенние листочки»

(дети под музыку выполняют движения с листочками)

Мы - листочки осенние

На деревьях висели.

Дунул ветер - полетели

И на землю тихо сели.

Снова ветер пробежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

IV. Изучение нового материала

После жаркого лета природа готовится к длительному отдыху, в впереди три осенних месяца: ласковый сентябрь, дождливый октябрь и холодный ноябрь.

В сентябре деревья начинают менять окраску, погода еще теплая, но небо частенько хмурится и проходят дожди. От того месяцу дали имя Хмурень.

В октябре желтеют листья и деревья их сбрасывают, если в начале месяца в лесу красиво, то потом продолжительные дожди образуют лужи с мокрыми листьями под ногами. Этот месяц называют Грязник.

В ноябре на деревьях остается так мало листьев, что лес обнажается, а погода становится сырой и холодной, с дождем выпадает первый снег. Месяц этот Листогной.

   К сожалению не все  смогли попасть с нами в волшебный лес. Давайте поможем гостям увидеть красоту  осеннего леса  

Работа на фланелеграфе.

  Как выглядел лес  в октябре?  (Листья какого цвета?)

А в ноябре? похолодало, (покажите как холодно)

 (подул сильный ветер и листочки облетели))

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. «Осень»:

Осень, осень, - трем ладошки друг о друга

Приходи! – по очереди сжимаем кулачки

Осень, осень, - трем ладошки друг о друга

Погляди! – положить ладошки на щеки

Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз

Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки

Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки

Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны

К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками

Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам

Шапки, куртки надеваем – делаем вид

И ботинки обуваем – постучать ногами

Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. – загибаем пальчики

Вот и вернулись мы из леса в свой класс, но волшебство осеннего леса еще осталось  с нами   попробуем перенести наше настроение на белый лист бумаги  с  помощью техники  « Фроттаж»   слово Фроттаж французского происхождения  и означает натирать.

Мы  сегодня будем учиться  штриховать (натирать) мелком выпуклые поверхности листьев  через тонкий слой бумаги. 

V. Закрепление изученного материала

 Практическая работа. Сейчас будем растирать мелком и посмотрим что у нас получиться. Посмотрите что изображено на ваших листочках?

Возьмите в руки карандаш и

VI. Подведение итогов урока: (Работы детей вывешиваются на доску.) Какие красивые, яркие пейзажи у вас получились, здорово, мне нравятся, а вам понравились ваши работы? мы их сейчас повесим, что бы все гости могли полюбоваться вашими работами  

VII. Рефлексия деятельности на уроке.

- В какое время года мы с вами путешествовали?

- В какие игры играли?

- Что нового узнали на уроке ?

- Что было интересно?

- Мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы сегодня были очень внимательны, очень хорошо мне помогали. Наши гости ушли, но оставили вам подарки и сказали, что им было очень интересно с вами.

Давайте похлопаем друг другу за работу на уроке. Вы сегодня были большие молодцы.