Рабочая программа для организации обучения на дому
рабочая программа (7 класс) на тему

Гусарова Ольга Алексеевна

Рабочая    программа для организации   обучения на дому по домоводству и профильному труду. Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

краевое  государственное  казенное  общеобразовательное   учреждение, реализующее адаптированные основные                      

общеобразовательные программы  «Школа - интернат  № 16»

                                                  СОГЛАСОВАНО                                                                       УТВЕРЖДЕНО

                                                   Заместитель  директора                                                         приказом    директора

                                                   по учебно-воспитательной                                                    КГКОУ ШИ № 16

                                                   работе                                                                                   от «___» ___________ 2016г. № ___

                                                 ____________Е.В. Егункова

                                                 «____»  ____________ 2016г

Рабочая    программа

для организации   обучения на дому

с  обучающимся  7 «А» класса

Щекочихиным Сергеем

Программу   разработала – учитель

Гусаровой Ольгой Алексеевной

2016 – 2017г  учебный год

Николаевск  – на – Амуре

Учебно-тематический план

Домоводство

Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками  не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.

Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности. Основные задачи: формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.

Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.

        Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Уборка помещений и территории».

Материально-техническое оснащение учебного предмета «Домоводство» предусматривает:

  • дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми  темами учебной программы; изображения алгоритмов рецептуры и приготовления блюд, стирки белья, глажения белья и др.
  • Оборудование: кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), предметы для украшения интерьера (ваза, скатерть и др.), тазики, гладильная доска, бытовая техника (чайник электрический, блендер, утюг, пылесос,  электрическая плита, электрическая духовка, миксер, микроволновая печь), уборочный инвентарь (тяпки, лопаты, грабли).

1) Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.

  • Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.
  • Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.
  • Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения.
  • Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.

Домоводство /понедельник/

№ п/п

 по теме

Тема учебного материала

Оборудование

Коли-чество часов

Кален-дарные сроки

Фактические сроки

Примечание

1 четверть

1

1

Покупки. Планирование покупок. Выбор места совершения покупок.

1

26.09.

2

2

Нахождение нужного товара в магазине. Соблюдение последовательности действий при взвешивании товара.

1

03.10-.

3

3

Раскладывание продуктов в места хранения.

1

10.10.

4

4

Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож).

1

17.10.

5

5

Узнавание (различение) кухонных принадлежностей (терка, венчик, овощечистка, разделочная доска, шумовка, дуршлаг,  половник,  лопаточка, пресс для чеснока, открывалка).

1

24.10.

всего

5 часов

2 четверть

6

1

Соблюдение последовательности действий при мытье  и сушке посуды.

1

07.11.

7

2

Различение бытовых приборов по назначению (блендер, миксер, тостер, электрический чайник, комбайн, холодильник).

1

14.11.

8

3

Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором.

1

21.11.

9

4

Работа на школьной территории, очистка снега.

1

28.11.

10

5

Мытье бытовых приборов. Хранение посуды и бытовых приборов.

1

05.12.

11

6

Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых приборов.

1

12.12.

12

7

Соблюдение последовательности действий при сервировке стола: накрывание стола скатертью, расставление посуды, раскладывание столовых приборов, раскладывание салфеток.

1

19.12.

всего

7 часов

3 четверть

13

1

Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении  пищи.

1

09.01.

14

2

Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда.

1

16.01.

15

3

Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда. Обработка продуктов. Мытье продуктов.

1

23.01.

16

4

Чистка овощей. Резание ножом. Нарезание продуктов кубиками (кольцами, полукольцами).

1

30.01.

17

5

Натирание продуктов на тёрке.

1

06.02.

18

6

Раскатывание теста.

1

13.02.

19

7

Перемешивание продуктов ложкой (венчиком, миксером, блендером).

1

20.02.

20

8

Соблюдение последовательности действий при варке продукта: включение электрической плиты, набирание воды, закладывание продукта в воду, постановка кастрюли на конфорку.

1

27.02.

21

9

Соблюдение последовательности действий при варке яйца.

1

06.03.

22

10

Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда

1

13.03.

23

11

Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства. Замачивание белья. Застирывание белья. Полоскание белья. Выжимание белья. Вывешивание белья на просушку.

1

20.03.

всего

11 часов

4 четверть

24

1

Глажение утюгом. Различение составных частей утюга (подошва утюга, шнур, регулятор температуры, клавиша пульверизатора).

1

03.04.

25

2

Вывешивание одежды на «плечики». Чистка одежды. Уход за обувью.

1

10.04.

26

3

Соблюдение последовательности действий при чистке обуви.

1

17.04.

27

4

Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели.

1

24.04.

28

5

Сметание мусора на полу в определенное место. Заметание мусора на совок.

1

08.05.

29

6

Различение основных частей пылесоса. Подготовка пылесоса к работе. Чистка поверхности пылесосом.

1

15.05.

30

7

Уборка бытового мусора. Подметание территории.

1

22.05.

31

8

Уход за уборочным инвентарем.

1

29.05.

всего

8 часов

31 час

Профильный  труд

Цель изучения предмета«Профильный труд» заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой  культуры.

Изучение этого учебного предмета способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.

Учебный предмет «Профильный труд» должен способствовать решению следующих задач:

― развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.);

― обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;

― расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;

― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;

― ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;

― ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;

― формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения в школе;

― ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья учащихся;

― формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;

― формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;

― совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;

― коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

― коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);

― коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;

― развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

― формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;

― формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.

Профильный труд  /вторник /

№ п/п

 по теме

Тема учебного материала

Оборудование

Коли-чество часов

Кален-дарные сроки

Фактические сроки

Примечание

1 четверть

1

1

Керамика.

Раскатывание глины скалкой.

1

27.09.

2

2

Изготовление заготовки: вырезание по шаблону.

1

04.10-.

3

3

Катание колбасок, шариков. Обработка края изделия

1

11.10.

4

4

 Добавление декоративных деталей:, присоединение мелких деталей, придание фактуры.

1

18.10.

5

5

Тонирование готового изделия.

1

25.10.

всего

5 часов

2 четверть

6

1

Роспись готового изделия.

1

08.11.

7

2

Проделывание отверстия в изделии.

1

15.11.

8

3

Растениеводство.

1

22.11.

9

4

Выращивание комнатных растений. Лук зеленый.

1

29.11.

10

5

Работа по уходу за комнатными растениями.

1

06.12.

11

6

Определение количества воды для полива.

1

13.12.

12

7

Полив растений с помощью мерного стаканчика.

1

20.12.

всего

7 часов

3 четверть

13

1

Рыхление почвы.

1

10.01.

14

2

Пересадка растения.

1

17.01.

15

3

Мытьё растения.

1

24.01.

16

4

Опрыскивание растений.

1

31.01.

17

5

Удаление сухих листьев.

1

07.02.

18

6

Мытье горшков и поддонов.

1

14.02.

19

7

Удаление сорняков.

1

21.02.

20

8

Шитье. Ручное шитье.

1

28.02.

21

9

Знакомство с инструментами и материалами. Различение инструментов и материалов для ручного шитья.

1

07.03.

22

10

Инструменты (ножницы, иголка, нитковдеватель) и техника безопасности работы с инструментами.

1

14.03.

23

11

Материалы (нитки, ткань).

1

21.03.

всего

11 часов

4 четверть

24

1

Подготовка к шитью. Подготовка рабочего места.

1

04.04.

25

2

Отрезание нити определенной длины (40 см).

1

11.04.

26

3

Вдевание нити в иголку.

1

18.04.

27

4

Завязывание узелка.

1

25.04.

28

5

Выполнение шва «вперед иголкой».

1

16.05.

29

6

Работа с древесиной. Поделка из спичек.

1

23.05.

30

7

Работа с древесиной. Поделка из стружки карандашей.

1

30.05.

всего

7 часов

ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР

Пояснительная записка.

«Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы,  формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы.

Обучающейся должен уметь:

-находить предметы (животных, растений) по их характеристике (цвету, форме, размеру);

-сравнивать (совместно с учителем) два предмета, находить сходные и отличительные признаки;

-уметь (в силу возможностей) классифицировать предметы по образцу, показу и словесной инструкции;

-воспроизводить знакомые звукоподражания;

Окружающий природный мир /четверг/

1 четверть

№ п/п

 по теме

Тема учебного материала

Оборудование

Коли-чество часов

Кален-дарные сроки

Фактические сроки

Примечание

1 четверть

1

1

Время года: осень. Признаки осени. Экскурсия в природу.

1

29.09.

2

2

Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев.

1

06.10-.

3

3

Узнавание  грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, поганка)

1

13.10.

4

4

Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок).

1

20.10.

5

5

Ягоды :крыжовник, голубика.  

1

27.10.

всего

5 часов

2 четверть

6

1

 Садовые цветочно-декоративных растения : астра, гладиолус, георгин.

1

10.11.

7

2

Лекарственные растения (подорожник,  ромашка).

1

17.11.

8

3

Культурные и дикорастущих травянистые растения (укроп, петрушка, одуванчик, крапива).

1

24.11.

9

4

Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус, пальма).

1

01.12.

10

5

Зерновые культуры пшеница, кукуруза отличия по внешнему виду.

1

08.12.

11

6

Изменения в природе происходящие в жизни человека зимой.

1

15.12.

12

7

Знание строения домашнего животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши).

1

22.12.

всего

7 часов

3 четверть

13

1

 Кустарники : шиповник, смородина.

1

12.01.

14

2

Знание способов переработки овощей.

1

19.01.

15

3

Строение дикого животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши).

1

26.01.

16

4

Животные, обитающие в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень).

1

02.02.

17

5

Зимующие птицы (голубь, ворона, воробей, синица, снегирь).

1

09.02.

18

6

Объединение перелетных  птиц в группу «перелетные птицы».

1

16.02.

19

7

Водоплавающие птицы (лебедь, утка, гусь).

1

02.03.

20

8

Речные рыбы (сом, щука).

1

09.03.

21

9

Строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры).

1

16.03.

22

10

Соблюдение правил поведения на реке.

1

23.03.

всего

10 часов

4 четверть

23

1

Небесные тела  (планета, звезда).

1

06.04.

24

2

 Знаменитые космонавты Ю.Гагарин, В.Терешкова.

1

13.04.

25

3

Значения воздуха в природе и жизни человека.

1

20.04.

26

4

Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека.

1

27.04.

27

5

Соблюдение правил поведения в лесу.

1

04.05.

28

6

Знание значения огня в жизни человека.

1

11.05.

29

7

Соблюдение правил обращения с огнем.

1

18.05.

30

8

Обобщение экскурсии. Лето. Летние каникулы.

1

25.05.

всего

8 часов

30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение об организации обучения детей-инвалидов на дому

Положениеоб организации обучения детей-инвалидов на дому с использованием дистанционных образовательных технологий в МАОУ СОШ № 18...

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХ КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМУ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯИ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХКОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕИ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМ...

Организация деятельно по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому

Презентация по теме "Организация деятельно по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому" подготовлена для семинара по дистанционному обучению.Содержи...

Особенности организации уроков индивидуального обучения на дому по медицинским показаниям

Как известно, урок - главный элемент образовательного процесса.В педагогической практике, традиционно, в организации урока делается акцент на учет личностных особенностей и уровень обученности, исполь...

"Эффективные коррекционно-развивающие образовательные технологии в организации индивидуального обучения на дому". Доклад на семинар.

Доклад на семинар педагогических работников общеобразовательных коррекционных школ, школ-интернатов, начальных школ Западной зоны Республики Башкортостан «Эффективные коррекционно-развивающ...

Урок по истории Древнего мира для 5 класса "Древнейшие люди" для организации обучения на дому ребёнка с ОВЗ с использованием ДОТ

Урок для 5 класса "Древнейшие люди" с применением ДОТ. Для дистанционного обучения слабослышащего обучающегося не требуется специализированного оборудования, ребёнок использует слуховой аппа...

Буклет "10 добрых советов родителям при организации обучения на дому"

Надомное обучение - это учёба дома или в медицинском учреждении. Предназначено для детей, состояние здоровья которых не позволяет регулярно посещать школу. Например, с ограниченными возможностями здор...