Мастерство воспитателя
рабочая программа на тему

Спирина Алла Федоровна
Педагог должен обладать высоким авторитетом. Мало одной любви к детям, они симпатизируют тем, кто обладает высокой квалификацией и глубокими знаниями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастерство воспитателя, его элементы

 

Чтобы успешно воспитывать педагог должен обладать профессиональным мастерством. Педагог - мастер затрачивает меньше времени для получения эффективных результатов, чем неопытный учитель.

Эффективность воспитательной работы зависит от наличия у педагога следующих способностей.

1. Познавательные способности - наряду со специальными знаниями они обеспечивают овладение смежными, дополнительными знаниями, которые помогают воспитателю расширить свой кругозор.

2. Способность разъяснять - необходима педагогу в процессе убеждения, формирования сознания учащихся, особенно - при объяснении каких-либо сложных понятий или жизненных явлений.

3. Способность наблюдать - необходима воспитателю, чтобы изучить своих воспитанников, их внутренний мир, взаимоотношения в коллективе.

4. Речевые способности - посредством речи, с помощью мимики и жестов воспитатель может более точно и ярко, эмоционально выразить свои мысли, при этом культуру речи нельзя отделять от ораторского искусства - это взаимно дополняющие друг друга элементы педмастерства.

5. Организаторские способности - помогают педагогу управлять коллективом учащихся, направляя его деятельность на общественно полезные дела, вместе с этим организовывать и свою деятельность.

6. Способность создавать и повышать авторитет - позволяет педагогу укреплять своё ведущее место по отношению к учащимся, несмотря на достаточно близкие отношение с ними. Повышение авторитета невозможно только за счёт эмоционально волевых усилий, для этого педагог сам должен быть образцом нравственности, доброты, честности, порядочности, справедливости и т.д.

7. Актёрские способности - иначе называют артистизмом, они помогают педагогу найти наиболее оптимальный выход из сложных ситуаций, управлять собой, мысленно и визуально изображать себя в определённых ролях, обусловленных основными функциями педагога - воспитателя.

Все вышеназванные элементы помогают учителю успешно выполнять следующие функции воспитателя (классного руководителя).

1 - организация воспитания и самовоспитания на основе изучения воспитанников, их возрастных и индивидуальных особенностей;

2 - реализация воспитательных целей и задач в процессе обучения;

3 - формирование и развитие ученического коллектива, воспитание через него личности каждого ученика;

4 - сотрудничество с другими педагогами, работающими в данном коллективе,

5 - сотрудничество с родителями учащихся, с общественностью;,

6 - планирование своей работы, её психолого-педагогический анализ, коррекция своей деятельности с учётом результатов анализа.

Как видно, работа воспитателя очень сложна, поэтому педагог должен постоянно совершенствовать своё мастерство воспитателя.

 

3. Из опыта работы известных педагогов-воспитателей

 

Воспитательная деятельность связана с постоянным общением педагога с воспитанниками - это почётный, но сложный труд, требующий от воспитателя доброты, самопожертвования, полной отдачи своих сил. К таким педагогам можно отнести А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и других.

A. С.Макаренко (1888-1939 г) является примером беззаветного служения делу воспитания, его педагогические инновации известны во всех странах мира. Его произведения «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей» и другие отражают основные педагогические идеи и прославили автора как великого педагога во всём мире. Современные педагоги, безусловно, могут заимствовать и творчески использовать многие идеи мастера - воспитателя.

К примеру, в современной практике воспитания можно использовать следующие его идеи:

– создание и развитие настоящего коллектива, и использование его в качестве средства воздействия на личность учащегося;

– методы и средства формирования личностных качеств, в том числе: дисциплинированность, активность, самостоятельность, которые очень актуальны и сегодня;

– обращение родителей учащихся в своих единомышленников, вооружение их психолого - педагогическими знаниями;

B. А.Сухомлинский (1918-1970 гг)- почётный член Академии наук. С 1948г и до конца своей жизни работал учителем начальных классов, а затем директором Павлышской школы на Украине. Он был активным проповедником идеи гражданского воспитания подрастающего поколения. Гражданственность известный педагог понимал как совокупность таких качеств, как глубокая идейная убеждённость, высокая нравственность, общественная активность, патриотизм и интернационализм, трудолюбие, инициативность.

В.А.Сухомлинский разработал систему педагогических требований и рекомендаций гражданского воспитания, в соответствии с которой центральной задачей воспитательной работы педагога должно быть воспитание гуманизма. Он уделял большое внимание развитию разнообразных способностей детей. По его мнению любить и быть к ним требовательными - две стороны одной медали. Это требует от педагога глубокого изучение детей, их психологии, мышления, интересов и потребностей, особенностей развития речи и других тонкостей.

В книге «Духовный мир школьника» В.А.Сухомлинский раскрыл особенности умственного, нравственного, художественного развития человека в детском возрасте. Он уделял особое внимание воспитанию детского коллектива, считая, что через межличностные отношения в коллективе воспитываются и дети, и коллектив, а также прекрасные качества личности. В этом случае коллектив становится помощником педагога, его опорой.

В мировой передовой педагогике на протяжении веков вырабатывались пути и средства воспитания благородного человека. Для наших современников много полезного в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского. Его произведения «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Методика воспитания коллектива» и другие содержат много полезных советов родителям и педагогам в их сложной воспитательной деятельности.

 

4. Стиль работы воспитателя

 

Искусство воспитания - один из сложных видов человеческой деятельности на протяжении тысячелетий. Наряду с требованием воспринимать человека таким, какой он есть, педагогика также требует помочь человеку развить его лучшие качества, способности и возможности.

Большую роль в воспитании играет также культура общения педагога. Существует несколько позиций педагога по отношению к учащимся в процессе общения с ними.

1. Демократический стиль - основан на взаимопонимании и взаимодействии в ходе воспитания, когда воспитатель совместно с детьми обсуждает все проблемы коллектива, деятельность которого строится на свободе мышления, инициативе, творческом отношении к работе, стремлении проявить свои возможности и способности.

2. Дружеские отношения - это стиль взаимоотношений педагога с воспитанниками на основе взаимоуважения и требовательности. Этот стиль позволяет педагогу видеть переспективы развития личности каждого воспитанника, учитывая его индивидуальные особенности применять меры поощрения и наказания. Этот стиль очень близок к предыдущему, он создаёт условия для перехода от официальных отношений к дружеским, сохраняя при этом в нужные моменты определённую дистанцию между педагогом и воспитанниками. Если педагог игнорирует эти стили, стараясь создать себе авторитет за счёт своего служебного положения ( «я - педагог, а ты всего лишь ученик»), он рискует потерять уважение к себе со стороны воспитанников.

3. Общение-дистанция - этот стиль достаточно распространён, использование его оправдано в тех случаях, когда необходимо предъявить официальные требования к учащимся, или потребовать от них выполнения определённых условий. Но нельзя злоупотреблять этим стилем это может привести к отчуждению воспитанников, к излишней официальности взаимоотношений. Этот стиль больше подходит к учебному процессу, чем к воспитательному.

4. Стиль запугивания - основан, как правило, на стремлении самоутвердиться таким путём, ограничивая тем самым активность воспитанников, их инициативность. Этот стиль категорически противоречит законам развития демократического общества и не рекомендуется для использования.

5. Стиль высокомерия - как правило, этим стилем пользуются неопытные педагоги или люди, неверно понимающие свой статус, не верящие в свои силы, поэтому они пытаются поставить воспитанников в позицию «подчинённого». Если педагог вовремя не откажется от этого стиля, между ним и воспитанниками возникнут трения, конфликты.

Как видно, первый и второй стили общения могут обеспечить педагогу эффективные результаты в воспитании, третий стиль рекомендуется использовать лишь при необходимости, четвёртый и пятый стили в его работе не должны использоваться вообще.

Педагогическое общение носит творческий и индивидуальный характер, поэтому овладение мастерством педагогического общения во многом зависит от личности самого педагога. В частности, можно рекомендовать следующие пути и методы овладения секретами педагогически и психологически обоснованного общения: 1-глубоко изучить свои индивидуальные психологические и нервно-типологические качества; 2-изучить основные причины конфликтных ситуаций, возникающих в ходе общения с учениками, их родителями и коллегами; 3-ознакомиться с основными требованиями к себе со стороны педколлектива, родителей учащихся; 4 - с учётом результатов самоанализа корректировать свою деятельность, постоянно совершенствуя свои профессиональные качества и навыки.

Таким образом, педагогическое общение, построенное на законах психологии и педагогики, и основанное на общественной активности, инициативе, самовоспитании и самообразовании, стремлении к сотрудничеству с воспитанниками, а также на желании их понять и создать реальные условия для их творческого развития будет способствовать педагогическому творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о школьном конкурсе профессионального мастерства "Лучший воспитатель"

В материале представлено положение о проведении школьного конкурса профессионального мастерства "Лучший воспитатель 2012". Данный конкурс проходит в нашей школе-интернате уже 4 года,  каждый год ...

Методический квест с воспитателями ОУ "Восхождение к вершинам педагогического мастерства"

Потенциал педагогического коллектива – это, прежде всего, желание членов коллектива работать и творить, осваивать новое, не забывая хорошие наработки, а также желание и умение быть сплоченными....

Справка об итогах проведения недели педагогического мастерства воспитателей интерната «Северный колорит»

Справка об итогах проведения недели педагогического мастерства воспитателей интерната «Северный колорит»...

Справка об итогах проведении недели педагогического мастерства воспитателей интерната «Северный колорит»

Справка об итогах проведении недели педагогического мастерства воспитателей интерната «Северный колорит»...

Справка об итогах проведении недели педагогического мастерства воспитателей интерната "Северный колорит"

Справка об итогах проведении недели  педагогического мастерства воспитателей  интерната "Северный колорит"...

«Организация внеурочной деятельности лицеистов, как условие развития профессионального мастерства воспитателя»

Труд воспитателя – это бесконечный творческий процесс, совершенствование профессионального мастерства педагога. В своей работе с детьми я работаю в тесном контакте с классными руководителя...