Программа по социализации учащихся 2-4 классов в ГПД "Мир книг"
рабочая программа на тему

Новикова Галина Захаровна

Главная цель данной программы - привить с детства любовь ребёнка к чтению и социализировать его к жизни в обществе на основе примеров сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_sotsializatsii.docx537.34 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\комп\Desktop\Захаровна обложки\Программа-по-социализации.jpg


Пояснительная записка

В каждой стране есть дети с умственной отсталостью, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Вопросы оказания помощи таким детям весьма актуальны. При организации специального обучения дети усваивают элементарные формы коммуникации, овладевают несложными навыками социального взаимодействия и могут в определенной степени быть интегрированы в общество.

Программа «Мир книг» предназначена для проведения занятий с учащимися, обучающимися во 2-4 классах специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VII вида.

Программа «Мир книг» предполагает знакомство учащихся и воспитанников с информационными возможностями библиотек, формирует у них знания основ библиографии, книговедения и библиотековедения. Предлагаемый курс вводит школьников в мир знаний, умений и навыков, позволяющих обучающимся по возможности самостоятельно отбирать и использовать информацию для решения учебно-познавательный и учебно-практических задач. Детское литературное чтение является органической частью курса. Чтение стимулирует умственное, нравственное, эстетическое и речевое развитие обучающихся с умственной отсталостью.

Цель деятельности – развитие уровня социальной адаптации учащихся на основе приобщения учащихся к чтению и развития умений работы с различными видами печатной продукции.

Задачи курса:

1. Формирование и закрепление у учащихся умений работы с различной

печатной продукцией.

2. Обучение учащихся самостоятельному поиску информации  различных

видах изданий (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и т.д.).

3. Приобщение учащихся к чтению, стимулирование интереса к книге и

формирование положительного отношения к самостоятельному чтению.

4. Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным

предметам.

Программа курса «Мир книг» рассчитана на два года обучения. Первый год – вводно-ознакомительный.

Второй год занятий предполагает расширение и усложнение материала по этим же темам и включает новые темы, предусматривающие отведение большего времени на выполнение практических заданий.

Длительность реализации программы – 35 часов в год, 1 час в неделю.

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса «Мир книг»:

Учащиеся, освоившие курс:

  • умеют правильно называть элементы книги;
  • умеют правильно называть книги с прочитыванием автора и заглавия;
  • умеют различать книги по содержанию;
  • умеют находить книги в библиотеке по буквенному и полочному
  • разделению по темам;
  • умеют соблюдать правила чтения;
  • бережно относятся к книгам;
  • умеют соблюдать правила поведения в библиотеке;
  • проявляют стойкий познавательный интерес к книгам, детским
  • периодическим изданиям и справочной литературе;
  • умеют самостоятельно находить в различных изданиях необходимую
  • информацию.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Содержание программы

Раздел 1. История книги

(8 часов)

Тема 1. Знакомство с книгами (1 час)

Значение книги в жизни человека. Разнообразие книг по форме, оформлению, содержанию.

Тема 2. От истоков до настоящего времени (2 часа)

Первые книги – книги на камне, глине, шелке, воске, папирусе, пергаменте. Изобретение бумаги.

Тема 3. Появление первых книг. Книгопечатание (2 часа)

Рукописные книги. Книгопечатание на Руси. Древнейшие библиотеки.

Тема 4. Современные книги (2 часа)

Типография. Современные книги. Знакомство с разделами книги. Современная библиотека.

Тема 5. Обобщающее занятие «Что я знаю о книгах» (1 час)

Раздел 2. Искусство книги

(8 часов)

Тема 1. Оформление книг и виды детской литературы (2 часа)

Оформление книги, переплет. Книги-великаны, книги-малютки. Детские журналы.

Тема 2. Древнерусские книги, орнамент в книге (2 часа)

Древняя русская книга. Заглавные буквы. Орнамент на странице: растительный, плетеный, миниатюра.

Тема 3. Художники-иллюстраторы (2 часа)

Иллюстрация. Художники-иллюстраторы детских книг.

Тема 4. Экскурсия (2 часа)

Экскурсия в городскую библиотеку, отдел редких книг.

Раздел 3. Структура книги

(10 часов)

Тема 1. Внешнее оформление книги (3 часа)

Внешнее оформление книги: обложка, переплет, титульный лист. Правила пользования книгой. Рисование обложки книги. Выполнение упражнений по нахождению элементов на обложке книги – автор, иллюстрация, название. Выполнение упражнений по выбору книги с опорой на обложку: по автору, иллюстрации, названию.

Тема 2. Чтение детских произведений (2 часа)

Чтение произведений в книге «Детское чтение», разделы «От пословицы до сказки», «Русская классика детям».

Тема 3. Внутреннее оформление книги (2 часа)

Внутреннее оформление книги: текст, страницы, иллюстрации, содержание (оглавление).

Тема 4. Работа со справочным аппаратом книги (2 часа)

Справочный аппарат книги: титульный лист, оглавление (содержание), предисловие, послесловие. Практические упражнения по нахождению определенного произведения по содержанию книги.

Тема 5. Обобщающее занятие «Я сам выбираю книгу» (1 час)

Раздел 4. Книга и библиотека

(9 часов)

Тема 1. Значение библиотеки в жизни человека (3 часа)

Роль и значение библиотек. Виды библиотек. Понятие «абонемент», «читальный зал». Правила пользования библиотекой. Библиотечный фонд. Расстановка книг на полках.

Тема 2. Чтение произведений (3 часа)

Чтение произведений в книге «Детское чтение», раздел «О мире, в котором ты живешь», раздел «Из жизни детей и взрослых».

Тема 3. Работа со справочной литературой (2 часа)

Виды справочной литературы: энциклопедии, словари, справочники.

Тема 4. Экскурсия (1 час)

Экскурсия в городскую детскую библиотеку.

Учебно-тематический план

Первый год обучения

Раздел, темы занятий

Кол-во часов

Раздел 1. История книги

1

Знакомство с книгами.

1

2

От истоков до настоящего времени.

2

3

Появление первых книг. Книгопечатание

2

4

Современные книги.

2

5

Обобщающее занятие «Что я знаю о книгах».

1

Итого по разделу

8

Раздел 2. Искусство книги

1

Оформление книг и виды детской литературы.

2

2

Древнерусские книги, орнамент в книге.

2

3

Художники-иллюстраторы.

2

4

Экскурсия.

2

Итого по разделу

8

Раздел 3. Структура книги

1

Внешнее оформление книги.

3

2

Чтение детских произведений.

2

3

Внутреннее оформление книги.

2

4

Работа со справочным аппаратом книги.

2

5

Обобщающее занятие «Я сам выбираю книгу».

1

Итого по разделу

10

Раздел 4. Книга и библиотека

Значение библиотеки в жизни человека.

Чтение произведений.

Работа со справочной литературой.

Экскурсия.

Итого по разделу

9

Итого по программе

35

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Содержание программы

Раздел 1. Структура книги

(8 часов)

Тема 1. Внешнее оформление книги (3 часа)

Внешнее оформление книги: обложка, переплет, титульный лист. Правила пользования книгой. Практические действия по ремонту книг «Продлим жизнь книге».

Тема 2. Справочный аппарат книги (2 часа)

Справочный аппарат книги: титульный лист, оглавление (содержание), предисловие, послесловие. Выполнение упражнений по выбору книги с опорой на обложку: по автору, иллюстрации, названию.

Тема 3. Работа с периодическими изданиями (2 часа)

Виды периодических изданий: журналы, газеты. Чтение статей в журналах и газетах. Выполнение занимательных заданий.

Тема 4. Обобщающее занятие «Я выбираю, читаю, рассказываю» (1 час)

Раздел 2. Книга и библиотека

(8 часов)

Тема 1. Работа в школьной библиотеке (2 часа)

Школьная библиотека. Библиотечный фонд школьной библиотеки. Книгохранилище. Правила пользования библиотекой. Понятия «Абонемент», «Читальный зал», «Формуляр».

Тема 2. Работа в читальном зале школьной библиотеки (3 часа)

Читальный зал. Правила работы в читальном зале. Выставки и их назначение. Алфавитная расстановка книг на полках. Тематическая расстановка книг на полках книг.

Тема 3. Ориентировка в пространстве школьной библиотеки (3 часа)

Выполнение упражнений по использованию пространства школьной библиотеки для выбора печатного издания по заданию учителя.

Раздел 3. Путешествие по книгомаршрутам

(10 часов)

Тема 1. Чтение книг по различной тематике (6 часов)

Изучение и чтение произведений, объединенных темами: «Рождественские сказки», «И мы зиме рады», «Веселые истории Н.Н. Носова», «В мире приключений», «По дорогам сказок», «Путешествие по словарям», «Справочное царство – мудрое государство», «Сказочная страна П.П. Ершова», «Пришла весна - красна».

Тема 2. Выбор справочной, художественной и учебной литературы (3 часа)

Выполнение упражнений по выбору книг по желанию, для подготовки к

 учебным занятиям. Выбор книг для чтения на дому. Запись книг на абонемент.

Тема 3. Обобщающее занятие «Я - читатель» (1 час)

Раздел 4. «Я – читатель»

(9 часов)

Тема 1. Самостоятельный поиск и чтение детской литературы (4 часа)

Выполнение упражнений по поиску книг заданной тематики. Упражнение «Я читаю тебе, ты – читаешь мне».

Тема 2. Работа с периодической литературой (4 часа)

Виды периодических изданий: газеты, журналы. Выполнение упражнений по нахождению статей для чтения, заданные воспитателем. Выполнение упражнений по составлению сообщения.

Тема 3. Экскурсия в городскую библиотеку (1 час)

Учебно-тематический план

Раздел, темы занятий

Кол-во часов

Раздел 1. Структура книги

1

Внешнее оформление книги.

3

2

Справочный аппарат книги

2

3

Работа с периодическими изданиями

1

4

Обобщающее занятие «Я выбираю, читаю, рассказываю»

1

Итого по разделу

8

Раздел 2. Книга и библиотека

1

Работа в школьной библиотеке.

2

2

Работа в читальном зале школьной библиотеки.

3

3

Ориентировка в пространстве школьной библиотеки.

3

Итого по разделу

8

Раздел 3. Путешествие по книгомаршрутам

1

Чтение книг по различной тематике.

6

2

Выбор справочной, художественной и учебной литературы.

3

3

Обобщающее занятие «Я - читатель».

1

Итого по разделу

10

Раздел 4. Я - читатель

Самостоятельный поиск и чтение детской литературы.

4

Работа с периодической литературой.

4

Экскурсия в городскую библиотеку.

1

Итого по разделу

9

Итого по программе

35

Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение программы

  • Малов, В. Книга / В. Малов. – М.: Слово, 2002. – 48 с.
  • Брукфилд, К. Писменность / К. Брукфилд. – М.: Слово, 2001. – 63 с.
  • Нечаев, Н. В. «Я читаю!»: пособие для учащихся первого класса в 3 ч. Ч. / Н. В. Нечаев, К. С. Белорусец. – М.: Учебная литература, 2004. – 48с.
  • Книга первоклассника. – СПб.: Тимошка, 1997. – 240 с.
  • Журнал для детей «Читай-ка».
  • Журнал «Роман-газета детская».
  • Карточки с текстом.
  • Плакаты.
  • Альбомный лист, цветные карандаши, ручки.
  • Конверты с заданиями.

Список литературы

1. Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам: материалы в помощь по проведению занятий с младшими школьниками. Вып. 1 / Рос. Акад. образования ГНПБ им. К.Д Ушинского; Сост. Г. В. Чулкина. – М., 1997. – 60 с.

2. Библиотечные уроки: Обучение школьников основам библиотечно -библиографических знаний. 1-11 классы / Волгоград: Панорама, 2006. – 160 с.

3. Кашурникова, Т. М. Основы информационно-библиографической грамотности для учащихся: методические рекомендации для библиотекарей / Т. М. Кашурникова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. –

4. Кузнецова, М. В. Использование детских книг о природе на уроках ознакомления с окружающим миром / М. В. Кузнецова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. – № 4. – С. 44-48.

5. Кузякина, Н. Любите книгу и цените библиотеку: метод пособие  для школьных библиотекарей / Н. Кузякина // Приложение к газете «Первое сентября». – 2004. – № 14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт «Программы воспитательной работы и социализации учащихся 5-7 классов»

Паспорт «Программы воспитательной работы и социализации учащихся 5-7 классов» предназначен для классных руководителей, занимающихся разработкой собственной Программы воспитательной работы. В Паспорте ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию и социализации учащихся 1-4 классов «Юный патриот»

Рабочая программа   внеурочной деятельностиПо патриотическому воспитанию для учащихся 1-4 классов «Юный патриот»Актуальность программы.В последнее десятилетие в России произошли экономи...

Программа воспитания и социализации учащихся 6 "Б" класса

Программа воспитания и социализации учащихся 6 Б класса...

Рабочая программа по социализации учащихся в условиях надомного обучения

В результате освоения программы учащиеся должны уметь:вести себя дома, на прогулке, в театре, в кино, в музее, в транспорте.следить за своим внешним видом, за своим здоровьем, соблюдать гигиену;правил...

Программа воспитания и социализации учащихся 5-8 классов «Земля – наш общий дом»

В программе выделены 8 основных направлений по которым строится вся воспитательная работа:Гражданско-патриотическое;Духовно-нравственное;Спортивно-оздоровительное;Экологическое;Художественно – э...

Программа по социализации учащихся с интеллектуальными нарушениями «Я – цветовод»

Программа «Я – цветовод» предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных с изучением и выращиванием растений, с практическими работами на пришкольном уча...