Система учебной и воспитательной работы с умственно отсталыми школьниками
учебно-методический материал на тему

Кораблева Наталья Олеговна

Мое краткое описание учебной и воспитательной работы в моем классе с умственно отсталыми детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_i_vospitanie_umstvenno_otstalogo_shkolnika.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Система учебной и воспитательной работы

с умственно отсталыми школьниками

Умственно отсталым, называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретенного).

В классе обучаются 13 человек все они разного возраста и со своими способностями к обучению. 1 человек 2го кл; 2 человека 3 кл; 3 человека 5го кл; 2 человека 6го кл; 4 человека 7 кл; 1 чел 8 кл. У каждого класса свои учебные предметы, своя учебная программа. Все дети обучаются по специальной (коррекционной) программе VIII вида.

Дети с умственной отсталостью это дети с глубоким недоразвитием всех сторон психической деятельности. Каждый ребенок он индивидуален. Но общее недоразвитие школьников моего класса в речи (трудности звукобуквенного анализа, синтеза, восприятия речи, расстройства письма и чтения) Дети в основном все читают, небольшими предложениями, по слогам, многие не понимают смысл прочитанного. 1 ученик Орловская Диана вообще не знает буквы, не читает. По письму типичные ошибки: пропуска букв, слов, целого предложения, замена букв. По математике: сложность возникает при деление столбиком, без помощи учителя решить не могут. При умножении столбиком забывают числа, которые мы запоминаем, меняют местами числа. На уроках все дети гиперактивны, поэтому допускают много ошибок при выполнении заданий.

На основе этого можно выделить основные требования, которые необходимы на уроке с такими детьми:

  1. Излагаемый материал должен быть  достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.
  2. Память у таких детей кратковременная. И поэтому на каждом уроке приходиться возвращаться к пройденным темам и повторять уже пройденный материал не один раз.
  3. Уроки должны быть оснащены техническими средствами, дидактическим и наглядным материалом. Так как память у таких детей преобладает зрительная.
  4. На каждом уроке учащихся, тех кто занимается слабо, необходимо поощрять в каких то случаях за старания можно завысить оценку. Это делается для того, чтобы учащиеся не потеряли интерес к учебе. Не в коем случае нельзя таким детям ставить оценку 2 (не зависимо за что, за поведение, или за то что не готов к уроку).
  5. На каждом уроке необходимо проводить физкультминутки, чтобы не перетруждать учащихся. Мои ученики старшего возраста не любят  физкультминутки. Но я нашла подход и занятия, то которое нравиться всем. Например:

На уроках математики я предлагаю распечатки с цифрами, они их соединяют, и у них получается картинка.

Применяю такие занятия на уроке как мозайка. Дети вырезают части картинки и склеивают на отдельной бумаге.

Вырезают изображение геометрических фигур и приклеивают на готовую картину, составленную из этих же фигур.

Представленные задания не только отвлекают учащихся от учебного процесса, но и развивают мелкую моторику пальцев рук, и логическое мышление.

Учебные занятия я строю по следующему принципу (на примере урока письма и развития речи):

Урок письма и развития речи в начале урока общее задания устно всем учащимся. В основном я предлагаю простые предложения Н.р: Саша вышла погулять на улицу. Учащиеся должны назвать подлежащее и сказуемое в этом предложении. Сначала мы повторяем, что такое подлежащее, что такое сказуемое на какие вопросы отвечают. И как соответственно они выделяются на письме. Такого рода задания я провожу практически каждый урок письма. Далее даю задания на листах каждому ученику в соответствии с его способностями. (это могут быть и составить слово из предложенных букв, слогов, составить предложение из слов, найти спрятанные слова в перечислении букв, вставить пропущенные буквы и т.д.) Пока ученики выполняют задания я занимаюсь с одним конкретным классом объясняю новую тему, либо выполнение задания по учебнику. По очередности выполнения заданий я постепенно объясняю всем новый материал и выполнения задания в учебнике. В середине урока провожу физкультминутку. И к завершению урока я проверяю все тетради, ставлю оценки. Очень часто даю оценивать тетради сверстникам, и самому себе. Задаю вопрос: «Как ты думаешь, на какую оценку ты выполнил задание?» Очень часто учащиеся правильно оценивают свою и работу сверстника.

На основе своей работы в специальном (коррекционном) классе я разработала конструктор практических методов  на каждом определенном этапе урока. Каждый метод, который я предложила его можно использовать на любом этапе урока в зависимости от темы урока и особенностей учащихся.

Воспитательная работа в этом классе ведется неразрывно с учебной деятельностью с учащимися. Каждый урок, каждый день мы повторяем  правила поведения в школе, дома, на улице. Как вести себя с младшими сверстками, со взрослыми.

Главной задачей воспитательной работы является организация детского коллектива. Дети разного возраста, с разными особенностями и воспитанием. Нецензурная брань, берут школьные принадлежности друг у друга без разрешения, плюются, все это  приводит к скандалам и ссорам в классе. Учащиеся постоянно провоцируют друг друга без причины. Каждую ссору мы разбираем, обсуждаем и делаем выводы.

Классные часы провожу с мультимедийной презентацией, объясняю более простым, доступным языком.

Работу с родителями провожу каждый день. Беседы индивидуальные, и по телефону. Родители прислушиваются к моему мнению, воздействуют на ребенка и обращаются за советом.

В общешкольных мероприятиях не участвуем, так как дети, не могут запомнить стихотворения, песни, движения танца.

В завершении моего выступления хочу выразить желание, чтоб к учащимся моего класса относились на ровне с нормальными развивающимися сверстниками. Каждый ребенок он не виноват, что таким родился, и что ему не много не хватает в развитие каких либо психических процессов. На отношении окружающих складывается общее социальное развитие ребенка.

И на мероприятии по ГТО было очень обидно лично мне, то, что моих детей не включили в программу соревнования. Очень сложно объяснять таким школьникам, почему к ним относятся, не как к другим детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы с умственно отсталыми дошкольниками

В данной работе описаны особенности логопедической работы с умственно отсталыми дошкольниками и представлена авторская система коррекционной работы....

особенности нравственного сознания умственно отсталого школьника

доклад о воспитании нравственности у детей с проблемами в  интеллектуальном развитии....

Доклад на тему " Адаптация умственно отсталых школьников к обучению в школе"

В работе рассматриваются особенности адаптации умственно отсталых школьников к обучению в 1 классе и  при переходе из начальной школы в среднюю. описываются проблемы, с которыми сталкиваются дети...

«Учёт психологических особенностей умственно отсталых школьников в учебной деятельности»

В статье описываются психологические  особенности умственно отсталых  школьников   и  пути  активизации познавательной на уроках....

Учёт психологических особенностей умственно отсталых школьников в учебной деятельности

Особенности восприятия детей с умственной отсталостью.Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже перва...

Методическая разработка учебного занятия с детьми ОВЗ. «Конструктор практических приемов на уроках с умственно отсталыми школьниками»

Представленный конструктор на уроке может варьироваться в зависимости от особенностей учащихся, от их настроя на урок, от учебного материала.Данные практические приемы представлены в виде примера на к...

Многофакторность системы воспитания умственно отсталых школьников

Коррекционная школа готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Умственно отсталые школьники должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятел...