Многофакторность системы воспитания умственно отсталых школьников
статья (6, 7 класс) на тему

Ломакина Валентина Александровна

Коррекционная школа готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Умственно отсталые школьники должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_mnogofaktornosti_sistemy_vospitaniya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Многофакторность системы воспитания умственно отсталых школьников.

Ломакина В.А.

Ломакина Валентина Александровна- воспитатель школы-интерната № 115 для   обучающихся   с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара.

Аннотация:   актуальность выбранной темы обусловлена важностью задачи по подготовке воспитанников школы к взрослой жизни и деятельности в обществе.

 

Коррекционная школа готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Умственно отсталые школьники должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.

В процессе воспитания приходится иметь дело с личностью, с её формированием. Понимание человеческой личности связано с необходимостью изучить её отношение к труду, к общественным событиям, к учению, к образованию. Возникает необходимость детального изучения личности, определение наиболее эффективных приёмов воспитания определённых групп детей и каждого из них.

В процессе воспитания выявляются положительные стороны, опираясь на которые, можно осуществлять воспитательное воздействие.

Выявленные отрицательные черты следует преодолевать; при этом необходимо выяснить причины, порождающие эти черты, приложить все усилия, чтобы их устранить – необходимо создавать благоприятные условия для коррекционной работы.

Рациональное построение системы воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью возможна лишь   при правильном понимании структуры дефекта.

Велика роль целенаправленного воспитания, осуществляемого в школе.

Это прежде всего единая система многофакторного воздействия на учащихся. Её составляют специальные занятия по социально-бытовой ориентировке, обучение труду, общеобразовательным предметам и воспитательная работа, осуществляемая на уроках и во внеурочное время.

1. Воспитание социально-нормативного поведения учащихся вспомогательной школы.

2. Воспитание умственно отсталых школьников в коллективе.

3. Трудовое воспитание учащихся вспомогательной школы

4. Физическое воспитание умственно отсталых школьников

5. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы.

 При определении принципов воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью необходимо исходить из понимания воспитания в специальных школах как процесса коррекции аномального развития. При этом имеется в виду формирование активной личности, подготовленной к жизни, трудовой деятельности.

  1. В воспитательных целях жизнь ребёнка и окружающих его людей должна быть так организована, чтобы уклад жизни вырабатывал соответствующие ему качества. Распорядок жизни, осуществление необходимых действий в строгой последовательности формируют у ребёнка ответственность, аккуратность, организованность. Жизнь воспитанника специального коррекционного учреждения не должна быть замкнута в стенах учреждения, необходимо обеспечение контакта с учащимися массовых школ, сверстниками.

         

  1. Воспитательный процесс должен строиться на основе правильно организованной активной и самостоятельной деятельности. Деятельность строится с учётом физических и психических особенностей детей, их интересов, возрастных особенностей.

 

  1. Умственно отсталых детей необходимо воспитывать в коллективе. Воспитательная сила коллектива оказывается исключительно действенной при умении учителя управлять им, опираясь на коллектив. При продуманной организации коллективной работы у детей с интеллектуальной недостаточностью сглаживаются те особенности, которые явились следствием первичного дефекта.

         

  1. Необходимо последовательно формировать у учащихся мировоззрение в процессе обучения, трудовой деятельности, социальной адаптации.

 Полноценная социальная адаптация умственно отсталых детей невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, что осуществляется в процессе нравственного и правового просвещения и воспитания личности учащихся вспомогательной школы.

Наличие интеллектуального дефекта существенно затрудняет решение задачи обеспечения социально-нормативного поведения, повышает вероятность социальных отклонений в индивидуальном поведении личности.

Отечественная дефектология основывается на положении о том, что нравственные качества личности, так же как и содержание сознания человека, являются продуктом влияния средовых факторов, действующих на человека.

Социальное поведение выпускника специального коррекционного учреждения VIII вида определяется качеством воспитательной работы с ним на протяжении всех лет обучения.

В то же время признаётся трудность, методическое своеобразие решения задач воспитания социально-нормативного поведения учащихся коррекционных школ, что вызвано недостаточностью познавательного и эмоционально-волевого развития умственно отсталых детей, протекающего на биологически неполноценной основе. Учёт влияния биологических факторов на формирование личности позволяет усилить внимание к поиску разнообразных компенсаторно-коррекционных средств в социальном воспитании умственно отсталых школьников с различными качественными особенностями дефекта.

 Следует отметить, что в процессе воспитания умственно отсталых школьников сочетается работа по формированию у них общественно ценных личностных качеств со специфической коррекционной работой, направленной на исправление тех недостатков их характера и поведения, которые возникли в результате неправильного предшествующего воспитания и несовершенного жизненного опыта.

Формирующаяся у ребёнка система сознания (знания, переживания, оценки, привычки, ценности, стремления, внутренние регуляторы поступков), которая главным образом определяет его социальное поведение, и должна быть основным объектом педагогического воздействия. Огромную роль играет осознание и обобщение ребёнком социально ценных поведенческих актов, действий, чувств.

Нарушения познавательного развития умственно отсталого ребёнка затрудняют правильное самостоятельное обобщение ребёнком тех поведенческих действий, которые должны трансформироваться в идеи – убеждения, регулирующие поведение.

 Своеобразие развития умственно отсталых детей затрудняет процесс воспитания их социально-нормативного поведения, однако необходимо добиваться понимания учащимися гуманной сущности и справедливости нравственных норм общества, необходимости существования и соблюдения правовых норм.

Умственно отсталые школьники затрудняются в самостоятельном осознании и обобщении тех отношений и поведенческих актов, которые включены в специально организованную педагогом деятельность. Возникает важная воспитательная задача – помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению. При этом важно, чтобы при усвоении правил поведения в различных ситуациях и видах деятельности учащиеся были активны и проявляли эмоционально-личностную заинтересованность в правильном поступке. Только при этом условии обеспечивается такое отношение школьников к нормам морали, которое способствует их «присвоению» учащимися.

        

Уважительное и требовательное отношение к воспитаннику в работе с умственно отсталыми детьми означает необходимость подхода к каждому из них с оптимистической гипотезой, с верой в возможность совершенствования его личности, в наличие у учащегося положительных качеств.

         Оказание доверия ученику при поручении ему определённого задания – сильный воспитательный приём в коррекционной  школе.

 Для правильного выбора средств педагогического воздействия и построения системы воспитания умственно отсталых школьников педагогу необходимо:

1. Хорошо знать особенности структуры дефекта, различать проявления, связанные с первичным нарушением и вторичными отклонениями. Только такое изучение детей позволит педагогу правильно понять истинные причины и мотивы тех или иных поступков своих воспитанников и в соответствии с этим предпринять эффективные педагогические меры.

2. Учитывать индивидуально-личностные особенности каждого ученика. Знание ребёнком соответствующих социальных норм, отношение к ним, интересы, цели деятельности, планы, привычки, самооценку и уровень притязаний, положение в коллективе, отношение к учителям, сверстникам, учебе, труду. С учётом этих данных намечаются тактические и стратегические линии индивидуального подхода к ученику.

 Воспитательная работа с умственно отсталыми школьниками, направленная на формирование их социально-нормативного поведения, выстраивается в целостную систему.

1-ая группа – методы, основное назначение которых – формирование у учащихся нравственных и правовых знаний, оценок, убеждений. Это рассказ, беседа, разъяснение, убеждение, работа с текстовыми источниками информации, диспут, анализ ситуаций соответствующего содержание ролевые игры, моделирующие., правильное поведение в различных ситуациях

2-ая группа – методы, направленные на формирование опыта общественных отношений, умений, привычек социально-нормативного поведения (практическая организация различных видов деятельности и межличностного общения в разнообразных ситуациях, упражнение, приучение),

3-ья группа – средства воздействия на личность, которые дополнительно стимулируют социально-нормативное поведение личности и коллектива или же тормозят проявление социальных отклонений (поощрение, соревнование, осуждение, наказание).

В формировании правильного поведения учащихся коррекционной школы важную роль играют условия, в которых протекает их жизнь и деятельность – режим, личный пример педагогов и других лиц.

Роль детского коллектива в специальной коррекционной школе VIII вида значительна, так как через коллективную деятельность умственно отсталые школьники на практике овладевают нравственными нормами поведения. Социальное развитие детей, понимание норм общественной морали, что необходимо для самостоятельной жизни и участия в общественном производстве, осуществляется в процессе жизни и развития ребёнка в коллективе.

Приобретённые в коллективе формы сотрудничества переходят в индивидуальные формы поведения ребёнка.

Условия формирования коллектива учащихся в специальной коррекционной школе VIII вида:

1.правильная организация учебно-трудовой деятельности, общественно полезного и производительного труда;

2. правильно организованное общение детей между собой, педагогов и детей;

3. внимательное отношение педагогов к учащимся;

4. привлечение детей к активному участию в коллективных делах;

5. необходимость учитывать индивидуальные склонности и возможности детей.

Гражданское и нравственное воспитание в специальной коррекционной школе VIII вида наиболее результативно в практической работе, имеющей коллективный характер.

Эстетическое воспитание в коррекционной школе - неотъемлемая часть единого коррекционно-воспитательного процесса.

Под влиянием эстетических средств, затрагивающих чувства ребенка, заметно активизируется познавательная деятельность, благодаря чему улучшается качество восприятия, и, следовательно, становятся отчетливее и полнее представления. Чем выше качество восприятия, тем ярче и богаче представления.

В процессе эстетического воспитания у учащихся удается сформировать интеллектуальную и эмоциональную отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное. Благодаря педагогическому воздействию обогащаются чувства детей, а их эмоциональные переживания и реакция становятся разнообразными и устойчивыми.

С учетом своеобразия развития умственно отсталых детей и особой роли коррекционной школы как специального учреждения эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:

- способствовать коррекции (исправлению, ослаблению, сглаживанию) дефектов психического и физического развития умственно отсталых школьников, постоянно проявляя заботу о становлении личности каждого ребенка в целом и подготовке его к самостоятельной жизни.

- формировать у учащихся эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни; обогащать имеющийся опыт школьников эстетическими впечатлениями; воспитывать у детей сенсорную культуру, личное отношение к воспринятому, развивать эстетический вкус; приучать школьников к нравственно-эстетическим оценкам и правильным, аргументированным суждениям.

- развивать и совершенствовать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания (удовольствие, радость, восхищение и пр.), добиваясь адекватной реакции на красоту природы, произведение искусства или окружающую обстановку.

- содействовать развитию элементарных творческих способностей (наклонностей) и доступных умственно отсталым детям художественных навыков (в области изобразительной деятельности, пения, музыки, хореографии, ритмики, художественного рукоделия и т.д.).

Значительными коррекционно-развивающими возможностями, эстетические средства воспитания раскрывают перед ребенком реальный мир, расширяют его кругозор, учат лучше видеть и понимать действительность. Эстетическое воспитание вносит в жизнь детей новые эмоции, конкретные образы. Яркость, насыщенность и сила раздражителей воздействуют на их чувства, повышают восприимчивость, на длительное время оставляют заметный след в сознании детей.

         

 Список рекомендуемой литературы

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Выготский Л.С. Психология развития человека /Л.С. Выготский -М., 2008.
  2. Дефектологический словарь в 2 томах – МПСИ, МОДЭК, 2007
  3. Дмитриев А.А. О некоторых проблемах интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями. //Дефектология, 2005, № 4 с. 4-9.
  4. Екжанова Е.А.., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Е.А.. Екжанова, Е.А. Стребелева // Дефектология– 2004, № 4.
  5. Игнатьева С.А. Коммуникативная культура учителя-логопеда /С.А. Игнатьева- Курск, 2008.
  6. Копылова Т.Г. система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида/Т.Г. Копылова, О.А. Лапшин //Дефектология – 2006, № 5, с.75-76.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1989.

2. Белкин А.С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов – М.: Просвещение, 1977.

3. Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах: Пер. с нем. – М.: Медицина, 1981.

4. Василевская В.Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.

5. Есина Н.Э. Медицинское сопровождение как составная часть процесса реабилитации детей с проблемами в умственном развитии /Н.Э. Есина // Дефектология – 2002, № 2, с. 14-17.

6. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов.-М., 1966.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

особенности нравственного сознания умственно отсталого школьника

доклад о воспитании нравственности у детей с проблемами в  интеллектуальном развитии....

Доклад на тему " Адаптация умственно отсталых школьников к обучению в школе"

В работе рассматриваются особенности адаптации умственно отсталых школьников к обучению в 1 классе и  при переходе из начальной школы в среднюю. описываются проблемы, с которыми сталкиваются дети...

Роль экологического воспитания в формировании положительных качеств личности у умственно отсталых школьников

в докладе описано о роли экологического воспитания на развитие личности воспитанников...

Социальная адаптация в процессе обучения и воспитания умственно отсталых школьников.

Социальная адаптация в процессе обучения и воспитания умственно отсталых школьников...

Система учебной и воспитательной работы с умственно отсталыми школьниками

Мое краткое описание учебной и воспитательной работы в моем классе с умственно отсталыми детьми...

музыкально-эстетическое воспитание как важное направление образования умственно отсталых школьников

Музыкально-эстетичесоке воспитание в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида является одним из направлений коорекционно-воспитательного процесса и.т.д....