Отчет по теме самообразования " Экологическое воспитание как средство развития познавательной активности умственно отсталых школьников" 2019-20 уч.год
статья

Выступление на МО воспитателей по теме СО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья    «Благовещенская общеобразовательная школа-интернат»

                                           

Отчет по теме самообразования

«Экологическое воспитание                                                                                 как средство развития познавательной активности                             умственно отсталых учащихся»

                                               

                                                    Подготовила: Мангасарова Н.М.,                                                                     воспитатель высшей категории БОШИ                                                        

2019-20 уч.год

Предлагаю вашему вниманию отчет по теме самообразования «Экологическое воспитание как средство развития познавательной активности умственно отсталых учащихся»                                                                                                                                                                                         Цели:  Слайд.                                                                                                                                                                                 1.Совершенствовать педагогическое мастерство по развитию познавательной активности умственно отсталых учащихся через экологическое воспитание.                                                                                                                                         2. Пополнить методическую копилку материалами, включающими различные формы и методы работы с учащимися по теме самообразования.                                                                                                                   Этапы  деятельности.                                                                                                                                                    I. Составление списка литературы по самообразованию.                                                                                                                                                                  II. Изучение состояния избранной проблемы в практике работы школы.                                                                    III. Проектирование собственной деятельности по самообразованию.                                                                           IV. Результативность, рефлексия самооценки.                                                                                                                    Я начала свою работу со знакомства со статьями по теме самообразования в  журналах периодической печати, обзора в Интернете материалов по теме самообразования, изучения специальной литературы из личной библиотеки, с целью пополнения знаний по теме самообразования, применять их в работе:  Слайд.                                                                                                                           - Николаева С.Н. «Теория и методика экологического образования детей»                                                           - Пономарева И.Н. «Основные направления реализации экологического образования в современной школе»                                                                                                                                                                                         - Цветкова И.В. «Экологическое воспитание младших школьников. Теория и методика внеурочной работы»                                                                                                                                                                                                            - Морозова Н.Г. «Формирование познавательных интересов у аномальных детей»                                                                         - Новикова И.М., Касицына М.А. «Планирование занятий по ознакомлению с окружающим миром для детей с умственной отсталостью»                                                                                                                                     - Винокурова Н.Ф. «Экологические проблемы в системе экологического образования школьников»                                       - Деревянко В.А. «Уроки экологического творчества»                                                                                                    - Дерябо С.Д. «Экологическая педагогика и психология «                                                                                                                                         - Муратова К.Г. «Коррекционно-воспитательная работа в процессе знакомства с природой»                                                     - Кучер Т.В. «Экологическое воспитание учащихся»                                                                                                                                                                    - Павлова Н.П. «Работа с природным материалом как средство развития познавательной деятельности учащихся младших классов вспомогательной школы»                                                                                               - Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в школе»                                              - Пороцкая Т.И. «Наблюдения за природой в 1-8 классах вспомогательной школы»                                            - Слепова Н.В. «Формирование познавательного интереса у младших школьников со сложной структурой дефекта в процессе ознакомления с природой»                                                                                                                                 - Интерактивные мультфильмы - уроки по ознакомлению с окружающей природой: «Уроки тетушки Совы»                                                                                                                                                                              - Е.Д. Худенко «Организация и планирование воспитательной работы в специальной  (коррекционной) школе-интернате, детском доме».                                                                                                 - С.Я. Рубинштейн «Психология умственно отсталого школьника».                                                                 Изучила опыт по теме самообразования через Интернет (сайты коррекционных школ 8 вида), посещала внеклассные мероприятия коллег с целью обмена опытом, изучила материалы работы с моим классом психолога школы Струцкой С.В.                                                                                     Познавательная активность является социально-значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Требования к познавательной деятельности школьников с каждым годом все более возрастают, тогда, как школьники с нарушениями интеллектуального развития в силу разных причин оказываются неуспешными в образовательной среде.                  Основное своеобразие познавательной деятельности школьников с отклонениями в развитии – это низкий уровень познавательной активности и основных психических процессов. Работа по развития познавательной активности умственно отсталых учащихся имеет ряд особенностей. Важным средством повышения эффективности обучения таких детей является коррекционно-развивающая работа, которая органически сочетается с учебным процессом, как в урочное, так и во внеурочное время.                                                                                                                          

     Познавательная активность у школьников с нарушениями интеллектуального развития проявляется ситуативно, преобладают аморфные познавательные интересы. Учащиеся не стремятся к активной познавательной деятельности вне школы, мало читают, у них отсутствуют мотивы самообразования, а мотивация учения – только внешняя.                                                                                                От чего зависит развитие познавательной активности?

     Развитие познавательной активности ребёнка напрямую зависит от уровня психических процессов. А вот здесь, как раз, и начинаются проблемы у детей со сниженным интеллектом.    

 1. Восприятие считается первичной ступенькой познания. Ощущения и восприятие у них формируется замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Этот симптом оказывает влияние на всё развитие в целом.                                                                                                                                                                        2. Кроме этого показателем познавательной активности ребенка является внимание. У умственно отсталых учащихся  наблюдаются расстройства всех видов внимания. Это затрудняет целенаправленную познавательную активность, являясь одной из предпосылок к возникновению трудностей в мыслительной деятельности.                                                                              3. Следующим показателем познавательной активности является то, что ребёнок по собственной инициативе обращается к той или иной области знаний; стремится узнать больше, участвовать в дискуссии. Для детей с умственной отсталостью характерны несамостоятельность, неумение преодолевать препятствия, противостоять любым воздействиям. Эти дети легко внушаемы, некритично воспринимают советы взрослых, наряду с этим, они могут проявить необычайное упрямство, бессмысленное сопротивление доводам, сделать наперекор всему.                                                                                                                                                               Л. С. Выготский писал: «В дефекте овладения собственным поведением лежит главный источник всего недоразвития умственно-отсталого ребенка». Личность формируется на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения.

4. Наибольшее влияние на развитие познавательной активности оказывает отношение взрослых - педагогов и родителей, их ожидания в отношении успехов ребёнка и перспектив его будущей жизни. Принципиальное значение для развития познавательной активности на всех возрастных этапах имеют не только характер познавательных потребностей окружающих ребёнка взрослых, их умение и желание передать свои интересы, знания ребёнку, но и отношение к нему и самому. Здесь необходимо отметить роль положительных эмоций обусловленных пребыванием в школе, создание интересной рабочей обстановки в сочетании с правильными требованиями. Все вместе  они оказывают существенное влияние на развитие познавательной активности учащихся.

   Психологи убеждают, что познавательная активность – качество неврожденное и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под  воздействием школы, товарищей, семьи и других факторов. На уровень активности сильно влияет отношение педагога, его увлеченность и заинтересованность, а также настроение воспитанника. Поэтому  познавательная активность резко меняется в зависимости от способности активизировать учащихся.

   Одним из главных рычагов формирования познавательного интереса в  деятельности учащихся – это создание условий, обеспечивающих ребенку успех в работе, ощущение радости их пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.                                                                                                                       С целью изучения познавательной активности  школьников провела диагностику методом наблюдения. Приложение№1

 Для выявления уровня познавательной активности за основу были взяты показатели, предложенные В.И. Лозовой и Г.И. Щукиной:

- отношение и интерес к учению и внеурочной деятельности;

- самостоятельность в выполнении заданий;

- внимание (внимательность на занятиях, сосредоточенность при выполнении заданий, отвлекаемость);

- вопросы ученика, обращенные к педагогу;

- стремление учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности, желание высказать свою точку зрения.

В исследовании принимали участие все учащихся 2 класса – 8 детей.                                                                                                                        

Мною проводились систематические наблюдения за поведением учащихся во внеурочное время с целью: охарактеризовать каждого ученика с точки зрения участия в деятельности на занятии и в свободное время; выявления учащихся часто задающих вопросы по предложенному им материалу, внимательно слушающих объяснения или часто отвлекающихся, сосредоточенных на своих мыслях, не относящихся к занятиям; с целью выявления степени самостоятельности в выполнении заданий, отношения к трудностям.                                                                                                                          

Рассмотрим результаты исследования. Слайды.

1 Наблюдение проводилось по следующим критериям:

 - Степень активности включения в работу;

 - Особенности проявления инициативы (сам или по требованию педагога);

-  Навыки сосредоточения при выполнении длительного интеллектуального задания;

- Участие в выполнении творческих заданий во время занятия;

- Реакция на проблемные вопросы, вопросы на сообразительность;

- Умение задавать вопросы на уроке;

- Поведение ученика во время выполнения умственной работы;

- Эмоциональное отношение ученика к выполняемой им работе;

- Степень привлекательности участия в работе на занятии.  

Критерии оценки в баллах:

1 балл - низкая степень проявления критерия

2 балла - средняя степень проявления критерия

3балла - высокая степень проявления критерия

Уровни познавательной активности:

9-14 баллов - низкий уровень

15-20 баллов - средний уровень

21-27 баллов - высокий уровень.

Карта наблюдения за проявлением познавательной активности у учащихся 2 класса

п/п

Фамилия,      имя

 ребенка

Критерии для наблюдения за учеником

Степень активности включения в работу

Особенности проявления инициативы (сам или по требованию педагога)

Навыки сосредоточения               при выполнении длительного интеллектуального задания

Участие в выполнении творческих заданий во время занятия

Реакция на проблемные вопросы,               вопросы на сообразительность

Умение задавать вопросы на занятии

Поведение ученика             во время выполнения умственной работы

Эмоциональное отношение ученика к выполняемой им учебной работе

Степень привлекательности участия в работе на занятии

Колич-во           баллов. Уровень

1

Будко А.

2

2

3

2

2

2

2

2

3

20                    средний

2

Вайгант В.  

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9                низкий

3

Воробьев А

2

3

2

3

2

2

2

2

3

21

высокий

4

Коваленко И

3

2

2

2

3

3

2

1

2

19

средний

5

Морозов В

2

2

1

1

2

2

2

2

2

16

средний

6

Романенко К

2

1

2

2

3

3

2

1

2

18

средний

7

Чупина С.

3

3

2

3

2

2

2

2

3

22

высокий

8

Штобе М.

2

1

2

1

1

1

2

1

1

12

 низкий

Результаты наблюдения за поведением учащихся 2 класса                                                                                  с целью изучения познавательной активности школьников.                                                        (количество учащихся – 8 человек)

Результаты наблюдения показали, что высокий уровень познавательной активности имеют 25 % учащихся класса (Воробьев А., Чупина С.) . Эти учащиеся характеризуются тем, что они положительно относятся к учению, имеют стойкий интерес. На уроках внимательны, задают вопросы по изучаемому материалу, стремятся участвовать в деятельности на уроке по собственному побуждению. В выполнении заданий самостоятельны, работают в быстром темпе.

Средний уровень имеют 50 % учащихся (Будко А., Коваленко В., Морозов В., Романенко К.). Такие учащиеся характеризуются положительным отношением к учению, непостоянным интересом к учению, зависящим от успеха, легкости учебного материала, нуждаются во внешнем стимуле к учению. Не всегда внимательно слушают объяснения учителя, редко обращаются с вопросами, редко стремятся участвовать в деятельности по собственному желанию. Самостоятельны.

Низкий уровень познавательной активности у 25 % (Вайгант В., Штобе М.). Учащиеся характеризуются отрицательным отношением к учению, не имеют интереса, нуждаются в постоянном стимуле к учению. Не проявляют активности на уроке, отвлекаются в моменты изучения теоретического материала, не обращаются с вопросами по существу изучаемого. Не самостоятельны, избегают трудностей познавательной деятельности.

Передо мной стояла задача, как же организовать развитие познавательной активности через экологическое воспитание?                                                                                                                                                Ранее мною в составе творческой группы была разработана тематика воспитательских часов                                       для 1-9 кл. по экологическому воспитанию, по которой работают воспитатели школы уже несколько лет. Интерес к экологии и экологическому воспитанию в последнее время резко возрос. Человек - часть природы:  он не может жить вне нее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле. Как показывают наблюдения, знания детей о природе формируются стихийно, под влиянием телевидения, интернета, мультфильмов. Качественные знания могут сформироваться лишь в процессе целенаправленного систематичного, организованного образовательного процесса. Изучив и проанализировав понятия «экологическое воспитание» и «экологическое воспитание школьников», я пришла к выводу, что экологическое воспитание школьников представляет собой часть общего образовательного процесса, которое способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, то есть становлению личности в целом. В процессе экологического воспитания воспитанники овладевают нормами безопасного поведения на основе комплекса элементарных экологических знаний, осознания причинно-следственных связей в природе, бережного отношения ко всему живому.  Природный мир, окружающий ребенка, вызывает у него постоянную потребность в новых впечатлениях. Экологическое воспитание – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. В процессе экологического воспитания школьник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя первооткрывателем. В результате обогащается память ребенка, активируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершенствовать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации и обобщения, то есть экологическое воспитание является хорошим средством познавательного развития ребенка.                                                                                                 Провела диагностику по выявлению уровня сформированности экологических представлений.  Методика разработана С.Н.Николаевой используется для учащихся младших классов.  (Приложение №2)                                                                                                                                            Обследование проводится индивидуально  в виде вопросов по следующим разделам:

1) знания о временах года;

2) знания о мире животных;

3) знания о растительном мире;

4)  знания о неживой природе.                                                                                                                                                                                        По критериям  оценки ставятся баллы:                                                                                                                                                          - Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.                         - Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов –                      2 балла.                                                                                                                                                                           - Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.                                                                         По количеству набранных баллов определяется уровень знаний:                                                                                                                                                         Высокий уровень – 20 – 24 баллов.                                                                                                                                            Средний уровень – 16 – 18 баллов.                                                                                                                                                                Низкий уровень – 8 – 12 баллов.  Слайд.                                                                                                                                                                                                                                 

Результаты изучения уровня сформированности экологических представлений                             учащихся 2 класса по методике С.Н. Николаевой.                                                                              (количество учащихся – 8 человек)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Воробьев А.

Коваленко В.

Романенко К.

Чупина С.

Будко А.

Морозов В.

Вайгант В.

Штобе М.

                                                                                                                                                                                             50% - высокий уровень, 25% - средний и 25% - низкий (в этой группе дети, которые в силу своего состояния имеют слабые возможности) - это неплохой результат                                                                                                                                                                                      

На основе перечисленных, выше задач, изученной  литературы и результатов диагностических наблюдений составила алгоритм работы.  Для активизации познавательной активности средствами экологического воспитания я использовала разнообразные формы работы: Слайд.                                                                                                • экологические занятия (беседы, познавательно-развивающие занятия, информации, КРЗ);                                                                               • экскурсии, наблюдения за сезонными изменениями в природе;                                                                                                        • труд в природе, экологические акции;                                                                                                                                      • игры (настольные игры, подвижные на свежем воздухе);                                                                                                      • дидактические, занимательные задания;                                                                                                                       • чтение художественной литературы;                                                                                                                                                                                                                                                                          • декоративно-прикладное творчество, участие в конкурсах, выставках;                                                                                                                                                                             • праздники, уголок «Времена года».

 Решение основных  задач осуществляется, прежде всего на воспитательском часе. Экологические занятия проводятся в соответствии с программой один раз в месяц по рубрикам: о временах года - «Осень золотая», «Все о зиме», «Весна - красна», «Здравствуй, лето!», а также «В гостях у природы», «В гостях у лесных жителей», «В мире растений», «Охрана  природы», «Домашние   животные», «Комнатные и огородные растения». Именно на экологическом занятии дети получают основные знания о природе, получают  начальные навыки экологической культуры, устанавливают более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимают взаимозависимости в системе «человек – природа – общество». Для того чтобы поддержать внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Поэтому  провожу не только беседы, но познавательные, познавательно-развивающие занятия, КРЗ, занятие-путешествие, занятие-КВН, викторины. Использование викторин носит продуктивный характер, в отличие от КВН, учащиеся работают не по командам, а индивидуально. Я разработала викторины в рубриках «Это интересно», «Лесная газета» по разделам – «Осень», «Зима», «Весна». Вопросы викторины вывешиваются вместе с ответами (ответы в виде книжечки). Дети могут в свободное время изучить вопросы викторины и найти на них ответы, в результате в ненавязчивой форме получают новые знания о природе. В начальных классах в общежитии я оформляла уголок «Времена года», такая форма работы является интересным и эффективным средством экологического воспитания младших школьников, способствует развитию познавательного интереса.                                                                                                                                      При подготовке к занятиям стараюсь отыскать интересный материал, использую театрализацию  (в младших классах подготовка мини-сценок очень нравится детям), готовлю презентации, включаю видеофильмы, мультфильмы. В работу вовлекаю всех детей в соответствии с возможностями. Проведены открытые познавательно-развивающие занятия «Домашние животные», «В мире растений». В 5 классе совместно с классным руководителем подготовлено и проведено ОШМ «Золотая осень».                                                                                                                                                   Природа – это первый эстетический воспитатель ребёнка. Наблюдая природу, ребёнок учится видеть, понимать и ценить её красоту. Любое наблюдение во время прогулки – это познавательная деятельность, требующая внимания, сосредоточенности, умственной активности. Результаты наблюдений отражаются в рисунках, поделках, рассказах об увиденном. Структурным компонентом прогулки кроме наблюдения являются дидактические задания, трудовая деятельность детей, подвижные игры и упражнения. В отчетный период учащиеся принимали участие в школьных акциях «Сделаем планету чище», «Во саду ли, в огороде», «Чистота спасет мир». Мною составлены конспекты прогулок для начальных классов (сентябрь-май), картотека подвижных игр на экологическую тему.                                                                                             Немаловажную роль играет использование настольных игр, часть из которых я изготовила сама: лото «Овощи и фрукты», домино «Овощи, фрукты», игры «В гостях у лесовика», «Снеговики (зимняя прогулка)», «Разноцветные листочки» (осенняя прогулка), «Рыбалка» (по таблице умножения). Они позволяют решать задачи не только экологического, но и развивающего и познавательного характера.                                                                                                                                           К.Д. Ушинский отмечал, как значимо серьезное занятие сделать для учащихся занимательным. Для этого педагогам необходимо насыщать свою деятельность методами, пробуждающими непосредственный интерес школьника, использовать разнообразный занимательный познавательный материал. В отчетный период вела работу по подбору, систематизации и оформлению накопленного материала по теме самообразования в  электронном  варианте.               

Мною собрана в электронном варианте и систематизирована подборка занимательно- познавательных заданий на экологическую тему.                                                                                                   1. Создала картотеку дидактических игр:                                                                                                                                            а) математика - подборка заданий «Реши и раскрась», «Узнай что зашифровано» (по таблице умножения), «Рисуем по координатам»;                                                                                                                   б) чтение - подборка заданий «Читаем по картинкам», «Найди слова»;                                                                                                               в) Заданий на развитие мелкой моторики рук подборка графических диктантов о животных, картотека заданий «Готовим руку к письму», «Найди и обведи», раскраски растений, животных;                                                                             2. Собрала и систематизировала картотеку пословиц, поговорок, загадок, кроссвордов (книга кроссвордов в электронном виде), ребусов, лабиринтов;                                                                        Использование этих заданий способствует  развитию логического мышления, творческого воображения и, конечно, познавательного интереса.                                                                                                                                                                      В свободное время я предлагаю детям чтение книг, просмотр фильмов, мультфильмов о природе и животных  (например, час чтения «Чтение рассказов В.Бианки о  животных», час чтения «Зимние сказки»). Мною собрана библиотечка книг, в том числе электронных и аудиокниг с рассказами сказками и стихами о природе.                                                                                                                              Декоративно – прикладное творчество, изготовление поделок на экологическую тему в различных техниках, участие в выставках, конкурсах одно из направлений работы по развитию познавательной активности учащихся. Мои воспитанники сделали много интересных работ с экологической тематикой, принимали активное участие в выставках и конкурсах.    

В результате целенаправленной и систематической работы по экологическому воспитанию мне удалось добиться определенного результата.                                                                                                В 6 классе мною было проведено анкетирование с целью определения уровня знаний школьников о природе и ее охране. (Приложение №3 «Анкета на выявление знаний о природе и ее охране»)                                                                                        

Результаты анкетирования на  выявление знаний о природе и ее охране                                               учащихся 6 класса.                                                                                                                         (присутствовало – 12 человек)                 

№ п/п

Фамилия, имя учащегося

Количество баллов

Уровень знаний

1

Будко А.

10

высокий

2

Вайгель К.

9

средний

3

Воробьев А.

10

высокий

4

Воробьев Т.

8

средний

5

Коваленко И.С.

10

высокий

6

Коваленко И.Н.

8

средний

7

Морозов В.

9

средний

8

Павлова Х.

7

средний

9

Романенко К.

10

высокий

10

Третьякова М.

10

высокий

11

Чупина С.

10

высокий

12

Штобе М.

6

средний

Анализ анкетирования                                                                                                                                                         1-5 баллов – низкий уровень знаний о природе и охране природы.                                                                                         5-10 баллов – средний уровень знаний о природе и охране природы.                                                                          10 баллов - высокий уровень  знаний о природе и охране природы.

Вывод: По результатам анкетирования 6 учащихся (50%) имеют высокий уровень знаний о природе и охране природы, 6 учащихся (50%) – средний. Это хороший результат работы.

Провести мониторинг уровня познавательной активности, отследить  динамику развития для  вех учащихся 6 класса у меня не было возможности, так как постоянно менялся состав класса. Данное исследование я сделала для группы детей, с которыми начала работать во 2 классе (7 человек, Вайгант В. переведен на надомное обучение). Провела с ними повторную диагностику методом наблюдения.  Слайды.

В результате общие показатели улучшились (данные в скобках получены во 2 классе):                                                                                                                     - низкая познавательная активность - 14% (25%),                                                                                                                                   - средняя - 57% (50%),                                                                                                                                                  - высокая - 29% (25%),.                                                                                                                                                                Наблюдается динамика развития у всех детей  кроме Воробьева А., его показатель снизился уровень познавательной активности. Это также хороший результат работы.

п/п

Фамилия,      имя

 ребенка

Критерии для наблюдения за учеником

Степень активности включения в работу

Особенности проявления инициативы (сам или по требованию педагога)

Навыки сосредоточения               при выполнении длительного интеллектуального задания

Участие в выполнении творческих заданий во время занятия

Реакция на проблемные вопросы,               вопросы на сообразительность

Умение задавать вопросы на занятии

Поведение ученика             во время выполнения умственной работы

Эмоциональное отношение ученика к выполняемой им учебной работе

Степень привлекательности участия в работе на занятии

Колич-во           баллов.

(в скобках баллы во 2 классе)

Уровень

1

Будко А.

3

2

3

3

2

2

3

2

3

23 (20)                   высокий

2

Воробьев А

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18 (21)

средний

3

Коваленко И

2

2

2

2

3

3

2

2

2

20 (19)

высокий

4

Морозов В

2

2

2

2

2

2

2

2

2

18 (16)

средний

5

Романенко К

2

2

2

2

3

3

2

1

2

20 (18)

Средний

6

Чупина С.

3

3

3

3

3

2

2

2

3

24 (22)

высокий

7

Штобе М.

2

1

2

1

1

1

2

2

2

14 (12)

 низкий

Карта наблюдения за проявлением познавательной активности у группы  учащихся 6 класса

               Критерии оценки в баллах:

               1 балл - низкая степень проявления критерия

               2 балла - средняя степень проявления критерия

               3 балла - высокая степень проявления критерия

               

               Уровни познавательной активности:

               9-14 баллов - низкий уровень

               15-20 баллов - средний уровень

               21-27 баллов - высокий уровень

Результаты наблюдения за поведением группы учащихся 6 класса с целью изучения познавательной активности школьников

Динамика развития познавательной активности учащихся (7 человек) за 2015-2019 год 

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс, а эффективность экологического воспитания детей зависит от уровня развития их познавательной активности. Познавательную активность дети проявляют в организованной деятельности, и задача воспитателя состоит в том, чтобы создать условия для формирования и развития экологического воспитания. На мой взгляд, правильно организованное экологическое воспитание дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.    Все материалы исследований,  методическая копилка будут выставлены на школьном сайте и моей странице на сайте про школу.

Таким образом, работу по теме самообразования закончила.

                                                                                            

        

        

                                                                                                                                                                                                                                     Приложение №1

Карта наблюдения за проявлением познавательной активности у учащихся ____ класса

п/п

Фамилия,      имя

 ребенка

Критерии для наблюдения за учеником

Степень активности включения в работу

Особенности проявления инициативы (сам или по требованию педагога)

Навыки сосредоточения               при выполнении длительного интеллектуального задания

Участие в выполнении творческих заданий во время занятия

Реакция на проблемные вопросы,               вопросы на сообразительность

Умение задавать вопросы на занятии

Поведение ученика             во время выполнения умственной работы

Эмоциональное отношение ученика к выполняемой им учебной работе

Степень привлекательности участия в работе на занятии

Колич-во           баллов. Уровень

1

               

2

 

               

3

4

5

6

7

8

Критерии оценки в баллах:

1 балл - низкая степень проявления критерия

2 балла - средняя степень проявления критерия

3балла - высокая степень проявления критерия

Уровни познавательной активности:

 9-14 баллов - низкий уровень

15-20 баллов - средний уровень

21-27 баллов - высокий уровень

                                                                                                                                       Приложение №2

Диагностика уровня сформированности экологических представлений младших школьников.

Методика С.Н. Николаевой.

Обследование проводится с учетом  возрастных особенностей учащихся по следующим критериям:

1) знания о временах года;

2) знания о мире животных;

3) знания о растительном мире;

4)  знания о неживой природе.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                1. Определение уровня знаний о характерных особенностях времён года.                                                                                                                                 Задание: «Лето».                                                                                                                                                              Цель: выяснить, что детям известно об этом времени года, какие сезонные изменения  происходят в природе, у растений и животных.                                                                                                                          Материал: картинки с изображением летней природы, показывающие труд взрослых. Картинки с растениями и животными, календарь                                                                                                                           Вопросы:                                                                                                                                                                              1. Какое время года показано на картинке?                                                                                                                    2. Какие приметы лета тебе известны?                                                                                                                            3. Какая погода летом?                                                                                                                                                  4. Как изменяется жизнь животных летом?                                                                                                                     5. Что происходит с растениями летом?                                                                                                                                   6. Каким трудом заняты взрослые летом на приусадебном участке?                                                                                      7. Что ты любишь делать летом?                                                                                                                                   8. Назови летние месяца.                                                                                                                                        Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.                                                                               Критерии оценки:                                                                                                                                                          - Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.                         - Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов – 2 балла.                                                                                                                                                                           - Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.                                                                         Уровень знаний:                                                                                                                                                         Высокий уровень – 20 – 24 баллов.                                                                                                                                            Средний уровень – 16 – 18 баллов.                                                                                                                                                                Низкий уровень – 8 – 12 баллов                                                                                                                   Задание: «Осень».                                                                                                                                                          Цель: систематизировать знания детей об осени как о времени года, выяснить, что им известно о сезонных изменениях.                                                                                                                                        Материал:  картинки с осенней природой, животных, растений, людей работающих в поле, саду, огороде.                                                                                                                                                                                                       Вопросы:                                                                                                                                                                  1. Назови приметы осени.                                                                                                                                           2. Почему осень называют «золотой порой»?                                                                                                             3. Что происходит с растениями осенью?                                                                                                               4. Что собирают с полей, огородов?                                                                                                                                            5. Почему осенью становится меньше насекомых?                                                                                                                           6. Куда улетают птицы?                                                                                                                                                                                 7. Как животные готовятся к зиме? Что они делают?                                                                                                               8. Назови осенние месяцы.                                                                                                                                        Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.                                                                           Критерии оценки:                                                                                                                                                          - Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл  говорящего – 3 балла.                      - Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов – 2 балла.           - Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.                                                                     Уровень знаний:                                                                                                                                                                            Высокий уровень – 20 – 24 баллов.                                                                                                               Средний уровень – 16 – 18 баллов.                                                                                                              Низкий уровень – 8 – 12 баллов                                                                                                                                                                                                                     Задание: «Зима».                                                                                                                                                             Цель: выяснить знания детей о зиме, о сезонных изменениях в природе и жизни  животных.                                         Материал: картинки -  медведь в берлоге, заяц на снегу, зимняя природа.                                                                   Вопросы:                                                                                                                                                                                                                                 1. Как ты узнаешь, что наступила зима?                                                                                                                           2.Что происходит с природой зимой?                                                                                                                       3. Почему уснул медведь?                                                                                                                                          4. Почему на деревьях зимой нет листьев?                                                                                                                5. Куда зимой пропали насекомые?                                                                                                                 6.Почему стало меньше птиц?                                                                                                                                             7. Какие праздники мы отмечаем зимой?                                                                                                                         8. Чем ты любишь заниматься  зимой на улице?                                                                                                                        Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.                                                                            Критерии оценки:                                                                                                                                                  - Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.                       - Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов – 2 балла.                                                                                                                                                                      - Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.                                                               Уровень знаний:                                                                                                                                                   Высокий уровень – 20 – 24 баллов.                                                                                                             Средний уровень – 16 – 18 баллов.                                                                                                                      Низкий уровень – 8 – 12 баллов                                                                                                             Задание: «Весна»                                                                                                                                                         Цель: выяснить знают ли дети приметы весны, характерные особенности, сезонные изменения в природе и жизни животных.                                                                                                                           Материал: картины весенней природы, животных, растений.                                                                                        Вопорсы:                                                                                                                                                                                   1. Как изменяется природа весной?                                                                                                                               2. Что происходит с растениями весной?                                                                                                                         3. Почему возвращаются птицы?                                                                                                                              4. Как изменяется погода весной?                                                                                                                                  5. Что весной делают животные?                                                                                                                                6. Чем занимается человек весной на своём участке?                                                                                              7. Почему у зайца поменялся цвет шкурки?                                                                                                                         8. Назови  весенние месяцы.                                                                                                                                  Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.                                                                                  Критерии оценки:                                                                                                                                                   - Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл  говорящего – 3 балла.                      - Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью наводящих вопросов – 2 балла.                                                                                                                                                                                                                      - Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.                                                             Уровень знаний:                                                                                                                                                   Высокий уровень – 20 – 24 баллов.                                                                                                             Средний уровень – 16 – 18 баллов.                                                                                                                    Низкий уровень – 8 – 12 баллов                                                                                                                                                                  2. Определение уровня знаний о характерных особенностях растительного мира.                                              Цель:  выяснить представление о  разнообразии  растительного мира.                                                    Материал: картинки с изображением цветника, огорода, луга, леса, комнатные растения. Стадии роста и развития гороха, картинки с деревьями, кустарниками, овощами, фруктами.                                   Задание.                                                                                                                                                                                     1. Расскажи чем деревья, отличаются от кустарников? Название, каких деревьев ты знаешь, покажи их на картинке.                                                                                                                                                          2. Какие названия цветов ты знаешь? Покажи их на картинке.                                                                                                           3. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?                                                                             4. Где можно встретить растения? Как они приспосабливаются к разным условиям жизни?                                                                                                             5. Какие овощи и фрукты выращивает человек? Чем они полезны?                                                                                        6. Посмотри на картинки, раздери их по группам: деревья, кустарники, травы, цветы.                                                                                                      7. Относятся ли растения к живым существам? Как ты это определил?                                                                  8. Назови органы растения и их функции.                                                                                                                9. Назови стадии развития и роста растения.                                                                                                             10. Разбери картинки по группам: овощи и фрукты. Назови их.                                                                           11. Как нужно ухаживать за комнатными растениями?                                                                                            12. Для чего растениям нужна вода?                                                                                                                    13. Почему нужно рыхлить и удобрять почву?                                                                                         14.Почему нужно беречь природу? Как  человек использует растения в своей жизни?                             Инструкция к проведению.                                                                                                                                                           Беседа по картинкам, рассматривание таблиц.                                                                                           Критерии оценки:                                                                                                                                                  - Ребёнок даёт полный ответ, правильно показывает предмет на картинке, понимает смысл вопроса       – 3 балла.                                                                                                                                                                 - Ребёнок делает ошибки, отвечает  с помощью наводящих вопросов  воспитателя – 2 балла.                       - Ребёнок допускает много ошибок, не может ответить и показать на картинке  – 1 балл.                  Уровень знаний:                                                                                                                                                                 Высокий уровень -  40 – 45 баллов.                                                                                                            Средний уровень – 25 – 30 баллов.                                                                                                                 Низкий уровень – 10 – 15 баллов.                                                                                                                                         3. Определение уровня знаний о характерных особенностях представителей животного мира.                                                                                                                                                                          Цель: выяснить, что детям известно о многообразии животного мира, известны ли основные классы животных, особенности строения и образа жизни.                                                                                                                    Материал: картинки с изображением  животных разных классов, домашних и диких  животных.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          1. Назови, каких домашних животных, ты знаешь, почему они так называются?                                                                          2 . Какие звери живут в лесу? Почему их называют дикими? Как они  кормятся?                                                                                 3 . Каких животных, живущих в воде, ты знаешь? Почему  рыбы могут жить только в воде?           4. Где живёт дождевой червяк? Что он делает с почвой?                                                                                                      5. Как называются птицы, улетающие на зиму? Каких перелётных птиц ты знаешь?                                                                                                 6. Назови зимующих у нас птиц. Почему они так называются?                                                                                                                7. Покажи насекомое на картинке, назови его. Чем насекомые отличаются других животных?                                             8. Как животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?                                                          10. Посмотри на картинки и распредели их по группам: звери, птицы, рыбы,  насекомые.                                 11. Разложи  картинки с изображением стадий развития и роста. Что сначала, что потом?                                                              12. Относятся ли животные к живым существам? Как ты это определил?                                                            13. Сравни живую рыбку с игрушечной.                                                                                                                         14. Почему нужно охранять исчезающих животных? Что такое «Красная книга»?                                    Инструкция к проведению.                                                                                                                                 Беседа по картинкам, обыгрывание ситуаций, рассматривание таблиц.                                                   Критерии оценки:                                                                                                                                                        - Ребёнок даёт полный ответ, правильно показывает предмет на картинке, понимает смысл вопроса – 3 балла.                                                                                                                                                                      - Ребёнок делает ошибки, отвечает  с помощью наводящих вопросов воспитателя  – 2 балла.                      - Ребёнок допускает много ошибок, не может ответить и показать на картинке  – 1 балл.                       Уровень знаний:                                                                                                                                                                     Высокий уровень -  40 – 45 баллов.                                                                                                            Средний уровень – 25 – 30 баллов.                                                                                                          Низкий уровень – 10 – 15 баллов.                                                                                                                    4. Определение уровня знаний характерных особенностей неживой природы.                             Цель: Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.            Оборудование: три баночки (с песком, с камнями, с водой)                                                                      Проводится индивидуально с каждым ребенком.                                                                                     Вопросы:                                                                                                                                                                  1. Какие свойства песка ты знаешь?                                                                                                                                                             2. Где и для чего человек использует песок?                                                                                                                  3. Какие свойства камней ты знаешь?                                                                                                               4. Где и для чего человек использует камни?                                                                                                                        5. Какие свойства воды ты знаешь?                                                                                                                                  6. Где и для чего человек использует воду?                                                                                                Критерии оценки:                                                                                                                                                   - Высокий уровень - 3 балла.                                                                                                                                                     Ребенок без труда определяет содержимое баночек. Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы.  При  ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.                                                                                                                                     - Средний уровень - 2 балла.                                                                                                                            Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек. Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры, того, как люди используют объекты неживой природы.                          - Уровень ниже среднего - 1 балл.                                                                                                                                                    Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.

                                                                                                                                       Приложение №3                                                                                                                                                                Анкета на выявление знаний школьников о природе и ее охране.                                                                                          

Цель: определение уровня знаний о природе и ее охране.                                                                                   Ответь на вопросы:                                                                                                                                               1. Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку                                                                   а) согласен                                  б) не согласен

2. Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит?                                                     а) согласен                                  б) не согласен

3. Находясь в лесу, ты нарвешь букет цветов?                                                                                                                             а) согласен                                  б) не согласен

4. Увидев пчелу, ты ее убьешь?                                                                                                                                          а) согласен                                  б) не согласен

6. Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся?                                                                                        а) согласен                                  б) не согласен

7. Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле?                          а) согласен                                  б) не согласен

8. Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде?                                                                                а) согласен                                  б) не согласен

9. После отдыха в лесу, на природе,  ты  убираешь за собой мусор?                                                                      а) согласен                                  б) не согласен

10. Находясь в лесу можно разрушать гнезда птиц?                                                                                                       а) согласен                                  б) не согласен

11. Когда срываешь цветок, то обязательно нужно вырвать его с корнем, чтобы не портить поляны?                                                                                                                                                                                     а) согласен                                  б) не согласен

12.Не ломай ветви деревьев и кустарников. Не повреждай кору деревьев. Через повреждённую кору легче проникнуть микробам и паразитическим грибам.                                                                                                                           а) согласен                                  б) не согласен

13. Не собирай берёзовый сок, это вредит дереву.                                                                                                         а) согласен                                  б) не согласен

14. Из лекарственных растений ты будешь собирать только те, которые знаешь?                                                 а) согласен                                  б) не согласен

15. Вокруг полей нельзя сажать лесные полосы?                                                                                                       а) согласен                                  б) не согласен

Для анализа анкеты можно использовать следующий ключ:

№ вопроса

Оценка за а) ответ

Оценка за б) ответ

1

1

0

2

1

0

3

0

1

4

0

1

5

0

1

6

0

1

7

0

0

8

1

0

9

1

0

10

0

1

                                                                                                                                                                                                                Анализ анкетирования                                                                                                                                                         1-5 баллов – низкий уровень знаний о природе и охране природы.                                                                                         5-10 баллов – средний уровень знаний о природе и охране природы.                                                                          10 баллов - высокий уровень  знаний о природе и охране природы.

                                                                                                                                                                                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Игры как средство развития познавательной активности и формирования лексических навыкоы на уроках иностранного языка"

"Использование игр на уроках иностранного языка" являлась моей методической темой, над которой я работала на протяжении нескольких лет. Постоянная цель моей работы: активизировать познавательную, моти...

Обобщение опыта работы по теме: "Игры как средство развития познавательной активности и формирования лексических навыкоы на уроках иностранного языка"

"Использование игр на уроках иностранного языка" являлась моей методической темой, над которой я работала на протяжении нескольких лет. Постоянная цель моей работы: активизировать познавательную, моти...

Курсовая работа по теме "Применение творческих проектов как средство развития познавательной активности на уроках иностранного языка".

Курсовая работа посвящена теме использования метода проектов. Данная тема очень важна на современном этапе, так как проектная деятельность основана на развитие самомтоятельности учащихся, гибкой орган...

Выступление на педагогическом семинаре по теме: "ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Материал содержит информацию о применениии методов проектов, исследовательской деятельности в обучении детей в школе....

Выступление на педагогическом семинаре по теме: "ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Материал содержит информацию о применениии методов проектов, исследовательской деятельности в обучении детей в школе....

Индивидуальный план самообразования: «Использование инновационных технологий на уроках ИЗО, во внеурочной деятельности как средство развития познавательной активности и творческого мышления обучаемых в соответствии с требованиями ФГОС ООО».

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средс...