методическая разработка по самообразованию "Мнемотехника как средство коррекции памяти учащихся с ОВЗ"
методическая разработка на тему

Использование мнемотехники в воспитательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Мнемотехника как средство коррекции  памяти учащихся с ОВЗ.»

    Основой методики коррекционно-развивающих занятий является направленность её на развитие высших психических функций проблемного ребёнка при обязательном ориентирование на учебный предмет. То есть через коррекцию познавательной деятельности мы должны создавать условия для усвоения учебного материала.

Основные процессы памяти у детей с ОВЗ имеют свои специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития.

 Нарушения в мнемической деятельности негативно отражаются на развитие других процессов познавательной сферы: восприятия, внимания, мышления и речи.

Диагностика уровня развития  памяти учащихся, показывает то, что у детей уровень памяти низкий, память фрагментарна, кратковременна. Ребята не способны длительно удерживать материал, но зрительная память страдает реже, потому что преобладает наглядно образное мышление. Данная проблема является актуальной и основной причиной низкого уровня усвоения программного  материала.

Поэтому учителю необходимо целенаправленно проводить    работу по коррекции и развитию памяти учащихся.

При работе с детьми ОВЗ я применяю особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться коррекции познавательной сферы. Одной из таких технологий является мнемотехника.

Мнемотехника - искусство запоминания, система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Существуют различные приемы мнемотехники.

1.Прием образования смысловых фраз.

2.Ритмизация

         3.Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов.

4.Приём «Нахождение ярких, необычных образов, картинок, сюжетов, которые по «методу связки» соединяют с запоминаемой информацией.

5.Метод Цицерона. Прием «Мнемотаблицы»

В своей практике по коррекции памяти я чаще всего использую работу с мнемотаблицами.

Принцип работы строится от простого к сложному.

Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:

  • кодирование в образы,
  • запоминание (соединение двух образов),
  • запоминание последовательности,
  • закрепление в памяти.
  • Существуют различные виды работ с мнемотаблицами:
  •  - Заучивание материала по готовой  мнемотаблице.
  •   - Раскрашивание, дорисовывание недостающих элементов .-
  •  -Восстановление нарушенного порядка рисунков.
  •  - Составление мнемотаблицы из готовых рисунков.
  •  - Составление схем, придуманных самостоятельно.

  Работа велась в нескольких направлениях:
-запоминание материала по лексическим темам. 
-обучение рассказыванию,пересказу
-заучивание стихотворений, пословиц.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, так как использование опорных рисунков увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Положительные результаты диагностики уровня развития памяти  свидетельствуют об эффективности использования мнемотехнических методов и приёмов в моей работе.

Таким образом. применение приемов мнемотехники значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: 
1) развитие основных психических процессов познавательной деятельности.

2) перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
3) развитие мелкой моторик .

4) процесс запоминания более простым, интересным и творческим.

Так как существует много эффективных технологий, корректирующих мнемическую деятельность, мне бы хотелость продолжить работу в этом направлении и разработать комплекс упражнений и заданий  по коррекции памяти  учащихся с ОВЗ.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Интеграция искусств как средство эстетического воспитания учащихся 1-4 классов"

Интегрированный подхлд к обучению в образовательной области "Искусство" является важным фактором эстетического воспитания и формирования эстетических потребностей школьников. В основе разработки- мате...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

Методическая разработка "Проектная деятельность как средство воспитания коммуникативной культуры учащихся"

Методическая разработка-описание реализации системы проектов по воспитанию коммуникативной культуры учащихся и духовно-нравственному развитию. Эти проекты реализованы в рамках городской программы "Тол...

Методическая разработка урока по теме "Средства массовой информации" для учащихся 8 класса к УМК М.З. Биболетовой "Английский с удовольствием".

Описание: Методическая разработка урока по теме "Средства массовой информации" для учащихся 8 класса к УМК М.З. Биболетовой "Английский с удовольствием". Урок направлен на расширение словарного запаса...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Метание аркана как средство развития физической подготовки учащихся»

Метание аркана - явление нематериальной традиционнойкультуры калмыков. На этом этапе учащиеся знакомятся систорией метания аркана (как, когда и почему калмыкиметали аркан). Возможна организация их зна...