«Особенности использования ИКТ в образовательной среде современной коррекционной школы»
статья на тему
Статья посвящена использованию ИКТ в работе педагогов образовательных учреждений в Республике Татарстан.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Юсупова И.В.,
«Особенности использования ИКТ в образовательной среде современной коррекционной школы»
ГБОУ «Казанская школа – интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ОВЗ»
В соответствии с новыми государственными образовательными стандартами общего образования учителю сегодня необходимо уметь выстраивать учебный процесс в современной информационной образовательной среде. Данный факт подтверждает не только новый стандарт, но и требования к образовательным учреждениям в части оснащённости учебного процесса. Очевидно, что данные требования полностью могут быть реализованы только в условиях учебного процесса в информационной образовательной среде, основанной на использовании средств информационно-коммуникационных технологий.
На современном этапе образования лиц с нарушением слуха особую актуальность приобретают задачи развития познавательной сферы данной категории детей с целью формирования социально адаптированной личности, готовой к интеграции в общество слышащих.
Возросшие требования к образованию детей с нарушенной слуховой функцией определяют необходимость модернизации содержания образования с позиций применения современных педагогических технологий, в том числе: коммуникативно-деятельностного, личностно-ориентированного подхода к обучению. Эти технологии в спектре практической деятельности педагога сегодня не представляются возможными без применения информационных компьютерных технологий, которые значительно расширяют возможности учителя в плане подготовки к уроку или внеклассных мероприятий. Здесь Татарстан, как один из передовых регионов нашей страны первым предложил использование компьютерных технологий для мониторинга деятельности педагога и ученика, а также анализа показателей успеваемости для родителей в режиме on-line.
Руководство Республики Татарстан активно развивает внедрение высоких технологий в образовательный процесс. На сегодняшний день все учителя республики имеют в пользовании ноутбуки.
Формула Республики Татарстан:
Учитель + ИКТ = сильный учитель
При использовании информационно-компьютерных технологий необходимо учитывать: особенности и возможности развития познавательной сферы глухих учащихся; индивидуальные особенности глухих учащихся данного возраста с позиций личностно-ориентированного подхода; целесообразность сочетания фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы на уроке для реализации коммуникативно-деятельностного подхода.
Работа с детьми с ОВЗ предполагает организацию активной деятельности самого ребенка. Вызвать такую активность непросто, для этого необходим специальный настрой школьника на восприятие предлагаемой ему информации. Считаю одной из своих задач - развитие познавательной активности таких детей за счет реализации принципа доступности учебного материала, обеспечения «эффекта новизны». Урок с применением компьютерной презентации, созданный методически грамотно, хорошо помогает справиться с этой задачей.
Такие уроки активизируют и психические процессы учащихся: внимание, память, мышление. Гораздо активнее и быстрее происходит повышение познавательного интереса. Познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. К.Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти новый, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого.
Умелое соединения потоков информации разной модальности (звук, текст, графика, видео) делает компьютер универсальным обучающим и информационным инструментом по практически любой отрасли знания и человеческой деятельности. И это не случайно, поскольку по данным ЮНЕСКО при аудиовосприятии усваивается только 12% информации, при визуальном около 25%, а при аудиовизуальном до 65% воспринимаемой информации.
Использование созданных мною мультимедийных презентаций («Великому татарскому поэту Г. Тукаю посвящается..», «Скворцы прилетели», «День космонавтики», «Правила поведения в гостях» и др. ) показало, что у школьников повысилась мотивация обучения, улучшились результаты диагностики произношения устной речи, проводимой в течение учебного года. В лучшую сторону изменилась результативность обучения, повысился интерес к предмету. На собственном опыте, я убедилась, что проведение уроков с применением мультимедийных презентаций – это мощный и современный стимул в педагогической практике. При этом у учителя появляется возможность проявить творческий подход к созданию современного, полноценного и интересного урока.
Информационные технологии вообще, и мультимедийные презентации в частности, позволяют повышать мотивацию обучения, развивать мышление, внимание, память, учащихся и улучшать результативность обучения.
ИКТ получают все большее распространение в образовательном процессе и на этом фоне педагоги и медики все чаще говорят о вреде, который наносит здоровью обучающихся их использование. Усилия специалистов разных профилей сегодня направлены на нейтрализацию негативного влияния компьютеров и ИКТ на здоровье обучающихся.
Вводить современные информационно-коммуникационные технологии в обучение школьников, конечно, необходимо, но нужно применять и разрабатывать такие системы обучения, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья детей.
Что же может сделать учитель для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером?
Во-первых, это создание условий работы: соблюдение температурного режима, Санитарных Правил и Норм, по которым ученикам разных классов разрешается сидеть за монитором определенное время.
Во-вторых, тщательная разработка уроков с использованием ИКТ, включающая в себя динамические паузы, физминутки, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий. Правильное использование информационно-коммуникационных технологий принесет не вред, а пользу здоровью ребенка.
Все в наших руках, дорогие коллеги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий в образовательном процессе специальных (коррекционных) школ VIII вида (из опыта работы)
Происходящие сегодня в России глубокие изменения во всех сферах жизнедеятельности затрагивают самые основы школьного образования. Существующий плюрализм образовательных концепций, безусловно, отражает...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/23/picture-186304-1358924453.jpg)
ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ В ГБОУ СОШ № 262 КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Создание современное образовательной среды в начальной школе подразумевает плавный переход для учителей учеников в современные рамки владения информацией, когда ученик наход...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/21/picture-209140-1363856845.jpg)
"Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы".
Выступление на педагогическом совете школы по теме:«Воспитывающий потенциал образовательной среды современнойшколы: проблемы и пути развития». 1. Рассмотрены основны...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/21/picture-60803-1416596472.jpg)
Статья «Развитие детской одаренности в условиях образовательной среды современной школы».
В статье описана работа с одаренными детьми в современных условиях школы. Задачи и цели, которые я ставлю при этом....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/01/picture-559678-1446386292.jpg)
Развитие информационно-образовательной среды современной школы.
Информационная среда школы (ИСШ) предоставляет много новых возможностей в развитии новых методик обучения. Их многообразие позволяет реально на практике обеспечивать индивидуальные потребности учащихс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/29/picture-822179-1475150524.png)
Создание здоровьесберегающей образовательной среды в коррекционной школе VIII вида (для детей с психическими и физическими недостатками)
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Изменения приоритетов общества способствовали изменению мативации образовательной деятельности учащихся, замедлил...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/29/picture-1062792-1538223846.jpg)
Статья "Проектная технология как образовательная среда современной школы"
Описание опыта работы по использованию метода проектов....