Необходимость работы по формированию фонематического слуха у детей
консультация на тему
Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 58» НМР РТ
Консультация для педагогов
«Необходимость работы по формированию фонематического слуха
у детей»
Подготовила: учитель-логопед первая кв.категория Абдуллина Р.С. (декабрь) |
г. Нижнекамск, 2017 г.
Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух.
Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»
Пятилетние дети уже способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа. Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, си ш, ш и ж и другие. Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.
Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р), правильно выделять во фразах нужные слова.
Игра "Волшебные часы" для детей 5 – 6 лет
Цель игры:
Научить детей различать на слух слова, отличающиеся одним звуком, развитие фонематического слуха
Описание игры:
Играют двое детей. На столе «волшебные» часы в форме большого круга, в центре круга стрелки. Вместо цифр по к ругу прикреплены парные картинки (картинки могут меняться).
Ведущий называет любое слово – название картинки. Дети по очереди находят нужную картинку и стрелочкой ее показывают, находят картинку похожую по звучанию, называют, каким звуком она отличается, указывая на нее стрелочкой. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто больше найдет и покажет на часах парных картинок, название которых отличается только одним звуком.
Игра "Кто быстрее соберет вещи?" для детей 5 – 6 лет
Цель игры: Упражнять детей в дифференциации звуков "с" и "ш".
Описание игры:
Большая карта, на которой изображены два чемодана. По кругу нарисованы предметы одежды, в названиях которых есть звук "с" или "ш" (шарф, сарафан, носки, шляпа, рубашка, галстук, шаль, свитер, костюм, шапка, сапоги и шорты). Между предметами кружки. Две фишки разного цвета кубик с кружками на грани, квадратики с буквами "с" и "ш". Играет двое детей, первый ребенок должен собрать в чемодан вещи, в названиях которых есть звук "с", а другой вещи со звуком "ш".
Дети поочередно бросают кубик и передвигают свою шишку на столько кружков, сколько их обозначено на верхней грани кубика. Если фишка попадает на предмет, который имеет в названии нужный ребенку звук, он кладет на свой чемодан квадратик. Выигрывает тот, кто первым придет к финишу и больше соберет вещей в чемодан.
Игра "Звуковая ромашка" для детей 5 – 6 лет
Цель игры: Научить детей определять первый звук в словах и подбирать слова на заданный звук, нахождение длинных и коротких слов с опорой на картинку.
Описание игры:
Вариант 1. Играют 2 – 4 детей. На лепестках ромашки картинки. Дети по очереди называют картинки и определяют первый звук в словах. Подбирают на пустые лепестки слова, начинающиеся с этого звука. Выигрывает тот, кто правильно определил первый звук и придумал больше слов на заданный звук.
Вариант 2. У детей ромашки с картинками. Дети по очереди называют картинки и находят длинные и короткие слова, опираясь на громкое проговаривание и отхлопывание. Выигрывает тот, кто правильно найдет и назовет слова (длинные - короткие).
Игра "Гусеница" для детей 5 – 6 лет
Цель игры: Учить детей делить слова на слоги.
Описание игры:
Картонная гусеница с кармашками. На столе предметные картинки. Играют двое детей. По очереди ребенок выбирает картинку, проговаривает слово по слогам, определяет количество слогов в слове (отхлопывает) и помещает картинку в кармашек гусеницы. Порядок складывания картинок в карман гусеницы:
В первом кармане – карточки с одним слогом, во втором из двух, в третьем из трех, в четвертом из четырех. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто правильно разложил картинки в кармашки гусеницы.
Игра "Найди звук" для детей 5 – 6 лет
Цель игры: Научить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец) опираясь на громкое проговаривание, узнавать в словах твердые и мягкие согласные звуки.
Описание игры:
Играют 2 – 4 детей. Карточки и фишки лежат на столе. На каждой карточке предметные картинки и схема: прямоугольник, разделенный на три части. В левом верхнем углу дана буква, обозначающая заданный звук. Играющие, берут себе по одной карточке, рассматривают и называют вслух картинку, букву и определяют позицию заданного звука в слове – названии картинки, выкладывая на соответствующее место на схеме фишку (синего или зеленого цвета, твердый или мягкий согласный). Затем берут следующую карточку. Выигрывает тот, кто успел правильно проанализировать большее количество карточек.
Игра "Замкни цепочку" для детей 5 – 6 лет
Цель игры: Закреплять умение подбирать слово по последнему звуку заданного слова.
Описание игры:
Играют 2 – 4 детей. Детям раздают картинки. Начинать игру нужно с картинки помеченной "*".
К первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее. Цепочка замыкается.
Игра с мячом "Придумай слово" для детей 5 – 7 лет
Цель игры: Закреплять умение подбирать слово по последнему звуку заданного слова, умение выделять последний звук в слове.
Описание игры:
Дети, перебрасывая мяч, должны называть слова, начинающие на последний звук прозвучавшего предыдущего слова (трава, апельсин, нитки, игрушки и др.).
Игра "Волшебные кубики" для детей 5 – 6 лет
Цель игры: Закрепление навыков фонематического анализа, умение детей выделять первый и последний звук в слове.
Описание игры:
Играют 2 – 4 детей. Кубики раздаются по количеству детей. На гранях кубика картинки. Начинать игру нужно с картинки помеченной "*". Дети рассматривают картинки на своем кубике и подбирают картинку на кубике на последний звук предыдущего слова. Дети составляют цепочки из кубиков, выделяют первый и последний звук в словах.
Телефон – нитки – игрушки – индеец
Роза – автобус – стул – лист – торт – трактор – рыба
Яблоко – овощи – игрушки
Платье – енот – телефон – нитки
Забор – рыба – арбуз – зонт – торт – трактор
Мяч – чайник – конь – нитки – игрушки
Курица – арбуз – зонт – телефон – нитки
Гриб – батон – нитки – иголка
Игра «Угадай, кто позвал»
Цель: развивать фонематический слух, учить различать голоса по тембру, воспитывать слуховое внимание.
Ход: из группы детей выбирают ребенка, который встает спиной ко всем играющим. Педагог молча дотрагивается до одного из детей, который произносит заранее обговоренную фразу или слово. Ребенок, который с стоял спиной к детям, поворачивается и называет имя (как он думает) говорившего. Если ребенок отгадывает того кто его позвал, то дети меняются местами и игра продолжается. Если ребенок не угадывает, то опять поворачивается спиной и угадывает голос следующего ребенка.
Игра «Семейка»
Цель: развивать фонематический слух, учить различать голоса по высоте, закрепить звукоподражание голосам животных.
Материал: игрушки или картинки с изображением знакомых детям животных (мама, папа, детеныш).
Ход: на столе стоят игрушки (на мольберте - картинки). Дети располагаются полукругом, закрывают глаза. Педагог (или один из детей) произносят звукоподражание голоса задуманного животного. Дети, открыв глаза должны отгадать, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса (низкий, высокий), кто из животных «говорил»
Игра «Далеко - близко»
Цель: развивать фонематический слух, учить различать силу голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания, слова.
Ход: дети стоят спиной к ведущему. Ведущий - ребенок произносит заранее обговоренное слово (звук, звукосочетание) с той силой голоса, которая соответствует установки педагога - «далеко» или «близко». Дети поворачиваются и отгадывают, какая была установка педагога. Ведущий меняется.
Игра «Вороны»
Цель: развивать фонематический слух; учить различать и произносить звукоподражания, меняя силу голоса; закреплять умение двигаться в соответствии со словами стихотворения; упражнять в правильном произношении звука Р.
Ход: дети изображают ворон, они стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом.
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
«Кар-кар-кар!» ( Громко)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
«Кар-кар-кар!» (Громко)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
«Кар-кар-кар!» (Тихо)
Игра «День-ночь»
Цель: развивать фонематический слух, учить различать голоса по тембру, воспитывать слуховое внимание.
Ход: По команде «ночь» дети закрывают глаза. По выбору педагога один из детей читает строчку из знакомого стихотворения. По команде «день» все открывают глаза и называют имя читавшего.
Игра «Пародисты»
Цель: развивать фонематический слух, учить подражать тембру голоса литературного героя.
Материал: карточки с изображением литературных героев (Баба-Яга, Царевна - лебедь, Кот Матроскин, Волк, Черепаха и др.), магнитофон и кассета с записью фраз с голосом литературных персонажей.
Ход: детям включают запись с голосами литературных героев, дети должны отгадать кто из героев говорит, поднимая карточку с его изображением. После этого детям раздаются по одному из изображений литературных персонажей и ребята по очереди пытаются сказать, заранее обговоренную, фразу голосом своего героя. Дети отгадывают, кто из персонажей кому достался.
Примерные записи на кассете:
Баба-Яга: «Фу, фу, фу! Русским духом пахнет! Зачем пришел молодец? Дело пытаешь или от дела летаешъ?»
Царевна-лебедь: « Здравствуй, князь ты мой прекрасный. Что ты тих, как день ненасный?»
Кот Матроскин: «Корову заведем, молоко пить будем».
Волк: «Ну, заяц, погоди!»
Игра «Лесенка»
Цель: развивать фонематический слух; учить различать звуки по высоте, упражнять в произношении изолированных звуков и звукокомплексов.
Материал: Карточки с изображением лесенок с тремя ступеньками; предметы или карточки с изображением (3 самолета разного размера, 3 жука разного размера, 3 кораблика разного размера и т.п.)
Ход: Детям раздаются карточки с изображением лесенок и предметы (карточки). Педагог или ребенок произносит звук или звукокомпелекс, а дети ставят на лесенку предмет (картинку): на нижнюю ступеньку - если звук низкий, на вторую ступеньку - звук средний по высоте, на верхнюю – звук высокий.
Игра «Правильно - неправильно»
Цель: развивать фонематический слух; учить различать слова близкие по звуковому составу; развивать внимательность.
Материал: картинки с изображением каких-либо предметов.
Ход: педагог ставит на мольберт карточку с изображением предмета. Инструкция: «я буду называть эту картинку, то правильно, то нет. Вы внимательно слушайте, когда я ошибусь - хлопайте в ладоши». Затем педагог произносит ряд слов, сходных по звучанию, среди которых есть правильное название предмета: (лак) лук-мак-рак-лак-лик-люк-сок-лак-лаз-ляк.
Игра «Подними картинку»
Цель: развивать фонематический слух; учить различать слова близкие по звуковому составу; развивать внимательность.
Материал: картинки с изображением предметов, названия которых звучат похоже (лак, рак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом; коза, коса, лиса, оса, усы; лужи, лыжи, уши, усы, ложа...)
Ход: педагог называет предметы, а дети по очереди выставляют картинки с их изображением на фланелеграфе.
Игра « Рифмы»
Цель: развивать фонематический слух; учить различать слова близкие по звуковому составу; развивать внимательность.
Материал: картинки с изображением предметов, названия которых звучат похоже.
Ход: детям раздаются картинки. Педагог выставляет парные им по звучанию картинки на фланелеграфе.
Задание: найти к своим картинкам пары, названия предметов изображенных на них, звучат похоже с названиями предметов на их картинках, (ком - дом - том - лом - сом, бак - рак - лак - мак, сук - лук - жук - бук, каток - платок - листок - моток - замок - носок, горка - порка - корка). Если ребенок правильно выбирает
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование символов в коррекционной работе при формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Использование символов в работе по формированию фонематического восприятия повышает эффективность коррекционной работы и интерес к звукам у детей с тяжелыми нарушен...
Система работы по формированию фонематических процессов в букварный период
В данной работе описаны этапы формирования фонематических процессов на этапе овладения грамотой....
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С ФФН, ОНР 3 ур ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С ФФН, ОНР 3 ур ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА...
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С ФФН, ОНР 3 ур. СТАРШАЯ ГРУППА учителя-логопеда Панфилец Анна Владимировны
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С ФФН, ОНР 3 ур. СТАРШАЯ ГРУППА учителя-логопеда Панфилец Анна Владимировны...
Работа по формированию фонематического слуха, звукового анализа и синтеза .
I. Формирование фонематического слуха.- развитие навыка узнавания неречевых звуков; - различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру; -различение слов близких по звуково...
Методические рекомендации к работе по формированию фонематических процессов у дошкольников
Работа на развитие фонематических процессов рекомендуется проводить в такой последовательности...
Содержание логопедической работы по формированию фонематических процессов
Совместная работа логопеда, воспитателей общеобразовательной группы, других специалистов детского сада повышает эффективность результатов коррекционного воздействия....