Содержание логопедической работы по формированию фонематических процессов
методическая разработка

Совместная работа логопеда, воспитателей общеобразовательной группы, других специалистов детского сада повышает эффективность результатов коррекционного воздействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание логопедической работы по формированию фонематических процессов

Коррекционная логопедическая работа направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений посредством проведения индивидуальных и подгрупповых занятий. Обучение предусматривает развитие кругозора, развитие лексикона, развитие умений звукового анализа и синтеза, речевых умений и навыков, которые на данном возрастном этапе должны быть усвоены детьми.

Логопед проводит с детьми индивидуальные и подгрупповые занятия, дает рекомендации воспитателю для закрепления пройденного материала.

Воспитатель, в свою очередь, учитывает эти рекомендации при проведении занятий, режимных моментов и т.д.

Рекомендации воспитателям:

  1. Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентации.

Проведение подвижных игр на прогулке: «Жмурки», «Гуси-лебеди», «Догонялки» и т.д. Использование мячей, обручей, скакалок.  

  1. Развитие мелкой моторики.

Выполнение пальчиковой гимнастики перед занятиями (рисование, лепка, оригами и т.д.). Использование в свободной деятельности детей конструкторов, различных мозаик, игр-шнуровок и т.д. Контролирование правильности выполнения занятия, например, правильно ли ребенок держит карандаш в руке и т.д.

  1. Развитие артикуляционной моторики.

Проведение артикуляционной гимнастики перед началом занятий в группе, музыкальных занятий, выступлений. Например, гимнастика, направленная на развитие и подготовку правильной артикуляции свистящих звуков: «Заборчик», «Трубочка», «Заборчик – Трубочка», «Открыть – закрыть заборчик», «Непослушный язычок», «Блинчик», «Остудим блинчик», «Чистим нижние зубки», «Горка», «Трубочка», «Волшебная палочка».

  1. Развитие мимической мускулатуры.

Проведение мимической гимнастики перед началом занятий в группе, музыкальных занятий, выступлений.  

  1. Закрепление произношения поставленных звуков.

Заучивание чистоговорок, стихотворений с поставленным звуком. Контролирование правильного произношения поставленного звука.

  1. Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа.

Закрепление навыков опознания, выделения, различения нарушенного звука изолировано, в слогах, словах, предложениях. Закрепление навыков определения места, количества и последовательности звуков и слогов в слове. Например, использование персонажа «Незнайки», ребенок может объяснить ему, как нужно правильно произносить звук, сколько звуков в слове, сколько слогов в слове и т.д.

  1. Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

Расширение, уточнение, закрепление словаря ребенка в процессе прохождения лексической темы. Развитие навыков составления предложений, рассказов, пересказов, для этой цели может использоваться, например, персонаж «Незнайка».

Примеры проведения индивидуальных занятий с детьми.

        1. Индивидуальная работа. 

Цель: закрепление произношения звука [с].

Проведение артикуляционной гимнастики.  «Заборчик», «Трубочка», «Заборчик – Трубочка», «Открыть – закрыть заборчик», «Непослушный язычок», «Блинчик», «Остудим блинчик», «Чистим нижние зубки», «Горка», «Трубочка», «Волшебная палочка».

Повторить слова со звуком [с]: Сад — сок — сом; суп — сук — сам; совы — сода — сотня. Киске, киске, киске, киске. В лес, в лес, в лес, в лес.

Пес, пес, пес, пес. Сок, сок, сок, сок.

Повторить каждое слово по 5 раз.

Состав, спуск, свист, спрос, самосвал, способный, сосиски, спросонок, спасатель, насос, сосульки, космос, сосна, солист.

Цель: дифференциация [с] и [ш], [з] и [ж].

Хлопни в ладоши, если услышишь звук [с]; звук [ш]: 

  • са-ша, со-шо, су-шу: ас-аш, ос-ош, ус-уш; аса- аша, осо-ошо, усу-ушу; аст-ашт, уст-ушт, ост-ошт, ста-шта, сту-шту, сто-што.  
  • сосновая шишка, сонная кошка, Сонина шуба, высокий шест, Яшины сани, душистый куст, пышное тесто, душистое сено, шёлковая косынка; - сутки-шутки, стык-штык, суд-шут, сытый-шитый и т.д.

Повторение чистоговорок:

  1. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.
  2. Сидели, свистели семь свиристелей.
  3. Саша любит сушки, Соня – ватрушки.
  4. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Хлопни в ладоши, если услышишь звук [з]; звук [ж]: 

  • за-жа, зо-жо, зу-жу; аз-аж, оз-ож, уз-уж; аза-ажа, озо-ожо, узу-ужу; азд-ажд, узд-ужд, озд-ожд, зда-жда, зду-жду, здо-ждо.
  • жизнь, зажигать, зажим, зажать, заряжать, закружить и т.д.
  • званый ужин, забавный ежик, жидкий мазут, забытый жакет и т.д.

Заучивание чистоговорок:

Встретиться Змей и Змея захотели.

Встретиться Змей и Змея не сумели.

Змей в облаках, а Змея на земле.

Надо бы Змею спуститься к Змее. 

        2. Индивидуальная работа. 

Цель: закрепление правильного артикуляционного уклада звука [ш].

Проведение         артикуляционной         гимнастики.         «Лопата»,        «Рупор», Чашечка», «Фокус».

Упражнение «Шипит змея». Показать, как шипит змея.

Упражнение «Камыш». Показать, как шумит камыш.

Упражнение «Мышка в лабиринте». Требуется пройти по лабиринту, одновременно произнося звук [ш].

Цель: дифференциация [ш] и [с].

Хлопни в ладоши, если услышишь звук [с]; звук [ш]; повторить за логопедом слоги и слова: 

  • са-ша, со-шо, су-шу: ас-аш, ос-ош, ус-уш; аса- аша, осо-ошо, усу-ушу; аст-ашт, уст-ушт, ост-ошт, ста-шта, сту-шту, сто-што.  
  • сосновая шишка, сонная кошка, Сонина шуба, высокий шест, Яшины сани, душистый куст, пышное тесто, душистое сено, шёлковая косынка; - сутки-шутки, стык-штык, суд-шут, сытый-шитый и т.д.

Повторение чистоговорок:

  1. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.
  2. Сидели, свистели семь свиристелей.
  3. Саша любит сушки, Соня – ватрушки.
  4. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

        3. Индивидуальная работа. 

Цель: закрепление произношения звука [р].

Артикуляционная гимнастика. «Лошадка», «Маляр», «Грибок», «Гармошка», «Фокус», «Индюк», «Чистим зубки», «Вкусное варенье», «Барабанщики».

Произнести слоги за воспитателем. Ра, ру, ро, ры, рэ. Ара, уру, оро.

Произнести слова за воспитателем. Рама, робот, рука, рынок и т.д.

Произнести слоги. Ар, ур, ор, ыр, эр.

Цель: дифференциация [р] и [л].

Хлопни в ладоши, если услышишь звук [р]; [л]; повторить за логопедом слоги и слова:

  • Ра-ла, рэ-лэ, ро-ло, ра-ла, ру-лу, ло-ро, ры-лы, лу-ру, лы-ры, лэ-рэ; рара-ла-ра, ры-лы-ры-ры, лу-ру-лу-лу, ро-ро-ло-ро, лэ-рэ-лэ-рэ, ла-ла-ра-ла.
  • Рад – лад, рак – лак, ров – лов, рук – лук, рама – лама, рука – лука, роза – лоза, рожь – ложь, ложки – рожки, лавка – рамка, лучей – ручей, лучше – ручка, пол – пор, дал – дар,  жал – жар, вал – вар, мил – мир, пил – пир, жил – жир, вол – вор, балка – барка, полка – порка, колко – корка, булка – бурки.

Повторение чистоговорок:

Сорок сорок для своих сорочат  

Сорок сорочек, не ссорясь строчат.  

Сорок сорочек прострочены в срок -  

Сразу поссорились,  

Сразу поссорились,  

Сразу поссорились сорок сорок. 

        4. Индивидуальная работа. 

Цель: закрепление навыка дифференциации звуков [р] и [л].

Хлопни в ладоши, если услышишь звук [р]; [л]; повторить за логопедом слоги и слова:

- Ра-ла, рэ-лэ, ро-ло, ра-ла, ру-лу, ло-ро, ры-лы, лу-ру, лы-ры, лэ-рэ; рара-ла-ра, ры-лы-ры-ры, лу-ру-лу-лу, ро-ро-ло-ро, лэ-рэ-лэ-рэ, ла-ла-ра-ла.

Рад – лад, рак – лак, ров – лов, рук – лук, рама – лама, рука – лука, роза – лоза, рожь – ложь, ложки – рожки, лавка – рамка, лучей – ручей, лучше – ручка, пол – пор, дал – дар,  жал – жар, вал – вар, мил – мир, пил – пир, жил – жир, вол – вор, балка – барка, полка – порка, колко – корка, булка – бурки.

Повторение чистоговорок:

Сорок сорок для своих сорочат  

Сорок сорочек, не ссорясь строчат.  

Сорок сорочек прострочены в срок -  

Сразу поссорились,  

Сразу поссорились,  

Сразу поссорились сорок сорок. 

        5. Индивидуальная работа. 

Цель: закрепление произношения звука с.

Проведение артикуляционной гимнастики.  «Заборчик», «Трубочка», «Заборчик – Трубочка», «Открыть – закрыть заборчик», «Непослушный язычок», «Блинчик», «Остудим блинчик», «Чистим нижние зубки», «Горка», «Трубочка», «Волшебная палочка».

Повторить слова со звуком [с]. Сад — сок — сом; суп — сук — сам; совы — сода — сотня. Киске, киске, киске, киске. В лес, в лес, в лес, в лес.

Пес, пес, пес, пес. Сок, сок, сок, сок.

Повторить каждое слово по 5 раз.

Состав, спуск, свист, спрос, самосвал, способный, сосиски, спросонок, спасатель, насос, сосульки, космос, сосна, солист.

Цель: дифференциация [с] и [ш].

Хлопни в ладоши, если услышишь звук [с]; звук [ш]; повторить за логопедом слоги и слова: 

  • са-ша, со-шо, су-шу: ас-аш, ос-ош, ус-уш; аса- аша, осо-ошо, усу-ушу; аст-ашт, уст-ушт, ост-ошт, ста-шта, сту-шту, сто-што.  
  • сосновая шишка, сонная кошка, Сонина шуба, высокий шест, Яшины сани, душистый куст, пышное тесто, душистое сено, шёлковая косынка; - сутки-шутки, стык-штык, суд-шут, сытый-шитый и т.д.

Повторение чистоговорок:

  1. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.
  2. Сидели, свистели семь свиристелей.
  3. Саша любит сушки, Соня – ватрушки.
  4. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

        6. Индивидуальная работа. 

Цель: закрепление произношения звука [р].

Артикуляционная гимнастика. «Лошадка», «Маляр», «Грибок», «Гармошка», «Фокус», «Индюк», «Чистим зубки», «Вкусное варенье», «Барабанщики».

Произнести слоги за воспитателем. Ра, ру, ро, ры, рэ. Ара, уру, оро.

Произнести слова за воспитателем. Рама, робот, рука, рынок и т.д.

Произнести слоги. Ар, ур, ор, ыр, эр.

Цель: дифференциация [с] и [з].

Хлопни в ладоши, если услышишь звук [с], затем [з]. 

- са-за, со-зо, су-зу: ас-аз, ос-оз, ус-уз; аса- аза, осо-озо, усу-узу.

Заучивание чистоговорок:

За – са- за – вот летит оса;

Са – за – са – вот идет коза;

Су – зу – су – накормлю козу; Зу – су – зу – не боюсь козу.

Заучивание стихотворений:

Видишь, смотрят из гнезда два молоденьких дрозда.  

Клюв покажет первый дрозд, а второй покажет хвост. (С. Маршак.)

Слонёнок удивил ребят, слоненок стал на самокат,

Немножко покатался – и самокат сломался. (Г. Сапгир)

        7. Индивидуальная работа. 

Цель: закрепление навыка дифференциации звуков [р] и [л].

Хлопни в ладоши, если услышишь звук [р]; [л]; повторить за логопедом слоги и слова:

- Ра-ла, рэ-лэ, ро-ло, ра-ла, ру-лу, ло-ро, ры-лы, лу-ру, лы-ры, лэ-рэ; рара-ла-ра, ры-лы-ры-ры, лу-ру-лу-лу, ро-ро-ло-ро, лэ-рэ-лэ-рэ, ла-ла-ра-ла.

Рад – лад, рак – лак, ров – лов, рук – лук, рама – лама, рука – лука, роза – лоза, рожь – ложь, ложки – рожки, лавка – рамка, лучей – ручей, лучше – ручка, пол – пор, дал – дар,  жал – жар, вал – вар, мил – мир, пил – пир, жил – жир, вол – вор, балка – барка, полка – порка, колко – корка, булка – бурки.

Повторение чистоговорок:

Сорок сорок для своих сорочат  

Сорок сорочек, не ссорясь строчат.  

Сорок сорочек прострочены в срок -  

Сразу поссорились,  

Сразу поссорились,  

Сразу поссорились сорок сорок. 

        8. Индивидуальная работа. 

Цель: закрепление произношения Л.  

Артикуляционная гимнастика. «Иголочка», «Качели», «Индюк», «Параход гудит», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабанщики».

Повторение слогов.   Ла-ла-ла, лала-ла,  лу-лу-лу, лу-лу-лу, ло-ло-ло, ло-ло-ло,  лы-лы лы, лы лы лы, лат-лат-лат, лат-лат-лат, пло-пло-пло, плопло-пло; ал-ал-ал, ал-ал-ал, ол-ол-ол, ол-ол-ол,  ил-ил-ил, ил-ил-ил, ул-ул-ул, ул-ул-ул, ял-ял-ял,ял-ял-ял, ел-ел-ел, ел-ел-ел.

Цель: закрепление навыка дифференциации звуков [р] и [л].

Хлопни в ладоши, если услышишь звук [р]; [л]; повторить за логопедом слоги и слова:

- Ра-ла, рэ-лэ, ро-ло, ра-ла, ру-лу, ло-ро, ры-лы, лу-ру, лы-ры, лэ-рэ; рара-ла-ра, ры-лы-ры-ры, лу-ру-лу-лу, ро-ро-ло-ро, лэ-рэ-лэ-рэ, ла-ла-ра-ла.

Рад – лад, рак – лак, ров – лов, рук – лук, рама – лама, рука – лука, роза – лоза, рожь – ложь, ложки – рожки, лавка – рамка, лучей – ручей, лучше – ручка, пол – пор, дал – дар,  жал – жар, вал – вар, мил – мир, пил – пир, жил – жир, вол – вор, балка – барка, полка – порка, колко – корка, булка – бурки.

Повторение чистоговорок:

Сорок сорок для своих сорочат  

Сорок сорочек, не ссорясь строчат.  

Сорок сорочек прострочены в срок -  

Сразу поссорились,  

Сразу поссорились,  

Сразу поссорились сорок сорок. 

9. Индивидуальная работа. 

Цель: закрепление произношения звука с.

Проведение артикуляционной гимнастики.  «Заборчик», «Трубочка», «Заборчик – Трубочка», «Открыть – закрыть заборчик», «Непослушный язычок», «Блинчик», «Остудим блинчик», «Чистим нижние зубки», «Горка», «Трубочка», «Волшебная палочка».

Повторить слова со звуком [с]. Сад — сок — сом; суп — сук — сам; совы — сода — сотня. Киске, киске, киске, киске. В лес, в лес, в лес, в лес.

Пес, пес, пес, пес. Сок, сок, сок, сок.

Повторить каждое слово по 5 раз.

Состав, спуск, свист, спрос, самосвал, способный, сосиски, спросонок, спасатель, насос, сосульки, космос, сосна, солист.

Цель: дифференциация [ш] и [ф].

Повторение слогов: фа-ша, фо-шо, фу-шу: аф-аш, оф-ош, уф-уш; афа- аша, офо-ошо, уфу-ушу; афт-ашт, уфт-ушт, офт-ошт, фта-шта, фту-шту, фтошто.

Хлопни, если услышишь звук [ш], аналогично со звуком [ф]:

И не в шашки, и не в фишки — Мы играем в кошки-мышки! Ну и что, что ты большой! — Приглашаем всей душой!

И большие, и малышки, — Все играют в кошки-мышки!

        10. Индивидуальная работа. 

Цель: закрепление навыков различения [с] и [ш].

Хлопни в ладоши, если услышишь звук [с]; звук [ш]; повторить за логопедом слоги и слова: 

  • са-ша, со-шо, су-шу: ас-аш, ос-ош, ус-уш; аса- аша, осо-ошо, усу-ушу; аст-ашт, уст-ушт, ост-ошт, ста-шта, сту-шту, сто-што.  
  • сосновая шишка, сонная кошка, Сонина шуба, высокий шест, Яшины сани, душистый куст, пышное тесто, душистое сено, шёлковая косынка; - сутки-шутки, стык-штык, суд-шут, сытый-шитый и т.д.

Повторение чистоговорок:

  1. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.
  2. Сидели, свистели семь свиристелей.
  3. Саша любит сушки, Соня – ватрушки.
  4. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР.

В статье рассматриваются принципы и основные этапы работы по формированию фонематического восприятия детей с речевыми нарушениями...

Система формирования фонематических процессов у детей с ОНР в логопедичекой группе.

В презентации представлена система формирования фонематических процессов  у детей с ОНР ( средней,старшей,подготовительной группы)...

Конспект логопедического развлечения по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР, ЗПР, нарушение зрения).

Помимо занятий, в детском доме проводим различные мероприятия. Например, логопедические развлечения. Данный конспект развлечения из серии развлечений, посвященной развитию фонематических процессов у д...

Система работы по формированию фонематических процессов в букварный период

В данной работе описаны этапы формирования фонематических процессов на этапе овладения грамотой....

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей подготовительной к школе группы «Путешествие в Страну Грамматики»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей  подготовительной к школе группы«Путешествие в Страну  Грамматики»...

Направления и содержание логопедической работы по формированию предпосылок письма у дошкольников с ОНР.

Дети с ОНР испытывают специфические трудности в формировании речевых и неречевых психических функций, необходимых для полноценного овладения письмом.С такими детьми необходимо проведение логопедическо...

Методические рекомендации к работе по формированию фонематических процессов у дошкольников

Работа на развитие фонематических процессов рекомендуется проводить в такой последовательности...