Консультация для родителей «Особенности развития речи младших школьников»
методическая разработка на тему

Шеенко Ирина Васильевна

      Во время консультации «Особенности развития речи младших школьников» учитель-логопед знакомит родителей с важностью правильного развития речи для формирования полноценной личности, доказывает связь речи и мышления, объясняет причины и разнообразия нарушений письменной речи у младших школьников. В завершение консультации даются советы и рекомендации по профилактике и исправлению нарушений чтения и письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

консультация для родителей

Учитель-логопед

Шеенко И.В.

D:\мои рисунки\для работы\62286315.png

  Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека.

СЛАЙД 2

 Речь — одна из важнейших психических функций человека. Она, в частности, позволяет ему овладеть способностью мыслить при помощи понятий, поскольку само слово — это обобщение, будучи единицей речи, оно одновременно является и единицей мышления.

Мышление и речь — два различных процесса, которые возникают независимо друг от друга, но потом объединяются в качественно новом образовании — речевом мышлении или речемыслительной деятельности. СЛАЙД 3

Овладение речью, речевое общение порождает социальные контакты, с помощью которых формируются и совершенствуются представления ребенка об окружающем. В процессе речевого развития он начинает осознавать собственное поведение, приобретает способность регулировать его. Речевое общение создает условия для планирования самостоятельной деятельности и участия в коллективном труде. СЛАЙД 3

Признаками благополучного развития речи у ребенка является:

  • Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
  • У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
  • Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
  • Ребенок активно повторяет за вами все, что слышит.
  • Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
  • Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

СЛАЙД 4

Особенностью развития речи младших школьников является то, что с началом обучения в школе,  дети начинают овладевать навыками письменной речи.

    В понятие письменная  речь  в качестве  равноправных  составляющих  входят  чтение  и  письмо. СЛАЙД 5

Письмо – это  знаковая  система  фиксации речи, позволяющая  с помощью  начертательных (графических) элементов  закреплять  речь  во  времени и передавать  ее на  расстоянии. Следовательно, термин «письмо»  означает  процесс  воспроизведения  рукописных  букв  и их  сочетаний  на  бумаге, который представляет  собой  техническую  сторону  речевой  деятельности.

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности и научиться писать совсем не так просто, как кажется. СЛАЙД 6

      Чтение имеет смысловую и техническую стороны. Главенствующее место в процессе чтения отводится пониманию, так как чтение для того и существует, чтобы извлечь из текста определенную информацию, осознать его смысл. Осознанность чтения, в свою очередь, предъявляет требования к совершенствованию всех других его компонентов: способа, скорости, правильности, выразительности, которые выступают в качестве условия для понимания. Известно, что если ребенок читает медленно, со множеством ошибок, то у него страдает и понимание. СЛАЙД 7

        Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи: фонематического восприятия, лексики и грамматики, звукопроизношения, а также таких психических процессов, как внимание и память. СЛАЙД 8

      Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нем участвуют четыре анализатора:

  • речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;
  • речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;
  • зрительный, который подбирает соответствующую графему;

двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи). СЛАЙД 9

      Все эти сложные перешифровки в областях головного мозга окончательно формируются на 10–11-м году жизни, поэтому  у учеников начальных классов часто возникают трудности при овладении навыками чтения и письма. Однако все дети делают ошибки. Это естественно и нормально. Ведь процесс письма очень сложен. При этом существуют ошибки, которые свидетельствуют о нарушении чтения и письма, все они специфичны и носят стойкий характер. СЛАЙД 10

         Существует несколько видов нарушения чтения и письма, каждому виду соответствуют свои ошибки.

  1. Смешение букв по оптическому сходству: б-д, т-п, а-о, е-з, д-у.
  2. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лука (рука), ямпа (лампа) и т.д.
  3. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные, мягкие и твёрдые согласные, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).
  4. Пропуски букв, слогов, недописание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).
  5. Слитное  написание  слов, особенно предлогов  с  другими  словами

     (идет  дождь – «идедошь», в доме – «вдоме»); раздельное  написание

    слова (белая  береза  растет  у  окна – «белабе  заратет  ока»);

    раздельное  написание  приставки  и  корня  слова  (наступила –

     «на ступила»). 

     Ошибки, связанные с нарушением чтения и письма носят стойкий характер.

Если эти ошибки встречаются редко или вообще единичны, то, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Однако, если какие-либо из вышеперечисленных ошибок встречаются в работах ребенка регулярно, необходимо проконсультироваться с логопедом.

        Проблема  нарушений  письменной  речи  у школьников – одна из самых актуальных  для  школьного  обучения, поскольку  письмо  и  чтение  из  цели  начального  обучения  превращается  в  средство  дальнейшего  получения  знаний учащихся.

        Нарушение  в  письменной  речи  серьёзно  препятствуют  освоению  школьных  знаний,  и не  могут  быть  компенсированы  ребёнком самостоятельно  без  посторонней  помощи. В то же  время  традиционно  принято  считать, что жизненный  успех  ребёнка во многом, если  не  в  основном, зависит  от его  академических  успехов, которые  закладываются  ещё  с  младшего  школьного  возраста. СЛАЙД 11

         Причины, лежащие  в основе  этих  нарушений,  могут  быть  разнообразными.

1.Несформированность  высших  психических  функций: зрительного анализа  и синтеза, пространственных  представлений, слухо-произносительной дифференциации  звуков  речи, фонематического, слогового  анализа  и синтеза, деления предложений  на  слова, лексико-грамматического  строя.

        Недостаточная  сформированность  функций  речеслухового анализатора при  сохранном  физическом  слухе является  причиной  затруднений  многих  детей  в различении  сходных звуков, отличающихся  одним  фонематическим  признаком.  Ученики затрудняются  в  анализе  услышанного  и  его  воспроизведении.

Следующим  условием для  успешного овладения  письмом  являются зрительное  восприятие,  анализ  и синтез. Пространственные  представления для  различения  букв, ориентации на листе  тетради.

2. Расстройства  памяти, внимания.  

    Значимую  роль  в организации  письма  играет  внимание. Ряд  авторов, занимающихся  этой  проблемой, отмечают, что  эти  ошибки связанные  с невнимательностью, особенно когда  он  утомлен.

     3.Незрелость эмоционально-волевой  сферы.

Одним  из  условий  формирования  грамотного  письма  являются  графомоторные  навыки. Они  являются  конечным  звеном  в  цепочке операций, составляющих  письмо. Тем  самым  они  могут  оказывать  влияние  не только  на каллиграфию, но  и на  весь  процесс  письма  в  целом.  Например, наличие  затруднений  в  изображении  букв  иногда  настолько  загружает  внимание  ребенка, что  дезорганизует  и  все  предшествующие  операции.

Условием  полноценного  письма  является  хорошее  развитие  мелкой  моторики. Как  правило,  у  детей  с нарушениями  в развитии моторных  функций  очень  трудно  идет  процесс освоения  конфигураций  букв, они  никак  не  могут  понять  соотношение  частей, их  расположение  на  строке. Буквы  у  них  чаще  большие, «растопыренные», все  линии  неровные, много дополнительных  штрихов. Пишут эти  дети  с  большим напряжением  и почерк  резко  ухудшается даже  при незначительном  увеличении   скорости  письма.

 Из исследований установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» (М. М. Кольцова).

Особого  внимания  требует  дети  с  недостатками  произношения. Им  необходимо специальная  работа  с логопедом. Недостатки произношения могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия.

Речь не является врождённой способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых - будто бы ребёнок сам постепенно овладевает правильным произношением - глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотёком, без должного внимания со стороны родителей, воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или иные недочёты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, ежечасно мы слышим в той или иной мере дефективную речь у детей школьного возраста.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения,

возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Воспитание чистой речи у детей - задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать все: логопеды, родители, учителя.

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с нарушениями устной и письменной речи.

Каковы же причины? Среди последних можно выделить:

•    ухудшение экологической обстановки;

•    особенности    Белгородского    района    по    йодо    -    и    фтор    -  

      дефицитности;

•    увеличение числа патологий беременности;

•    увеличение количества родовых травм;

•    ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;

•    различные социальные причины.

Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения и видеокассет.

Неправильное  речевое   окружение и воспитание так же может являться

причиной возникновения у  детей  дефектов   речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький   ребенок   не   в   состоянии   воспринять

языковую     норму     родного     языка,     артикуляционные   уклады   звуков

слышимой     речи,     у     него   формируется   неправильное   или   неточное восприятие   речевых   звуков.  А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов     звукопроизношения.     Нарушения   звуковой    культуры    речи,    возникшие    в    дошкольном    возрасте,    в дальнейшем  могут  повлечь  за  собой      целый      ряд      вторичных     нарушений     речи:       недоразвитие   фонематического   слуха,   задержанное   формирование навыков  звуко-   буквенного   анализа    слова,   обеднение   словаря  ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое   нарушение  речи   в той   или   иной   степени   может   отразиться на деятельности и    поведении ребенка в целом. Кроме того, дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного чтения и письма.

      Поэтому так важно заботиться о своевременном    развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности. СЛАЙД 12

        Как можно развивать речь ребенка?

     Младший школьный возраст – это время для исправления нарушений звукопроизношения. Напоминаем Вам, что грубые нарушения звукопроизношения могут стать причиной неуспеваемости по чтению и письму.

     Очень важно развивать мелкую моторику (тонкие движения пальцев рук). Вот упражнения, которые полезны для этого: пальчиковая гимнастика, плетение, лепка, шнуровка, конструктор, мозаика, вырезание из бумаги и картона, вырисовывание различных узоров, обведение трафаретов, штрихование, рисование цветными карандашами.

     Учите ребенка безошибочно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок должен четко знать «право-лево», «верх-низ»; уметь повторять движения по подражанию и оп команде.

     Особое внимание обращайте на развитие фонематического восприятия. Учите ребенка выделять первый и последний звук в слове, определять место заданного звука в слове, последовательность звуков в слове, их количество, место по отношению к другим звукам. Также практикуйте игры и упражнения типа: подбор слов на заданный звук, составление слов различной звуко-слоговой структуры, преобразование слов («цепочки слов»), разгадывайте ребусы, решайте кроссворды. Ребенок должен уметь выполнять графические схемы слова и предложения.

     Следите за правильным развитием грамматического строя речи, исправляйте грамматические ошибки: неправильное изменение падежных окончаний и числа имен существительных, неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного с прилагательным и т.д.

     Развивайте и обогащайте словарный запас ребенка. Стимулируйте употребление в речи не только конкретизирующих, он и обобщающих понятий. Поощряйте подбор синонимов и антонимов, эпитетов. Прививайте интерес к работе со словарями всех видов; составляйте вместе с ребенком собственный «Толковый словарик». Разгадывайте загадки, учите ребенка объяснять смысл пословиц и поговорок.

     Уделяйте внимание формированию и развитию связной речи ребенка. Для этого составляйте предложения и рассказы по серии картинок, по сюжетным картинкам, учите пересказывать тексты, мультфильмы, события прошедшего дня. Заучивайте наизусть короткие рассказы и стихотворения, добивайтесь правильного ответа на поставленный Вами вопрос. Поощряйте детское творчество и фантазию. СЛАЙД 13

       Уважаемые родители! Помните:  

- Если ребенок живет в окружении критики, он учится осуждать.
- Если ребенок живет в окружении враждебности, он учится враждовать.
- Если ребенок живет в окружении насмешек, он учится быть робким.
- Если ребенок живет в окружении постыдных поступков, он учится чувствовать себя виновным.
- Если ребенок живет в обстановке терпимости, он учится быть терпеливым.
- Если ребенок живет в окружении ободрения и поощрения, он учится доверять.
- Если ребенок живет в окружении похвалы, он учится понимать и ценить
- Если ребенок живет в окружении честности и чистоты, он учится справедливости.
- Если ребенок живет с уверенностью в защите, он учится верить.
- Если ребенок живет в окружении поддержки, он учится уважать себя.
- Если ребенок живет в окружении одобрения и дружбы, он учится находить любовь в мире.
 СЛАЙД 14

Литература

1.Волкова Л.С. Логопедия М. «Владос»,2002.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М. «Просвещение», 1991.

3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте. М. «Просвещение», 1991.

4. Ишимова О.А., Бондарчук О.А. Логопедическая работа в школе. М. «Просвещение», 2012.

5. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников.  М.,2000.   



Предварительный просмотр:

МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

консультация для родителей

Учитель-логопед

Шеенко И.В.

D:\мои рисунки\для работы\62286315.png

  Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека.

СЛАЙД 2

 Речь — одна из важнейших психических функций человека. Она, в частности, позволяет ему овладеть способностью мыслить при помощи понятий, поскольку само слово — это обобщение, будучи единицей речи, оно одновременно является и единицей мышления.

Мышление и речь — два различных процесса, которые возникают независимо друг от друга, но потом объединяются в качественно новом образовании — речевом мышлении или речемыслительной деятельности. СЛАЙД 3

Овладение речью, речевое общение порождает социальные контакты, с помощью которых формируются и совершенствуются представления ребенка об окружающем. В процессе речевого развития он начинает осознавать собственное поведение, приобретает способность регулировать его. Речевое общение создает условия для планирования самостоятельной деятельности и участия в коллективном труде. СЛАЙД 3

Признаками благополучного развития речи у ребенка является:

  • Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
  • У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
  • Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
  • Ребенок активно повторяет за вами все, что слышит.
  • Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
  • Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

СЛАЙД 4

Особенностью развития речи младших школьников является то, что с началом обучения в школе,  дети начинают овладевать навыками письменной речи.

    В понятие письменная  речь  в качестве  равноправных  составляющих  входят  чтение  и  письмо. СЛАЙД 5

Письмо – это  знаковая  система  фиксации речи, позволяющая  с помощью  начертательных (графических) элементов  закреплять  речь  во  времени и передавать  ее на  расстоянии. Следовательно, термин «письмо»  означает  процесс  воспроизведения  рукописных  букв  и их  сочетаний  на  бумаге, который представляет  собой  техническую  сторону  речевой  деятельности.

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности и научиться писать совсем не так просто, как кажется. СЛАЙД 6

      Чтение имеет смысловую и техническую стороны. Главенствующее место в процессе чтения отводится пониманию, так как чтение для того и существует, чтобы извлечь из текста определенную информацию, осознать его смысл. Осознанность чтения, в свою очередь, предъявляет требования к совершенствованию всех других его компонентов: способа, скорости, правильности, выразительности, которые выступают в качестве условия для понимания. Известно, что если ребенок читает медленно, со множеством ошибок, то у него страдает и понимание. СЛАЙД 7

        Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи: фонематического восприятия, лексики и грамматики, звукопроизношения, а также таких психических процессов, как внимание и память. СЛАЙД 8

      Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нем участвуют четыре анализатора:

  • речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;
  • речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;
  • зрительный, который подбирает соответствующую графему;

двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи). СЛАЙД 9

      Все эти сложные перешифровки в областях головного мозга окончательно формируются на 10–11-м году жизни, поэтому  у учеников начальных классов часто возникают трудности при овладении навыками чтения и письма. Однако все дети делают ошибки. Это естественно и нормально. Ведь процесс письма очень сложен. При этом существуют ошибки, которые свидетельствуют о нарушении чтения и письма, все они специфичны и носят стойкий характер. СЛАЙД 10

         Существует несколько видов нарушения чтения и письма, каждому виду соответствуют свои ошибки.

  1. Смешение букв по оптическому сходству: б-д, т-п, а-о, е-з, д-у.
  2. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лука (рука), ямпа (лампа) и т.д.
  3. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные, мягкие и твёрдые согласные, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).
  4. Пропуски букв, слогов, недописание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).
  5. Слитное  написание  слов, особенно предлогов  с  другими  словами

     (идет  дождь – «идедошь», в доме – «вдоме»); раздельное  написание

    слова (белая  береза  растет  у  окна – «белабе  заратет  ока»);

    раздельное  написание  приставки  и  корня  слова  (наступила –

     «на ступила»). 

     Ошибки, связанные с нарушением чтения и письма носят стойкий характер.

Если эти ошибки встречаются редко или вообще единичны, то, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Однако, если какие-либо из вышеперечисленных ошибок встречаются в работах ребенка регулярно, необходимо проконсультироваться с логопедом.

        Проблема  нарушений  письменной  речи  у школьников – одна из самых актуальных  для  школьного  обучения, поскольку  письмо  и  чтение  из  цели  начального  обучения  превращается  в  средство  дальнейшего  получения  знаний учащихся.

        Нарушение  в  письменной  речи  серьёзно  препятствуют  освоению  школьных  знаний,  и не  могут  быть  компенсированы  ребёнком самостоятельно  без  посторонней  помощи. В то же  время  традиционно  принято  считать, что жизненный  успех  ребёнка во многом, если  не  в  основном, зависит  от его  академических  успехов, которые  закладываются  ещё  с  младшего  школьного  возраста. СЛАЙД 11

         Причины, лежащие  в основе  этих  нарушений,  могут  быть  разнообразными.

1.Несформированность  высших  психических  функций: зрительного анализа  и синтеза, пространственных  представлений, слухо-произносительной дифференциации  звуков  речи, фонематического, слогового  анализа  и синтеза, деления предложений  на  слова, лексико-грамматического  строя.

        Недостаточная  сформированность  функций  речеслухового анализатора при  сохранном  физическом  слухе является  причиной  затруднений  многих  детей  в различении  сходных звуков, отличающихся  одним  фонематическим  признаком.  Ученики затрудняются  в  анализе  услышанного  и  его  воспроизведении.

Следующим  условием для  успешного овладения  письмом  являются зрительное  восприятие,  анализ  и синтез. Пространственные  представления для  различения  букв, ориентации на листе  тетради.

2. Расстройства  памяти, внимания.  

    Значимую  роль  в организации  письма  играет  внимание. Ряд  авторов, занимающихся  этой  проблемой, отмечают, что  эти  ошибки связанные  с невнимательностью, особенно когда  он  утомлен.

     3.Незрелость эмоционально-волевой  сферы.

Одним  из  условий  формирования  грамотного  письма  являются  графомоторные  навыки. Они  являются  конечным  звеном  в  цепочке операций, составляющих  письмо. Тем  самым  они  могут  оказывать  влияние  не только  на каллиграфию, но  и на  весь  процесс  письма  в  целом.  Например, наличие  затруднений  в  изображении  букв  иногда  настолько  загружает  внимание  ребенка, что  дезорганизует  и  все  предшествующие  операции.

Условием  полноценного  письма  является  хорошее  развитие  мелкой  моторики. Как  правило,  у  детей  с нарушениями  в развитии моторных  функций  очень  трудно  идет  процесс освоения  конфигураций  букв, они  никак  не  могут  понять  соотношение  частей, их  расположение  на  строке. Буквы  у  них  чаще  большие, «растопыренные», все  линии  неровные, много дополнительных  штрихов. Пишут эти  дети  с  большим напряжением  и почерк  резко  ухудшается даже  при незначительном  увеличении   скорости  письма.

 Из исследований установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» (М. М. Кольцова).

Особого  внимания  требует  дети  с  недостатками  произношения. Им  необходимо специальная  работа  с логопедом. Недостатки произношения могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия.

Речь не является врождённой способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых - будто бы ребёнок сам постепенно овладевает правильным произношением - глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотёком, без должного внимания со стороны родителей, воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или иные недочёты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, ежечасно мы слышим в той или иной мере дефективную речь у детей школьного возраста.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения,

возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Воспитание чистой речи у детей - задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать все: логопеды, родители, учителя.

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с нарушениями устной и письменной речи.

Каковы же причины? Среди последних можно выделить:

•    ухудшение экологической обстановки;

•    особенности    Белгородского    района    по    йодо    -    и    фтор    -  

      дефицитности;

•    увеличение числа патологий беременности;

•    увеличение количества родовых травм;

•    ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;

•    различные социальные причины.

Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения и видеокассет.

Неправильное  речевое   окружение и воспитание так же может являться

причиной возникновения у  детей  дефектов   речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький   ребенок   не   в   состоянии   воспринять

языковую     норму     родного     языка,     артикуляционные   уклады   звуков

слышимой     речи,     у     него   формируется   неправильное   или   неточное восприятие   речевых   звуков.  А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов     звукопроизношения.     Нарушения   звуковой    культуры    речи,    возникшие    в    дошкольном    возрасте,    в дальнейшем  могут  повлечь  за  собой      целый      ряд      вторичных     нарушений     речи:       недоразвитие   фонематического   слуха,   задержанное   формирование навыков  звуко-   буквенного   анализа    слова,   обеднение   словаря  ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое   нарушение  речи   в той   или   иной   степени   может   отразиться на деятельности и    поведении ребенка в целом. Кроме того, дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного чтения и письма.

      Поэтому так важно заботиться о своевременном    развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности. СЛАЙД 12

        Как можно развивать речь ребенка?

     Младший школьный возраст – это время для исправления нарушений звукопроизношения. Напоминаем Вам, что грубые нарушения звукопроизношения могут стать причиной неуспеваемости по чтению и письму.

     Очень важно развивать мелкую моторику (тонкие движения пальцев рук). Вот упражнения, которые полезны для этого: пальчиковая гимнастика, плетение, лепка, шнуровка, конструктор, мозаика, вырезание из бумаги и картона, вырисовывание различных узоров, обведение трафаретов, штрихование, рисование цветными карандашами.

     Учите ребенка безошибочно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок должен четко знать «право-лево», «верх-низ»; уметь повторять движения по подражанию и оп команде.

     Особое внимание обращайте на развитие фонематического восприятия. Учите ребенка выделять первый и последний звук в слове, определять место заданного звука в слове, последовательность звуков в слове, их количество, место по отношению к другим звукам. Также практикуйте игры и упражнения типа: подбор слов на заданный звук, составление слов различной звуко-слоговой структуры, преобразование слов («цепочки слов»), разгадывайте ребусы, решайте кроссворды. Ребенок должен уметь выполнять графические схемы слова и предложения.

     Следите за правильным развитием грамматического строя речи, исправляйте грамматические ошибки: неправильное изменение падежных окончаний и числа имен существительных, неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного с прилагательным и т.д.

     Развивайте и обогащайте словарный запас ребенка. Стимулируйте употребление в речи не только конкретизирующих, он и обобщающих понятий. Поощряйте подбор синонимов и антонимов, эпитетов. Прививайте интерес к работе со словарями всех видов; составляйте вместе с ребенком собственный «Толковый словарик». Разгадывайте загадки, учите ребенка объяснять смысл пословиц и поговорок.

     Уделяйте внимание формированию и развитию связной речи ребенка. Для этого составляйте предложения и рассказы по серии картинок, по сюжетным картинкам, учите пересказывать тексты, мультфильмы, события прошедшего дня. Заучивайте наизусть короткие рассказы и стихотворения, добивайтесь правильного ответа на поставленный Вами вопрос. Поощряйте детское творчество и фантазию. СЛАЙД 13

       Уважаемые родители! Помните:  

- Если ребенок живет в окружении критики, он учится осуждать.
- Если ребенок живет в окружении враждебности, он учится враждовать.
- Если ребенок живет в окружении насмешек, он учится быть робким.
- Если ребенок живет в окружении постыдных поступков, он учится чувствовать себя виновным.
- Если ребенок живет в обстановке терпимости, он учится быть терпеливым.
- Если ребенок живет в окружении ободрения и поощрения, он учится доверять.
- Если ребенок живет в окружении похвалы, он учится понимать и ценить
- Если ребенок живет в окружении честности и чистоты, он учится справедливости.
- Если ребенок живет с уверенностью в защите, он учится верить.
- Если ребенок живет в окружении поддержки, он учится уважать себя.
- Если ребенок живет в окружении одобрения и дружбы, он учится находить любовь в мире.
 СЛАЙД 14

Литература

1.Волкова Л.С. Логопедия М. «Владос»,2002.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М. «Просвещение», 1991.

3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте. М. «Просвещение», 1991.

4. Ишимова О.А., Бондарчук О.А. Логопедическая работа в школе. М. «Просвещение», 2012.

5. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников.  М.,2000.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи младших школьников с ОНР. «Аты-баты, буду я солдатом!»

Занятие по развитию речи  младших школьников с ОНР. Основной целью данного занятия является воспитание  патриотизма,  уважения к защитникам Родины, гордости за свой народ, любовь к Роди...

«Особенности развития памяти младших школьников с нарушением интеллекта»

Данная работа предназначена для людей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Консультация для родителей: "Особенности развития процесса внимания и восприятия у детей с задержкой психического развития (ЗПР)".

В консультации рассказывается об основных особенностях процесса внимания и восприятия у детей с ЗПР. Какие трудности дети испытывают при недоразвитии данных процессов....

Консультация для родителей "Особенности воспитания детей младшего школьного возраста (6-10 лет).

В консультации идет речь об основных особенностях детей указанного возраста: развитие их мышления, памяти, речи....

Психологические особенности развития речи младших школьников

Психологическая природа связной речи, проблемы ее становления и развития ....

2020 (январь) - Консультация для родителей «Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников со сложной структурой дефекта»

Консультация для родителей «Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников со сложной структурой дефекта»...

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей раннего возраста»

Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В статье раскрыты особенности развития речи...