СИПР
методическая разработка по теме

Светлана Анатольевна Орешина

СИПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sipr_.doc226.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена и согласована

методическим объединением

учителей начальных классов

Протокол № 1

от «     » августа 2017г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ______________

Приказ от «     » августа 2017г. №

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

учащейся  1 класса

Возраст:

                                                                                               

2017 г.

Специальная индивидуальная

программа развития

  1. Индивидуальные сведения о ребенке

ФИО ребенка:

Возраст ребенка: 

Место жительства:

Мать:

Статус:  ребенок- инвалид

Год обучения в БОУ

Ступень обучения: 1

Группа (особые потребности): 2

  1. Структура СИПР

Содержание

Стр.

  1. Индивидуальные сведения о ребенке

2

  1. Структура СИПР

2

  1. Психолого-педагогическая характеристика

2

  1. Индивидуальный учебный план

3

  1. Условия реализации потребности в уходе и присмотре

3

  1. Содержание образования:

4

6.1.Базовые учебные действия

5

6.2 Коррекция поведенческих проблем

5

6.3.Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

6

6.4. Нравственное развитие

8

6.5. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

10

7. Внеурочная деятельность

10

8. Работа с родителями

11

 9. Специалисты, участвующие в реализации СИПР

12

 10.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

12

 11. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

13

  1. Психолого-педагогическая характеристика

------------------------находится на социальном обеспечении в  ---------  с 18.02.2004г.

 В 1 класс  поступила в  сентябре 2017 года      

Диагноз: F 72. 18  .

Продуктивному контакту не доступна, есть нечленораздельные звуки. На свое  имя реагирует,  частично воспринимает обращенную к ней речь. Мимика маловыразительная, взгляд отсутствующий,  поведение примитивное, нерегулируемое.

Внимание пассивное,  иногда проявляет кратковременный интерес к некоторым игрушкам, игровые приемы отсутствуют, память не сформирована, интеллект грубо снижен,   мышление по существу отсутствует,  сидит,  самостоятельно ходит.  Учебное поведение не сформировано,  навыков элементарного  самообслуживания нет. Наблюдается полная беспомощность и дезадаптированность,   требуется  помощь  и контроль.

Заключение ПМПК: обучение по адаптированной основной образовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)

4.  Индивидуальный учебный план

Предметные области

Предметы

Количество часов

Язык  и речевая

практика

Речь и альтернативная коммуникация

3часа

Математика

Математические

представления

2 часа

Окружающий мир

Окружающий природный                 мир

3 часа

Человек

1 час

Окружающий социальный мир

1 час

Искусство

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

3 часа

Физическая культура

Адаптивная физкультура

3 часа

Коррекционно- развивающие занятия

Психокоррекционное развитие

1 час

Логопедическое развитие

1 час

Всего

18 часов

        5 . Условия реализации потребности в уходе и присмотре

8.00-8.25

8.30-9.00

11.40-12.00

12.00-15.00

15.20-15-50

19.00 -19.20

20.00

ежедневно

Подьем, гигиенические

процедуры, одевание

приём пищи

приём пищи

 Тихий час раздевание, одевание,

приём пищи

приём пищи

гигиенические

процедуры.

сон

6. Содержание образования

Предмет

Цели и задачи

Доступные способы деятельности

Возможные (ожидаемые) результаты

Речь и альтернативная практика

 подготовка к овладению коммуникативными и речевыми навыками

Рассматривание картинок.

Имитация звуков Обведение трафаретов «рука в руку».

Раскрашивание «рука в руку»

Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий.

математические представления

формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни

Манипуляции с пирамидками, кубиками, шариками и т. д.

 Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.

Окружающий природный                 мир        

формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе

Игра

Обведение по трафарету «рука в руку»

Работа с картинками

Использование компьютера (просмотр, слушание)

Представления о временах года,

Представления о животном и растительном мире понятия «дикие» - «домашние».

                    Человек

формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении

Игра

Обведение по трафарету «рука в руку»

Работа с картинками

Использование компьютера (просмотр, слушание)

Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. Представление о собственном теле.

Окружающий социальный мир

формирование представлений о человеке, его социальном окружении

Игра

Обведение по трафарету «рука в руку»

Работа с картинками

Использование       компьютера (просмотр, слушание

Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.  

  Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментом, обучение доступным приемам работы с различными материалами

Работа  «рука в руку»

и повторение за учителем                    Показ объектов.

 Игра

Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.   Умение использовать инструменты и материалы в процесс доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).

6 .1   Базовые учебные действия

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Формирование базовых учебных действий

Готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся

- направленность взгляда: на говорящего педагога

на предмет, задание.

- выполнение инструкций педагога: «Возьми»; «Дай»  

-понимание смысла слов «Да, Нет» «Встань, сядь»

- использование по назначению учебных материалов

6 .2      Коррекция поведенческих проблем

Проблемы поведения

Функция поведения                        способы и методы коррекции

1 полугодие

2 полугодие

Коррекция упрямства  и аутоагрессии Коррекция поведенческих проблем                                          коррекция возбудимости смена деятельности снижение уровня психоэмоционального напряжения;

Избегание неприятных ситуаций (внутренний дискомфорт).                                       Тайм-аут (переход в другое помещение)                                         Переключение ребенка на интересную для него деятельность

Установление контакта

Игровая деятельность, направленность внимания  (на говорящего взрослого); умение выполнять инструкции педагога «возьми», «покажи»

6.3. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

                         Содержание

I полугодие

II полугодие

                                             Речь и альтернативная практика

Альтернативная коммуникация

Коммуникация с использованием вербальных средств

установление зрительного контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком. Привлечение к себе внимания звуком.

Коммуникация с использованием невербальных средств

 приветствие (прощание) с использованием мимики

Импрессивная речь.

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, няня и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён педагогов. Узнавание слов, обозначающих предмет (посуда, игрушки, обувь, животные, овощи, фрукты, птицы. Узнавание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, хорошо, плохо)

Экспрессивная речь

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний.

Математические представления

Количественные представления.

Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»).

      Представления о величине.

Различение однородных предметов по величине.

Представление о форме.

Узнавание  геометрических тел: «шар», «куб».

Пространственные представления.

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (на кукле): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела).

Окружающий природный мир

Растительный мир.

Узнавание (различение) деревьев (берёза,  ель). Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан) по внешнему виду (вкусу, запаху). Узнавание (различение) овощей (лук, морковь) по внешнему виду (вкусу, запаху).

Животный мир.

Узнавание (различение) домашних животных (кот, собака).

Понятие  строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, рога, уши).

Узнавание (различение) диких животных (заяц, медведь).

Человек

Представления о себе.

Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот).

Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы).

Обращение с одеждой и обувью.

Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка), шапка, кофта, футболка,  трусы,  платье, брюки, шорты.

Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги, туфли.

                                             Окружающий социальный мир

Квартира, дом, двор.

Узнавание (различение) помещений дома (комната, спальная, кухня, санузел). Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, кружка, ложка, вилка, кастрюля, сковорода,

Предметы быта.

Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, шкаф, кровать, табурет).

Предметы и материалы, изготовленные человеком.

Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает).

Изобразительная деятельность

Лепка.

Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин. Разминание пластилина. Отрывание  кусочка  материала от целого куска.  Отщипывание кусочка материала от целого куска. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание  шарика на доске (в руках). Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами).  

Аппликация.

Сминание бумаги. Отрывание бумаги Сгибание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем.

Рисование.

Рисование точек. Рисование прямых и волнистых линий. Соединение точек.

                                         Предметно-практические действия

Действия с материалами

- сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета)

- разрывание материала (бумага, фольга)

- размазывание материала руками

- разминание материала (тесто, пластилин)

- пересыпание материала (фасоль) двумя руками из одной емкости в другую

- переливание материала (вода, клейстер) из одной емкости в другую

- наматывание нити на клубок (шпагат)

Действия с предметами

- сжимание предмета: мокрая губка

прищепка

резиновая игрушка

- нанизывание предметов на нить

- вставление предметов (мелких деталей мозаики в отверстия)

- вращение предмета (открывание и закрывание пластиковых бутылок)

- закрывание предмета:

коробок , банок (с капроновыми крышками)

                                                       Двигательное развитие

Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении сидя), повороты (вправо, влево в положении  сидя), «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки). Изменение позы в положении стоя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые». Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание. Выполнение движений плечами. Бросание и передача мячей разных размеров, одной и двумя руками.

  1. Нравственное воспитание

Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающихся с умственной отсталостью в единстве с урочной,  внеурочной и внешкольной деятельности,  в совместной педагогической  работе школы,  и других институтов общества.  

В основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи,  базовые национальные ценности российского общества,  общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Направления нравственного развития обучающегося:

  • осмысление ценности жизни (своей и окружающих);
  • развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;
  • на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей;
  • формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми;  
  • учить управлять своими эмоциями и поведением,  формировать волевые качества.  

Формирование доверия к окружающим у ребенка с ТМНР происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности. В процессе обучения ребенок включается в общение со взрослым, который своим уважительным отношением (с эмпатией) и доброжелательным общением, вызывает у ребенка доверие к себе и желание взаимодействовать.

Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Любому ребенку, а с нарушением интеллекта особенно трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым. Программа выполняется в рамках внеурочной деятельности. Основным и организационными формами внеурочной деятельности, через которые реализуется содержание программы, являются: экскурсии, праздники, походы и др.

Содержание

Наблюдения

Способность замечать происходящее, радоваться новому дню, запоминать какие события, встречи, изменения происходят в жизни;

осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

Доброжелательное отношение к окружающим;

умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием невербальных форм общения; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.).

Умение выражать свои желания,

умение понимать результаты своих действий;

контроль своих эмоций и поведения.

Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.

  1. Программа формирования экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни.

Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у обучающихся с умеренной умственной отсталостью, с ТМНР вести здоровый образ жизни и бережно относится к природе.  Программа направлена на решение следующих задач:

  • Формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе,  безопасного для человека и окружающей среды;
  • Формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня; Формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование знаний о правилах здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов (физкультуры и спорта) для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей;
  • Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде,  простейших умений в быту.  

Содержание

Наблюдения

Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня. Занятия по формированию навыков самообслуживания

Интерес и бережное отношение к природе;

соблюдение правил поведения в окружающей среде.

Соблюдение простых правил в окружающей среде и простейших умений в быту.  

Участие в мероприятиях, связанных с формированием экологической культуры и использование оптимальных двигательных режимов

7 .   Программа внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность направлена на социальное, спортивно-оздоровительное, нравственное, общеинтеллектуальное развитие личности.

Задачи внеурочной деятельности:

  • развитие творческих способностей обучающихся;
  • развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным видам деятельности;
  • создание условий для развития индивидуальности ребенка;
  • формирование умений,  навыков в выбранном виде деятельности;
  • создание условий для реализации приобретенных знаний,  умений и навыков;
  • приобретение опыта общения, взаимодействия с разными людьми, сотрудничества, расширение рамок общения в социуме, контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками.

Название мероприятия

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

Праздник осени

присутствие на празднике

Открытый урок  

  Подготовка к открытому уроку, участие

Новогодний праздник

подготовка к мероприятию: изготовление украшений класса, участие в новогоднем развлечении

 

Масленица

подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, участие в мероприятии

Пасха

подготовка к мероприятию: разукрашивание яиц

Игра

игры с мячом, куклой, машинкой, игры в сенсорной комнате

Прогулки на улице

игры  в  саду.

Последний учебный день

 присутствие на торжественной        линейке  

  1. Программа сотрудничества с семьей

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Уведомление родителей об особенностях развития и специфических  образовательных потребностях ребенка

индивидуальные консультации

(по запросу родителей)

Приглашение родителей, опекунов на внеурочные мероприятия

 привлечение родителей к планированию, и реализации мероприятий:

 День знаний;   Новый год.

9.   Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

Педагог-психолог, логопед, педагог-организатор (учитель музыки),  учитель, воспитатель, социальный педагог.

10 .  Перечень необходимых технических средств

и дидактических материалов.

          Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала,  позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.  

  • Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопками, ремнями.
  • Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам:  «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Птицы»,  «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Профессии», «Музыкальные инструменты».
  • Конструктор «Лего», логические блоки Дьенеша, «Почтовый ящик», набор предметов для группировки по цвету, форме и  величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал.
  • Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик  «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши, цветная бумага, цветной картон, клей, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, формы для лепки.
  • Гимнастические мячи большого и среднего размера, маты, кегли, батут, шведская стенка, шариковый бассейн, подвесные качели.
  • Музыкальные инструменты (маракас, бубен, бубенцы, румба, барабан, палочки, пианино, гитара, флейта), музыкальный центр, аудиозаписи.
  • Компьютер, проектор, презентации, видеозаписи, экран для проектора.

  1. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Мониторинг результатов обучения проводится один раз в полугодие. Результаты заносятся в "Листы достижений". Итоговые результаты образования за оцениваемый период отражаются в оценочных листах за учебный год. На основе итоговых оценок  составляется СИПР на следующий учебный период.

В течение учебного года по результатам обучения  могут вноситься  изменения в СИПР.

Условные обозначения

Уровни освоения (выполнения) действий/операций

1. Пассивное участие / соучастие.

- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним)

-

2. Активное участие. Действие выполняется ребенком:

- с помощью взрослого

+

- самостоятельно

+

Сформированность представлений

1. Не проявляется наличие представлений

?

2. Представление отсутствует ( не узнает объект)

-

3. Не всегда узнает объект

+

4. Узнает объект

+

                                                   Учитель    __________________Орешина С.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация с рекомендациями как разработать социальную индивидуальную программу развития (СИПР) варианты C и D

По требованиям ФГОС для обучающихся, которые не усваивают програмный материал основной школы, а требуют индивидуального подхода, с определённым набором предметов исходящим из возможностей ребёнка сост...

Из опыта обучения по СИПР слабослышащего ребёнка со множественными нарушениями

В данной статье анализируются особенности обучения и воспитания слабослышащего ребёнка со множественными нарушениями....

СИПР

Выступление на окружном обучающем семинаре .СИПР  подразумевает индивидуальную работу с учетом всех их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей....

Диагностическая карта для специальной индивидуальной программы развития (СИПР)

Диагностика развития познавательной деятельности, социализации, эмоционально- волевой сферы, коммуникативных навыков....