Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей
консультация на тему
Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных
движений пальцев и кисти рук детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных
движений пальцев и кисти рук детей
Задачи:
- Развитие хватания
- Развитие согласованных движений обеих рук
- Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук
- Формирование ручных умений: расстёгивание и застёгивание липучек, кнопок пуговиц, молний
- Развитие осязания
- Совершенствование движения рук, развивая психические процессы
Речь относится к высшим уровням организации движений. В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный располагаются рядом (один является частью другого). Поэтому при развитии речи и движений (мелкой и общей моторики), так же как и их нарушений идут «параллельно».
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму..
Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни, разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.
Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.
В современных исследованиях указывается на неоднородность структуры дефекта при ОНР, обусловленной наличием вербальных и невербальных нарушений. Одним из нарушений невербального характера является нарушение моторной сферы, в частности мелкой моторики, которое выражено недостаточной координацией, недифференцированностью, малым объемом движений пальцев и кисти рук, неловкостью, слабо развитыми тактильными ощущениями, недостаточным темпом и переключаемостью последовательно организованных движений. Согласно данным психологов и физиологов, у детей дошкольного возраста с ОНР не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы находятся на разной стадии развития. Поэтому движения характеризуются недостаточной чёткостью и организованностью. Отмечается утомляемость и истощаемость движений, недостаточная сформированность графомоторных навыков.
Поэтому одним из направлений коррекционной работы с детьми групп компенсирующей направленности является развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Упражнения можно условно разделить на три группы.
I группа. Упражнения для кистей рук
∙•развивают подражательную способность;
∙•учат напрягать и расслаблять мышцы;
∙•развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
∙•учат переключаться с одного движения на другое.
II группа. Упражнения для пальцев условно статические.
- Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений
III группа. Упражнения для пальцев динамические
∙•развивают точную координацию движений;
∙•учат сгибать и разгибать пальцы рук;
∙•учат противопоставлять большой палец остальным.
При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:
∙•Отрабатывать последовательно все упражнения, начиная с первой группы.
∙•Игровые задания должны постепенно усложняться.
∙•Начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть.
∙•Никогда не начинать игру, если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.
∙•Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.
∙•Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.
∙•Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
∙•Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.
∙•Недопустимо переутомление ребёнка в игре.
∙•Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.
В нашей группе организована систематическая работа по развитию мелкой моторики. Развитию тонких дифференцированных движений пальцев рук уделяется ежедневно 15-20 минут . В течение учебного года ведется просветительская работа родителей воспитателями по развитию мелкой моторики у детей. Регулярно проводятся родительские собрания, индивидуальные беседы с показом дидактических игр, упражнений. Также проводятся консультации: «Тренируем пальчики – развиваем речь», «Чтобы лучше говорить, надо с пальцами дружить», «Развитие мелкой моторики как основа подготовки руки к письму у старших дошкольников с ОНР».
Каждый пальчик руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Есть такой тест на распознание пальцев, который помогает оценить функционирование теменно-затылочных отделов коры головного мозга ребенка:
Закройте ладонь и пальцы протянутой руки ребёнка своей рукой. Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев его протянутой руки. Попросите вытянуть на другой руке тот палец, который вы трогаете.
3-летний ребенок - правильно определяет большой палец.
5-летний ребенок - различает большой палец и мизинец.
6-летний - свободно различает большой палец, мизинец и указательный.
Различение среднего и безымянного пальцев представляет большую проблему для шестилетнего ребенка. Необходимо иметь в виду, что пальцы на правой руке ребенок - правша, как правило, различает несколько лучше, чем на левой. По данным зарубежных авторов, неумение ребенком распознавать пальцы - прогностический признак будущих трудностей с чтением и письмом.
Исходя из этого, в систему по развитию мелкой моторики детей необходимо включить специальные игровые задания.
Виды игр и заданий
1. Игры с пальчиками, сопровождающие стихами и потешками
2. Специальные комплексы пальчиковой гимнастики без речевого сопровождения
3. Игровые задания на распознание пальцев («Пальчик, пальчик, как зовут?», «Покажи такой же пальчик на другой руке», «Угадай и покажи», «Какой и где пальчик?») и т. д.
4. Игры с игрушками и предметами (шнуровка, колец, мозаика, конструктор, нанизывание бус, застёгивание и расстегивание пуговиц, раскладывание палочек, пуговиц, каштанов, строительный материал, перчаточный и теневой театр и т. д.)
5. Массаж, самомассаж кисти рук и пальцев (ручной, карандашный, точечный, прищепочный - биологически активные точки на подушечках пальцев и т. д.)
6. Лепка из пластилина и глины, раскрашивание картинок; рисование карандашами, красками, пальцами; работа с ножницами и т. д.
7. Графомоторные задания (штриховка, обводка, рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки; по контурам,
рисование: по точкам, по клеточкам; печатание букв, слогов, слов и т. д.)
В целом, такая система работы по развитию тонких дифференцированных движений пальцев рук показывает положительный результат.
У детей значительно улучшаются показатели выполнения моторных заданий на статическую и динамическую координацию, на переключаемость, одновременность и отчетливость движений, улучшаются графомоторные навыки, уменьшается количество синкинезий и тремора пальцев. Движения дошкольников становятся уверенными, повышается темп их выполнения. Кроме того, развивая мелкую моторику, комплексно развиваются различные психические процессы - зрительно-пространственные функции, память, внимание, мышление, восприятие и, конечно же, речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/04/picture-255667-1378310241.jpg)
Научно-методическая статья "Взаимосвязь развития словесно-логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Статья может быть интересна начинающим логопедам, а также логопедам со стажем, как материал по самообразованию. Научно-методическая статья (по самообразованию) состоит из 3 частей 1часть содер...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/31/picture-105858-1359645040.jpg)
Развитие чувства ритма через взаимосвязь музыки, речи и движения с элементами концепции Карала Орфа
Развитие чувства ритма через взаимосвязь музыки, речи и движения с элементами концепции Карала Орфа Одной из самых известных концепций музыкального воспитания детей, распространенных более ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/02/picture-332742-1383407833.jpg)
Методическая разработка по развитию тонких движений пальцев рук «Трудно ли поднять спичку?»
Уделяя должное внимание упражнениям и играм на развитие тонких движений пальцев рук, решаются сразу две задачи: во-первых, косвенным образом происходит влияние на общее интеллектуальное развитие...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/25/picture-407825-1485359712.jpg)
Урок по окружающему миру и развитию речи. Тема "Развитие силы голоса посредством игровых упражнений". Для 6 класса VIII вида (по программе Баряевой Л.Б.)
Eрок разработан на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» Л.Б. Баряевой) Цель урока: создать условия для развития силы голоса на основе яв...
Урок письма и развития речи. Тема: "Развитие речи. «Открытка - поздравление к празднику - День Матери». 6 класс. (Ребёнок с ОВЗ )
Конспект интегрированного урока«Письма, развития речи» и « изобразительного искусства» в 6 классе для ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/11/picture-892943-1497205992.jpg)
Методическая разработка конспекта НОД по развитию речи на тему: «Собачка Татошка в гостях у ребят» для детей первой младшей группы
Аннотация: Предлагаю конспект НОД для детей первой младшей группы. Данный материал будет полезен воспитателям раннего развития. Цель образовательной деятельности заключается в создании условий дл...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/16/picture-1316398-1673849362.jpg)
Конспект непрерывной образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» Тема: «Путешествие к Ягодной Фее» возрастная группа: дети 5 – 6 лет
Конспектнепрерывной образовательной деятельности образовательная область «Познавательное развитие»и «Речевое развитие» Тема: «Путешествие к Ягодной Фее&ra...