Работа с детьми с ОНР
рабочая программа на тему

Блинова Ирина Павловна

Речь является основной формой передачи мысли средствами языка, а также способом коммуникации. От ее развития зависит уровень реализации личности ребенка.

За последние годы значительно возросло количество детей, с различными трудностями обучения в начальной школе. Одна из самых актуальных проблем – это общее недоразвитие речи третьего уровня, которая довольно часто выявляется у учащихся начальных классов общеобразовательной школы. И значительно влияет на неполноценное усвоение школьной программы. Поэтому вопрос о сопровождающей логопедической помощи детям, сталкивающимся с этой проблемой, является самым актуальным на сегодняшний день.

ОНР (общее недоразвитие речи) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Речь детей с общим недоразвитием речи третьего уровня характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. У детей наблюдаются замены слов, близких по значению, отдельные аграмматичные фразы, искажения звуко-слоговой структуры некоторых слов, недостатки произношения наиболее сложных по артикуляции звуков. Активный, и особенно пассивный, словарь детей значительно обогащается за счет существительных и глаголов. Вместе с тем в процессе речевого общения часто имеет неточный отбор слов, следствием чего являются вербальные парафазии («Мама моет ребенка в корыте», кресло - «диван», смола - «зола», вязать - «плести», строгать - «чистить»). Дети используют в речи в основном простые предложения. При употреблении сложных предложений, выражающих временные, пространственные, причинно-следственные отношения, появляются выраженные нарушения. Характерными для этого уровня являются и нарушения словоизменения. В речи детей наблюдается еще большее количество ошибок на согласование, управление. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pr_1_klass_onr.doc267.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Новосибирской Области «средняя общеобразовательная школа «ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»» п. Тулинский

Утверждаю:

_______________/Головач А.Ф.

директор ГБОУ НСО СОШ

«областной центр образования»

дата________________________

________________________М.П.

Программа коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи третьего уровня у детей младшего школьного возраста

Составитель:   учитель-логопед,

первой квалификационной категории

 Блинова Ирина Павловна


Содержание программы

Пояснительная записка

Диагностическая работа

Коррекционно-развивающая работа

Консультативная работа


Пояснительная записка

Речь является основной формой передачи мысли средствами языка, а также способом коммуникации. От ее развития зависит уровень реализации личности ребенка.

За последние годы значительно возросло количество детей, с различными трудностями обучения в начальной школе. Одна из самых актуальных проблем – это общее недоразвитие речи третьего уровня, которая довольно часто выявляется у учащихся начальных классов общеобразовательной школы. И значительно влияет на неполноценное усвоение школьной программы. Поэтому вопрос о сопровождающей логопедической помощи детям, сталкивающимся с этой проблемой, является самым актуальным на сегодняшний день.

ОНР (общее недоразвитие речи) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Речь детей с общим недоразвитием речи третьего уровня характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. У детей наблюдаются замены слов, близких по значению, отдельные аграмматичные фразы, искажения звуко-слоговой структуры некоторых слов, недостатки произношения наиболее сложных по артикуляции звуков. Активный, и особенно пассивный, словарь детей значительно обогащается за счет существительных и глаголов. Вместе с тем в процессе речевого общения часто имеет неточный отбор слов, следствием чего являются вербальные парафазии («Мама моет ребенка в корыте», кресло - «диван», смола - «зола», вязать - «плести», строгать - «чистить»). Дети используют в речи в основном простые предложения. При употреблении сложных предложений, выражающих временные, пространственные, причинно-следственные отношения, появляются выраженные нарушения. Характерными для этого уровня являются и нарушения словоизменения. В речи детей наблюдается еще большее количество ошибок на согласование, управление.

На этом уровне речевого развития наблюдаются и нарушения словообразования. Эти нарушения проявляются в трудностях дифференциации родственных слов, в непонимании значения словообразующих морфем, в невозможности выполнения заданий на словообразование.

Цель: Создание системы сопровождающей помощи детям, с общим недоразвитием речи третьего уровня, младшего школьного возраста, в усвоении школьной программы.

Основные задачи учителя-логопеда с детьми ОНР:

  1. Выявление детей с общим недоразвитием речи младшего школьного возраста
  2. Определение образовательных потребностей детей с общим недоразвитием речи младшего школьного возраста
  3. Организация коррекционно-логопедических занятий для детей с общим недоразвитием речи младшего школьного возраста с 15 сентября по 15 мая учебного года

Основные задачи программы:

Условия реализации программы:

Зачисление детей на логопедический пункт осуществляется на основе результатов тестовой методики диагностики устной речи Т.А. Фотековой.

Выпуск обучающихся осуществляется после курса коррекционно-логопедической работы после устранения нарушений в развитии устной и письменной речи.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, для коррекции дефектов звукопроизношения, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Групповые занятия проводятся во внеурочное время, с учетом режима работы ГБОУ НСО СОШ «ОЦО», три раза в неделю.  Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия 20 минут.

Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и родители, согласно договору оказания коррекционно-логопедических занятий.

Диагностическая работа

Направление работы

Сроки

1

Первичная диагностика дошкольников поступающих в первый класс по тестовой методике Т.А. Фотековой

Март-апрель

2

Обследование устной речи первоклассников

2-15 сентября

3

Педагогическая диагностика классов

октябрь

4

Промежуточная диагностика

Раз в четверть

5

Заключительное логопедическое обследование

15-30 мая

Коррекционно-развивающая работа

Данная программа составлена с учетом имеющихся пробелов у детей с общим недоразвитием речи младшего школьного возраста. Включает в себя разделы:

1. Развитие фонетико-фонематических процессов, а именно формирование навыков правильного аудирования.  Развитие звукового анализа: умение вычленять в словах определенные звуки, линейный ряд фонем, деление на слоги, ударения, нахождение первого и последнего звука в слове (по картинке).

2. Упражнения в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении:

Выделение согласных по картинке и в словах (по мере изучения алфавита): б-п; в-ф; г-к-х; с-ш; з-ж; с-з; с-ц; ш-ж; ц-ч; ч-ц; ч-ть.

Выделение и дифференцирование звуков: п-б; д-т; р-л; в-ф; с-з; ш-ж; ш-щ.

3. Знакомство со всеми гласными звуками попарно и правилами их написания. Обозначение мягкого согласного последующим гласным. Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда:

4. Формирование навыков словоизменения. Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов.

анализ слога по звукам;

 анализ слова по звукам;

нахождение звука в словах со стечением согласных в начале слова, конце слова, середине слова;

преобразование слов путем замены одних звуков и букв другими;

преобразование слов путем наращения и отнимания звуков (букв);

преобразование слов путем наращения согласных.

5. Помощь в обучении детей работе со смешанными моделями слов:

слоговой анализ – синтез слова в 2, 3, 4, (5)  слогов.

чтение предложений и небольших рассказов по слогам.

дописывание слов по картинкам.

6. Формирование грамматически правильной речи.

обогащение, закрепление и активизация словаря;

развитие обобщающих понятий, классификация предметов.

работа над формированием грамматического строя речи:

  • Упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже с ориентацией на их окончание.
  • Подбор определений к существительным.
  • Образование качественных и относительных прилагательных краткой формой прилагательного.
  • Обучение разным способам образования степеней сравнения (прилагательных и наречий).
  • Активизация употребления глагольного словаря (в форме настоящего, прошедшего, будущего времени, единственного и множественного числа, в трех наклонениях).

На основе результатов диагностической работы необходимо, подробное изучение тем: «слово», «предложение», «предлоги». Каждое занятие включает в себя артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, а также логоритмические минутки.

2.1. Темы логопедической работы

Дата

Лексическая тема

Краткое Содержание

Для того чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому работа начинается с расширения и совершенствования словаря. При этом слово рассматривается не только как лексическая единица, но и как грамматическая и синтаксическая единица предложения.

Слово

Работа над понятием предложения с выводом.

Разъяснение смысла слова.

Игра «определи слово».

Слова, обозначающие предметы.

Слова, обозначающие живые и неживые предметы.

Слова, обозначающие предмет

Работа со словами, обозначающими предметы.

Игра «Поймай живые, неживые слова на слух».

Графическое изображение слов, предметов.

Самостоятельное выполнение задания: Занимательное чтение стр.4

Слова, обозначающие действие предмета

Игра «Закончи фразу».

Повторение графического изображения слова, обозначающего предмет и вопросы КТО? ЧТО?.

Наглядная демонстрация слов-действий.

Работа со словами-действиями.

Графическое изображение слов-действий.

Игра «Поймай слово-действие и задай ему вопрос»

Дифференциация слов-предметов и слов-действий

Что узнали нового на прошлых занятиях?

«Задай вопросы кто? Что делает? К картинкам»

«Назови предмет по его действию»

«Скажи, кто как передвигается»

«Скажи, кто как подает голос»

«Поймай слова-предметы»

«Выбери слова-действия»

Дифференциация слов-предметов и слов-действий

«Назови слово-предмет», «Назови слово-действие»

«Подними карточку с графическим изображением слова действия или  предмета»

«Раздели графически слова»

«задай вопрос к слову в простом предложении»

«Послушай, выбери слова-предметы»

Слова, обозначающие признак предмета

«Отгадай загадку, поставь вопросы к отгадкам и словам в загадках, что обозначает каждое слово».

Работа над словом, обозначающими признак предмета.

Задание:

  1. Поставь вопросы к словам: зеленый, свежий, желтая, хрустящая, красивое, ароматное.
  2. Придумай слово, обозначающее признак предмета, задай ему вопрос
  3. Подумай, что обозначают слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое?

Графическое изображение слов-признаков.

Слова, обозначающие признак предмета

Задания:

  1. Придумать и назвать слово, которое обозначало бы признак предмета и отвечало на вопрос: какая? какие? какое?
  2. К словам предметам: ландыш, березка, настроение подобрать подходящие по смыслу слова-признаки
  3. Рассмотреть предмет, дать его описание в следующей последовательности: форма, цвет, вкус, на ощупь
  4. «Раздели слова на группы»
  5. «Подбери к словам предметам, два признака из которых 1-цвет, 2-материал из которого сделан предмет»
  6. Послушай стихотворение В.Берестова, назови слова признаки, говорящие о характере человека

Слова

Работа со словами, обозначающими предметы и действия:

  1. Назвать действия, которые могут производить эти предметы САМОЛЕТ летит, перевозит, гудит…
  2. Назвать профессии людей по их действиям строгает, пилит; варит, жарит…
  3. «Кто больше подберет слов-предметов к словам-действиям» растет(трава, ребенок, репа, цветок…)

Работа со словами-предметами и словами-признаками:

  1. Назвать предмет по признакам. Ответить на вопрос? Прыгучая, пушистая, рыжая..-Какая белочка?
  2. «Подбери к предмету слово-признак»ВЕТЕР- холодный, быстрый, теплый, ласковый…
  3. Слуховой диктант «Распредели слова на три колонки, обозначь их графический рисунок»1-слова-предметы; 2-слова-действия; 3-слова-признаки.
  4. Самостоятельное выполнение задания: Занимательное чтение стр.5

Данный раздел начинается с работы над простым нераспространенным предложением. Дети научаться «чувствовать» синтаксическую основу предложения (подлежащие, сказуемое). Необходимо использование графических схем для формирования абстрактно-зрительных представлений о слове, как единице предложения.

Речь. Предложение

  1. Беседа о том, что такое речь
  2. Работа с предложением с выводом: Предложение образуется тогда, когда слова живут в согласии.
  3. «Составь предложение из двух слов к картинке, задай вопрос к каждому слову»
  4. Графическое обозначение предложения
  5. Самостоятельное выполнение: составь предложение и нарисуй схему в тетради

Интонационность предложения

  1. «Составь предложение к картинке «предмет и его действие»»
  2. Работа над смысловой и интонационной законченностью предложения

Вывод: Чтобы понять смысл любого рассказа, очень важно уметь правильно произносить предложения, делать остановку в конце предложения.

Задание:

  1. Покажи карточку точки, если считаешь предложение законченным
  2. Запиши предложение с помощью схем (Занимательное чтение стр.6 №1)

Трехсложные предложения

  1. Вспомнить слова: предмет, действие, признак
  2. «Составь предложение из трех слов по картинкам и вопросу: ЧТО ДАЮТ ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ ЧЕЛОВЕКУ?»
  3. «Вставь в предложение пропущенное слово»

…вьют гнезда! Птицы…гнезда. Птицы вьют… .и др.

  1. Покажи карточку точки, если считаешь предложение законченным. Вопросы: Что вам помогло определить конец предложения? Где производятся работы? Как можно озаглавить текст?

Предложение и слово. Дифференциация понятий

  1. Составь и изобрази графически предложение «предмет, действие»
  2. Беседа о том, что в чем разница между словами и предложением, повторение правила- предложение
  3. Работа со схемами слов и предложений. «кто внимательнее»
  4. Занимательное чтение стр.7

Работая над предлогами в данном разделе необходимо решить следующие задачи:

  1. Сформировать представление о смысловом (семантическом) значении предлогов.
  2. Сформировать представление о предлоге как отдельном слове.
  3. Научить детей правильно пользоваться предлогами.

Предлоги

  1. Придумай предложение из трех слов
  2. Предлог как самостоятельное слово
  3. Составление словосочетаний с предлогом «Назови предлог по действиям», «ответь на вопрос предлогом, а затем словосочетанием»
  4. Задание: Составь словосочетание к картинке и начерти схему.

Предлог НА

  1. Игра «На чем можно ездить?»

№1 Послушай предложения. Назови предлоги. Подбери к предлогу слово. Произнеси словосочетание.

№2 Составь предложения с данными словами и схемами

№3 Послушай предложение, вставь пропущенный предлог. Повтори предложение целиком.

№4 Составь предложения из данных слов. Назовите слово с относящимися к нему предлогом. Начертите схемы.

Предлог В

  1. Послушайте предложение. Подсчитайте в нем количество слов. Назовите, какое место по порядку занимает предлог.
  2. Ответь на вопросы словосочетанием
  3. Послушайте слова, составьте с ними предложения.
  4. Закончи предложение, вставляя подходящее по смыслу слово с предлогом В, отвечая на вопрос ГДЕ?

Дифференциация предлогов НА, В

  1. Ответь на вопрос сначала словом с предлогом, затем предложением. Начерти схему, вписывая предлог.
  2. Игра «Солнечный зайчик»
  3. Прослушайте предложение, вставьте пропущенный предлог В или НА. Произнесите предложение целиком.

Предлог с (со)

  1. Ответь на вопрос словом с предлогом.
  2. Послушай стихотворение, вставь пропущенный предлог
  3. Вставь в предложения пропущенные предлоги С, СО

Предлог ИЗ

  1. Послушайте предложения, ответьте на вопросы: ОТ КУДА? ИЗ ЧЕГО?
  2. Послушайте словосочетания, с каждым из них составьте предложение.
  3. Послушайте слова. Составьте из них предложения, подсчитайте количество слов в предложении. Назовите предлог.

Предлоги ПО, К

  1. Составь предложения, включив в них слова с предлогами
  2. Составь предложения из слов, начерти схему.
  3. Послушай предложения, вставьте пропущенный предлог К или ПО. Запишите предложение.

Предлоги за, из-за

  1. «Поймай предлог в словосочетании, запиши его»
  2. Вставь предлог ЗА, прочитай словосочетание
  3. Составь предложение по картинке с предлогом ЗА
  4. Послушай предложение, назови сложный предлог
  5. Составь предложения по картинкам, используя сложный предлог из-за
  6. Вставь пропущенный предлог в предложения, запиши их

Предлоги НАД ПОД

  1. Составь предложение по картинкам, используя предлоги над, под
  2. Послушайте предложения. Вставьте подходящий по смыслу предлог НАД, ответь на вопрос сначала словом с предлогом, или ПОД. Запиши их.

Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД

  1. Послушайте предложения, назовите предлоги
  2. Замените предлог из-под предлогом под, правильно составьте предложение, запишите его
  3. Вставьте в предложение подходящий по смыслу предлог.

Закрепление предлогов

Самостоятельная работа.

Вставь пропущенные предлоги в текст.

Петя вошел … класс. Он сел … парту. Вынул … портфеля книги и положил … парту. Петя сидит … Юрой. Учитель вызвал Петю … доске. Мальчик стоит … доски и отвечает на вопрос.

Гласные звуки

  1. Уточнение понятия о гласных звуках
  2. «будь внимателен»
  3. «Ловкие пальчики»
  4. «Кто больше»
  5. Занимательная фонетика стр.12-13

Буква А

  1. Найди на картинках букву А, скажи на что она похожа?
  2. Рассмотри картинки. Определи место звука А в словах-названиях картинок. Запиши эти слова под схемами.
  3. Вспомни в каких названиях овощей и фруктов есть буква А?

4.Занимательная фонетика стр.4-5

Буква У

  1. Назови предметы и их цвет. Запиши получившиеся словосочетания. Укажи место буквы У в словах.
  2. Назови предметы по контуру. Какой звук есть во всех словах- названиях картинок? Запиши эти слова, выдели букву У.
  3. Занимательная фонетика стр.6-7

Буква О

  1. Запиши имена героев сказок, выдели букву О.
  2. Подбери к схемам слова с буквой О и запиши их.
  3. Рассмотри картинки про Ослика. Составь по ним предложения. Соедини каждое предложение с соответствующей схемой
  4. Занимательная фонетика стр. 8-9

Буква Ы

  1. Рассмотри и назови картинки. Соедини их в пары. Запиши пары слов.
  2. Рассмотри картинку «Звери на катке».Составь рассказ.
  3. Занимательная фонетика стр. 10-11

Буква И

  1. Рассмотри картинки(улитка, утюг, игла, книга, кошка, кит), запиши только те, в которых есть буква И, нарисуй схему.
  2. Закончи предложения, подбирая слова из картинок предыдущего задания.
  3. Вспомни по пять имен девочек и мальчиков с буквой И. Запиши их.
  4. Занимательная фонетика стр. 16-17

Буква Э

  1. Составь из первых букв слов-картинок имя девочки. Запиши его по схеме-подсказке.
  2. Запиши слова-картинки, подчеркни букву Э.
  3. Прочитай слова. Составь с ними предложения. Запиши эти предложения, составь к ним схемы.
  4. Занимательная фонетика стр. 20-21

Гласные буквы Я, Ю

  1. Беседа о том, что такое гласные буквы.
  2. Схема обозначения звуков буквы Я и буквы Ю
  3. «Кто внимательнее» В каком слове спрятались слова, запиши их
  4. Прочитай словосочетаниях, выдели букву я
  5. Прочитай стихотворение, заменяя картинки словами.
  6. Прочитай слова. Заменив в них одну гласную букву на букву Ю, образуй новые слова, запиши их
  7. «Подружки» Соедини слова из левого столбика со словами из правого, запиши словосочетания.

Гласные буквы Ё, Е

  1. Беседа о том, что такое гласные буквы
  2. Изучение схем обозначения звуков букв Ё, Е
  3. Вспомни имена героев сказки «Теремок» Найди буквы занятия.
  4. Переделай слова так, чтобы в них появилась буква Е. лото-лето, Срня-Сеня, рука-река, луна-Лена, сало-село, охать-ехать, пол-пел, лиса-леса
  5. «Допиши буквы и прочитай получившиеся слова»
  6. Прочитай предложения. Поменяй строчки местами и запиши текст верно.
  7. Прочитай слоги, выпавшие из слов. Верни их на место и запиши получившиеся слова

Рё лё свёк веет __ла, жи__, се___жа, по___т, плы___, само___т

Деление слов на слоги

  1. Знакомство с открытыми и закрытыми слогами
  2. Нарисуй слоговые схемы слов- названия картинок
  3. Составь из слогов слова

Кар, бан, су, ход, та, фо, ха, лес, нарь, кА, рик, мох

  1. Прочитай слоги записанные на досле, дополни их до слов. __ба, лес_, двер_, ко_ры, кол_са, за_ка, _бака
  2. Отгадай и запиши имена детей, которых украла Баба-Яга
  3. Запиши слова в два столбика: односложные в левый, двусложные в правый

Лист, стол, стул, эхо, крот, кедр, кино, хвост, стулья, зебры, лифт, гнездо, гномы, мост, уха, снег, клест, дупло, аист, дрозд

Ударение

  1. Беседа о произношении ударных гласных с выводом: ударный слог произносится протяжнее, громче, чем безударный
  2. Внимательно послушай и повтори, отхлопай ритм

Папа папапа папапа папапа папипо пипапо

  1. «Хитрые слова»
  2. Послушай, отхлопай ритм и скажи, сколько слогов в слове.

Корова, дерево, крокодил, береза, лисица, осина

  1. Нарисуй схемы слов к рассказу «наша семья» (Занимательное чтение стр.7)

Самостоятельное задание: Отхлопай ритм, подбери слово к каждой схеме

Твердые и мягкие согласные

  1. Повторение предыдущего материала
  2. «Раздели слова на слоги»
  3. «Сказка про медведей»

Вопросы: Какими были медведи? Песенки похожи, но медведи их пели по разному, почему?

  1. Послушай слова, сравни их по звучанию и по смыслу, раздели на слоги, нарисуй схемы. Угол-уголь, брат-брать, ел-ель, мел-мель, хор-хорь

Дифференциация букв п – б

  1. Игра с мячом: Мяч веселый есть у нас. Мы играли много раз.Я бросаю-ты поймай. Быстро, точно отвечай.

«Повтори наоборот» ПА_АП, ПО…, ПУ .., ПЫ…; БА.., БО.., БУ…, БЫ

  1. «Помоги Белоснежке составить слоги с буквами Б, П»
  2. «Один-много» СУП-СУПЫ; ИП-ШИПЫ; КАРП-КАРПЫ; СИРОП-СИРОПЫ; ТУЛУП-ТУЛУПЫ.
  3. «Волшебные слова» Замени первый звук на звук П

Кол, торт, мост, шелк, кочка, карта, галка, мушка, кони, дружина, дуля, сучок, мальчик, дух

  1. «Расколдуй слова» Вставь буквы б, п, в яблоки и прочитай слова
  2. Прочитай лесенки слов
  3. «Чудесное превращение слов» Четко прочитай слова, скажи, чем они отличаются по написанию. Назови первый и последний звук, дай характеристику. Бак-бык-бок-бор-бот; бал-был-быль-боль; бег-бот-бор-боб-болт
  4. «Узнай нас» Послушай стихи и назови героев сказок, запиши героя и составь звуковую схему
  5. «Каждому слову найди свой домик»
  6. «Четвертый лишний по первой букве»

Дифференциация букв т-д

  1. «Назови имена детей начинающихся на слог ТА…» Таня, Тамара, Тарас, Тая
  2. «Разгадай кроссворд, составь предложение с ответами»

Ответы: дата, диктор, директор, халат, букет, лед, год,

  1. «Помоги Дюймовочке» Закончи слова слогами с буквами д-т, раздели слова на слоги
  2. «Подумай, скажи слова на звук д»

Дом, дым, дрова, доски, долото, дверь…

  1. Найди на картинке не меньше 30 слов, начинающихся на д.
  2. Вставь пропущенные буквы т, д
  3. Прочитай слова в столбиках, составь словосочетания, выбрав слова-признаки. Запиши эти словосочетания.
  4. «из двух - третье» Соедини линиями таблички со словами так, чтобы получить новые слова, запиши эти слова раздели на слоги, и составь звуковые схемы.
  5. «Составь предложения из слов»

Дифференциация букв к-г

  1. «Кто больше» Вспомни слова-предметы, где звук к первый: карусель, картофель, камбала, книга, канарейка, кнопка, клумба…
  2. «Подбери» в саду к каждому яблоку для пары грушу так, чтобы можно было прочитать словосочетание типа «слово-качество – слово-предмет»

Красная шапка, круглое зеркало, сочная морковь, тяжелые гири, мохнатые варежки, зеленая трава

  1. Вставь пропущенные буквы К Г в слова, подчеркни лишнее слово
  2. Найди на картинке не мень ше 20 слов начинающихся на г.
  3. «Соедини части предложений стрелками»
  4. «из двух - третье»

Дифференциация букв в - ф

  1. «Прочитай имя по первым звукам названий картинок» запиши ответ, составь звуковую схему

Ответ: Ванечка, Федор

  1. «Вставь  в слова буквы в-ф и прочитай их»

Корова, футбол, слова, кофе, кефир, литр, враги, фея, шофер, вилка, фонтан, жираф

  1. Игра с мячом «Повтори наоборот» ФА-АФ, ФО.., ВА.., ФЫ…, ЫВ.., ОВ…
  2. Прочитай словосочетания. Начерти схемы словосочетаний по образцу
  3. Вставь пропущенные буквы Ф В в слова, подчеркни лишнее слово
  4. Прочитай предложения. Составь схемы предложений.
  5. Вставь в текст буквы в-ф и прочитай его
  6. «Лабиринт»

Дифференциация букв с-з

  1. Назови картинки со звуком [с] запии их, составь звуковую схему
  2. «Кто внимательнее» Замени первый звук на звук [з] и получи новое слово

Чайка-зайка, наряд-заряд, дубы-зубы, вагон-загон., набор-забор, двери-звери, болото-золото, пеленка-зеленка

  1. Прочитай справа налево, запиши правильно в тетрадь

Ответы: Алиса, зазеркалье

  1. Сократи слова до одного слога.

Сосна-сос, роза-за, нарцисс-цисс, сирень-си, василек-си, береза-за, зверобой-зве, хризантема-за

  1. Найди на картинке не меньше 20 слов, начинающихся на з.
  2. Отгадай ребусы. Запиши ответы, разделяя на слоги

Ответы: завод, собака, забава

  1. Вставь пропущенные буквы С З в слова, подчеркни лишнее слово

Дифференциация букв ш-ж

  1. Игра с мячом «Наоборот» жа-ша, жо-шо, жу-шу, ша-жа, шо-жо, ши-жи
  2. Назови имена детей со звуками ш ж

Саша, Маша, Ванюша, Валюша, Надюша, Катюша, Ксюша, Паша, Даша, Андрюша, Женя, Жора, Жанна, Сережа

  1. Измени слова так, чтобы слышался звук [ж]

Флаг-флажок, друг-.., круг…, утюг…, снег…, берег…

  1. Прочитай слово, по первым звукам картинок, напиши его, составь звуковую схему
  2. Вставь пропущенные буквы Ш Ж в слова, подчеркни лишнее слово
  3. Прочитай по дорожкам-составь и запиши слоги
  4. Соедини картинки с нужными слогами
  5. Прочитай слоги на листочках. Составь из них слова. Нарисуй звуковые схемы
  6. «Собери слова»

Лапша, шапка,  пушинка, коршун

Дифференциация букв с-ш

  1. Игра с мячом «Наоборот» Со-о, су-шу, СА-ша, ша-са, аш-ас, ос-сш, уш-ус
  2. Помоги Свистелочке найти все картинки со звуком [с]. Назови слова одной группы одним словом
  3. Запиши названия картинок, разделяя слова на слоги, нарисуй слоговую схему
  4. Прочитай слова. Назови слова в которых есть буквы с,ш
  5. Прочитай загадку
  6. Придумай название рассказу

Дифференциация букв ж-з

  1. Найди в клеточках слово зонт и еще 15 слов

Зонт, роза, бар, угон, уголь, рагу, баран, соль, газ, гора, бант, нора, сор, руль, зона, лог

  1. Прочитай, придумай название к рассказу. Раздели слова на слоги.
  2. Заштрихуй место звука [з]
  3. Вставь пропущенные буквы ж з в слова, подчеркни лишнее слово
  4. Впиши буквы. Составь звуковые схемы к словам

Дифференциация букв р-л

  1. Прочитай слова, задели их на два столбика в первый-л, во второй – р
  2. Прочитай слова. Составь с каждым предложение, а затем запиши рассказ
  3. «Искалочка» Отыщи к клеточках слово «клад», запиши его и составь звуковую схему. Найди еще 24 слова

Суд, акула, клад, заря, ласка, ус, гул, лад, рука…

  1. Раскрась только те предметы, в названиях которых есть звук [р]
  2. Прочитай рассказ, придумай к нему название
  3. Вставь пропущенное слово – название картинки. Запиши предложение.

Дифференциация букв ч-т

  1. Игра с мячом «Наоборот» ЧА-ТА, ЧО-ТО, ОТ-ОЧ, УТ-УЧ, ЧУ-ТУ, ТИ-ЧИ
  2. Найди место звука [т] в слове
  3. Впиши букву т. Что лишнее?
  4. Прочитай слоги, напиши третью сторочку
  5. Преврати ТОЧКУв РУЧКУ, изменяя одну букву

Ответ Точка-тучка-ручка

  1. Что можно сделать с буквой ч? Прочитай слова, назови профессии людей

Дифференциация букв щ-ш

  1. Замени в слове первый звук на звук [щ] и запиши новые слова

Кепка-щепка, кит-щит, мель-щель, тетка-щетка, река-щека, венок-щенок, детина-щетина, полка-щелка

  1. Прочитай слова. Запиши их и составь к ним слоговые схемы
  2. Если шарик со звуком [ш] подлетит к другому шарику, то получатся новые слова. Запиши их составляя с ними предложение
  3. Прочитай рассказ, придумай ему название.
  4. Впиши названия всех предметов в нужные строчки логогрифа. Получи главное слово.

Дифференциация букв щ-ч

  1. «Игра Колечко»
  2. Назовите слова
  3. «Составь профессию» Добавь –щик и получи название профессии.
  4. Составь предложения со словами ящик, клещи
  5. Перечисли насекомых, которых ты знаешь, выпиши только те, в которых есть буквы щ-ч
  6. Прочитай рассказ, придумай название

Дифференциация букв ц-с

  1. Прочитай слова и словосочетания.
  2. Нарисуй кольца цаплям, которые повернулись вправо.
  3. Раскрась белые полотенца
  4. Определи место звука [c] в словах
  5. Прочитай рассказ «Наши друзья». Напиши названия птиц, в которых есть буквы с-ц

Дифференциация букв ц-т

  1. Назови слова, где буква ц первая

Цапля, цепь, цокот, цыган, цыпленок, цветок, центр…

  1. Рассмотри картинки, нарисуй звуковые схемы
  2. Прочитай слова, с тремя составь предложения.
  3. Прочитай рассказ «Теплицы» ответь на вопрос, перескажи

2.2 Индивидуальная логопедическая работа

Индивидуальная работа с детьми с общим недоразвитием речи проводится на основании индивидуальных планов, составленных с учетом результатов обследования по методики Фотековой Т.А. и представленных в индивидуальных речевых картах.

  1. Развитие ВПР

На логопедических занятиях используются игры на развитие слуховой и зрительной памяти, внимания, логики, мышления

  1. Список используемой литературы:

Азова О.И. Занимательное чтение

Баскакина И.В. Логопедические игры

 Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов

Зобнинская А.С. Игры для мальчиков и девочек №5

Козырева Л.М. Тетради для логопедических занятий

Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений.

Морозова Е.В.Занимательная фонетика

Новоторцева Н.В. Рабочие тетради по развитию речи на звуки

Серия логопедические тетради

Соболева О. Новый букварь

Узорова О. Букварь

Щербакова Е.К. Сонорные звуки, дидактические материалы по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей


Календарно-тематическое планирование коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи третьего уровня у детей младшего школьного возраста

2015-2016 учебный год

Тема занятия

Дата

1

Слово.

2

Слова, обозначающие предмет

3

Слова, обозначающие действие предмета

4

Дифференциация слов-предметов и слов-действий

5

Дифференциация слов-предметов и слов-действий

6

Слова, обозначающие признак предмета

7

Слова, обозначающие признак предмета

8

Слова.  Виды слов

9

Речь. Предложение

10

Интонационность предложения

11

Трехсложные предложения

12

Предложение и слово. Дифференциация понятий

13

Предлоги

14

Предлог НА

15

Предлог В

16

Дифференциация предлогов НА, В

17

Предлог с (со)

18

Предлог ИЗ

19

Предлоги ПО, К

20

Предлоги за, из-за

21

Предлоги НАД ПОД

22

Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД

23

Закрепление предлогов

24

Гласные звуки

25

Буква А

26

Буква У

27

Буква О

28

Буква Ы

29

Буква И

30

Буква Э

31

Гласные буквы Я, Ю

32

Гласные буквы Ё, Е

33

Деление слов на слоги

34

Ударение

35

Твердые и мягкие согласные

36

Дифференциация букв п – б

37

Дифференциация букв т-д

38

Дифференциация букв к-г

39

Дифференциация букв в - ф

40

Дифференциация букв с-з

41

Дифференциация букв ш-ж

42

Дифференциация букв с-ш

43

Дифференциация букв ж-з

44

Дифференциация букв р-л

45

Дифференциация букв ч-т

46

Дифференциация букв щ-ш

47

Дифференциация букв щ-ч

48

Дифференциация букв ц-с

49

Дифференциация букв ц-т


Название курса: Коррекция общего недоразвития речи

Тема занятия

Дата

Слово. Понятия слова

16.09.11

Слова, обозначающие предмет

19.09.11

Слова, обозначающие действие предмета

21.09.11

Дифференциация слов-предметов и слов-действий

23.09.11

Дифференциация слов-предметов и слов-действий

26.09.11

Слова, обозначающие признак предмета

28.09.11

Слова, обозначающие признак предмета

30.09.11

Слова.  Виды слов

3.10.11

Речь. Предложение

5.10.11

Интонационность предложения

7.10.11

Трехсложные предложения

10.10.11

Предложение и слово. Дифференциация понятий

12.10.11

Предлоги

14.10.11

Предлог НА

17.10.11

Предлог В

19.10.11

Дифференциация предлогов НА, В

21.10.11

Предлог с (со)

24.10.11

Предлог ИЗ

26.10.11

Предлоги ПО, К

28.10.11

Предлоги за, из-за

31.10.11

Предлоги НАД ПОД

2.11.11

Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД

14.11.11

Закрепление предлогов

16.11.11

Гласные звуки

18.11.11

Буква А

21.11.11

Буква У

23.11.11

Буква О

25.11.11

Буква Ы

28.11.11

Буква И

30.11.11

Буква Э

2.12.11

Гласные буквы Я, Ю

5.12.11

Гласные буквы Ё, Е

7.12.11

Деление слов на слоги

9.12.11

Ударение

12.12.11

Твердые и мягкие согласные

14.12.11

Буква П

16.12.11

Буква Б

19.12.11

Дифференциация букв П-Б

21.12.11

Буква Т

23.12.11

Буква Д

26.12.11

Дифференциация букв т-д

28.12.11

Буква К

13.01.12

Буква Г

16.01.12

Дифференциация букв к-г

18.01

Буква В

20.01.12

Буква Ф

23.01.12

Дифференциация букв в - ф

25.01.12

Буква С

27.01.12

Буква З

30.01.12

Дифференциация букв с-з

1.02.12

Буква Ш

3.02.12

Буква Ж

13.02.12

Дифференциация букв ш-ж

15.02.12

Дифференциация букв с-ш в словосочетаниях

17.02.12

Дифференциация букв с-ш в предложениях

20.02.12

Дифференциация букв ж-з в слогах и словах

22.02.12

Дифференциация букв ж-з в словосочетаниях

27.02.12

Дифференциация букв ж-з при чтении

29.02.12

Дифференциация букв р-л в слогах и словах

2.03.12

Дифференциация букв р-л в словосочетаниях

5.03.12

Дифференциация букв р-л при чтении

12.03.12

Дифференциация букв р-л в тексте

14.03.12

Буква ч

16.03.12

Дифференциация букв ч-т в словах

19.03.12

Дифференциация букв ч-т в предложениях

21.03.12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами, детьми отставшими без попечения родителей социальным педагогом школы...

Эффективность использования метода личного примера в работе с детьми ЗПР и детьми группы риска

Воспитатель обязан помнить, что кроме ответственности за жизнь и здоровье детей, на нем еще несоизмеримо большая ответственность за души детей. Планируя и осуществляя воспитательную работу, отсл...

Организация работы с детьми «группы риска» и одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Материалы к обсуждению на методическом объединении учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы в 2013 г....

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Учителю об использовании ИКТ при работе с детьми с особыми образовательными потребностями и детьми с особыми возможностями здоровья.

Приведу некоторые основные рекомендации и типовые моменты при работе с детьми с ОВЗ, где ИКТ играет роль фактора, повышающего эффективность обучения....