ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
методическая разработка на тему

Старцева Светлана Михайловна

Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта детей с ОВЗ – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ  
ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта детей с ОВЗ – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

Целью учебно-воспитательной работы является коррекционная направленность процесса обучения на исправление или ослабление присущих детям недостатков психофизического развития. Это зависит от правильной постановки всего учебного процесса и от применения специфических приемов обучения.

Статистика утверждает, что здоровье ребенка на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья педагоги повлиять не могут, то другие 50% напрямую зависят от слаженной работы медицинских работников, педагогов и родителей.

Следовательно, использование здоровьесберегающих технологий, способствующих полноценному речевому, психическому, физическому и личностному развитию обучающихся является одним из приоритетных направлений в обучении детей с ОВЗ.

Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе необходимо соблюдать следующие принципы:

- «Не навреди!»

- принцип непрерывности (т. е. систематически, постоянно);

- принцип индивидуальности (соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний).

В своей работе в процессе занятий с обучающимися важно использовать:

  • пальчиковую гимнастику;
  • гимнастику для глаз;
  • релаксацию;

а также элементы:

  • ритмики;
  • логоритмики;
  • арт-терапии;
  • ароматерапии.

Рассмотрим эти виды деятельности подробнее.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика направлена на повышение работоспособности коры головного мозга, развитие мелкой моторики и активной речи ребенка.

Упражнения направлены на развитие ловкости каждого пальчика и снятие скованности движений кистей рук. Это особенно важно для детей с ОВЗ, чтобы ребенок чувствовал и мог держать в руке ручку или карандаш.

В своей работе важно использовать разные формы пальчиковой гимнастики  - пассивную и активную (с речевым сопровождением).

Перед гимнастикой необходимо делать массаж кистей рук и пальцев. С помощью массажа мы воздействуем на активные точки, так как пальчики рук, как и ступни ног, наделены большим количеством рецепторов.  Для развития общей моторики учить своих учеников делать самомассаж не только пальчиков рук, но и ушных раковин.

Кинезиологические упражнения (Упражнения, которые заставят мозг работать на полную мощность)

Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.

Упражнения для глаз проводить с целью:

- снятия напряжения и переутомления;

- общего оздоровления зрительного аппарата.

Использовать во время занятий и в свободное время между занятиями.

Релаксация

Релаксация – специальный метод, направленный на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.

Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов с музыкальным и словесным сопровождением.

Релаксация возможна даже в результате принятия удобной позы.

Элементы ритмики

При использовании элементов ритмики мы развиваем общую моторику и способствуем развитию речи. Ритмичные, четкие упражнения под музыку для ног, рук, туловища и головы стимулируют развитие мозга, а, соответственно, и речи.

Логопедическая ритмика

Для коррекции речевых нарушений использовать элементы логопедической ритмики.

Логопедическая ритмика является звеном лечебной ритмики. Понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.

Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей с ОВЗ опорно-двигательный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, способствуют нормализации темпо-ритмической стороны речи.

При проведении занятий использовать произведения устного народного творчества (потешки, поговорки, несложные песенки и т.д.).

Арт-терапия

Одним из центральных звеньев в системе коррекции личности детей с ограниченными возможностями является работа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы.

В своей работе в коррекционных целях можно использовать элементы арт-терапии.

Арт-терапия это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре.

На занятиях эта технология используется редко (в основном, в форме инсценировок несложных сказок, стихов и песен).

Ароматерапия

Ароматерапия – один из самых древних видов восточной терапии. Слизистая оболочка носа содержит около 100 миллионов нервных клеток. От нервных клеток на слизистой оболочке носа нервные импульсы в ответ на раздражения рецепторов очень быстро поступают в мозг. Запах как раздражитель действует практически мгновенно, так как информация о нем поступает непосредственно в мозг, минуя сознание.

Ребёнок  с ОВЗ, который может в обычном случае отгородиться от внешнего воздействия – не давать до себя дотронуться, закрывать уши от звуков, отказываться брать в руки пособия занятий, не может чисто биологически блокировать проникновение запахов и исключить их влияние на мозг.

С помощью обонятельных ощущений человек воспринимает внешний мир ярче, полнее, многообразнее. Исследование детей, отстающих в развитии, показывает, что у многих из них наряду с другими дефектами присутствуют нарушения обоняния.

Использование ароматных игрушек, предметов, книг с пахучими картинками обостряет у детей восприятие, развивает воображение, память.

Таким образом, использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ способствует:

- повышению работоспособности, выносливости детей;

- развитию психических процессов;

- развитию общей и мелкой моторики;

- формированию, развитию двигательных и речевых умений и навыков;

- и, в итоге, способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арттерапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с ОВЗ

В работе с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии арттерапия выступает как здоровьесберегающая технология. Используя в своей работе приемы арттерапии, мы заметили положительну...

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями с помощью развития у них творческих способностей.

Использование здоровьесберегающих технологий с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках логоритмики....

Коррекционная гимнастика как значимая составляющая здоровьесберегающей технологии в работе с детьми с ОВЗ.

В данном учебно-методическом пособие проводиться экскурс в понятие " Педагогические технологии". Дано определение этого термина, отмечены те технологии,которые используются при работе с дошкольниками,...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).

Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видеть днем и неплохо ночью. Одни ученые говорят, что 70% всей информации от окружа...

Доклад. Применение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми, находящимися на индивидуальном обучении

ДокладПрименение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми, находящимися на индивидуальном обучении.Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому се...

Статья "Применение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ"

В статье освещаются особенности щадящего режима обучения детей с глубокой умственной отсталостью....

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Материал содержит комплексы зрительной гимнастики, снимающие напряжения глаз, позволяющие укрепить и сохранить здоровье детей....