Статья: "Cоздание необходимых развивающих и образовательных условий для детей с ОВЗ"
статья на тему

Пищик Валентина Вячеславовна

-

Скачать:


Предварительный просмотр:

Cоздание необходимых развивающих и образовательных условий для детей с ОВЗ

    Cогласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они должны получать специализированную помощь. С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально развивающегося ребенка дошкольное отделение  – это место , где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, дошкольное отделение -это  место, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДО обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.

Группа обучающихся с ОВЗ:

  • Глухие, слабослышащие, поздноглохшие, перенесшие кохлеарную имплантацию;
  • Слепые, слабовидящие, имеющие функциональные нарушения зрения;
  • Дети с тяжелыми нарушениями речи;
  • Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • Дети с задержанным психическим развитием;
  • Дети с расстройствами аутистического спектра;
  • Дети с нарушениями интеллекта;
  • Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития.

   Дошкольный возраст – благоприятный период для интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников.

Основные направления работы Учреждения:

• С детьми. Цель: Приобретение нормально развивающимися детьми нравственного опыта позитивного общения со сверстниками с ОВЗ, воспитание у них способностей к социальному сотрудничеству. 

   Особое место при создании условий в Учреждении для детей с ОВЗ отводится обогащению развивающей среды. 

   На всех этапах сопровождения ребенка с ОВЗ проводится работа по их социализации в общество. Важным качеством для ребенка ОВЗ является способность к социальной активности - привлечение их к участию в различных конкурсах, культурно-массовых мероприятиях, экскурсиях, организуемых в Учреждении и за его пределами. 

   С целью обеспечения системы развивающего обучения,  коррекционную работу осуществлять параллельно развивающей. Это позволяет  не только «исправлять» отклонения, но и раскрывать потенциальные возможности каждого воспитанника.         Осуществление комплексной реабилитации детей с проблемами развития возможно лишь при реализации индивидуальных программ развития и при обеспечении эффективности комплексной работы специалистов различного направления в зависимости от потребностей ребенка с ОВЗ и запросов родителей.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа:

   Педагогическая диагностика является первым этапом по осуществлению сопровождения в воспитательно-образовательном процессе. Целью педагогической диагностики  является раннее выявление детей с ОВЗ.

Коллегиальное обсуждение на консилиуме проблем ребёнка: определение направлений коррекционной помощи  ребёнку и отражение их в индивидуальной программе сопровождения.

Индивидуальная программа развития ребенка должна решать задачи следующего характера: 

 психолого-педагогического и медико-социального сопровождения  воспитанников;

 адаптации ребенка к новым условиям обучения;

 профилактики отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии; предупреждения социальной дезадаптации, поведенческих нарушений и др.;

 коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка. 

При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы:

 изучение документов, личных дел;

 знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;

 изучение социума ( соц.окружения) ребенка;

 диагностические исследования.

   Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха. 

 

• С родителями. Цель:  Формирование уважительного отношения родителей к ребенку с ОВЗ, как к человеку с особыми потребностями.  

• С педагогами ДО. Цель: Выстраивание развивающей среды для детей с учетом динамики их актуальных возможностей. 

Восемь основных принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

   Организация жизнедеятельности детей с ОВЗ и инвалидностью во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметно – развивающая среда.

Предметно – развивающая среда должна обеспечивать:

  • Реализацию различных образовательных программ;
  • В случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;
  • Учет возрастных особенностей  детей.

Предметно - развивающая среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной.

Предметно - развивающая среда должна иметь:

  • Привлекательный вид;
  • Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
  • Снимать утомляемость;
  • Положительно влиять на эмоциональное состояние;
  • Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
  • Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.

Совместная деятельность родителей и педагогов при создании предметно - развивающей среды:

  • Гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • Обеспечивать эмоциональное благополучие детей;
  • Способствовать профессиональному развитию педагогов;
  • Создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  • Комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

   Одну их ведущих ролей в создании благоприятных условий для развития ребенка с нарушениями в развитии, в коррекции и компенсации вторичных отклонений, которые возникают в течение его жизни, в их профилактике принадлежит родителям. От того, какую позицию будут занимать в воспитании родители, во многом зависит, вырастет ли их ребенок самостоятельным человеком, способным найти свое место в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие и структура специальных образовательных условий для детей с ОВЗ

Какие специальные образовательые условия необходимы для детей с ОВЗ...

Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях

В 2012 году в нашей стране произошло событие уникальное по своей значимости - в Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые были закреплены положения об инклюзивном, то есть ...

Выступление на окружном семинаре "Организация специальных образовательных условий для детей с ОВЗ"

Выступление на окружном семинаре "Организация специальных образовательных условий для детей с ОВЗ"...

Применение инновационных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Л.А. Струковой с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома: Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - это целостна

Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - этоцелостная система взаимодействия всех его участников: ребенка, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социал...