Технологическая карта урока математики "Письменная нумерация в пределах 1000"
план-конспект урока на тему

Страшко Елена Анатольевна

математика в 4 классе школы глухих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn_karta_pismennaya_numeratsiya_v_predelah_1000.docx50.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

Тема урока: Письменная нумерация в пределах 1000.

Цели урока:

способствовать развитию умений определять десятичный состав трехзначных чисел от 100 до 1000,  создание условий для формирования представления об особенностях чтении и записи трехзначных чисел

Тип урока

Изучение новых знаний и способов действий

Образовательные ресурсы

Учебник по Математике за 3 класс Моро М.И. Часть 2.

Интерактивная доска IQ BOARD, ноутбук

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научаться  извлекать информацию из текста, перерабатывать полученную числовую и текстовую информацию: сравнивать и  группировать факты, анализировать,  классифицировать, выделять опорные слова, формулировать выводы, выявлять места затруднения и строить алгоритм записи многозначного числа, осуществлять логические операции, использовать знаково-символические средства, осознанно и произвольно строить высказывания, осуществлять поиск необходимой информации, доказывать свои действия, ориентироваться в своей системе знаний.

Метапредметные: 

Регулятивные: научаться слушать, замечать допущенные ошибки, контролировать речь,  ориентироваться в табличках и таблицах, контролировать учебные действия, осознавать правила контроля, осуществлять контроль, коррекцию, давать оценку, уметь сохранять волевую саморегуляцию при возникновении затруднений, формировать способность понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, соотносить собственный результат с решения с эталоном, находить и исправлять ошибки, оценивать собственную деятельность на уроке, принимать и сохранять учебные задачи.

Коммуникативные: научаться обмениваться мнениями, слушать друг друга,  строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой информации, смогут работать в коллективе, научаться уважать мнение других,  выражать свои мысли достаточно четко, ясно, полно, используя речевые средства  общения, аргументировать свое мнение, работать в сотрудничестве (парами), уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; вступать в диалог.

Личностные: научаться  понимать значение знаний для человека, проявлять интерес к предмету,  оценивать свои возможности, осуществлять смыслообразование, нравственно – этическое оценивание, осознавать ответственность при работе в паре, применять правила общения, уважать чужое мнение и право на ошибку, осваивать навык сотрудничества в учебной деятельности, формировать умение адекватно определять свою активность и свое участие в коллективном процессе, проявлять интерес к предмету.

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная, под руководством «маленького учителя».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I.Мотивация  (самоопределение к деятельности)

1). Приветствие, проверка готовности к уроку.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

- Внимательно посмотрите на девиз нашего  урока: «Учитесь … открывать!»

- А что именно открывать, вы узнаете, если расположите данные числа в порядке возрастания и прочитаете слово:

48 16 36 28 56

н   т   й    а    ы

- Итак, запомните наш девиз.

2). Фразы на слух (снежный ком)

Математика .

Математика– сложная наука.

Математика– сложная наука, но ее понимание очень важно для обучения.

Математика– сложная наука, но ее понимание очень важно для обучения и выбора  профессии.

Приветствие

Чтение стихотворения

Разгадывание ребуса

Чтение девиза урока

Повторение фраз на слух (индивидуально)

К: планируют учебное сотрудничество

Л: понимают значение знаний для человека, проявляют интерес к предмету

Р: слушают, замечают допущенные ошибки, контролируют речь

II. Актуализация знаний:

1).Целеполагание

Говоря о математике, мы никогда не задумываемся над тем, какое место она занимает в жизни человека. Мы просто не замечаем ее иногда. Человек только родился, а уже встретился с математикой- первые параметры вес и рост ребенка.

И вот, казалось бы, окончив школу, думаем, что математика нигде не пригодится уже. Увы! Тут мы начинаем использовать ее все чаще: человек постоянно решает задачи, и не только математические.

Чтоб врачом, моряком, 
Или летчиком стать,
Надо, прежде всего, 
Математику знать.
А на свете нет профессий,
Вы заметьте-ка, 
Где бы вам не пригодилась 
Математика.

Т.О. в любой профессии нам нужна математика. Вот это мы и попытаемся доказать.

2).Сообщение темы урока.

Про какого человека можно сказать: «Мастер своего дела»?

Сегодня я приглашаю вас в Страну Великих Мастеров, путешествуя по которой мы узнаем истории Мастеров, как благодаря их труду, мир наполняется теплом и светом. И может быть кто-то из вас поймет,  какая профессия станет для него главной в жизни, потому, что для каждого человека, она своя!

3). Устный счет (презентация)

Беседа о профессиях.

– Ребята, как вы думаете, какая профессия самая интересная, самая творческая, самая лучшая на Земле?

– Думаю, что самую лучшую профессию определить сложно, и вы в этом со мной согласитесь. И так же сложно сказать, какие профессии самые нужные и на рынке труда будут самыми востребованными. Однако есть такие сферы, которые всегда будут востребованы, т.к нужны людям. Это сфера питания, медицина, легкая промышленность, строительство, образование. Это очень тяжелые профессии, как должен питаться человек? Назови полезные продукты

П 12*5    Т 96: 8    Н 80:8    А 13*6         И 77:7

К 57:19         Р 11*8      Р 50:2             О 72:18

О 15*4      Е 34:2        Д 78:13     В 14* 5

По какому принципу разбиты столбики?

Какой прием вычисления используется в каждом столбике (назови).

Как называются данные приемы умножения и деления? (внетабличные приемы)

Расставь результаты в порядке возрастания и ты узнаешь, мастера какой профессии вас ждут. (кондитер, повар)

 Профессия – повар.

Повар – мастер щей, борщей
И рагу из овощей.
Вкусный сварит он бульон,
Торт испечь сумеет он.

(Ученики рассказывают, что они знают о профессии повара.) От того, как приготовлена пища зависит здоровье многих людей

Профессия повара трудная, ему необходимо много знать, иметь хорошую память. Он должен хорошо знать математику, т.к. повару часто приходится рассчитывать время приготовления блюда, а также количество продуктов, необходимых для приготовления определенного числа порций.

Кондитер – это профессиональный повар, создающий кондитерские изделия, десерты и другую запеченную еду. Большая часть работ выполняется вручную с помощью специальных инструментов, превращая профессию кондитера в искусство.

Сейчас и мы с вами побываем в роли повара.

Задания: Реши задачу (устно)

  1. В улыбке участвуют 18 лицевых мышц, а для гримасы неудовольствия приходится напрягать на 25 мышц больше. Какое количество мышц мы используем для выражения своего плохого настроения? Какое значение имеет улыбка, смех для человека?
  2. Молоко – это ценный продукт для детского питания. В молоке много кальция, который необходим для укрепления костей. В 1 стакане молока белка больше, чем в 2 яйцах. Белок – «строительный материал» для растущего организма. Школьнику надо в сутки выпивать и съедать с кашей 2 стакана молока.Как вы считаете, что самое главное в жизни человека: деньги, здоровье или успех?
  3. Для приготовления десертов в детском кафе за месяц использовали 6 кг фисташек, 3 кг имбиря, а фруктов – в 5 раз больше, чем фисташек и имбиря вместе взятых. Сколько фруктов использовали за месяц в детском кафе?(разбор по схеме, самостоятельное решение с проверкой у доски).

Слушают, читают слайд

Читают стихотворение выразительно

Ставят цель работы (на слух)

Внимательно слушают (на слух)

Выполняют задания (работа в парах)

Ответы (на слух)

Читают презентацию

Рассказы детей о профессии повар, кондитер

Внимательно слушают

Выполняют задания

П: логическая операция; извлечение информации из текста

Р: замечают допущенные ошибки, контролируют речь

К: обмениваются мнениями, слушают друг друга

П: осуществление логических операций, используют знаково-символические средства, осознанно и произвольно строят высказывания

Р: ориентируются в табличках и таблицах, контролируют учебные действия, осознают правила контроля

К: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой информации, могут работать в коллективе, уважают мнение других

Л: оценивают свои возможности

П: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, выдвижение гипотезы, обоснование, поиск необходимой информации, доказательство

Р: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений

К: выражают свои мысли достаточно четко, ясно, полно, используют речевые средства для общения, аргументируют свое мнение, работают в сотрудничестве (парами)

Л: осуществляют смыслообразование, нравственно – этическое оценивание, осознают ответственность при работе в паре

III. Изучение нового материала

1). Знакомство с образованием чисел

Профессия – врач. Что может посоветовать врач для здорового образа жизни? Как вы выполняете режим дня?

Старинная русская пословица говорит “Добрый повар стоит доктора”.

– Почему так говорят? (Ответы учащихся.)

Правильно, от питания зависит здоровье человека. Питание в сухомятку, на бегу, а также однообразное питание, в котором не хватает витаминов и других полезных веществ, может привести к болезням. И тогда человек обращается к кому?(Ответ детей.)

Правильно, к врачам.

Врач – это второй Мастер, о труде которого мы поговорим на уроке.

Рассказ ученика о профессии врача.

Профессия врача очень трудная и очень древняя. Ей пять тысяч лет. В старину врачей считали волшебниками. Ведь самое дорогое, что есть у человека – это здоровье. И чтобы стать врачом, нужно учиться в медицинском институте. И очень хорошо учиться, ведь от них зависит здоровье и жизнь людей. Узнаем, какой доктор нас сегодня встречает в Стране Великих Мастеров.

А для этого надо выполнить задание- Давайте посмотрим, как образуются трехзначные числа

954 о

361 а

871 о

452 л

807 м

164 о

312 т

945 л

263 ф

527 ь

970 г

Расставь числа в порядке возрастания. Каждому числу соответствует буква, сложив которые, получите слово. (Дети выполняют задание в тетради, идет проверка.)

Какое слово получили?

ОФТАЛЬМОЛОГ

– С какой проблемой обращаются пациенты к данному специалисту?

Зарядка для глаз.  (слайды)

Слушают, отвечают на вопросы

С помощью таблицы образуют и называют  трехзначные числа (работа с «маленьким учителем»):

-назови число

- из каких разрядов оно состоит

- покажи на палочках (спички) разряды

- назови число еще раз.

Письменная работа

Делают упражнения для глаз

П: перерабатывать полученную числовую и текстовую информацию: сравнивать и  группировать факты; анализировать,  классифицировать выделять опорные слова, умение формулировать выводы, выявлять места затруднения и строить алгоритм записи многозначного числа.

К: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Р: формирование способности понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, соотношение собственного результата с решения с эталоном, нахождение и исправление ошибок.

Л: применение правила общения, уважение чужого мнения и права на ошибку, осваивание навыка сотрудничества в учебной деятельности, формирование умения адекватно определять свою активность и свое участие в коллективном процессе.

IV.Первичное закрепление

1). Самостоятельное решение примеров

Профессия – строитель.

Продолжим наше путешествие в Страну Великих Мастеров. Следующий Мастер – это человек, чьи дома выдерживают ураганы, и даже землетрясения, дома так искусно построены, что будто пустили в землю корни.

– Что это за Мастер? (Ответы учеников.)

Правильно, следующий Мастер – это строитель. 

Сколько существует человек, столько он нуждается в крове, и поэтому профессия строителя древнейшая, она связана с творчеством, созиданием. Строитель – одна из самых нужных профессий, ведь жизнь на земле без монтажников, каменщиков, маляров, плотников, сварщиков вообразить очень сложно. Любое здание от заказа до сдачи в эксплуатацию проходит долгий путь, в процессе которого работает немало людей строительных специальностей.

Выполняя следующее задание, мы поочередно будем узнавать о тех мастерах, без которых не построить дом.

Первыми за работу принимаются Сметчики. Они просчитают, какой материал потребуется для строительства, сколько и стоимость каждого из них.

Дальше за работу берутся каменщики. Каменщик – это строительный рабочий, который возводит здания из строительных материалов.

Кровельщики завершают строительство здания, они возводят крышу.

Когда строение готово, за работу берутся маляры, штукатуры, монтажники. Они выполняют отделочные работы и проводят воду, электричество, связь. И вот здание готово к эксплуатации.

– А сейчас давайте посмотрим, зачем людям этой профессии нужна математика.

2). Решение задачи на нахождение площади.

Решите задачу. (Перед детьми чертеж участка).

На земельном участке площадью 100 кв. м. построили дом со сторонами 14 м и 6 м. Найти площадь незастроенного земельного участка.

Дом со сторонами 14 м и 6 м

Земельный участок S = 100кв

Мы неплохо поработали, давайте немного отдохнем и поиграем…

Беседа

Рассказы учащихся о профессии строителя

Решают примеры в парах (взаимопроверка):

704+80 296 - 90 345-300 (Сметчики.)

149- (70+30) 3* 8 + 200

(Каменщик)

6 + (499+ 1) 532 – 8 *4

(Кровельщики)

(329 + 1) - 30 746 – 36 : 6

(маляры, штукатуры, монтажники)

Геометрический материал, нахождение площади

П: Осуществляют анализ, синтез, сравнение, классификацию, выдвижение гипотез и их обоснование, устанавливают причинно – следственные связи

Р: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений

К: выражают свои мысли достаточно полно, ясно, точно, используют речевые средства коммуникации, учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве, используют критерии для обоснования своего суждения

Л: осуществляют смыслообразование, нравственно – этическое оценивание, осознают ответственность за всю работу

Физминутка.

Игра “Не пропустите профессию”.

– Я буду называть слова, вы должны внимательно слушать. Всякий раз, когда среди слов услышите название профессии, вы должны присесть.

Слова: лампа, водитель, ножницы, карандаш, швея, пекарь, листок, терпение, парикмахер, шутка, экономист, пожарный, речь, президент, компас, память, музыкант, внимание, геолог, чертежник.

Игра “Назови предметы”.

– Я называю профессию, а вы должны назвать предметы, относящиеся к этой профессии. (Игра с мячом; передают мяч после называния предмета другому.)

Развитие слухового внимания

V. Закрепление материала в практической деятельности

1). Работа с тесовыми заданиями на листочках, задания на слух.

Поговорим о мастерах нашего края. Богат наш край на полезные ископаемые.

О чем эта загадка. «Не все то золото, что блестит». Нефть называют черным золотом Югры.

Чьи родители работают в нефтегазовой  промышленности?

Есть интересная профессия у нефтяников. Без этих мастеров невозможно найти нефть. Каким должен быть человек, работающий в нефтяной отрасли? Какие продукты питания нужно употреблять, чтобы стать сильным?

Узнаем, если справимся с тестом «Числа от 1 до 1000»:

Найдите число, в котором 7 единиц второго разряда.

а) 703 в) 437 г) 479

Какое число при счёте следует за числом 789?

а) 689 б) 788 е) 790 к) 800

Какое число состоит из 5 сотен и 3 единиц?

а) 530 с) 53 о) 503 г) 350

Найдите число, которое можно записать в виде суммы разрядных слагаемых

так: 900 + 40 + 3.

т) 349 б) 439 ф) 943 т) 493

Найдите число, которое меньше 6 сотен на 1.

е) 5 у) 59 и) 599 я) 590

Насколько увеличить число 800, чтобы получить 850?

ж) 5 з) 50 с) 500

Сравните числа: 680 …608.

и) > а) < е) =

Если число 860 уменьшить на произведение чисел30 и 2, то получишь.

к) 800 л) 447 м) 433

Буквы правильных ответов впиши в таблицу. Узнай мастера.

Г

е

о

ф

и

з

и

к

Геофизик. Еще одна профессия, с которой мы познакомимся на следующем уроке.

Работа на листочках с тестовыми заданиями, затем составление слова (соотнесение цифры с буквой)

П: осуществление логических операций, используют знаково-символические средства, осознанно и произвольно строят высказывания

Р: ориентируются в табличках и таблицах, контролируют учебные действия, осознают правила контроля

К: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой информации, могут работать в коллективе, уважают мнение других

Л: оценивают свои возможности

VI.Итог урока. Домашнее задание

Наше путешествие по Стране Великих Мастеров подходит к концу.

– О каких профессиях мы сегодня говорили?

Сегодня мы вспомнили лишь крошечную часть всех, существующих на Земле, профессий. Перечислять все сферы деятельности человека можно бесконечно. И среди множества профессий каждый выбирает себе ту, которая близка ему по духу. Можно быть кем угодно, но самое главное, что в любой профессии нужно иметь доброе сердце, терпение и стараться своим трудом приносить радость окружающим. Все профессии важны и нужны обществу! Они неразрывно связаны с наукой -МАТЕМАТИКА и это мы сегодня доказали с вами.

Домашнее задание страница 43 №7 (решить примеры)объяснение выполнения. Тетрадь для проверочных работ - задание индивидуально

Ответы детей, работа с презентацией

П: ориентируются в своей системе знаний

Р: оценивают собственную деятельность на уроке, принимают и сохраняют учебные задачи

Л: проявляют интерес к предмету

VII.Рефлексия. Оценивание

Был понятен материал на уроке?

Вы довольны своей работой? Почему?

Что было сложным?

Закончить фразу:

1. У меня вызвало затруднение…

2. Мне было легко…

3. Я бы хотел еще поработать над…

4. На уроке мне не хватило…

Оценивание работ учащихся.

Урок окончен.

Чтоб врачом ,моряком

Или лётчиком стать,

Надо, прежде всего,

Математику знать.

И на свете нет профессии

Вы заметьте — ка, друзья,

Где бы нам не пригодилась

Математика!

Ответы детей

П: ориентируются в своей системе знаний

Р: оценивают собственную деятельность на уроке

Л: проявляют интерес к предмету


Самоанализ урока  математики

Учитель начальных классов  Страшко Елены Анатольевны

Класс: 4 «А»  

Тема: «Письменная нумерация в пределах 1000»

Тип урока: Изучение новых знаний и способов действий

Урок является первым при изучении темы, но, стоит учесть, что материал дети изучали в 3 классе (вторая часть дублируется). В классе обучается 4 глухих ученика: 2 ребенка после КИ, имеют средний уровень речевого развития, 2 ученика имеют низкий уровень речевого развития, ввиду психофизических особенностей развития и диагноза. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.

Тема предполагает знание алгоритма сложение и вычитание многозначных чисел, умение выполнять арифметические действия и умение называть многозначные числа..

Дидактическая цель урока: способствовать развитию умений определять десятичный состав трехзначных чисел от 100 до 1000,  создание условий для формирования представления об особенностях чтении и записи трехзначных чисел

На уроке были использованы различные методы: (создание проблемных ситуаций, рефлексия, поиск решения, словесный, наглядный, практический) и формы обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, под руководством «маленького учителя»). 

Планируя урок, старалась, чтобы каждое задание было направлено на развитие предметных и метапредметных умений. Урок содержал большой речевой материал (прослеживалась связь с уроком развитие речи). Дети рассказывали о профессиях, разгадывали логические задания, составляли слова и знакомились с новыми профессиями(геофизик).
Представляя свой урок, я решила акцентировать внимание на нескольких моментах: показать, как учебный материал, выбранные мною инновационные технологии, приемы, методы и формы направлены на формирование метапредметных УУД, предметных умений и личностных УУД.
Используя презентацию, дети составили девиз урока из бук и цифр, соотнося их по порядку. Было предложено много материала для восприятия на слух (как математического, так и речевого по теме «Профессии»). При работе в парах (устный счет)детям было интересно узнать, какое слово получится и первым решить примеры. С удовольствием решали задачи на смекалку. При изучении нового материала тоже использовала игровой прием «Составь слово». Работа проходила под руководством более сильного ученика (Милана К. была «маленьким учителем»). Оказалось, что дети не знакомы с названием профессии (офтальмолог), хотя, что делает этот врач смогли объяснить все.

На этапе закрепление, школьники работали самостоятельно (решение примеров в несколько действий) с последующей взаимопроверкой и выставлением отметок за работу. При закреплении материала использовала тестирование. Была проведена рефлексия деятельности.

Обучающиеся соотносили результат своей деятельности с поставленной целью, четко определяли умения, формируемые в процессе выполнения заданий, знания, которые помогали в достижении этой цели.

Считаю, что на уроке полностью были использованы воспитательные возможности содержания учебного материала (дети слушали друг друга, дополняли ответы товарищей, соблюдая нормы культурного поведения). На уроке использованы разные формы сотрудничества: парная, работа с «маленьким учителем», что способствовало развитию коммуникативных универсальных учебных действий. Взаимодействие в парах позволило учащимся получить эмоциональную и содержательную поддержку, проверить каждому ученику свои силы. 

Урок прошел интересно, все ученики были активными и заинтересованными на протяжении всего урока.
В течение всего урока ребята опирались на уже имеющиеся предметные умения и приобрели новые, необходимые для дальнейшего изучения темы.
В конце урока предложила дифференцированное домашнее задание.

На уроке дети имели возможность двигаться, проводилась физминутка, зарядка для глаз. На протяжении всего урока была установка  на безопасный и здоровый образ жизни: следила за посадкой, зарядки, правила безопасного обращения с ручкой (не махать).

Главная моя задача – развитие и воспитание, а также создание ситуации успеха, развитие положительной мотивации к учебной деятельности. Я построила свой урок так, чтобы он был интересным, чтобы у детей не пропала мотивация к учению.

Урок направлен на решение учебной задачи; на формирование личностных качеств и продвижение в развитии каждого ученика. Выполнен один из дидактических принципов обучения –системно – деятельностный подход.

На уроке ставились учебные задачи, требующие осмысления, творчества, инициативности и активности каждого ученика. Задания способствовали развитию мыслительных операций: анализу, сравнению и обобщению.

Считаю поставленные задачи решенными, достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, общая психологическая атмосфера урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе по теме "Нумерация в пределах 1000"

Урок-путешествие по математике со сказочными героями, в котором повторяются и закрепляются знания и умения учащихся по теме «Нумерация в пределах 1000».Цели урока : Закрепление знаний, умени...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

урок математики в 5 классе "Письменная нумерация в пределах 1000"

урок математики для детей с ограниченными возможностями здоровья...

Технологическая карта урока математики во 2 классе по теме "Сложение и вычитание в пределах 20"

Технологическая карта урока математики во 2 классе по УМК "Школа 2100". Урок-путешествие....

Технологическая карта урока математики в 5 классе Тема: «Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.» 2017год

Урок открытия нового знания  по математике в 5 кл. Тема: «Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.»...

Технологическая карта урока математики по теме "Умножение десятичных дробей на 10, 100, 1000 "

Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель деятельности учителя: создать условия для получения новых знаний, организация проверки знаний обучающихся.Предметная цель: научиться умно­жать деся...

Технологическая карта урока второго иностранного языка (немецкого) 5 класс: Числительные от 21 до 1000

Технологическая карта создана в поддержку учителям немецкого языка, преподающим немецкий как второй иностранный язык (после английского).Данная карта, с полным описанием хода урока, содержит большое к...