Диагностика общей моторики
методическая разработка на тему

Шестакова Елизавета Николаевна

Программа обследования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_obshchey_motoriki.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика общей моторики

Программа обследования

1. Комплекс направлен на изучение ходьбы

1.1. Ходьба на  месте

Цель – выявление особенностей состояния ходьбы

Процедура обследования: детям предлагают шагать на месте, обращая внимания, что руки должны быть на поясе

Инструкция: «Шагаем на месте, руки  - на поясе». При необходимости демонстрируется образец действий.  

Оценка:

0-ходит медленно, плохо поднимает ноги, теряет равновесие, нуждается в помощи взрослого/не выполняет

1-ходит неуверенно без поддержки взрослого, может терпят равновесие

2-ходит напряжённо ,плохо поднимает ноги, не держит вертикальное положение туловища ,головы, плечи опущены, трудности в сохранении равновесия

3-ходит, поднимая ноги, но не следит за осанкой

4-ходит достаточно уверенно ,мышцы корпуса и конечностей напряжены

5-ходит уверенно ,но нередко наблюдается излишне напряженное состояние мышц туловища и конечностей

6- ходит нормально, тонус мышц в норме ,движение рук и ног согласованные

1.2. Ходьба на носках

Цель: определить сформрованность навыка ходьбы на носках

Процедура обследования : детям предлагают осуществить ходьбу вокруг зала на носках, при это обращается внимание на то, что руки должны быть на поясе

Инструкция : « Руки ставим на пояс, идём вокруг зала (в колонне) на носочках. Стараемся пятки поднять как можно выше от пола»

Оценка:

0 - не может встать на носки ,не может выполнить упражнение без помощи взрослого/не выполняет

1 -  встаёт на носки ,но ходить на них без помощи взрослого не может ,не держит позу и теряет равновесие 

2 - трудности в удержании заданного положения стоп, возможна потеря равновесия ,трудности в дифференциации движений

3 - ходит невысоко поднимая пятки, может быть переход на полную стопу ,не держит осанку ,могут быть трудности в удержании равновесия и позы

4 –ходит на носках, теряет равновесие и не следит за осанкой

5 –ходит достаточно уверенно, могут наблюдаться трудности в удержании равновесия и чрезмерное напряжение мышц

6 – уверенно ходит на носках, удерживая равновесие и положение стопы, тонус мышц спины и конечностей в норме

1.3. Ходьба на пятках

Цель: определить сформрованность навыка  ходьбы на пятках

Процедура обследования: детям предлагают осуществить ходьбу вокруг зала на пятках, при это обращается внимание на то, что руки должны быть на поясе

Инструкция : « Выполняем ходьбу вокруг зала на пятках, руки на поясе»

Оценка:

0 –не может оторвать пятки от пола, не может выполнить упражнение без помощи взрослого/не выполняет

1 –может оторвать носки от пола ,но ходить в данном положении не может или требует помощи взрослого ,теряет равновесие и испытавшей трудно при дифференциации движений

2 –трудности в удержании заданного положения стопы ,невозможность ходит в данном положении или требует помощь взрослого

3 –пытается ходить на пятках, при этом теряет равновесие и переходит на полную стопу 

4 –ходит на пятках ,положение тела, головы и линии плеч значительно отклонено от вертикальной оси (не держит осанку)

5 –ходит достаточно уверенно, могут наблюдаться трудности в удержании равновесия и чрезмерное напряжение мышц 

6 –уверенно ходит на носках ,удерживая равновесие и положение стопы, тонус мышц спины и конечностей в норме

1.4. Приставной шаг

Цель: определить умение выполнять приставной боковой шаг

Процедура обследования :  детям предлагают выполнить приставной шаг по прямой линии

Инструкция : «Друг за другом,  выполняем ходьбу приставным шагом по прямой линии. Руки на поясе.»

0-данное двигательное действие недоступно /не выполняет

1- плохо поднимает ноги, путается, сильно наклонён вперёд ,может уходить с линии и переходить на обычный шаг

2- двигается на согнутых ногах неуверенными маленькими шагами , движения плохо коррдинированы, корпус наклонён вперёд 

3- исполняет приставной шаг , но плохо координирует движения, гипертонус 

4- исполняет приставной шаг, но не следит за продлением рук, осканкой ,голова опущена вниз 

5- уверенно исполняет приставной шаг, но наблюдается гипертонус мышц 

6- уверенно исполняет приставной шаг, держит руки на поясе, следит за осанкой, держит линию 

2.Комплекс направлен на изучение бега

2.1. Бег по кругу

 Цель : выявление особенностей состояния бега

 Процедура обследования : детям предлагают выполнить бег вокруг зала

Инструкция : « Выполняем легкий бег вокруг зала »

Оценка:

0 – данное двигательное действие недоступно/не выполняет

1 – вместо бега выполняет быстрый шаг, значительные трудности в координации  движений и удержании равновесия

2 –при беге практически отсутствует фаза полёта ,шаркает ногами, плохо держит равновесие

3 –фаза полёта укорочённая, не держит осанку ,туловище сильно отклоняется от вертикальной оси

4 –наблюдаются различные сложности вследствие гипертонуса мышц

5 –бегает уверенно ,не редко наблюдается излишнее напряжение тонуса мышц туловища и конечностей

6 –бегает уверенно, тонус мышц в норме ,движения рук и ног согласованные

2.2.Бег  изменением направления по сигналу

Цель: определить способность менять направление по сигналу и координировать движения

Процедура обследования : детям предлагают выполнить бег вокруг зала со сменой направления по сигналу

Инструкция : «Немножко поиграем, выясним, кто из вас самый внимательный. Выполняем легкий бег вокруг зала. По моему сигналу- хлопку Вы должны повернуться и побежать в другую , обратную сторону. Будьте аккуратны, не сталкивайтесь друг с другом и внимательно слушайте сигнал »

Оценка:

0 – не способен выполнять двигательное действие «бег», не реагирует на сигнал/не выполняет

1 – ходит, плохо поднимая ноги  с опущенной головой и плечами, не реагирует на сигнал

2 –бегает напряжённо ( фаза полета отсутствует) или ходит ,реакция на сигнал слабая и смену при смене  направления путается ,возможна потеря равновесия 

3 –бегает  достаточно уверенно, реакция на сигнал и направление носит подражательный характер

4 –бегает  достаточно уверенно, запоздалая реакция на сигнал и трудности в смене направление ("теряется")

5 –бегает уверенно, реагирует на сигнал и меняет направление с небольшим опозданием

6 –бегает уверенно, быстро реагирует на сигнал и меняет направление

3.Комплекс направлен на изучение прыжков

 3.1. Прыжки на двух ногах на месте

Цель: выявление особенностей состояния прыжков

Процедура обследования : детям предлагают выполнить прыжки на двух ногах. Обращается внимание на то , что руки должны быть на поясе, а ноги вместе

Инструкция : « Выполняем прыжки на двух ногах. Руки на поясе, ноги вместе»

Оценка:

0 – данное двигательное действие недоступно/не выполняет

1 – при попытке оторваться от пола теряет равновесие

2 – нет отрыва от пола ( пружинка за счет коленок) , плохо держит корпус

3 – толкается/ приземляется на одну ногу , движения плохо согласованы, большие трудности в удержании равновесия, не держит ноги вместе

4 – корпус сильно наклонен вперед, чрезмерно угловатые движения, плохая координация, трудности в удержании равновесия, плохо держит ноги вместе

5 –наблюдается небольшой гипертонус мышц, толкается и приземляется на две ноги, держит корпус

6 –держит корпус, толкается и приземляется на две ноги, держит равновесие, движения согласованы

3.2. Прыжки поочередно на правой и левой ноге

Цель: определить умение поочередно прыгать на правой и левой ноге

Процедура обследования : детям предлагается выполнить прыжки поочередно на правой и левой ноге. Обращается внимание на то, что руки находятся на поясе

Инструкция : « Выполняем прыжки по очереди на правой и левой ноге : 2 прыжка на правой, 2 на левой. Руки держим на поясе»

Оценка:

0 – данное двигательное действие недоступно/не выполняет

1 –при попытке отрыва ноги от земли теряет равновесие / требует помощь взрослого

2 –при попытке прыжка на одной ноге /смене ног теряет равновесие , вместо прыжка пружинит за счет колена

3 –делает прыжки в основном на двух ногах , может имитировать прыжок пружинкой в колене, попытка смены ног пр прыжках

4 –выполняет прыжки на правой и левой ноге , не следит за корпусом и руками, движения плохо координированы, угловаты, неритмичны

5 –выполняет прыжки на правой и левой ноге, наблюдается небольшая моторная неловкость/ гипертонус ,не всегда следит ха корпусом и руками

6 –выполняет прыжки поочередно на правой и левой ноге ,руки держи на поясе, движения ритмичны и хорошо координированы

3.3.Запрыгивание в обруч

Цель: определить умение запрыгивать / перепрыгивать через предмет

Оборудование : гимнастический обруч

Процедура обследования : детям предлагается в обруч на полу.

Инструкция : « Запрыгиваем двумя ногами в обруч и выпрыгиваем из него»

Оценка:

0- данное двигательное действие недоступно /не выполняет

1- совершает подражательные прыжковые действия, вместо прыжка пружинка ,трудности в удержании равновесия и координации движений / требует помощи взрослого

2-толчок с двух ног недоступен ,выполняет "перебежку" (с ноги на ногу), корпус сильно наклонён вперёд, трудности в удержании равновесия при приземлении, движения слабо координированы

3-толкается с двух ног ,приземляется поочередно, трудности в удержании равновесия при приземлении, не хватает ритмичности и согласованности движений рук и ног, не следит за корпусом

4- толкается в двух ног ,но при приземлении ноги вместе не удерживает, корпус отклонён вперёд , не хватает точности координации движений, гипертонус

5- толкается и приземляются, следит за корпусом и руками, но наблюдается гипертонус 

6- хороший толчок и приземление ,ноги вместе ,корпус ровный, движения хорошо координированы  

4. Комплекс направлен на изучение метания

 4.1.Метание мяча в цель

Цель – определить сформированность навыка метания мяча в цель

Оборудование : стена с целью , теннисный мяч

Процедура обследования : детям предлагается выполнить метание мяча в цель

Инструкция : « Выполняем метание мяча в цель»

Оценка :

0- данное двигательное действие недоступно/не выполняет

1- при помощи взрослого берет в руку мяч и совершает бросок

2- Трудности в удержании мяча в руке, бросает не в цель , техника выполнения метания не соблюдаются , движения хаотичны

3- Не соблюдает исходное положение перед броском, не целится , движения плохо координированы 

4- Трудности в удержании исходного положения перед броском ,гипертонус , трудности в координации движений , трудности координации "глаз-рука", пытается целиться ,неполная амплитуда движений 

5- Удерживает исходное положение перед броском , движения согласованы и хорошо координированы, но наблюдается гипертонус мышц/ двигательная расторможенность ( предвосхищение)

6-Удерживает исходное положение перед броском , прицеливается , движения согласованы и хорошо координированы , техника выполнения метания мяча соблюдена

4.2.Бросание мяча друг другу

Цель – определить состояние умения осуществлять бросание мяча друг другу

Оборудование : мяч

Процедура обследования : детям предлагается разделиться на пары и выполнить бросание мяча друг другу и его ловлю

Инструкция : « Делимся на пары и кидаем друг другу мячик»

Оценка :

0- данное двигательное действие недоступно/не выполняет

1- с помощью взрослого может бросать / ловить мяч

2- трудности в удержании мяча , плохая координация движений ,

гипертонус , данное двигательное действие практически недоступно

3- плохо координирует движения при броске мяча , не ловит

4- бросает мяч , ловит плохо , с потерей мяча или после удара мяча о пол

5- бросает и ловит мяч , наблюдается гипертонус мышц

6- бросает и ловит мяч , движения хорошо координированы

5.Комплекс направлен на изучение ползания

5.1.Ходьба на четвереньках ( опираясь на ладони и стопы)

Цель – определить состояние умения ходить на четвереньках с опорой на ладони и стопы

Процедура обследования : детям предлагается ходить на четвереньках по кругу

Инструкция : « Идем на четвереньках по кругу»

Оценка :

0-данное двигательное действие недоступно/не выполняет

1-дугойсовершает попытки к ходьбе на четвереньках, но не может удержать данную позу и переходит на ползание

2- ходит на четвереньках на небольшие расстояния, положение тела сохраняет с трудом, трудности в удержании равновесия, движения рук и ног несогласованные ,неритмичные ; может переходить на ползание

3-ходит на четвереньках на небольшие расстояния ,удерживает позу, но испытывает трудности в удержании равновесия и координации конечностей 

4- ходит на четвереньках , может испытывать небольшие трудности и согласованности движений и затруднения при смене ритма, гипертонус

5-уверенно ходит на четвереньках ,некоторые трудности при изменении темпа, движения рук согласованные и её наблюдаться гипертонус

6- уверенно ходит на четвереньках на любые расстояния, движения рук и ног согласованы, ритмичны

5.2. Ползание на четвереньках

Цель- выявление особенностей ползвания

Оборудование :прямая линия на полу ( наклейка или нарисованная)

Процедура обследования : детям предлагается проползти на четвереньках

Инструкция : « Ползем на четвереньках по прямой линии»

Оценка

0- не способен самостоятельно выполнять данное двигательное действие самостоятельно, требует помощи взрослого/не выполняет

1- из-за слабого мышечного тонуса не может удерживать позу, падает

2- трудности в удержании позы, ползание вперед недоступно, вместо этого покачивания

3- пытается ползать, но координация движений нарушена , возникают хаотичные движения

4- ползает достаточно уверено, но наблюдаются трудности в координации движений и гипертонус мышц

5- ползает уверенно, хорошо координирует движения рук и ног, держит равновесие , но наблюдается гипертонус мышц

6- ползает уверенно, хорошо координирует движения рук и ног, держит равновесие

5.3. Проползание на четвереньках под « мостом»

Цель-  определить умения проползать на четвереньках под лентой

Оборудование : мягкий «мост» ( конструктор)

Процедура обследования :детям предлагается проползти на четвереньках под лентой

Инструкция : « проползаем на четвереньках под лентой. Ленту стараемся на задеть.»

Оценка :

0- не способен самостоятельно выполнять данное двигательное действие, требует помощи взрослого/не выполняет

1- встает на четвереньки, но ползать не может, покачивания вперед-назад

2- встает на четвереньки, пытается ползти, но движения плохо

 согласованные ,грубые и угловатые

3- проползает под лентой на четвереньках , задевает ее, трудности в координации движений и удержании равновесия

4- проползает на четвереньках под лентой, может немного ее задевать, могут быть небольшие трудности в координации движений и гипертонус

5- хорошо проползает на четвереньках под лентой, не задевает ее, но наблюдается гипертонус мышц

6- хорошо проползает на четвереньках под лентой, не задевает ее, движения согласованны.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр на развитие мелкой и общей моторики в качестве вспомогательной технологии повышения речевой активности учащихся на логопедических занятиях.

Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения....

Упражнения для развития общей моторики

В данной работе описаны упражнения для развития общей моторики....

Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика состояния связной речи, неречевых психических функций, общей моторики и мелкой моторики пальцев рук»

Предлагаю вашему вниманию сценарную разработку индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика состояния связной речи, неречевых психических функций, общей моторики и...

Диагностика мелкой моторики за 2014-2015 г.

Результаты диагностики детей Д.Ц.П....

Особенности общей моторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Разбор особенностей общей моторики дошкольников с УО...

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с неговорящими детьми по развитию общей моторики

Аспекты, задачи и методы развития общей моторики в коррекционно-развивающей работе с неговорящими детьми...

Консультация для родителей "Подвижные игры для развития общей моторики"

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.По мере овладения ребенком двигательных движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполне...