Методические задания на исследование грамматического строя речи у младших школьников
методическая разработка на тему

Талавера Юлия Анатольевна

Составлена методика исследования грамматического строя речи. В заданиях присутствует речевой материал и балловая оценка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл talavera_issledovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование грамматического строя речи.

1.        Исследование словоизменения.

  • дифференциация единственного  и множественного числа существительных

Процедура и инструкция: экспериментатор показывает картинку и предлагает назвать предмет или предметы, изображенные на картинке «Скажи, что это» или «Кто это?»

Материал: картинки, изображающие один и много предметов (дом-дома, стул-стулья, девочка–девочки, бабочка-бабочки, конфета – конфеты,  платье-платья, мальчик-мальчики, окно – окна, дерево - деревья).

  •         употребление существительных в косвенных падежах без предлога.
  1. Употребление существительных в винительном падеже единственного числа.

Процедура и инструкция: перед ребенком последовательно раскладывают картинки и предлагают назвать, кого или что он видит на картинке. Логопед дает инструкцию: «Перед тобой лежат картинки. Назови, что ты видишь на этой картинке? Я вижу…» и т.д.

Дом, стол, мяч, мальчик, ваза, кошка, книга, дерево, ведро

Материал:картинки.

        b. Употребление существительных родительного падежа  единственного числа.

Процедура и инструкция: экспериментатор объясняет ребенку, что художник не успел дорисовать картинки. Перед ребенком последовательно выкладывают картинки и просят сказать у кого (чего) чего-то нет (У слона нет хобота): «Художник не успел дорисовать картинку. Скажи, чего не хватает у слона? А у стола? А у машины?»

Материал: картинки (мишка без лапы, бабочка без крыла, слон без хобота, стол без ножки, машина без колеса, ведро без ручки)

        с. Употребление существительных в дательном падеже единственного числа.

Предлагаются 2 задания.

1 задание.

Процедура и инструкция: ребенку предлагается посмотреть на первую серию картинок: «На этих картинках изображены животные, дадим корм животным. Для этого надо вспомнить, кто что любит». Далее предлагаются по одной картинке 2-ой серии. Экспериментатор задает вопросы: «Кому дадим морковку и т.д.»

Материал: две серии картинок. Первая серия – кролик, еж, петух, корова, лошадь. Вторая серия – морковка, яблоко, зерна, трава, овес.

2 задание

Процедура и инструция: «Представь, что у тебя день рождения и тебе принесли подарки. Ты очень рада (рад) подаркам. Посмотрим какие подарки тебе принесли». Экспериментатор раздает картинки. «Я буду показывать подарок, а ты называй, чему ты рада. Например, я рада варенью».

Материал: картинки (кольцо, платье, зеркало, пирожное).

        d. Употребление существительных в  творительном падеже единственного числа.

Процедура и инструкция: перед ребенком выкладывают картинку, затем просят показать картинку и ответить на вопрос:

Чем режут хлеб?

Чем едят суп?

Чем моются?

Чем вытираются?

Чем рисуют?

Материал: картинки (нож, ложка, мыло, полотенце, карандаш).

  • употребление предложно-падежных конструкций единственного числа.

Процедура и инструкция: исследование проводиться с использованием двух видов заданий.

1 задание

Ребенку предлагается назвать, где находится предмет, изображенный на картинке. Экспериментатор показывает картинку и дает инструкция типа: «Где находиться ложка?».

2 задание

Оречевление действий. В начале исследования экспериментатор выполняет действие (кладет карандаш в книгу, на книгу, под книгу, над книгой, перед книгой, за книгу, около книги; берет карандаш с книги, из книги, из-под книги). После показа действия дается инструкция: «Куда я положила карандаш?» или «Откуда я взяла карандаш?».

Материал: картинки с изображением двух предметов в различном пространственном расположении по отношении друг к другу (ложка в стакане, ложка над стаканом, ложка перед стаканом, ложка около стакана  и т.д.); два предмета (карандаш и книга).

  • согласование прилагательного с существительным в роде и числе.

        Процедура и инструкция: экспериментатор выкладывает перед ребенком предметные картинки и спрашивает: «Что изображено на этой картинке? А чашка какая? Какого цвета? А бусы какие? Какого цвета?» и т.д.

Материал:  картинки (голубой шкаф, голубая чашка, голубое ведро, голубые бусы; большой мяч, большая кукла, большое сердце, большие тарелки; золотой ключ, золотая цепочка, золотое ожерелье, золотые кольца).

  • дифференциация глаголов единственного и множественного числа настоящего времени

Процедура и инструкция: экспериментатор показывает картинку и дает инструкцию: «Назови, что делает мальчик? Что делают мальчики? И т.д.

Материал: картинки с изображением одного или нескольких предметов  или людей (мальчик вытирает, мальчики вытирают, лежит книга, лежат книжки, девочка убирает, дети убирают, девочки катается на санках, девочки катаются на санках, ребенок бежит – дети бегут).

  • изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Процедура и инструкция: экспериментатор дает следующую инструкцию: «Мальчика  и девочку зовут одинаково – Женя. Я буду показывать картинку, а ты будешь говорить, что делает Женя (Женя упал или Женя упала) и дополнять предложение» Экспериментатор показывает картинку и говорит «Женя…..» В случае затруднения даются две формы (Женя упал или Женя упала?).

Материал: предложения  и картинки (мальчик упал, девочка упала, дерево упало, мяч покатился, машина покатилась, яблоко покатилось).

  • дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида

Процедура и инструкция: перед ребенком раскладываются две парные картинки, например «Девочка моет руки», «девочка вымыла руки». Затем экспериментатор показывает картинку и задает вопрос: «Что делает девочка?» или «Что сделала девочка?»

Материал: предложения  и картинки (девочка моет руки, девочка вымыла руки, девочка одевается, девочка оделась, мальчик рисует, мальчик нарисовал)

  • исследование употребления и понимания возвратных глаголов.

Процедура и инструкция: перед ребенком раскладываются парные картинки, например, «девочка причесывает» и девочка причесывается» Дается следующая инструкция: «На этих картинках одна девочка причесывает, а другая причесывается» Затем экспериментатор поочередно показывает картинки и задает вопрос: «Что делает эта девочка?» В случае затруднений предлагаются две формы: «Девочка причесывает или причесывается?».

Материал: картинки с обозначением действий (мальчик прячет машинку, мальчик прячется, мама одевает дочку, девочка одевается, девочка причесывает сестренку, девочка причесывается).

  • Исследование согласования существительного с числительным 2 и 5

Экспериментатор предлагает посчитать предметы по словесному образцу «дом, два дома, пять домов»

Материал:

Шар- 2 шара- 5 шаров

Стол- 2 стола- 5 столов

Карандаш- 2 карандаша- 5 карандашей

Ключ- 2 кляча-5 ключей

Гусь- 2 гуся- 5 гусей

Кукла- 2 куклы- 5 кукол

Книга- 2 книги- 5 книг

Окно- 2 окна – 5 окон

Ведро – 2 ведра – 5 ведер

Дерево – 2 дерева – 5 деревьев

Ухо – 2 уха – 5 ушей

Оценки результатов выполнения действий:

5 баллов (высокий уровень) – правильное и самостоятельное выполнение всех заданий.

4 балла (уровень выше среднего) – единичные ошибки при словоизменении слов среднего рода, при помощи экспериментатора ошибки исправляет.

3 балла (средний уровень) – многочисленные ошибки в непродуктивных формах словоизменения, а также ошибки в словоизменении существительных среднего рода, помощь экспериментатора не помогла.

2 балла (уровень ниже среднего) – многочисленные ошибки как в продуктивных, так и в непродуктивных формах словоизменения, а также ошибки в словоизменении существительных в среднем и мужском роде.

1 балл (низкий уровень) – правильные ответы лишь в единичных случаях, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.

2.        Исследование словообразования

  • исследование словообразования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Процедура и инструкция: ребенку предлагаются парные предметные картинки с изображением большого и маленького предмета. Экспериментатор показывает картинку и задает вопрос: «Это что?» При затруднении  при выполнении заданий оказывает помощь следующим образом: «Машина – это большая, а как назвать ласково одним слово маленькую машину?».

Материал: предметные картинки (стул-стульчик, мяч- мячик, кукла –куколка, машина-машинка, пальто-пальтишко, ведро – ведерко, окно - окошечко).

  • исследование словообразования детенышей животных.

Процедура и инструкция: в начале исследования экспериментатор дает следующую инструкцию: «Сейчас мы будем вспоминать названия детенышей животных» Затем задаются вопросы: «Как называется детеныш у гуся?» и т.д.

Материал: картинки (лиса – лисенок, белка-бельчонок, лошадь-жеребенок, корова-теленок, заяц-зайчонок, курица – цыпленок, свинья – поросенок, овца – ягненок, кошка - котенок).

  • исследование словообразования названий профессий женского рода.

Процедура и инструкция: в начале исследования формируется ориентировка в задании: «Сейчас мы будем вспоминать названия профессий женщин. Учитель-это мужчина, а женщину называют учительница. Продавец-это мужчина, а если это женщина, то как ее называют?».

Материал: продавец – продавщица, повар – повариха, уборщик-уборщица, портной - портниха.

  • исследование образования качественных прилагательных.

Речевой материал, процедура  и инструкция: ребенку задаются следующие вопросы: «Как называют лису за хитрость?» « А зайца за трусость?»

Если на улице холодно, то как можно назвать такой день? Какой он?

Если на улице дождь то какой это день?

А если ветер, какой это день?

  • образование относительных прилагательных.

Задание 1.

Процедура  и инструкция: экспериментатором дается следующая инструкция: «Если стол сделан из дерева, то какой он?» и т.д.

Материал: картинки, на которых видно  из чего сделан предмет: стол из дерева, банка из стекла, ножницы из металла, мяч из резины, ключ их железа.

Задание 2.

Процедура и инструкция: экспериментатор дает следующую инструкцию: «Варенье из абрикосов - это какое варенье, а варенье из вишни это какое варенье?» и т.д.

Материал: слова (лист березы, лист клена, лист дуба, варенье из вишни, варенье из абрикоса, морс из смородины).

  • образование притяжательных прилагательных.

Процедура  и инструкция: экспериментатор дает ребенку  следующую инструкцию: «Скажи, если хвост у коровы, то чей это хвост?» и.т.д.

Материал: словосочетания (сумка мамы, сумка бабушки, кукла Маши, мяч Сережи, хвост лошади, нора лисы, дупло белки).

  •         образование приставочных глаголов

Процедура и инструкция: экспериментатор дает следующую инструкцию: «Рассмотри эту картинку и помоги мне рассказать историю про волка и закончить предложение. Волк по лесу шел:

Волк к елке…..(что сделал?)

Волк вокруг елки….(обошел)

Волк от елки…..(отошел)

Волк дальше…..(пошел)

Волк через ручей …..(перешел)

Волк в логово…..(зашел)

Материал: картинка

Оценка  выполнения заданий.

5 баллов (высокий уровень) – правильное и самостоятельное выполнение заданий.

4 балла (уровень выше среднего) – правильное выполнение заданий с помощью экспериментатора или единичные ошибки при выполнении заданий  в непродуктивных способах словообразования.

3 балла (средний уровень) – систематические ошибки в непродуктивных способах словообразования.

2 балла (уровень ниже среднего) – систематические ошибки как в непродуктивных, так и в продуктивных способах словообразования.

1 балл (низкий уровень) – неправильное выполнение всех заданий, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования грамматического строя речи у младших школьников с ТНР

Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте....

Игры и задания по формированию грамматического строя речи по теме "Фрукты" у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

В данном материале  представлены игры и задания  по формированию грамматического строя речи по теме "Фрукты"  у  детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....

Игры и задания по формированию грамматического строя речи по теме "Одежда" у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

В данном материале представлены игры и задания по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста....

Игры и задания по формированию грамматического строя речи по теме "Ягоды" у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

В данном материале представлены игры и задания по формированию грамматического строя речи по теме "Ягоды" у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....

Формирование лексико-грамматического строя речи у младших школьников с расстройством аутистического спектра

Введение Актуальность темы исследования заключается в том, что в современном мире все больше появляется детей, у которых на разных этапах развития диагностируются расстройство аутистического спектра, ...

Протокол исследования грамматического строя речи (таблица)

1. Исследование образование существительных в косвенных падежах.2. Исследование образования существительных родительного падежа множественного числа.3. Исследование использования предлогов (...