Программа коррекционно -логопедической работы с учащимися 1-5 классов с ОВЗ
рабочая программа на тему

Попова Марина Николаевна

В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют дети с ОВЗ,

Цель обучения:

- провести коррекционное обучение с детьми с ОВЗ, обучающимися по адаптированным программам, предупредить и скорректировать недостатки устной и письменной речи с целью успешного освоения школьной программы. обучающиеся по адаптированным программам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskaya_rabota_s_detmi_s_ovz.docx16.27 КБ

Предварительный просмотр:

    

Логопедическая работа с детьми с ОВЗ

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Процесс коррекции речи у детей с ОВЗ более длительный и может растянуться на годы. У многих нарушено восприятие, внимание, память, затруднена способность устанавливать причинно-следственные связи. Часто проявляются нарушения эмоционально-волевой сферы, волевой контроль у таких детей неустойчив, мотивация к учебной деятельности отсутствует. У учащихся наблюдается повышение утомляемости, снижение работоспособности. С такими детьми классические логопедические методы и приемы зачастую не срабатывают, а значит, в арсенале логопеда должны быть современные, инновационные методики способствующие заинтересовать ребенка, раскрыть его потенциал. Включение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс при организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами помогает добиться положительных результатов в коррекционной работе.

Здоровьесберегающие технологии:

-     Дыхательная гимнастика.

-     Мимическая гимнастика.

-     Кинезиологические упражнения.

-     Релаксирующие упражнения.

-     Элементы музыкотерапии.

-     Элементы цветотерапии.

-     Зрительная гимнастика.

-     Динамические паузы.

 

В своей работе, я как учитель-логопед, использую следующие нетрадиционные приемы, методы и здоровьесберегающие технологии:

1.  Упражнения на развитие ориентации в пространстве и собственном теле - активизируют нервные процессы, развивает внимание, кинетическую память.

2.  Дыхательная гимнастика - стимулирует работу мозга, регулирует нервно-психические процессы, хорошо сочетается с физкультурными минутками в виде «Динамических запоминалок».

3.  Элементы цветотерапии и элементы  музыкотерапии. Использование цветовой гаммы и музыки на коррекционно-развивающих занятиях могут способствовать успокоению, либо активизации ребенка.

4. Зрительная гимнастика - снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.

5.  Упражнения на релаксацию - снимают напряжение с области шеи и мышц артикуляционного аппарата, хорошо сочетаются с артикуляционной гимнастикой.

6. Мимическая гимнастика способствует эмоциональному развитию и расслаблению мимических мышц.

7.  Кинезиологические упражнения направлены на активизацию межполушарного взаимодействия («гимнастика мозга»), помогают активизировать различные отделы коры головного мозга. 

При выполнении заданий ребенку со стороны педагога оказывается необходимая помощь. Для каждого ученика выбирается оптимальный темп деятельности. Ребёнок должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен. Такая система организации занятия позволяет повысить качество обучения.

Ещё один приём для повышения результативности логопедической работы с детьми с ОВЗ - это использование игр с карточками - пиктограммами. Пиктограммы облегчают восприятие и процесс запоминания предлагаемого материала. Пиктограммы являются вспомогательным средством развития навыков связной речи, облегчает процесс запоминания и последовательного рассказывания текста стиха, активизирует мыслительную деятельность, развивает различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный. Игры с пиктограммами позволяют детям чувствовать себя раскованнее, в доступной форме учиться, закреплять звуковые и смысловые навыки. В основе метода пиктограмм лежит обозначение каждого слова условными знаками, рисунками, графическими схемами, затем постепенным моделированием из них отдельных предложений и текстов. Смысловое значение слова ассоциируется со зрительным образом. Это, безусловно, способствует успешному развитию восприятия, внимания, памяти, логического мышления и речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно -логопедической работы с учащимися 1-5 классов с ОВЗ

В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют дети с О...

Адаптированная рабочая программа коррекционной логопедической работы для детей с речевыми нарушениями 6 – 7 лет в условиях логопедического пункта в соответствии с ФГОС ДОУ

Пояснительная записка  Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что старший дошкольный возраст является оптимальным для воспитания высшей...

Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов (VII вид)"

Цель программы «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов»: обучение грамотному письму посредством самостоятельног...

Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 5 класса (VIII вид)"

Цель программы: «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 5 классов (VIII вид)»: развитие устной и письменной речи учащихся, как средство общения, способствующей успешной их социализ...

Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 6 классов (VIII вид)»

Цель программы «Коррекционно-логопедическая работа с учащимися 6 классов (VIII вид)»: развитие устной и письменной речи учащихся, как средство общения, способствующей успешной их социализа...

Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов(VII вид )»

Программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов» является модифицированной.  При разработке программы были исп...

Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанных форм дисграфии и дислексии у учащихся 5 классов (VII вид)»

Программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанных форм дисграфии и дислексии у учащихся 5 классов» является модифицированной.  При разработке программы были испол...