Конспект коррекционно – развивающего занятия с использованием цветотерапии «В гостях у Песочной феи»
план-конспект урока на тему

Захаренко Ольга Викторовна

 

Цвет – это свет, без которого немыслимо наше существование. С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда. Цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции, хотим мы этого или нет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tsvetoterapiya_1.docx508.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно – развивающего  занятия с использованием цветотерапии

«В гостях у Песочной феи»

Цель: Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в поведении, в межличностном общении.

Задачи:

1. Установление контакта с детьми;

3. Снижение психофизического напряжения;

4. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности;

5. Актуализация эмоций;

6. Разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения;

7. Использование расслабляющих упражнений с использованием цветотерапии, музыкотерапии, ароматерапии.

  Оборудование:

Песочница; подушки по количеству детей; ширма-замок; кукла – Песочная фея; аромасвеча; кисточки, пульверизаторы; шапочки – цветы; волшебный фотоаппарат – Фотоканапушка; картон, клей; цветной песок; магнитофон.

  Набор игрового материала:

  • коробочки с бросовым материалом: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, бусины и др;
  • различные здания, постройки;
  • мелкие игрушки – сказочные герои;
  • животные (дикие, морские, домашние).

 

Ход занятия:

   Звучит спокойная, тихая музыка. Дети заходят в кабинет и подходят к дефектологу, здороваются.

 Дефектолог: Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я вам хочу рассказать одну сказку. Где-то далеко-далеко за морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет себе, поживает Песочная фея. И эта фея – не простая, она добрая волшебница, которая любит детей и очень хочет с вами познакомиться.

  А вы хотите попасть в сказку и познакомиться с ней?...

Дефектолог: Но чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса и всем вместе произнести волшебные слова. Может быть, кто то из вас знает волшебные слова из сказок?...

 Я сейчас скажу вам заклинание, а вы постарайтесь его запомнить:https://perluna-detyam.com.ua/images/stories/fairy.png

«Песочная фея нам помоги,

В страну волшебную перенеси,

В ладоши мы хлопнем

Раз, два и три,

Сердце свое для добра распахни!»

Музыкальное сопровождение: Чайковский П.И. Балет «Щелкунчик» «Танец феи Драже».

(Использование метода музыкотерапии для  снятия физического и эмоционального напряжения, формирование устойчивого бодрого настроения и здорового эмоционального возбуждения).

  Давайте еще раз дружно повторим эти волшебные слова…

Дефектолог: Вот мы и очутились в сказочной стране. (Дефектолог показывает на ширму - замок рукой). Посмотрите, какой прекрасный замок у Песочной феи. Дефектолог с детьми подходит к ширме. Дети рассаживаются на стульчики.

 Дефектолог:  Ребята,  помогите мне открыть двери.

Дверца в замок отворись!

Фея счастья появись!

  (Дети открывают ширму, дефектолог берет куклу - Песочную фею )

Дефектолог: Давайте я спрошу у феи, почему она такая грустная?

Педагог делает вид, будто фея говорит ему что-то  на ухо, при этом меняет свое выражение лица: удивленное, озадаченное…

  Фея рассказала мне, что во Вселенной была песочная страна с зелеными лесами, красивыми цветами, голубыми озерами и солнечными городами.

  Жители этой страны были очень счастливы, потому-то им никто ничего не запрещал. Они могли, есть конфеты, кататься на каруселях, бегать по лужам, разговаривать с необычными животными, птицами и цветами, дружить с гномами, петь и танцевать.

  Но однажды злой волшебник уничтожил все в песочной стране. И стала песочная страна темной и безжизненной.

Дефектолог: Добрые мои друзья, готовы ли вы помочь фее вернуть красоту в ее страну?... Спасибо, что  вы согласились помочь фее. Нам в пути помогут: верность, доброта, смелость и дружба.

Песочная фея подарила свечу, которая озарит нам дорогу в песочную страну. Педагог зажигает аромосвечу с запахом зеленого яблока, включает фонограмму со спокойной музыкой. (Использование метода ароматерапии: аромасвеча с запахом зеленого яблока – тонизирование и освежение организма, восстановление сил и поднятие настроения, благотворное влияние на эмоциональное состояние человека). 

  Давайте крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные слова: «Ты свеча, гори-гори, путь дорогу укажи!»

  Дефектолог со свечой вместе с детьми подходит к коробке с песком.

А вот и песочная страна, где живут друзья песочной феи. Посмотрите. Как здесь пусто и тоскливо. Один песок. Но этот песок не простой. Он волшебный. Он может чувствовать прикосновения. Слышать. Говорить.

Упражнение «Здравствуй, песок!»

  Дети различными способами дотрагиваются до песка.

Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок?.. (сухой, шершавый, мягкий).

Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй песок!».

Послушайте… Он с вами здоровается. Вы все слышите?.. Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом.

А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.

Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.

Вы слышите, как он смеется?...

Давайте его погладим между ладонями. Возьмите за руки песок крепко-крепко, потихоньку отпустите. Еще раз давайте его возьмем за руки крепко, чтобы ни одна песчинка не упала с кулачков. Песочек, мы тебе поможем!

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Дефектолог: Злой волшебник заточил всех песочных жителей в темницу. Там им темно, холодно, одиноко. Мы как маленькие должны помочь выйти им оттуда. Но наших маленьких друзей охраняют слуги волшебника. Чтобы они нас не увидели, нам нужно спрятаться и сказать заклинание. Давайте с вами отвернемся, возьмем друг друга за руки, крепко закроем глаза и произнесем заклинание. Когда дети отворачиваются, педагог прячет в песке мелкие игрушки.

Дефектолог предлагает детям взять кисточки. Я вам предлагаю аккуратно кисточкой раскопать песочек во всех уголочках Песочной страны  и вызволить наших друзей из темницы.

Дети с помощью кисточек откапывают спрятанные в песке игрушки.

Я горжусь вами! Вы так старались! Посмотрите, как светятся у них глазки, они улыбаются вам! И вы улыбнитесь им в  ответ.

Упражнение «Песочный дождик»

Дефектолог: Ребята,  нам нужно оживить песок. А что нужно всему живому (растениям, птицам, животным, людям) для жизни? Конечно, вода.Нам нужны будут помощники, так как мы одни не справимся. Давайте позовем дождик, который поможет нам все оживить, ведь у дождика все капли – волшебные.

Каждому ребенку выдается пульверизатор, с помощью которого они опрыскивают песок.

Посмотрите, сколько волшебных капель нам приготовил дождик. Берите их и начинайте поливать песок:

«Дождик, лей веселей!

Теплых капель не жалей. Для лесов, для полей

И для маленьких детей.

И для мам и для пап. Кап – кап! Кап – кап!»

Дефектолог: Вы чудо помощники! Песок вам очень благодарен. Но ведь злого волшебника, который заколдовал песочную страну мы так и не прогнали и не победили!

Упражнение «Победитель злости»

Музыкальное сопровождение:  Э.Григ «В пещере горного короля». (Метод игротерапии: снятие негативных эмоций и физической агрессии)

Дефектолог: Давайте вылепим из песка плотный шар. А теперь на этом шаре нарисуем злого волшебника. А какой он, волшебник? (злой, не любит детей, не хороший). Дети по примеру взрослого делают из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот)

Это «шар-злюка». Теперь разрушьте песочный шар и прогоните злого волшебника, не забывая про волшебные слова:  «Прогоняем злость, приглашаем радость». Дети кулачками, ладонями, пальцами разрушают песочный шар.

Теперь медленно выровняйте поверхность песка руками. Давайте положим ладошки на песок. Вы чувствуете, что больше нет злого волшебника?

  Я вас поздравляю, мы справились с заданием. Мы победили злость!

Упражнение «Узоры на песке»

Дефектолог: Посмотрите, в нашей Песочной стране нет радости и жизни. Нам надо вернуть красоту этому маленькому миру.

Вы любите рисовать?.. Я надеюсь, что вы хорошо рисуете. Я вам предлагаю рисовать необычным способом: на песке пальцами, руками. Давайте нарисуем красивые узоры на песке, а потом их украсим волшебными бусинами. Посмотрите, какие узоры на песке можно нарисовать. Педагог рисует простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки) Придумайте свой узор, рисунок.

  Замечательно! Посмотрите на узоры своих друзей, вам понравились они?

Теперь нужно, чтобы страна стала такой же радостной и счастливой, какой и была раньше (звучит фонограмма песни Н.Королевой «Маленькая страна»).

Посмотрите, что мы с вами расколдовали еще. Педагог из-за ширмы выносит коробочки с растениями (деревьями, цветами); различными зданиями, постройками; животными. Дети расставляют предметы на песке.

  Песочная страна ожила! Спасибо, мои маленькие волшебники!https://perluna-detyam.com.ua/images/stories/sm-camera4c.png

Дефектолог: У Песочной феи есть друг: Фотоканапушка. Педагог выносит из- за ширмы-замка фотоаппарат-Фотоканапушку. Это фотоаппарат, но он не простой, волшебный. Давайте пойдем и посмотрим, что для нас приготовила Песочная фея. Дети подходят к столам, педагог достает из фотоаппарата цветной картон, цветной песок. Что это такое? Картинки цветные. Выберете, какая вам больше нравится. А здесь еще что- то есть… Да это цветной песок!

         Дети рассаживаются за столы. Давайте по контуру обведем клеем рисунок, чтобы у вас получилась белая дорожка. Внимательно ведем клеем только по нарисованным линиям. Теперь откроем коробочку, достанем цветной песок и засыплем им весь лист. Давайте скажем: «Крибле – крабле – бумс!». Ссыпайте песок с картинки и посмотрите что у вас получилось! Да, это веселые жители песочной страны. Посмотрите как они вам улыбаются.

Жители песочной страны очень хотят с вами подружиться, они любят вас и цветы и приглашают вас поиграть на сказочную поляну. Педагог предлагает детям выйти на ковер. Посмотрите, какие красивые цветочные шапочки. Давайте наденем эти шапочки и превратимся  в красивые цветы. Дети одевают шапочки в виде цветов.

  Я вас приглашаю поиграть с солнечным зайчиком. Дети выходят на ковер, располагаются на подушках.

Игра – релаксация «Солнечный зайчик»

Звучит спокойная музыка.

(Метод психогимнастики: расслабление мышц лица, рук и ног, физическое и эмоционально расслабление и успокоение).

 https://perluna-detyam.com.ua/images/stories/5616284118_1464503fb2.png

 Дефектолог: Сядьте удобно, повернитесь друг к другу лицом.

  На сказочной лужайке в солнечный день, где распустилось  много цветов…. Солнышко согревало головки цветочков, грели листочки в его лучах. Дети вытягивают ладони. Педагог их поглаживает. Вдруг на полянке появился солнечный зайчик. Он очень любит играть с цветами.

Дефектолог: Теперь мои цветочки, представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу,  на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. Вот он прыгнул вам на голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он любит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.

А теперь соедините ладошки, вы чувствуйте, как от него согреваются ваши пальчики?.. Посмотрите. Он сидит на плече у ......(имя ребенка) ! Погладьте его и там.

Цветочки потянулись к солнышку, улыбнулись и встали.

Песочная фея и ее друзья благодарят вас за то, что вы помогли спасти страну от злого волшебника. Мы возьмем с вами фотографии жителей с собой, чтобы мы вспоминали о нашем сказочном путешествии.

Ну, а нам пришла пора прощаться с нашими чудесными песочными друзьями и возвращаться обратно в группу. С каким настроением вы пойдете? Я думаю, что мы с вами обязательно встретимся, так как сказок на свете много разных.

  До свидания!

Звучит музыка Ш. Каллош «В каждом маленьком ребенке» из м/ф «Обезьянки, вперед!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование цветотерапии на уроках изобразительного искусства в коррекционной школе.

В статье раскрывается значение использования элементов цветотерапии на уроках изобразительного искусства в коррекционной школе....

Коррекционно-развивающее занятие "В гостях у песочной Феи"

профилактика дезадаптированности пятиклассников, повышение  психологической безопасности, развитие эмоционально-волевой сферы через использование песочной терапии....

Формы и методы использования цветотерапии в РЦ «Ягодка»

Цвет играет важную роль в жизни человека – это известно всем. Он не только делает наш мир разнообразным, но и ориентирует в окружающем пространстве, информирует, подсказывает, управляет. Потенци...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с элементами песочной терапии

Конспект коррекционно-развивающего занятия с элементами песочной терапии. Для детей с умеренной  умственной отсталостью подготовительного класса школы 8 вида....

Семинар-практикум по овладению педагогами технологией развивающих игр с песком «В гостях у Песочной феи»

 Принцип "терапии песком" был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным швейцарским психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребно...

Коррекционное занятие с использованием песочной терапии по теме «Использование цветного песка для создания объёмных фигур из пластилина. Грибы»

Коррекционное занятие с использованием песочной терапии по теме «Использование цветного песка для создания объёмных фигур из пластилина. Грибы»...