Тест как инструмент диагностики
тест на тему

Определение понятия психологического теста.

Психологический тест как обективное измерение

Этапы стандартизации

Валидность

Надёжность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test_kak_instrument_diagnostiki.docx90.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Тест как инструмент диагностики»

1.Определение понятия психологического теста.

В отечественной и зарубежной литературе представлено огромное разнообразие определений понятия психологического теста. Ниже приведены некоторые из них.

«Психологический тест в сущности есть объективное и стандартизированное измерение выборки поведения».

«Тест – стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально психологических различий».

«Под тестом понимается специфический инструмент для оценивания психологических качеств личности. Он состоит из совокупности заданий или вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для выявления частичных типов поведения».

Все определения содержат следующие моменты:

  • во-первых, тест – один из методов измерения в психодиагностике наряду с такими, как проективные методы, стандартизированные отчёты, интервью, аппаратурные методы и др.;
  • во-вторых, это метод измерения свойств личности и особенностей интеллекта;
  • в-третьих, это метод измерения, который характеризуется высокой степенью объективности, надёжности и валидности.

Объективность, валидность и надёжность – требования, которым должен удовлетворять каждый тест.

2.Психологический тест как объективное измерение.

Объективность психологического теста означает, что первичные показатели, их оценка и интерпретация не зависят от поведения и субъективных суждений экспериментатора. Первичными называют показатели, полученные после обработки данных выполнения респондентом тестовых заданий. Выражаются первичные показатели в так называемых «сырых баллах».

Разработка заданий, процедура проведения, обработка результатов теста осуществляется согласно определённым стандартным правилам.

Добиться объективности психологического теста можно при выполнении следующих условий:

  1. Единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой результатов;

  1. Единообразие оценки выполнения теста;

  1. Определение нормы выполнения теста для сопоставления с ним показателей, полученных в результате обработке данных тестирования.

Эти три условия называют этапами стандартизации психологического теста.

  1. Этапы стандартизации.

 На этапе разработки теста, а также любого другого метода проводится процедура стандартизации, которая включает три этапа.

Первый этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной процедуры тестирования. Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации:

  1. Условия тестирования (помещение, освещение и др. Внешние факторы). Очевидно, что объём кратковременной памяти лучше измерять (например, с помощью субтеста повторения повторения цифровых рядов в тесте Векслера), когда нет внешних раздражителей, таких как посторонние звуки, голоса и т.д.

2. Содержание инструкции и особенности её предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.). Например, в тесте «10 слов» каждое слово должно предъявляться через определённый интервал времени в секундах.

3. Наличие стандартного стимульного материала. Например, достоверность полученных результатов существенно зависит от того, предлагаются ли респонденту изготовленные самодельные карты Г.Роршаха или стандартные – с определённой цветовой гаммой и световыми оттенками.

4. Временные ограничения выполнения данного теста. Например, для выполнения теста Равена взрослому респонденту даётся 20 минут.

5. Стандартный бланк для выполнения данного теста. Использование стандартного бланка облегчает процедуру обработки.

6. Учёт влияния влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования. Под переменными подразумевается состояние испытуемого (усталость, перенапряжение и т.д.), нестандартные условия тестирования (плохое освещение, отсутствие вентиляции и др.), прерывание тестирования.

7. Учёт влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования. Например, одобрительно-поощряющее поведение экспериментатора во время тестирования может восприниматься респондентом как подсказка «правильного ответа» и др.

8. Учёт влияния опыта респондента в тестировании. Естественно, что респондент, который уже не в первый раз проходит процедуру тестирования, преодолел чувство неизвестности и выработал определённое отношение к тестовой ситуации.

Второй этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной оценки выполнения теста: стандартной интерпретации полученных результатов и предварительной стандартной обработки. Этот этап предполагает также сравнение полученных показателей с нормой выполнения этого теста для данного возраста, пола и т.д.

Третий этап стандартизации психологического теста состоит в определении норм выполнения теста.

Нормы разрабатываются для различных возрастов, профессий, полов и др.

Школьные нормы разрабатываются на основе тестов школьных достижений или тестов школьных способностей. Они устанавливаются для каждой школьной ступени и действуют на всей территории страны.

Профессиональные нормы устанавливаются на основе тестов для разных профессиональных групп (например, механиков разного профиля, машинисток и др.).

Локальные нормы устанавливаются и применяются для узких категорий людей, отличающихся наличием общего признака – возраста, пола, географического района, социо-экономического статуса и др.

Национальные нормы разрабатываются для представителей данной народности, нации, страны в целом. Необходимость таких норм определяется конкретной культурой, моральными требованиями и традициями каждой нации.

Наличие нормативных данных (норм) в стандартизированных методах психодиагностики является их существенной характеристикой.

Нормы необходимы при интерпретации тестовых результатов (первичных показателей) в качестве эталона, с которым сравниваются результаты тестирования.

Определение норм для теста

На этапе создания теста формируется некоторая группа испытуемых, на которой проводится данный тест. Средний результат выполнения этого теста в данной группе принято считать нормой. Средний результат – это не единственное число, а диапазон значений. Существуют определённые правила формирования такой группы испытуемых, или, как её иначе называют, выборки стандартизации.

Правила формирования выборки стандартизации:

1. Выборка стандартизации должна состоять из респондентов, на которых в принципе ориентирован данный тест, то есть если создаваемый тест ориентирован на детей, то и стандартизация должна происходить на детях заданного возраста.;

2. Выборка стандартизации должна быть репрезентативной, то есть представлять собой уменьшенную модель популяции по таким параметрам, как возраст, пол, профессия, географическое распределение и т.д. Под популяцией понимается, например, группа дошкольников 6-7 лет, руководителей, подростков и т.д.

Чаще всего в руководствах к тому или иному тесту можно встретить выражения нормы не в виде сырых баллов, а в виде стандартных производных  показателей. То есть нормы к данному тесту могут быть выражены в виде Т-баллов, децилей, процентилей, станайнов и др. Перевод сырых значений (первичных показателей) в стандартные (производные) делается для того, чтобы результаты, полученные по разным тестам, можно было сравнить между собой.

Производственные показатели получаются путём математической обработки первичных показателей.

Первичные показатели по разным тестам нельзя сравнивать между собой по причине того, что тесты имеют различное внутреннее строение. Например, IQ, полученный с помощью теста Векслера, нельзя сравнивать с IQ, полученным с помощью теста Амтхауэра, так как эти тесты исследуют разные особенности интеллекта и IQ как суммарный показатель по субтестам складывается из показателей разных по строению и содержанию субтестов.

4. Валидность

Все методы психологической диагностики, начиная со стандартизированных и заканчивая нестандартизированными, направленны на измерение свойств личности и особенностей интеллекта.

Каждый метод предназначен для измерения какого-либо свойства, что и определяет содержание этого метода. Сведения о степени, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен, входят в понятие валидности.

Помимо общего значения в понятие валидности входят многие другие сведения. Существуют разные типы и виды валидности, в которых отражены эти сведения. Ниже приведены некоторые типы.

1. Практическая валидность характеризует тест не столько со стороны его психологического содержания, сколько с точки зрения его ценности в отношении достижения определённой практической цели (прогнозирования, диагностики). Выделяют подтипы практической валидности: прогностическая и совпадающая. Тест с высокой прогностической валидностью позволяет сделать прогноз, насколько успешно испытуемый будет выполнять определённую деятельность впоследствии. Тест с высокой совпадающей валидностью позволяет ответить на вопрос: “Какова вероятность того, что индивид Х обладает свойством У в настоящий момент времени?”

2. Валидность по объёму отражает степень, в какой объём теста выборочно репрезентирует тот класс ситуаций или учебного материала, относительно которого должны быть сделаны выводы. Валидность по объёму показывает, в каком объёме, в какой мере психическое свойство отражено в методике.

3. Оценочная валидность выражает степень корреляции (соответствия) между показателями, полученными испытуемыми по данному методу, и оценками измерительного свойства со стороны экспертов.

4. Внешняя валидность означает, что впечатление, которое создаётся у неспециалистов при знакомстве со стимульным материалом и сугубо внешней стороной тестирования, соответствует заявленному содержанию метода.

Эффективная методика может быть создана, если она прошла все этапы валидизации, то есть когда приняты меры для придания ей как содержательной валидности, так и практической.

5. Надёжность.

О высокой надёжности метода говорят в том случае, когда метод точно измеряет то свойство, для измерения которого он предназначен, В качестве критериев точности можно отметить следующие:

1. При повторном применении метова к тем же самым испытуемым в одних и тех же условиях через определённый интервал времени результаты обоих тестирований существенно не различаются между собой.

2. Действие случайных посторонних факторов не оказывают существенного влияния на результаты тестирования. В качестве посторонних факторов можно назвать следующие: эмоциональное состояние и утомление, если они не входят в круг исследуемых характеристик, температура, освещённость помещения и др. Такие посторонние случайные факторы ещё называют факторами нестабильности измерительной процедуры.

3. При повторном применении метода к тем же самым испытуемым через определённый интервал времени в изменённых условиях результаты обоих тестирований существенно не различаются между собой. Под изменёнными имеются в виду следующие условия: другой экспериментатор, состояние респондента и др.

Существуют различные методы оценки надёжности:

Ретестовый метод – повторное тестирование выборки испытуемых одним и тем же тестом через определённый интервал времени при одних и тех же условиях. Временной интервал зависит от возраста, а также событий, происходящих с испытуемым в жизни.

Надёжность взаимозаменяемых форм – повторное тестирование выборки испытуемых параллельной формой теста через минимальный интервал времени при одних и тех же условиях.

Тест может быть надёжен, но не валиден. Это означает, что он измеряет какое-то свойство очень точно, но какое именно – остаётся под вопросом. В такой ситуации необходима более точная валидизация теста, как содержательная, так и практическая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест как инструмент оценивания качества знаний.

Создание системы оценки качества знаний – одна из основных задач в сфере образования. Один из способов оценки качества – тестирование учебных достижений школьников. Система тестирования – универсальны...

Тест Строгальные инструменты

Тест для проверки знаний при подготовке к экзамену....

Рефлексия как инструмент диагностики, достижения и переопределения целей образования

Какой должна быть рефлексия, чтобы с её помощью можно было бы проверять и переопределять цели образования?Какому образу результата могут или должны соответствовать учитель и ученик при достижении обра...

Составление теста как инструмент работы с текстом, повышающий уровень усвоения знаний. проектно-исследовательская работа учителя

Описание педагогического эксперимента по теме Составление теста как инструмент работы с текстом. повышающий уровенбь усвоения знанийАктуальность темы: в основе реализации ФГОС лежат «учебно-познавател...

Методические материалы "ТЕКСТОВЫЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАГНОСТИКИ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ"

В работе описан один из возможных вариантов проведения диагностики предметных и метапредметных результатов по физике - текстовые практико-ориентированные задачи и система вопросов/заданий к ним; в раб...

Биология. Тест для входящей диагностики. 10 класс.

Тест для входящей диагностки 10 класс. Биология. Таблица с оценочной системой результатов образовательной деятельности обучающихся....

Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.

Существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностейчеловека. Наиболее популярный из них - тест Торренса.Креативность по Торренсу (от лат. creatio - созидание) - э...