Составление теста как инструмент работы с текстом, повышающий уровень усвоения знаний. проектно-исследовательская работа учителя
опыты и эксперименты по биологии на тему

Семашкова Елена  Александровна
Описание педагогического эксперимента по теме Составление теста как инструмент работы с текстом. повышающий уровенбь усвоения знаний
Актуальность темы: в основе реализации ФГОС лежат «учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знако-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным; требующие от обучающихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. п.» Составление тестов учащимися, как инструмент работы с текстом, повышающий уровень усвоения знаний, отвечает поставленной задачи
Проблема: является ли составление тестов учащимися эффективной формой их самостоятельной работы, которая улучшает успеваемость по предмету
Объект исследования: педагогический тест
Предмет исследования: педагогический тест, как инструмент работы с текстом
Гипотеза: применение заданий на составление учащимися тестовых заданий к тексту учебника, повышает уровень усвоения знаний
Цель: определить что, составление тестов учащимися является эффективной формой их самостоятельной работы, которая улучшает успеваемость по предмету 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_pedagogicheskogo_eksperimenta.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Составление теста как инструмент работы с текстом, повышающий уровень усвоения знаний

Описание и результаты педагогического эксперимента

 В своей педагогической деятельности я применяю указанную форму работы с текстом с 2010года. Первые задания на составление теста применяла в 11 классах при прохождении темы «Основные учения эволюции». Уровень усвоение понятий и механизмов видообразования был выше по сравнению с уровнем знаний по данной теме учащихся предыдущего года обучения. Постепенно стала вводить в 8х классах на контрольно-обобщающих уроках по строению и функциям систем органов. Для доказательства выдвинутой гипотезы данной экспериментально-исследовательской работы- применение заданий на составление учащимися тестовых заданий к тексту учебника, повышает уровень усвоения знаний - мною был проведен следующий эксперимент.

План эксперимента:

  1. Входной контроль знаний по теме на основе знаний предыдущих курсов изучения биологии.
  2. Изучение темы по календарно тематическому плану
  3. Изучить технологию составления тестовых заданий
  4. Обучение владения навыком составления тестов по тексту учебника в параллели «Б»
  5. Работа с текстом учебника с применением иных технологий в параллели «А»
  6. Контроль знаний по теме
  7. Анализ результатов

Ход эксперимента

В эксперименте принимают участие четыре класса из  параллелей 8 и 9х классов (8А и 8Б, 9А и 9Б)

Темы для эксперимента были выбраны согласно календарно-тематическому планы и являлись логическим развитием знаний предыдущих курсов биологии. Так в 9ых классах тема  «Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора» для вводного контроля использовался материал 7 класса по теме «Закономерности развития и размещения животных на Земле». В параллели 8х классов тема «Происхождение человека» » для вводного контроля использовался материал 7 класса по теме «Класс Млекопитающие. Отряд Приматы»  Качество знаний по результатам вводного контроля в 9А и 9 Б классах  составил соответственно 26,3% и 25, 7% , в 8А и 8Б классах качество знаний по результатам вводного контроля- 44% и 42,4% (приложение1)

Следующий этап - изучение новой темы. В параллели «А» при работе с текстом учебника использовалась работа с заданием рабочей тетради, в параллели «Б» составление тестовых заданий закрытого типа с выбором одного правильного ответа и заданий на соответствие по тексту учебника. Предварительно в 8Б и 9Б классах на уроках выделялось время на обучение владения навыком составления тестов по тексту учебника-правила, требование, оценивание. Была поставлена работа в парах по решению тестовых заданий одноклассника, нахождение неточностей в формулировании инструкции к вопросу или дистрактов.

Выбранные темы содержат материал, содержащий базовые знания за курс биологи в основной школе. По завершению изучения данных тем проводится контроль знаний. Результаты контроля в классах, участвующих в эксперименте, следующие качество знаний в  9Аклассе 40,4% , в 9Б классе с использованием заданий на составление теста- 45, 6% при 100% успеваемости; в 8А классе -49,2%, 8Б класс-54,3%. (приложение1)

 Данные контроля позволяют сделать вывод о более высоком уровне усвоения знаний при такой форме работы с текстом как составление тестовых заданий с выбором одного правильного ответа и на соответствие.

При дальнейшем изучении материала во всех классах применялись задания на составление теста и качество знаний по следующим темам выше предыдущих. (приложение 2)

Вывод

Составление тестовых заданий с выбором одного правильного ответа и на соответствие, как форма самостоятельной работы с текстом учебника повышает уровень усвоения знаний

        Заключение

   Работа посвящена составлению теста как инструмента работы с текстом, повышающий уровень усвоения знаний. Основной целью работы было определить что, составление тестов учащимися является эффективной формой их самостоятельной работы, которая улучшает успеваемость по предмету. Решение поставленных задач позволило доказать гипотезу повышения уровня качества знаний при такой форме работы с текстом. Составление учащимися  предметных тестов может быть расценено как эффективная форма самостоятельной работы, которая  улучшает их успеваемость по предмету, и, способствует формированию у них общих компетенций: понимать и анализировать процессы; способствуют развитию мышления школьников, овладению умениями применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях. Необходимо научить детей работать с заданиями с выбором одного или нескольких верных ответов, кратко, четко, по существу вопроса письменно излагать свои знания, правильно оформлять работу. Очень важно систематически использовать задания подобного типа в учебном процессе: при изучении нового материала, его закрепления, текущей, тематической и итоговой проверке знаний и умений по отдельным разделам курса биологии.

Систематическое использование тестовых заданий в форме, максимально приближенной к используемой при проведении итоговой аттестации позволяет учащимся уже в процессе обучения адаптироваться к ней, овладевая на практике необходимой тестовой культурой,  делает учебный процесс для учащихся эффективным,  в полной мере раскрывает интеллектуальный потенциал учащихся, закрепляет навыки самостоятельной работы. Кроме того, данная форма контроля не вызывает у школьников напряжения, что способствует сохранению здоровья.

 Практическое значение данной работы видится в возможности   применения учителями биологии, доступности и результативности использования  с целью повышения эффективности обучения биологии в школе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Сравнение качества знаний при изучении темы в классах, использующих составление тестов как метод работы с текстом и классах использующих другой метод работы с текстом

класс

Тема

КЗ

на входе

%

КЗ

итоговый по теме

%

«Происхождение человека»

44

49,2

8Б (тест)

«Происхождение человека»

42,4

54,3

«Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора»

26,3

40, 4

9Б(тест)

«Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора»

25,7

45,6

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Изменение качества знаний при использовании составлении тестовых заданий по тексту учебника

тема

класс

Происхождение человека

Происхождение человека

Строение организма

качество знаний

%

качество знаний

%

качество знаний

%*

44

49,2

54,3

42,4

54.3*

54,7

*-при работе с учебником использовалась работа на составление тестовых заданий

тема

класс

Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

%

Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

%

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора 

% *

качество знаний

%

качество знаний

%

качество знаний

%

26.3

40,4

44

25.7

45.6  *

46,2

*-при работе с учебником использовалась работа на составление тестовых заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)

               В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)

В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...

Презентация "Работа с текстом на уроках русского языка"( Из опыта работы)

Презентация "Работа с текстом на уроках русского языка" является обобщением опыта учителя по данной теме. Преподаватель называет основные тенденции изучения русского языка, объясняет, зачем текст на у...

Работа с текстом. Составление таблицы по содержанию текста.

Таблица. Проверка понимания прочитанного текста на английском языке....

Тест к уроку по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" и творческие работы детей "Энциклопедический словарь устаревших слов в сказке", исследовательская работа "Сходство и различие сказки В.А. Жуковского с народной сказкой"

Данный материал содержит три вида работы:1. Итоговый тест по сказке.2. Исследовательскую работу обучающихся 5 класса на тему: "Сходство и различие сказки В.А.Жуковского "Спящая царевна" с народными ск...

«Методические приемы работы с текстом, повышающие качество образовательного процесса по биологии»

Цель:•создание условий для повышения уровня читательской грамотности учащихся школы.•Задачи:•научить применять полученные знания на практике и использовать в процессе социальной адаптац...