Презентация "Работа с текстом на уроках русского языка"( Из опыта работы)
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

Игнатова Светлана Михайловна

Презентация "Работа с текстом на уроках русского языка" является обобщением опыта учителя по данной теме. Преподаватель называет основные тенденции изучения русского языка, объясняет, зачем текст на уроке, останавливается на наиболее результативных формах и методах организации работы на уроке с текстом и приводит примеры текстов и заданий к ним, используемых  на уроках русского языка в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10.pptx2.42 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с текстом на уроках русского языка Учитель русского языка и литературы МОУ Бекетовская СОШ Игнатова Светлана Михайловна

Слайд 2

Там нет текста, там нет и объекта исследования и мышления». (М.М.Бахтин)

Слайд 3

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ преподавания русского языка Современные тенденции преподавания русского языка определяются идеей коммуникативной направленности школьного курса русского языка. Выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку .

Слайд 4

Формирование коммуникативной компетенции Коммуникативная компетенция – это… владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственное высказывание. Основой ее формирования является построение в педагогической практике учителя системной, постоянной и поэтапно спланированной работы по развитию устной и письменной речи учащихся.

Слайд 5

ЗАЧЕМ НАМ ТЕКСТ НА УРОКЕ? Организация работы с текстом на уроках русского языка обеспечивает развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Совершенствование методики комплексного анализа текста на уроках русского языка связано, в первую очередь, с актуализацией универсальных приемов учебной деятельности : выразительного чтения, лексической работы.

Слайд 6

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ На основе обучения правильному интонированию текста развиваются следующие умения школьников: умение членить текст на смысловые отрезки (фрагменты, микротемы ), умение выделять главную и второстепенную информацию текста .

Слайд 7

СЛОВАРНАЯ РАБОТА Словарная работа обеспечивает… осмысленность процесса понимания текста ; расширение словарного запаса ученика, рост его культуры. Содержание словарной работы - толкование значения новых или непонятных ученику слов, понятий, терминов, в том числе с помощью словаря.

Слайд 8

Начальный этап Средний этап Старший этап 5-7 классы 8-9 классы 10-11 классы Этапы работы с текстом

Слайд 9

Работа с текстом на уроках русского языка будет эффективной, если она проводится в определенной системе, а не однократно. Опыт практической деятельности в школе позволяет сделать вывод о том, что ребята с 5 класса достаточно быстро привыкают к использованию текста на уроке, более того им это очень нравится. Значение такой работы велико : воспитывается любовь к родному слову, расширяется кругозор учащихся, отрабатываются навыки грамотного письма, различных видов разбора; формируется умение самостоятельной работы с текстом, умение создавать свой текст.

Слайд 10

Работа с текстом формирует - способы концентрации внимания при чтении; - интеллектуальные приёмы, обеспечивающие понимание читаемого текста (дифференциация содержания, выделение существенных структурных и смысловых элементов); - приёмы, способствующие освоению учебных материалов (составление плана, ответы на вопросы, интерпретация смысла); - понимание текста (выделение его уровней).

Слайд 11

Главное в работе с текстом – сосредоточить внимание учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно – познавательной единицы. Примерный план анализа текста любого типа речи : 1.Выразительное чтение текста. 2.Словарная работа. 3.Тема текста. 4.Идея текста. 5.Тип текста. 6.Стиль текста. 7.Выразительные средства речи и их роль. Большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала. Обращение к тексту позволяет не только улучшить орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, но и воспитать чувство национального достоинства у носителей русской речи.

Слайд 12

Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке с текстом : - комплексный анализ текста; - работа с текстом при подготовке к сочинению-рассуждению, к изложению; - анализ текста при работе над типами речи; - сопоставительный анализ текстов; - письмо по памяти; - лингвистический эксперимент; - работа с «деформированным» текстом; - составление текста по опорным словам; -различные виды диктантов; -коммуникативные и игровые ситуации; -редактирование текста.

Слайд 13

Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Например: «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно. «Редактор ». Исправь речевые ошибки. «Переводчик ». Замени иноязычные слова русскими. «Перевертыши ». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора. «Лингвист» . Исследуйте текст

Слайд 14

*** Мы идем с л… сником по мелколесью. Кое-где попадают(?) ся маленьк …е оконца- колодцы. Из –под камня течёт р… дник . Он превращает(?) ся в ручеёк который вес.. ло б…жит на восток. Ручей брызж …т звенит журчит и потом стремительно скатывает(?) ся вниз. По склону горы он льет(?) ся дальше. Несколько таких ручьев сл… ваются в один большой ручей и он спокойно течёт по равнине. А вот он с шумом низвергает(?) ся в пропасть. (К.Паустовский) Примеры текстов

Слайд 15

Задания 1.Озаглавьте текст. 2.Как второй абзац присоединяется к первому? 3.Найдите предложение, заключающую главную мысль текста. 4.Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и выделив орфограммы. 5.Подберите синонимы к слову низвергается. 6.Выпишите одно слово, в котором звуков больше , чем букв. Докажите правильность своего выбора. 7.В третьем предложении укажите части речи, к которым относятся составляющие его слова 8.Разберите по составу следующие слова: превращается, лесником, маленькие . 9.Напишите небольшое сочинение об источнике или водоеме, знакомом вам: родничке, ручье, реке, озере.

Слайд 16

По желанию учащиеся также могут поработать с текстом стихотворения И.Бунина «Родник». В лесу, в горе, родник, живой и звонкий, Над родником старинный голубец С лубочной почерневшей иконкой, А в роднике березовый корец. Я не люблю, о Русь, твоей несмелой Тысячелетней, рабской нищеты. Но этот крест, но этот ковшик белый… Смиренные, родимые черты! Голубец - памятник в виде креста с кровлей над ним. Лубочные иконы -религиозные картинки, иногда заменявшие собой иконы не только в домах, но и в небогатых церквях ( Нерукотворенный Спас, явленные образа Богоматери, фигуры святых с их чудесами, праздники, святцы). Корец - ковш.

Слайд 17

Что объединяет эти тексты и в чем различия? Укажите непонятные слова. Попытайтесь определить значение слов: голубец, корец, лубочная икона. Подберите антонимы к словам: живой, звонкий, старинный, нищета, любить, несмелый. Какие части речи преобладают в тексте и почему Подберите синонимы к словам: живой, звонкий, старинный, нищета, любить, несмелый. Почему в тексте довольно много прилагательных? Почему автор использует многоточие? Можно ли считать стилистической ошибкой то, что в первой строфе Бунин употребил слово родник трижды? Определите ключевые слова текста. Какие образы создает поэт в стихотворении? Что общего между словами родник и родина? Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

Слайд 18

Работа с данным текстом помогает учащимся осознать, что великое рождается из малого (река, рожденная из маленького родника). Подвожу школьников к осознанию того, что в жизни человека тоже бывает так: наши маленькие дела становятся началом (родником) дел великих . Эти два текста тематически связаны . Их объединяет один и тот же образ – источник. В прозаическом тексте – это родничок, активный, деятельный, пробивающий себе дорогу. У Бунина это родник , «живой и звонкий», близкий и родной, как Родина.

Слайд 19

Такая работа учит : Анализировать содержание и проблематику прочитанного текста; Комментировать проблемы исходного текста, позицию автора; Выражать и аргументировать собственное мнение; Последовательно и логично излагать мысли; Использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка; Оформлять высказывание в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского языка.

Слайд 20

« Хитрый текст » Учащихся привлекают тексты занимательного характера, тексты с необычными заданиями. Их можно использовать для реализации метапредметных связей , о которых заявлено в новых ФГОСах (русский язык + география; русский язык +биология; русский язык + литература), а также на уроках в конце четверти, когда ребята уже устали, а работать ещё надо. Ищем ответы в текстах Найдите в тексте замаскированные в предложениях названия 8 городов мира. Пример. Жил-был маль чик Аго . ( Чикаго ) Жил-был мальчик Аго . Он был очень сильным, но в городе был ещё один такой же силач, по кличке Реван . И решили они на спор убрать огромный камень, что на проспекте Герани. Словно слон, стал Реван толкать глыбу, но она не поддавалась. Аго же, не важничая, взял лопату и стал обкапывать камень со всех сторон. Тот так и ушел в землю, и Аго , мельче хоть размерами, чем Реван , победил. Ибо знание – сила, господа хорошие! Ответ: Чикаго, Ереван, Тегеран, Осло, Женева, Торонто, Гомель, Лагос.

Слайд 21

*** Стихотворная игра В. Левина. Прочитайте запись и определите, текст это или нет. Ветер, ветер, ветер.( 1 ) В почерневший сад (4) . Тучи. Тучи. Тучи ( 5 ) Грустные сидят (8) . Льется дождь колючий. ( 3 ) Мокрый листопад.( 2 ) Взрослые и дети ( 7 ) По небу летят( 6 ). Превратите эти строчки в стихотворный текст и запишите получившееся стихотворение в тетрадь. Придумайте заголовок к нему. Найдите в стихотворении слово с непроизносимой согласной в корне и подчеркните ее. Корень обозначьте графически.

Слайд 22

*** Прочитайте предложения. Являются ли они текстом? Что нужно сделать, чтобы получился текст? Определите правильную последовательность предложений и запишите небольшой рассказ И. Соколова-Микитова. Птичка выпорхнула из куста черной смородины и закружилась над нашими головами. 2) Птички прилетели кормить птенцов и нас совсем не боялись. 3) Мы осторожно раздвинули густые зеленые ветки и увидели гнездышко. 4) В начале лета из голубых яичек вывелись желторотые голые птенчики. 5) В гнездышке лежали четыре голубых яичка. (Проверьте себя: 1, 3, 5, 2, 4.)

Слайд 23

*** Работа с текстом ( материал распечатан для каждого ученика ). В жаркий летний полдень. Медом, полевыми цветами густо пахнет в жаркий день свежее сено. На крутом берегу, там, где начинается сосновый бор, высыпало земляники видимо-невидимо. Качается под ветром сухая трава. Гоняются над лугом друг за другом веселые стрекозы и перепархивают разноцветные бабочки. Между травинками по сухим земляным комочкам, по сухой траве спешат-бегут хлопотливые муравьи, несут травинки — строить себе высокий дом. Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под березами. И, глядя в небо, слушать кукушку «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!» — Это вам на счастье. «Ку-ку! ку-ку! ку-ку!» — Это вам на радость. «Ку-ку ку-ку ! ку-ку!» — Это вам на веселье. (И. Соколов-Микитов) Прочитайте текст про себя и перескажите его. О чем говорится в тексте? Определите его тему и основную мысль. Что отражает заглавие этого текста? Озаглавьте отрывок по выраженному в нем чувству автора. (От того, что видит писатель, его охватывает веселые, радость жизни, и поэтому текст можно назвать «Радость жизни».)

Слайд 24

*** Чтение и анализ отрывка из рассказа В. Бианк и . Мы были на охоте в лесу. Втроем: сынишка, я и Джим. Джим — это собачка наша. Коротконожка, уши до земли, хвостик куцый. Замечательная охотничья собачка, хоть и старенькая... Необыкновенно умный и добрый у нас Джим. С другими собаками не дерется, никого никогда не кусает, всем знакомым людям при встрече хвостиком часто-часто машет и, знаете, так по-собачьи, приветливо улыбается. Беседа по содержанию: Как автор относится к Джиму? По каким словам это можно определить? Выпишите из текста слова, которые описывают характер Джима. Добавьте к характеристике собаки свои слова. Какова основная мысль этого отрывка? Выражена ли она автором прямо или содержится в самом тексте?

Слайд 25

*** Редактирование ученического сочинения. Наш сад красивый. Слева от сада темный старый колодец. За ним плещется и журчит веселая речка. На крутом ее берегу поставили памятник героям войны. А за речкой простираются поля золотой пшеницы. С одной стороны поля посажен совсем молодой лесок. Чтение текста, определение его основной мысли. В каком предложении она выражена? Развивается ли мысль, выраженная в начале абзаца? В основной части? Исправьте текст, придумав продолжение (т. е. развив основную мысль). Исправленный вариант запишите.

Слайд 26

***Работа с текстом, записанным на доске или распечатанным для каждого ученика. Прочитайте предложения. Запишите их правильно в зависимости от значения корня в выделенных словах. Рядом запишите проверочные слова, графически обозначая в них корень. Лу(г/к) благоухает свежим запахом скошенных трав. Разведчики залегли в густом кустарнике, который ро ( з /с) перед ними, и увидели плывущий по реке пло (т/ д ). Щенок мо(г/к) под дождем, и я не мо(г/к) не взять его в дом. Ве ( з /с) ти за собой туристов по узкой тропинке было трудно. На какие правила вы опирались, выполняя это упражнение?

Слайд 27

*** Восстановите первоначальный текст (материал распечатан), поставив слова с основой на шипящий в единственное число . Летние ночи коротки. Скоро первые лучи солнца заглянули в палатку и разбудили меня. Товарищи мои забрались под плащи и крепко спали. Я достал обручи, мячи и вышел из палатки. Поглядел на шалаши , где спали сторожа. Там было тихо. Я пошел на речку. На берегу шуршали от ветра камыши. Над моей головой пролетали стрижи.

Слайд 28

*** А4. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? 1. Обучали солдат иноземцы, занимавшие офицерские должности. 2.В потешных войсках Петра всё было как в настоящей армии. 3.Он записался сначала барабанщиком, а потом рядовым солдатом в роту. 4.Царь же не имел никаких преимуществ перед другими. А.2,1,4,3 Б.1,3,2,4 В.2,4,3,1 Г.3,4,1,2

Слайд 29

*** Письмо по памяти . Запишите по памяти отрывок из стихотворения. Расставьте ударения в словах. Подчеркните те слова, в которых не совпадает количество букв и звуков. Льет дождь, холодный, точно лед. Кружатся листья по полянам, И гуси длинным караваном Над лесом держат перелёт. (И. Бунин)

Слайд 30

Использование текста при обучению русскому языку создает условия для осуществления личностно-ориентированной педагогики –эта работа позволяет воспитывать свободную личность, наделенную субъективным опытом и реализовавшую свои способности и возможности на интеллектуальном, речевом, духовно-нравственном уровне. ГИА-9 Консультация № 3 1.12.2010

Слайд 31

Литература по теме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Тестовые технологии на уроках русского языка (из опыта работы)

Тестовые технологии  на уроках  русского языка  как форма  текущего контроля  знаний  учащихся и подготовки  к  ГИА и ЕГЭ ...

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка (из опыта работы)

  Статья  об эффективности индивидуальной работы с учащимися, имеющими незаурядные способности, цель которой  -  творческое и интеллектуальное  развитие  ребе...

Нейролингвистическое программирование как средство развития устойчивой положительной мотивации и повышения общей грамотности учащихся на уроках русского языка ( из опыта работы)

Работа посвящена актуальной проблеме - использованию техники нейролингвистического программирования (НЛП) на уроках русского языка. В работе дается общая характеристика, структура НЛП, описываются эле...

Блочно-модульные технологии на уроках русского языка (из опыта работы)

В данном материале описывается использование БМТ на уроках русского языка...

Использование ИКТ на уроках русского языка (из опыта работы)

Статья включает обоснование актуальности использования ИКТ на уроках русского языка, примеры использования текстового редактора, презентаций и интерактивных тестов....

"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка" (из опыта работы)

«Систематичность упражнений – есть первая и главнаяоснова их успеха, и недостаток этой систематичностиглавная причина, почему многочисленные идолговременные упражнения в орфографии даютплохие результа...