Своевременная помощь ребенку с ОВЗ. Памятка для учителей.
консультация на тему

Горбань Наталья Владимировна

В памятке отражены основные ошибки письменной речи, которые допускают учащиеся с ТНР и с нарушениями слуха. Даны рекомендации учителя-логопеда, сурдопедагога, педагога-психолога для родителей и педагогов Краснодарского края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сопровождение детей с ОВЗ в организациях Краснодарского края

1. Государственное бюджетное учреждение, осуществляющее

психолого - педагогическую и медико-социальную помощь

"Центр диагностики и консультирования"  Краснодарского края

(ГБУ «ЦДиК» КК)

Адрес: г. Краснодар, ул. Железнодорожная 2/1.

http://cdik-center.ru

Консультативно-диагностический отдел (Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия): 8 (861) 992-66-74

2. ГБОУ Институт развития образования Краснодарского края.

Адрес: г. Краснодар, ул. Сормовская, 167.

http://iro23.ru

Тел.: 8 (861) 232-85-78

3. Центр дистанционного образования.

Адрес: г. Краснодар, ул. Красная, 76.

http://cdo.iro23.ru

Отдел психолого-педагогического сопровождения 
образовательной деятельности: 8 (861) 259-65-79, 8 (861) 201-24-69

4. Федеральное казенное учреждение Минтруда России «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю»

Адрес: г. Краснодар, ул. Чапаева, д.58.

http://msekuban.ru

Тел.: 8 (861) 259-33-67

Бюро № 17

Адрес: г.-к. Анапа, ул. Крылова, 14.

Тел.: 8 (86133) 5-05-36

5. Центр диагностики и консультирования г.-к. Анапа.

Адрес: г.-к. Анапа,  ул. Парковая, 29 (школа №4).

Тел.: 8 (86133) 5-69-26

6. Ресурсный центр ГБОУ школы № 13 г.-к. Анапа.

Адрес: г.-к. Анапа, ул. Астраханская, 84.

Тел.: 8 (86133) 4-59-49                         http://gsou13.ucoz.ru

Государственное бюджетное

общеобразовательное  учреждение

Краснодарского края

специальная (коррекционная) школа № 13 г.-к. Анапа

(ГБОУ школа № 13 г.-к. Анапа).

РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР

Материалы к семинару

«Особенности организации образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения»

2018 год

 «Своевременная помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья» (памятка для учителя)

1. Помощь учителя-логопеда

Следует обратить внимание на следующие ошибки письменной речи:

I. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

1) пропуск букв и слогов — «прошла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка);

2) перестановка букв и слогов — «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натуспила» (наступила);

3) недописывание букв и слогов — «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);

4) наращивание слов лишними буквами и слогами — «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);

5) искажение слова — «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька);

6) слитное написание слов и их произвольное деление — «насто» (на сто), «виситнастне» (висит на стене), «у стала» (устала);

7) неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений — «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером»;

8) замена одной буквы на другую — «трюх» (трех); «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги);

9) нарушение смягчения согласных — «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).

II. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

1) аграмматизм — «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки» (пять желтеньких цыплят);

2) слитное написание предлогов и раздельное написание приставок — «вкармане», «при летели», «в зела» (взяла), «подороге».

При выявлении данных ошибок важно направить ребенка на консультацию к учителю-логопеду.

ГБОУ школа № 13 г.-к. Анапа, учитель-логопед, сурдопедагог Горбань Н. В.

2. Помощь сурдопедагога

Некоторые ошибки устной и письменной речи учащихся с нарушениями слуха:

1. Употребление характерного признака вместо всего предмета («борода» вместо дедушка или «водопровод» вместо кран).

2. Называние другого предмета, ситуационно связанного с данным («клей» или «краска» вместо кисточка).

3. Называние общей ситуации вместо предмета («заболела», «аптека», «болит» вместо термометр).

4. Называние предмета, сходного по назначению («замок» или «ключ» вместо крючок).

5. Называние предмета, внешне сходного с данным («кисточка» вместо метла).

6. Называние действия, которое может быть связано с данным предметом («садиться» вместо стул).

7. Использование перифраза для обозначения предмета («дверь закрывают» вместо крючок).

Наряду с этим у детей отмечаются:

1. Смешение приставок («Боря доказал (показал) ему избу»).

2. Опущенные приставки («Мы держали (одержали) победу над захватчиками»).

3. Лишние приставки («А теперь вступай (ступай) домой»).

4. Суффиксальные ошибки («Он вниманительно (внимательно) осматривал его»).

Для слабослышащих детей характерны грубые искажения звуко-слоговой структуры слов, что объясняется недифференцированностью их восприятия на слух.

Письменная речь слабослышащих во многом отражает недочеты устной речи. При всем многообразии ее нарушений условно можно выделить две основные группы:

1) грубый аграмматизм, выражающийся в неправильном согласовании и употреблении предлогов, в пропусках главных и второстепенных членов предложения и т. п.;

2) наличие тех форм дисграфий, которые связаны с имеющимися у слабослышащих грубым фонетико-фонематическим недоразвитием (акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия).

При выявлении данных ошибок важно направить ребенка на консультацию к учителю-логопеду, сурдопедагогу.

Рекомендации педагога - психолога для педагогов,

работающих с детьми ОВЗ

         Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Необходимо предоставление особых условий: изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов.

         Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.

  В процессе обучения учителю следует:

- использовать четкие указания;

- поэтапно разъяснять задания;

- учить последовательно выполнять задания;

- повторять инструкции к выполнению задания;

- демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная математическая задача);

    В учебном процессе использовать различные виды деятельности:

- чередовать занятий и физкультурные паузы;

- предоставлять дополнительное время для завершения задания;

- предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания;

- использовать листы с упражнениями, которые требуют    минимального заполнения;

- использовать упражнения с пропущенными словами/предложениями.

- обеспечивать школьника копией конспекта.

Способы оценки достижений и знаний учащихся:

- использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;

- ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;

- оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями.

- акцентировать внимание на хороших оценках;

- разрешать переделать задание, с которым ученик не справился;

- проводить оценку переделанных работ;

- использовать систему оценок достижений учащихся.

В организации учебного процесса необходимо:

- использовать вербальные поощрения;

- свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;

- составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьника;

- предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства;

- разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;

- игнорировать незначительные поведенческие нарушения;

-                   разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;

-                   осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.

                                                                                     ГБОУ школа № 13 г.-к. Анапа,

                                                                                     педагог-психолог Романенко Е. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка-рекомендация учителя-дефектолога для учителей начальных классов "Как помочь ребенку с нарушениями зрения в школе?"

В памятке-рекомендации даны краткие, четкие рекомендации учителям начальных классов по созданию благоприятных условий в классе для детей с нарушенным зрением....

Памятка для родителей "Помощь ребенку при выполнении домашнего задания"

Данные рекомендации подскажут вам, как помочь ребёнку при выполнении домашнего задания и не сделать самим за него домашнюю работу...

Памятка для родителей "Помощь ребенку в выборе профессии"

Памятка для родителей "Помощь ребенку в выборе профессии"...

Памятка для родителей по помощи ребенку в выборе профессии

Памятка для родителейпо помощи ребенку в выборе профессии...

Система мер своевременной помощи детям, испытывающим трудности обучения и индивидуальной адаптации.

Делюсь опытом работы с ребенком с глубокой умственной отсталостью при индивидуальном обучении....

Памятка для родителей "Основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему пользу, а не вред"

Памятка для родителей "Основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему пользу, а не вред"...


 

Комментарии

Пономаренко Инна Анатольевна

Материал пригодится в работе. Спасибо!!!!