Типовые задания по формированию БУД (по ФГОС)
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Авхадиева Марина Леонидовна

Типовые задания по формированию БУД к уроку русского языка. Составлены с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Типовые задания для формирования БУД на уроках русского языка в 5 специальном (коррекционном)  классе  VIII вида                            (составила: Авхадиева М.Л.)

Личностные учебные действия  представлены следующими умениями: осознанно выполнять обязанности ученика, члена школьного коллектива, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями; способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности. Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе. Проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.                                                                                                                                                      Для формирования личностных  базовых учебных действий можно использовать следующие виды заданий: 
– участие в проектах, исследованиях;                                                                                                               – мысленное воспроизведение картины, ситуации, творческие задания;
– подведение итогов урока; самооценка события, происшествия;

Типовые задания: 

Задание 1. -Прозвенел уже звонок,

Начинается  урок!

Будем дружно отвечать

На «четыре» и на «пять»!

-Ребята, какое у вас сегодня настроение.?(Дети  отвечают  хором)

 Я очень рада,  что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно  у вас не пропадёт.

Задание 2. На доске  изречение  « Без ученья нет уменья» . Прочитать .  Объяснить, как вы понимаете данное изречение. Записать и запомнить. Скажите, что значит «прилежный ученик». Какие качества нужны для того, чтобы быть «прилежным учеником»?

Задание 3 . (творческая работа)  Сказочник загадал сказку. Слова из неё он назвал по алфавиту. Назови сказку.

Баба, дочка, ленивица, лес, Морозко, мужик, работница, сундук, хворост.

Запиши слова по ходу действия в сказке. В выделенных словах укажи количество звуков.

Задание 4. Придумать иллюстрированный рассказ о своей будущей профессии на тему « Я мечтаю быть…». Аргументировать свой выбор.

Задание 5. На этапе  подведения итогов. Оцените себя, как вы сегодня поработали на уроке. Какую бы оценку вы поставили сами себе? Почему?

 Коммуникативные учебные действия на уроках русского языка включают в себя: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию; дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учётом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый – незнакомый и т.п.); использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач.                                                                                                             Формировать вербальные способы коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);формировать невербальные способы коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.); формировать умение работать в парах и малых группах. Использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

– составь задание однокласснику;                                                                                                                       – составь рассказ от имени героя; 
– составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.); 

- работа с диалогом;

- составление вопросов к тексту;

- оформление поздравительной открытки;

-написание адреса на конверте;

- составление рассказа по серии сюжетных картинок (действия, поступки), представление себя на месте героев;

- работа в парах и малых группах.                                                                                                               Задание 1.

Прочитай текст.

   Митя вышел во двор. Там сидел тощий котёнок. Малыш так смотрел на Митю, словно хотел рассказать про свою бездомную жизнь .Бедняга надеялся на помощь.

   Митя взял котёнка к себе.

Придумай вопросы к тексту.  Куда…?   Кто …? Как …?  На что…? Что сделал…? Предложи ответить своим одноклассникам на вопросы.

Задание 2. Тема «Адрес на конверте». (Использование вида делового письма)

Задание 3. «Игра в слова». Дети работают в малых группах. Составить как можно больше слов используя буквы  Е,С,Т,Е,С,Т,В,О,З,Н,А,Н,И,Е . Зачитывает одна группа, потом другая. Сравнивают слова и количество.                                                                                                                                    Дети учатся  планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться.                                        Задание 4. Работа в паре. Задание на карточках. Укажи количество звуков и букв в словах.

        Лес -   _зв. ___ б.

        Парта –

        Молоко -

       Листопад -                                                                                                                                                 Коммуникативные учебные действия включают в себя умение оценивать себя и друг друга. В конце уроке ученики оценивают свою работу и работу друг друга. Кому бы вы поставили такую отметку? Кому не поставили? Почему?

Регулятивные учебные действия.

Виды  регулятивных  БУД

Целеполагание

Планирование

Осуществление  учебных действий 

Прогнозирование 

Контроль  и  самоконтроль 

Коррекция

Оценка

Саморегуляция

Задания, которые формируют регулятивные БУД

  • «преднамеренные ошибки»;
  • поиск информации в предложенных источниках;
  • взаимоконтроль;
  • взаимный диктант;
  • заучивание материала наизусть в классе;
  • «ищу ошибки»;

контрольный опрос на определенную проблему.

Задание 1. На экране слова:  горад, дваровый, висна, званок, рика, цвиток. (прочитайте слова)

- Что вы можете сказать об этих словах? (написаны с ошибками) Напишите эти слова правильно. Устно подберите проверочные слова(Учащиеся письменно выполняют работу в тетрадях.)                      - Подчеркните в своих работах буквы, которые вы вставили. Ребята объясняют свой выбор, подбирают проверочные слова. Для проверки можно дать образец.

Задание 2. Выпиши названия животных, в которых буква Ь показывает мягкость согласного в первый столбик, во второй с разделительным Ь.

Лось, свинья, медведь, муравьи, обезьяна, рысь, воробьи.  (взаимоконтроль)

(Умение контролировать результат работы с эталоном на доске)

 Рекомендации по развитию регулятивных базовых учебных  действий:

    1. Научить ребенка:

а) контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной теме;

б) выполнять свои действия по заданному образцу и правилу; алгоритму

в) исправлять ошибки.

 2.  Помогите ребенку:  научиться адекватно оценивать выполненную работу.

 Задание 3. «Собери пословицы»

Каждое из заданий выполняется в процессе обсуждения и представляется классу как общее решение. Для мотивации можно использовать форму командного соревнования-конкурса. Материал: карточки с пословицами. На карточке приведены пословицы, в которых перепутаны части: первая часть от одной пословицы, вторая – от другой. Необходимо «собрать» пословицы, объединив первую и вторую части.

Без труда

Торопись делом.

Семь раз отмерь,

не вынешь и рыбку из пруда

Труд кормит,

Один раз отрежь.

Не спеши языком

Безделье угнетает.

Доброе дело радует человека

А лень портит.

Познавательные учебные действия включают в себя:

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать логическое действие (сравнение. Анализ, синтез, обобщение. Классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном, вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности(природных, социальных, культурных и т.д.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Задания, направленные на формирование познавательных БУД.

Они включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирования изучаемого содержания.

Для формирования познавательных БУД целесообразны следующие виды заданий:
– сравни; – найди отличия (можно задать их количество); 
– на что похоже?; 
– поиск лишнего; 
– лабиринты; 
– работа с разного вида таблицами; 
– работа со словарями; - различный дидактический материал.

Задание 1. « Лесенка». Спустись по лесенке, подбирая и записывая однокоренные слова (А,Б). Построй свою лесенку однокоренных слов (В)

А)

Ч

А

С

Ч

А

С

Ч

А

С

Ч

А

С

 Б)                                  

Л

Е

С

Л

Е

С

Л

Е

С

Л

Е

С

В)    

Задание 2. Работа с перфокартами. Поставь знак + в нужной колонке.

1 скл.

2 скл.

3 скл.

капуста

ночь

зверь

мышь

дерево

Задание 3  «Третий лишний». Тема «Однокоренные слова»

Туча, тучка, облако

Часы, будильник, часовщик

Граница, рубеж, пограничник

Сторож, охранник, охранять

Задание 4. Работа с толковым словарём. Найти слова и значение слов: ГРАНИЦА, ОХРАНА, ИНСТРУМЕНТ, ДОЛОТО, РУБАНОК, ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типовые задания по формированию УУД на уроках русского языка

В презентации представлены типовые задания по формированию личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД на уроках русского языка...

Типовые задания для формирования УУД на уроках русского языка. Презентация.

Типовые задания для формирования УУД  на уроках русского языка составлены для учащихся 5 класса по УМК Ладыженской...

Презентация "Типовые задания по формированию УУД"

результат работы группы методического семинара...

Типовое задание по формированию регулятивных УУД

Задание № 1: «Карманные деньги»Цель: формирование умения планировать свои расходы в течение недели, составление шаблона расходов дня в виде таблицы....

Типовые задания по формированию универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

Данная статья может быть полезна учителям немецкого языка, работающим по ФГОС по УМК И.Л. Бим.. Учитель немецкого языка может найти здесь полезную информацию о формировании различных УУд на своих урок...

Доклад "Типовые задания по формированию универсальных учебных действий на уроках истории"

Доклад "Типовые задания по формированию универсальных учебных действийна уроках истории"...

Типовые задания для формирования УУД в 6 классе на уроках изо.

Данные задания составлены для  формирования  УУД на уроках изобразительного искусства в 6 классе по программе Б. М. Неменского....