Рабочие программы и КТП по русскому языку и чтению (8 класс, VIII вида на дому)
рабочая программа (8 класс)

Карамова Римма Раисовна

Рабочая программа и КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_russ.yaz_.doc270.5 КБ
Microsoft Office document icon ktp_po_korr._zanyatie.doc95.5 КБ
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_chteniyu.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Актуальность программы. Имеется достаточно большая группа детей с ограниченными возможностями здоровья и образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. Такие дети нуждаются в особом индивидуально-ориентировочном подходе, включающем поддержку их личностного развития. Родители этих детей также нуждаются в квалифицированной психологической помощи. Перечисленные выше обстоятельства явились мотивом для создания данной программы.

Одной из форм обучения, гарантированной Российским законодательством, является индивидуальное обучение на дому детей с ограниченными возможностями здоровья. Оно организуется с целью создания комфортных, сохраняющих и укрепляющих здоровье условий для детей, нуждающихся в индивидуальном, щадящем режиме учебной деятельности.

Рабочая программа по чтению составлена на обучающегося 8 класса (обучение на дому) с ограниченными возможностями здоровья на основе программы для 5-9классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (Москва, " ВЛАДОС" 2011 год.)

Основания для разработки программы:

1.Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 32) от 23.07.2013г №203-ФЗ

2. Учебник «Русский язык» 8-го класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Н. Г. Галунчиковой, Э. В. Якубовской- изд. «Просвещение», 2012г.

Сроки реализации программы. 
Программа составлена и адаптирована на один 2017-2018 учебный год из расчёта 3-х часов в неделю (103 часа в год) .

Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин).

Специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.

Цель реализации программы:

  •  Развитие устной и письменной речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитии интуиции и «чувства языка».
  • Усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание).
  •  Овладение умениями  участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.

 Задачи программы:

  • Овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
  • Формирование  орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
  • Обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
  • Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
  • Специальная задача - социальная адаптация и воспитание личности.

Основные направления коррекционной работы:

1. Коррекция фонематического слуха.

2. Коррекция артикуляционного аппарата.

3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.

4. Коррекция мышц мелкой моторики.

5. Коррекция познавательных процессов.

Межпредметные  (метапредметные)  связи учебного предмета

   Рабочая программа по русскому языку связана с уроками литературы, математики, трудового обучения, СБО, географии, истории.

 

Используемый  учебно-методический комплект:

1.Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.Русский язык,учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,  3-е издание, Москва «Просвещение»,2006 год.

2.Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 1 по русскому языку «Состав слова» для учащихся 5-9 классов специальных       (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Читай, думай, пиши», 5-е издание,  Москва «Просвещение», 2005 год.

3.Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку «Имя существительное» для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  «Читай, думай, пиши», 5-е издание,  Москва «Просвещение», 2005 год.

4.Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.  Рабочая тетрадь 3  по русскому языку «Имя прилагательное» для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Читай, думай, пиши», 5-е издание, Москва «Просвещение», 2005 год.

5.Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 4 по русскому языку «Глагол» для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Читай, думай, пиши», 5-е издание, Москва «Просвещение», 2005 год.

6.Кудрявцева Е.Я.  Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида 5-7 класс, пособие для учителя, Москва, ГИЦ «Владос», 2005 год.

7. Барская Н.М., Нисневич Л.А. «Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы», пособие для учителя, Москва «Просвещение», 1992 год.

8. Электронные учебники не используются.

Используемые технологии

   Применение некоторых информационных технологий  позволяет повысить интерес обучающихся к предмету, успеваемость и качество знаний.

Использование технологий на уроках русского языка:

  • Игровые технологии.
  • Личностно – ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская).
  • Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко).
  • Технология ТРИЗ (Теории Решения Изобретательских Задач) Генриха Сауловича Альтшуллера.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

 

 Учащиеся должны уметь:

писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;

разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

различать части речи;

строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;

писать изложение и сочинение;

оформлять деловые бумаги;                                                                                            

 пользоваться словарем.        

Учащиеся должны знать:        

 части речи;                                                                                                                                                          

наиболее распространенные правила правописания слов

            Рабочая программа по русскому языку  составлена с учётом интеллектуальных и психологических особенностей обучающихся данного класса. Программа учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся, способствует их умственному развитию.

Речевой материал расширяет область развития жизненной компетенции обучающихся за счет формирования доступных ему базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя их, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме.

Формы организации учебного процесса:

     В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении, разно уровневый подход  с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников…   

 Формы работы:

   Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, диктанты (словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные), письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.

Методы:

- словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой

- наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр

- практические – упражнения, карточки, тесты

Типы уроков:

- урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;

- урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);

- урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);

- комбинированный урок;

- нестандартные уроки (литературная гостиная, урок-викторина, урок-игра и др.)

   ТСО:  видеофрагменты фильмов, DVD, компьютерные презентации, музыкальные композиции, ПК, магнитофон.

   Программа по русскому языку  включает разделы: «Повторение», «Звуки и буквы», «Состав слова», «Части речи: имя существительное; имя прилагательное, глагол, личные местоимения, имя числительное, наречие», «Предложение».

Изучаемые темы:

Грамматика и правописание

   В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций обучающихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Звуки и буквы

   В 5—9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

Слово.

     С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим обучающимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Предложение. 

   Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с умственной отсталостью к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Связная речь.

    Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с умственной отсталостью излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую обучающимся 5—9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).    

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  Повторение        

Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.                                                                                                            

 Слово

Состав слова. Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу.

Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов.

Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание приставок с о и а, приставка пере. Единообразное написание приставок на согласные с-,в-, над-,под-,от-.

Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.

Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных.

Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные.

Имя прилагательное. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже, правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.

Личные местоимения. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.

Род местоимений 3-го лица единственного числа.

Глагол. Значение глагола.

Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, -ти.

Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам.

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов).

Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения, правописание глаголов с –тся и –ться.

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам

Предложение

Простое  предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.

     Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. Главные и второстепенные члены предложений.  Простое  

    предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Сравнение простых предложений с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами.

Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.

Связная  речь

Работа с деформированным текстом.

Изложения (с изменением лица и времени).

Сочинения по картине с дополнением предшествующих или последующих событий.

Продолжение рассказа по данному началу.

Составление рассказа по опорным словам.

Сочинение по личным наблюдениям, на основе экскурсий, практической деятельности, имеющихся знаний.

Деловое письмо: заметка в стенгазету (об участии в общешкольных мероприятиях, о производственной практике, о выборе профессии и др.), заявление (о приеме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи и др.), автобиография, анкета, доверенность, расписка.

Повторение пройденного за год.

Виды контроля  

За уровнем знаний обучающихся программа предусматривает проведение  самостоятельных и контрольных работ.

Всего контрольных работ – 9, по темам: «Предложение», «Имя существительное, «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол», за I,II,III ч., годовая.

№ п\п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Домашнее задание

по плану

по факту

I четверть –23 часа.

1.

Предложение. Главные члены.

1

04.09.

Упр.2, стр.5.

2.

Предложение простое и сложное.

1

04.09.

Упр.4, стр. 7.

3.

Сложное предложение с союзами И, А, НО и без них.

1

06.09.

Упр.6, стр. 9.

4.

Сложное предложение с союзами И, А, НО и без них.

1

11.09.

Упр.8, стр.10.

5.

Контрольный диктант №1 «Сентябрь». 

1

11.09

Повторить правило, стр.6

6.

Работа над ошибками.

1

13.09.

Повторить правило, стр.9

7.

Однородные члены предложения.

1

18.09.

Упр.11, стр.13.

8.

Знаки препинания при однородных членах.

1

18.09.

Упр.12, стр. 14.

9.

Дифференциация простого предложения с однор. членами и сложного предложения.

1

20.09.

Упр.14, стр.14.

10.

Объяснительная записка.

1

25.09.

Упр.16, стр.16.

11.

Состав слова. Выделение части слова.

1

25.09.

Упр.18, стр.19.

12.

Образование слов при помощи приставок и

суффиксов.

1

27.09.

Упр.23, стр.21

13.

Синонимы, антонимы.

1

02.10.

Упр.29., стр.24.

14.

Безударные гласные, непроизносимые согласные.

1

02.10.

         Упр.31, стр.25.

15.

Глухие и звонкие согласные.

1

04.10.

Упр.35, стр.27.

16.

Гласные и согласные в приставках.

1

09.10.

Упр.37, стр.29.

17.

Приставка и предлог.

1

09.10.

Упр.45, стр.32.

18.

Орфограммы в слове.

1

16.10.

Упр.47, стр.34.

19.

Составление рассказа по плану.

1

16.10.

Упр.50, стр.36.

20.

Сложные слова.

1

18.10.

Упр.53, стр.38.

21.

Сложносокращенные и сложные слова.

1

23.10.

Упр.57, стр.40.

22.

Контрольный диктант №2  «Лесной урожай».

1

23.10.

Запомнить правило, стр.25.

23.

 Работа над ошибками. Деловое письмо. Автобиография.

1

25.10.

Повторить правило, стр.37.

II четверть –22 часа.

1.

Имя существительное. Имя собственное.

1

08.11.

Упр.72, стр.55.

2.

Существительные единственного числа с шипящей на конце.

1

13.11.

Упр.78, стр.59

3.

Склонение имен существительных

единственного числа.

1

13.11.

Упр.81, стр.61.

4.

Проверочные слова.

1

15.11.

Упр. 384, стр.63.

5.

Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе.

1

20.11.

Упр.92, стр. 67.

6.

Существительные с шипящей на конце.

1

20.11.

Упр.95, стр.69.

7.

Существительные с шипящей на конце.

1

22.11.

Упр.102, стр.73.

8.

 Р/Р  по картине Б. Кустодиева «Масленица».

1

27.11.

Упр.104, стр.74.

9.

Обобщение по теме «Имя существительное».

1

27.11.

Упр.106, стр.76.

10.

Контрольный диктант №3  «В нашем лесу»

1

29.11.

Повторить правило, стр.63.

11.

Работа над ошибками. Адрес на конверте.

1

04.12.

Повторить правило, стр.72.

12.

Имя прилагательное. 

1

04.12.

Упр.109, стр.82.

13.

Согласование прилагательных с существительными.

1

06.12.

Упр.112, стр.85.

14.

Родовое окончания прилагательных.

1

11.12.

Запомнить правило, стр.87.

15.

Проверяй безударные окончания прилагательных.

1

11.12.

Упр.119, стр. 89.

16.

Проверяй безударные окончания прилагательных.

1

13.12.

Упр.121, стр.90.

17.

Склонение прилагательных мужского и среднего рода на –ий-, -ье-.

1

18.12

Запомнить правил, стр.95.

18.

Склонение прилагательных  женского рода на -ья-.

1

18.12.

Упр.129, стр.94.

19.

Склонение прилагательных  во множественном числе на -ьи-.

1

20.12.

Упр.137, стр.99.

20.

Обобщение по теме «Имя прилагательное».

1

25.12.

Упр.141, стр.101.

21.

Контрольный диктант №4 « В бору».

1

25.12.

Повторить правило, стр.63.

22.

Работа над ошибками.  

1

27.12.

Повторить правило, стр.72

III четверть- 31 час.

1.

Личные местоимения.

1

15.01.

Упр.151, стр. 111.

2.

Лицо и число местоимений.

1

15.01.

Упр.153, стр.112.

3.

Местоимения 3 лица, ед. числа.

1

17.01.

Упр.156, стр.114.

4.

Склонение местоимений 1 лица.

1

22.01.

Запомнить склонение 1 лица, стр.114.

5.

Склонение местоимений 2 лица.

1

22.01.

Запомнить склонение 2 лица, стр.114.

6.

Склонение местоимений 3 лица.

1

24.01.

Запомнить склонение 3 лица, стр.114.

7.

Правописание местоимений с предлогами.

1

29.01.

Упр.165, стр. 120.

8.

Контрольный диктант№5 «Русская зима».

1

29.01.

Запомнить правило, стр.120.

9.

Работа над ошибками. Деловое письмо «Заявление».

1

31.01.

Повторить правило, стр. 117.

10.

Изложение «На воде».

1

05.02.

Повторить правило, стр. 1110-111.

11.

Глагол. Значение в речи.

1

05.02.

Упр. 176, стр.131

12.

Неопределенная форма глагола.

1

07.02.

Упр.179, стр.134.

13.

Правописание шипящих на конце слова.

1

12.02.

Упр. 187, стр.141.

14.

Изменение глаголов по временам.

1

12.02.

Упр.192, стр. 144.

15.

Сочинение «Дети,  бегущие от грозы» К.Е. Маковский.

1

14.02.

Запомнить  правило, стр. 139.

16.

Прошедшее время глагола. Род. Число.

1

 19.02

Упр.195, стр. 146.

17.

Частица НЕ с глаголами.

1

19.02.

Упр.200, стр. 150

18.

Изменение глаголов по лицам и числам.

1

21.02.

Запомнить правило, стр.152-153.

19.

Контрольный диктант №6 «Белые медведи».

1

26.02.

Повторить правило, стр.139

20.

Работа над ошибками.

1

26.02.

Повторить правило, стр. 153.

21.

Правописание глаголов 2 лица, ед. числа.  

1

28.02.

Упр.209, стр.156

22.

Глаголы 3 –лица.

1

05.03.

Запомнить, стр. 160.

23.

Различай глаголы на –тся- и -ться

1

05.03.

Запомнить правило, стр.162.

24.

Изменение глаголов по лицам и числам.

1

07.03.

Упр.223, стр.164.

25.

Глаголы I  спряжения.

1

12.03.

Запомнить правило, стр. 172-173.

26.

Глаголы II спряжения.

1

12.03.

Упр.236, стр.172.

27.

Различай глаголы I и II спряжения.

1

14.03.

Упр.239, стр.173.

28.

Способы проверки безударных окончаний.

1

19.03.

Упр. 255, стр.181.

29.

Контрольный диктант №7 «Весна».

1

19.03.

Повторить правило, стр.162.

30

Работа над ошибками.

1

21.03.

Повторить правило, стр.153.

IV четверть –26 часов.

1.

Предложение. Распространенные и нераспространенные.

1

02.04.

Упр. 291, стр.207.

2.

Распространенные и нераспространенные предложения. Гл. и второст. чл. предл.

1

02.04.

Упр. 296, стр. 209.

3.

Однородные члены предложения

1

04.04.

Упр.300, стр.212.

4.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

1

09.04.

Упр.302, стр.213.

5.

Однородные члены распространенные  и нераспространенные.

1

09.04.

Запомнить правило, стр. 215.

6.

Однородные члены распространенные  и нераспространенные.

1

11.04.

Упр. 308, стр.216.

7.

Контрольный диктант №8 «Весенняя гроза».

1

16.04.

Повторить правило, стр.212-213.

8.

Работа над ошибками.

1

16.04.

Повторить правило, стр.215.

9.

Обращение. Понятие обращения.

1

18.04.

Запомнить правило, стр. 221.

10.

Знаки препинания при обращении.

1

23.04.

Запомнить правило , стр.224.

11.

Сложные предложения.

1

23.04.

Упр.330, стр.231.

12.

Знаки препинания в сложных предложениях.

1

25.04.

Упр. 337, стр.234.

13.

Сочинение по картине

А.А. Митрофанов «Утро на берегу озера».

1

30.04.

Упр.346, стр.239.

14.

Дифференциация сложных предложений и простых с однородными членами.

1

30.05.

Упр.350, стр.241.

15.

Сложное предложение с союзными словами.

1

02.05.

Упр.352, стр.242.

16.

Сложное предложение с союзными словами

1

07.05.

Упр.355, стр. 243.

17.

Изложение «Вечный свет подвига»

1

07.05.

Повторить правило, стр.221.

18.

Анализ изложения.

1

14.05.

Повторить правило, стр.224..

19.

Обобщение по теме  «Предложение», подготовка к диктанту

1

14.05.

Упр.359, стр.246.

20.

 Деловое письмо «Объявление»

1

16.05.

Упр.№63, стр.251.

21.

Повторение. Правописание приставок

1

21.05.

Упр.367, стр.253.

22.

Итоговой диктант  « Птицы - наши друзья».

1

21.05.

Повторить правило, стр.215.

23.

Работа над ошибками. Безударные окончания сущ., прилаг., глаголов

1

23.05.

Упр.372, стр.255.

24.

Простые и сложные предложения

1

28.05.

Упр.376, стр.257.

25.

Повторение правил орфографии.

1

28.05.

Упр.378, стр.258.

26.

Знаки препинания при обращении.

1

30.05.

Повторить «Части речи».



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Количество часов в год - 33, в неделю - 1 час.

№ п\п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Домашнее задание

по плану

по факту

1.

Обследование  чтения и письма.

1

06.09.

Упражнения на дыхание. Карточка №1.

2.

Обследование  чтения и письма.

1

13.09.

Артикуляционная гимнастика. Карточка №1.

3.

Предложение

1

20.09.

Артикуляционная гимнастика. Карточка №2.

4.

Состав слова.

1

27.09.

Выполнить задание. Карточка № 24.

5.

Приставка в слове.

1

04.10.

Выполнить задание. Карточка № 24.

6.

Суффиксы.

1

18.10.

Выполнить задание. Карточка № 25.

7.

Корень слова.

1

25.10.

Выполнить задание. Карточка № 26.

8.

Сложные слова.

1

08.11.

Выполнить задание. Карточка № 27.

9.

Слова, обозначающие предметы. Имя существительное.

1

15.11.

Выполнить задание. Карточка № 28.

10.

Неодушевлённые и одушевлённые предметы

1

22.11.

Выполнить задание. Карточка № 29.

11.

Собственные и нарицательные имена существительные

1

29.11.

Выполнить задание. Карточка № 30.

12.

Изменение имён существительных по падежам

1

06.12.

Выполнить задание. Карточка № 31.

13.

Слова, обозначающие признак предметов. Имя прилагательное.

1

13.12.

Выполнить задание. Карточка № 32.

14.

Изменение имён прилагательных по родам.

1

20.12.

Выполнить задание. Карточка № 33.

15.

Изменение имён прилагательных по родам.

1

27.12.

Выполнить задание. Карточка № 34.

16.

Изменение имён прилагательных по числам

1

17.01.

Выполнить задание. Карточка № 35.

17.

Изменение имён прилагательных по числам

1

24.01.

Выполнить задание. Карточка № 36.

18.

Личные местоимения.

1

31.01.

Выполнить задание. Карточка № 37.

19.

Лицо и число местоимений.

1

07.02

Выполнить задание. Карточка № 38.

20.

Лицо и число местоимений.

1

14.02.

Выполнить задание. Карточка № 39.

21.

Склонение местоимений.

1

21.02.

Выполнить задание. Карточка № 40.

22.

Склонение местоимений.

1

28.02.

Выполнить задание. Карточка № 41.

23.

Слова, обозначающие действие предмета. Понятие глагол.

1

07.03.

Выполнить задание. Карточка № 42.

24.

Изменение глагола по временам.

1

14.03.

Выполнить задание. Карточка № 24.

25.

Изменение глагола прошедшего времени по родам и числам.

1

21.03.

Выполнить задание. Карточка № 24.

26.

Не с глаголами.

1

04.04.

Выполнить задание. Карточка № 24.

27.

Слова, обозначающие действие предмета. Понятие глагол.

1

11.04.

Выполнить задание. Карточка № 24.

28.

Изменение глагола по временам.

1

18.04.

Выполнить задание. Карточка № 24.

29.

Изменение глагола прошедшего времени по родам и числам.

1

25.04.

Выполнить задание. Карточка № 24.

30.

Изменение глаголов по лицам и числам.

1

02.05.

Выполнить задание. Карточка № 24.

31.

Простое предложение нераспространенное и распространенное.

1

16.05.

Выполнить задание. Карточка № 24.

32.

Обращение.

1

23.05.

Выполнить задание. Карточка № 24.

33.

Повторение.

1

30.05.

Выполнить задание. Карточка № 24.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность программы. Имеется достаточно большая группа детей с ограниченными возможностями здоровья и образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. Такие дети нуждаются в особом индивидуально-ориентировочном подходе, включающем поддержку их личностного развития. Родители этих детей также нуждаются в квалифицированной психологической помощи. Перечисленные выше обстоятельства явились мотивом для создания данной программы.

Одной из форм обучения, гарантированной Российским законодательством, является индивидуальное обучение на дому детей с ограниченными возможностями здоровья. Оно организуется с целью создания комфортных, сохраняющих и укрепляющих здоровье условий для детей, нуждающихся в индивидуальном, щадящем режиме учебной деятельности.

        Рабочая программа курса чтения и развития речи в 8 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов под редакцией В.В. Воронковой и  федерального перечня учебников, допущенных  Министерством образования РФ для общеобразовательных классов; чтение для 9 класса 8 вида автора – составителя З.Ф. Малышева.

        В классе для детей с особыми  возможностями здоровья в старших (5—9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.


На обучение чтению в 8 классе отводится 35 часов, 3 часа в неделю.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако большое внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.

На уроках чтения возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждом произведении выделяются ключевые слова (имена героев, детали описания героя или места событий и др.), которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Решение кроссвордов, ответы на вопросы викторины – занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.

При оценке знаний, умений, навыков учащихся необходимо учитывать следующее:

1) при оценке устного ответа – правильность, полноту, развернутость, логичность, последовательность ответа, правильность речи, аргументированность рассуждения, умение сослаться на текст произведения;

2) при оценке чтения учащегося – беглость, выразительность чтения; учащийся должен читать четко, понятно, уверенно, целыми словами, в оптимальном темпе, осознанно;

3) при оценке пересказа текста – правильность, последовательность, логичность пересказа; учащийся должен выполнить поставленную задачу (пересказать подробно, с использованием слов и выражений из авторского текста, или кратко), речь учащегося должна быть ясной, выразительной, без речевых ошибок и слов-паразитов;

4) при оценке чтения наизусть – выразительность, уверенность, нужный темп чтения, отсутствие ошибок; учащийся должен четко, без запинок проговаривать слова,  выдерживать паузы, интонационно выделять слова, на которые падает логическое ударение.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 касса:

        учащиеся должны уметь:

- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;

- выделять главную мысль произведения;

- давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывать свое отношение к ним;

- пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста;

        учащиеся должны знать:

- наизусть 7 стихотворений, 1 прозаический отрывок.

Содержание программы.

Устное народное творчество. Иметь представление о том, что такое устное народное творчество, о жанрах УНТ (сказка, пословица, поговорка, баллада, былина). Уметь отличать литературную сказку от народной, авторскую балладу от народной. Знать основных героев русских былин и распространенные пословицы и поговорки. Уметь выразительно читать целыми словами, понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать русские народные сказки, уметь определять главную мысть  произведения, уметь выражать впечатление от прочитанного и характеризовать героев произведений, уметь самостоятельно выполнять задание по карточке по тексту сказки, былины.

Произведения русских писателей XIX века. Иметь представление о морально-этических и нравственных ценностях, которые утверждает русская литература XIX века, о вкладе русских писателей в мировую художественную литературу и культуру. Знать основные сведения о жизни А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтов, И.А.Крылова, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, познакомиться с художественными (стихотворными и прозаическими) произведениями и отрывками из произведений этих писателей. Иметь представление о рассказе, повести, басне, стихотворении. Уметь выразительно читать целыми словами прозаический и стихотворный текст, понимать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту и задавать собственные вопросы по содержанию, уметь определелять главную мысть и позицию (настроение, чувства) автора, выражать собственное впечатление от прочитанного, уметь составлять характеристику героев с помощью учителя, самостоятельно определять основные черты характера персонажа, обосновывать свое отношение к нему. Уметь составлять план текста (коллективно, с помощью учителя), план рассказа о герое произведения. Иметь представление об основных средствах художественной выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении), сравнении. Уметь пересказать прозаический текст – сжато или подробно. Продолжить осваивать устное словесное рисование (описание места событий, помещения, предмета, героя, животного) с опорой на текст произведения. Научиться строить небольшое рассуждение – по заданному началу (на тему дружбы, любви, милосердия) на основе прочитанного и с опорой на личный жизненный опыт. Уметь сопоставлять иллюстрацию в учебнике с текстом произведения. Уметь составить небольшой кроссворд, викторину, тест по произведениям и биографии писателя. Заучивание наизусть стихотворных произведений.

Произведения русских писателей первой половины XX века). Иметь представление о гуманистических идеалах русской литературы первой половины XX  века. Знать основные события жизни А.П.Чехова, В.Г.Короленко, А.М.Горького. Познакомиться с небольшими статьями о жизни А.Н.Толстого, С.Есенина, , определить основные темы их творчества. Уметь выражать свое мнение о писателе как о человеке. Познакомиться с художественными (стихотворными и прозаическими) произведениями и отрывками из произведений этих писателей. Уметь отличать сказку от рассказа. Выразительное, осознанное чтение стихотворного и прозаического текста. Уметь задавать свои вопросы по тексту и отвечать на вопросы учителя и одноклассников. Уметь определять главную мысль текста, характеризовать героев произведений (с помощью учителя). Уметь объяснять значение отдельных выражений и слов. Уметь составлять план эпизода и пересказывать по нему текст, пересказывать от другого лица. Иметь представление о юморе, уметь определять юмористические моменты в произведениях. Научиться самостоятельно строить небольшое устное рассуждение на тему мужества, верности, человеколюбия, дружбы. Продолжать осваивать устное словесное рисование (описание человека, природы). Уметь самостоятельно выполнить задание на карточке по тексту, сделать вывод о герое, поступке героя, о событии в жизни героя. Иметь представление об основных средствах художественной выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении), сравнении. Заучивание наизусть стихотворных произведений, небольшого прозаического текста. Уметь проанализировать чтение и ответ одноклассника – по плану (с помощью учителя), прокомментировать собственное выразительное чтение – по плану.

Произведения русских писателей второй половины XX века . Познакомиться с краткими статьями о жизни К.Г.Паустовского, Р.И.Фраермана, Л.А.Кассиля, А.Т.Твардовского, В.М.Шукшина, В.П.Астафьева, Р.П.Погодина, А.А.Суркова, определить основные темы их творчества. Иметь представление о разнообразии тем и образов русской литературы второй половины XX века, познакомиться с произведениями писателей. Выразительное, осознанное чтение стихотворного и прозаического текста. Уметь составить план текста, озаглавить части рассказа, кратко или сжато передать содержание прочитанного. Уметь определить главную мысль текста, чувства автора и героев. Объяснение значения отдельных слов и выражений. Уметь сравнивать героев произведений (внешность, характеры, чувства, поступки). Уметь выполнять самостоятельно задания по карточкам (по тексту произведения): давать оценку герою и его поступку, подбирать слова оценочной лексики, строить небольшое рассуждение и делать вывод. Уметь составить характеристику героя по плану, используя опорные слова. Уметь соотносить иллюстрацию с текстом. Заучивание наизусть отрывков из стихотворных произведений.

Список литературы

I. Для учащихся:

З.Ф.Малышева. Книга для чтения. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М., «Просвещение», 2002.

II. Для учителя:

1. М.В.Гнездилов, Н.Н.Бабешина, В.П.Свириденков. Развитие речи не уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1978.

        2. Н.И.Вайсман, Р.Ф.Гарват. «Зарубежная литература в 5-7 классах общеобразовательной школы. – Благовещенск, БГПУ, 1997.

3. Е.В.Комиссарова, Б.И.Турьянская. Рабочая тетрадь по литературе. 5 класс. – М., «Русское слово», 1997.

4. Г.С.Меркин. Рабочая тетрадь по литературе для учащихся 5 класса. – М., РОСТ, Скрин, 1996.

5. Я.А.Чернявская, Г.В.Регушевская. Детская литература. Хрестоматия. – М., «Просвещение», 1987.

6. Н.В.Чудакова. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Литература. – М., АСТ-ЛТД, 1997.

7. Н.С.Шер. Рассказы о русских писателях. – М., Детгиз, 1960

Список тем уроков внеклассного чтения

8-й класс:

1. Баллада В.Жуковского «Светлана».

2. Повесть А.С.Пушкина «Метель».

3. Отрывки из «Педагогической поэмы» А.С.Макаренко.

4. Стихи русских поэтов о зиме.

5. Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий».

6. Б.Полевой. Главы из «Повести о настоящем человеке».

7. Рассказы В.Шукшина «Сильные идут дальше», «Сны матери», «Хозяин бани и огорода».

№ п\п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Домашнее задание

по плану

по факту

1.

Сказки.

1

04.09.

Ответить на вопросы, стр.4.

2.

Русская народная сказка «Волшебное кольцо».

1

11.09.

Читать, стр. 5-16.

3.

Пословицы и поговорки. Баллады.

1

18.09.

Ответить на вопросы, стр.16.

4.

В.А.Жуковский «Перчатка».

1

25.09.

Читать, стр.19-20.

5.

И.З.Суриков «Нашла коса на камень».

1

02.10.

Ответить на вопросы, стр.23-24.

6.

Вн. чт. Баллада В.А.Жуковского «Светлана».

1

09.10.

Читать, стр.21-23.

7.

Былины. Былина. «Добрыня и Змей».

1

16.10.

Читать, стр. 26-30.

8.

Чтение статьи об А.С.Пушкине.

1

23.10.

Ответить на вопросы, стр.34-35.

9.

М.Я.Басина «Публичное испытание».

1

13.11.

Подготовиться к пересказу.

10.

И.И.Пущин «Записки о Пушкине».

1

20.11.

Читать, стр. 39-42.

11.

А.С. Пушкин «Памятник», «Во глубине сибирских руд…».

1

27.11.

Читать выразительно, стр.42-43.

12.

А.С. Пушкин «Зимнее утро», «И.И.Пущину».

1

04.12.

Выучить стих. «Зимнее утро».

13.

А.С. Пушкин «Сожженное письмо», «Я вас любил…», «Няне».

1

11.12.

Выучить стихотворение «Няне».

14.

А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

1

18.12.

Читать, стр. 47-53.

15.

 Вн. кл. А.С.Пушкин повесть «Метель».

1

25.12

Ответить на вопросы, стр.53.

16.

М. Ю. Лермонтов «Смерть поэта», «Родина», «Парус».

1

15.01.

Выучить стих. «Парус».

17.

М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…».

1

22.01.

Читать, стр. 59-65..

18.

И.А.Крылов  Понятие о басне. «Волк на псарне».

1

29.01.

Читать, стр. 76-77.

19.

И.А.Крылов «Осёл и соловей», «Муха и пчела».

1

05.02.

Выучить басню, стр. 79-80.

20.

Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда».

1

12.02.

Читать, стр. 84-86.

21.

Н.А.Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…»

1

19.02.

Ответить на вопросы, стр.87.

22.

Н.А.Некрасов «Мороз, красный нос», « Русские женщины».

1

26.02.

Выучить стих, стр.86-87.

23.

И. С. Тургенев «Муму».

1

05.03.

Подготовиться к пересказу.

24.

И. С. Тургенев «Муму».

1

12.03.

Читать, стр. 103-109.

25.

Л.Н. Толстой «После бала».

1

19.03.

Читать, стр. 122-128.

26.

А. П. Чехов «Лошадиная фамилия».

1

02.04.

Читать, стр. 133-137.

27.

В. Г.Короленко «Слепой музыкант».

1

09.04.

Подготовиться к пересказу.

28.

М.  Горький «Макар Чудра».

1

16.04.

Читать, стр. 163-170.

29.

С. А. Есенин «Отговорила роща золотая…», «Пороша».

1

23.04.

Выучить стих, стр.176.

30.

А.Н. Толстой «Русский характер».

1

30.04.

Читать, стр. 182-188.

31.

К.Г. Паустовский «Телеграмма».

1

07.05.

Читать, стр. 194-199.

32.

Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго..»

1

14.05.

Подготовиться к пересказу.

33.

А.Т. Твардовский «Василий Тёркин».

1

21.05.

Выучить  отрывок из поэмы, стр.246-248.

34.

А.А. Сурков «Родина»

1

28.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению в 7 классе VIII вида

Пояснительная запискаРабочая программа для 7«к» класса составлена в соответствии с государственной программой  под редакцией В.В Воронковой «Швейное дело».Цели рабочей программы по технологии:-...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению в 9 классе VIII вида

Пояснительная записка Рабочая программа для 9«к» класса составлена в соответствии с государственной программой  под редакцией В.В Воронковой «Швейное дело».Цели рабочей программы по технолог...

Рабочая программа «Письмо и развитие речи» в 7 классе VIII вида обучения

Рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» в 7 классе  VIII вида обучения включает пояснительную записку, цели и задачи курса, содержание тем учебного курса результа...

Рабочая программа по технологии для 5 специального (коррекционного) класса VIII вида

Рабочая программа по технологии для 5 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 кл.: В2 сб./ под редакцией В.В.Воронковой. – М.: ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ, 8 КЛАСС VIII вида

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского яз...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ, 7 КЛАСС VIII вида

Рабочая учебная программа по чтению и развитию речи предназначена для учащихся старшего этапа общего образования учащихся с легкой степенью умственной отсталости (7 класс) по курсу специальной (коррек...