Из опыта работы учителя-логопеда по обследованию уровня речевого развития дошкольника.
методическая разработка на тему

Лесная Татьяна Юрьевна

Мы предлагаем диагностическую карту, которая имеет свои отличительные особенности. Во-первых, в разработанной нами карте используется логопедический опыт построения полных карт. Во-вторых,   обозначены цели диагностики каждого уровня речевого развития. В-третьих, приведены примеры ответов ребёнка с выводами логопеда о  нарушении на том или ином уровне речевого развития. В-четвёртых,  даны рекомендации на основе выявленных нарушений на том или ином уровне.

В целом, карта состоит из трёх частей, удобных и понятных для практического использования учителем-логопедом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnosticheskaya_karta.doc542.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя-логопеда по обследованию уровня речевого развития дошкольника.

Лесная Татьяна Юрьевна,

учитель-логопед,  ЧОУ СОШ «Ломоносовская»

В настоящее время существует большое разнообразие диагностических карт обследования уровня речевого развития дошкольника (авторы: Т.Н. Волковская,  О.Б.Иншакова, О.Н. Тверская, Е.Г. Кряжевских, Е.А. Стребелева, И.А. Смирнова, О. Е.Громова, Г. Н. Соломатина  и др.). Особенностью этих карт является то, что, используя их, учитель-логопед   проводит полную, всестороннюю,  диагностику речевого развития ребенка. Он проводит целостное обследование, которое включает определение различных уровней речевого развития дошкольника: навыков самостоятельной речи,  развития словарного запаса и грамматического строя речи, звукопроизношение, развития слоговой структуры  слов, сформированности  фонематического анализа и синтеза у детей. С помощью таких карт  специалист может полноценно изучить речь ребёнка, отметить слабые стороны её развития, определить  уровень  развития речи и разработать индивидуальный маршрут в соответствии с речевыми нарушениями.  

В свою очередь, мы предлагаем диагностическую карту, которая имеет свои отличительные особенности. Во-первых, в разработанной нами карте используется логопедический опыт построения полных карт. Во-вторых,   обозначены цели диагностики каждого уровня речевого развития. В-третьих, приведены примеры ответов ребёнка с выводами логопеда о  нарушении на том или ином уровне речевого развития. В-четвёртых,  даны рекомендации на основе выявленных нарушений на том или ином уровне.

В целом, карта состоит из трёх частей, удобных и понятных для практического использования учителем-логопедом.

Часть 1

Диагностическая карта

обследования уровня речевого развития дошкольника

I. Общие сведения о ребенке

Цель: ознакомиться с ходом речевого развития ребенка, сделать заключение о возможности понимания вопросов и характере участия ребенка в диалоге.

1.1 Фамилия, имя ребенка

1.2 Возраст

1.3 Домашний адрес

1.4 Кем направлен (из какого ДОУ, поликлиники)

1.5 Жалобы родителей: невнятность речи, недостаточность словаря, темп разговора, гнусавость (нужное подчеркнуть)

1.6 Речевое окружение ребенка. Имеются ли недостатки речи в семье?

1.7 Данные о ходе речевого развития

А) Когда родители впервые заметили реакцию ребенка на звук?

Б)  Было ли гуление и во сколько месяцев?

В)  Когда появился лепет и какой?

Г) В каком возрасте ребенок впервые стал понимать обращенную к нему просьбу (закрой глазки, иди ко мне и т.д.)

Д) В каком возрасте ребенок произнес первые слова?

Е) Были ли это целые слова (папа, мама, баба) или (только слоги па, ма, ба)?

Ж) Когда родители заметили отставание в развитии речи?

З)  Прерывалось ли речевое развитие ребенка? По какой причине? Как длительно?

     1.8  Внимание, работоспособность

Общее звучание (темп, голос, разборчивость, артикуляция, дыхание;

ускоренный, звонкий, неразборчивая, нечеткая, укороченный речевой выдох)

1.9  Беседа с ребенком

  1. Как тебя зовут?
  2. Знаешь ли ты свою фамилию?
  3. Сколько тебе лет?
  4. Как зовут твою маму (папу, дедушку, бабушку)
  5. Где ты живешь? (на какой улице ты живешь)
  6. Есть ли у тебя сестра? (брат)
  7. Как ее (его) зовут?
  8. Сколько ей (ему) лет?
  9. Кто из вас старше?
  10. Ходит ли она в ДОУ (школу)?
  11. Где работает папа? (мама)
  12. Чем занимаются на своей работе?

Выводы: (сделать заключение о возможности понимания вопросов и характере участия ребенка в диалоге. В зависимости от активности ребенка, его участия в диалоге, может быть квалифицировано, как инициативное или пассивное, а речевые ответы – как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса).

II. Обследование навыков самостоятельной речи

Цель: оценить развитие связной речи

  1.  Составление рассказа по сюжетной картинке.

Девочка зашла в дом и увидела, что на полу все разбросано: шапка, ботинки, шаль…, а кот сидит под вешалкой.

2.2  Составление рассказа по серии сюжетных картинок. 3 картинки.

На 1-ой: кот бежит за мышкой, а мышка подбегает к рваному башмаку, чтобы спрятаться.

На 2-ой: мышка выбегает из башмака через дырку, а кот передними лапами лезет в ботинок.

На 3-ей: огорченный кот смотрит в пустой ботинок и не понимает, куда делась мышка.

  1.  Пересказ.

Наступили холода. Дети насыпали зерна в кормушку. Прилетели синички. Склевали зерна и улетели.

  1.  Составление рассказа – описания (игрушки, предмета)

Зайка черно-белый, мягкий, пушистый.

  1.  Составление рассказа по представлению

Представь, что сейчас лето…

     Выводы: (оценка связной речи с точки зрения ее развернутости,  точности,    последовательности и правильности оформления в фонетическом и лексико-грамматическом отношении).

III. Словарь

Цель: отметить соответствие объема словаря возрастной норме

  1.  Предметный словарь

Объяснение значения слов:

Холодильник

Пылесос

Показ и название предметов и их частей:

чайник

носик

донышко

крышка

стул

спинка

сидение

ножки

Существительные со сходными лексическими значениями:

Чашка

Кружка

Перчатки

Варежки

Одеяло

Пододеяльник

Уровень обобщений:

Помидор, капуста, огурец, свекла

Груша, персик, яблоко, апельсин

Кубики, пирамидка, кукла, мячик

Брюки, юбка, свитер, шуба

Ботинки, туфли, сапоги, тапки

Стул, диван, стол, кресло

Собака, лошадь, кошка, коза

Ворона, попугай, утка, петух

Автобус, поезд, трамвай, самолет

Название времен года

Зима

Весна

Лето

Осень

Название профессий

Врач

Учитель

Повар

Художник

Продавец

Водитель

Редко употребляемая лексика

Подоконник

Форточка

Рельсы

Клумба

Бинокль

Фонтан

3.2 Словарь признаков

Названия основных и оттеночных цветов

Красный

Желтый

Зеленый

Синий

Коричневый

Черный

Голубой

Розовый

Фиолетовый

Оранжевый

Серый

Прилагательные, обозначающие качество предметов

Круглый (арбуз)

Квадратное (печенье)

Овальное (яйцо)

Прямоугольный (кирпич)

Треугольная (пирамида)

Прилагательные, обозначающие качество предметов

Лимон - какой?

Сосулька – какая?

Вода – какая?

Еж – какой?

Кресло – какое?

Мех – какой?

Подбор антонимов

Большой

Высокий

Толстый

Тяжелый

Светлый

Мокрый

Холодный

Больной

Много

Сладкий

Подбор синонимов

Здание

Приятель

Смелый

3.3 Глагольный словарь

Что делают?

Повар

Врач

Учительница

Строитель

Кто как голос подает?

Кошка

Гусь

Петух

Корова

Свинья

Собака

Утка

Мышь

лягушка

Приставочные глаголы

Папа пришел

Ушел

Вошел

Обошел

Перешагнул

3.4 Название частей суток

Утро

День

Вечер

Ночь

3.5 Наречия

Черепаха ползет как?

Самолет летит как?

Лошадь скачет как?

Летом солнце светит как?

     Вывод: (отметить соответствие объема словаря возрастной норме; характеристика активного словаря – наличие глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных; точность употребления слов – если имеется неточность употребления, указать на какой основе это происходит).

IV.Грамматический строй речи

Цель: отметить соответствие развития грамматического строя возрастной норме

4.1 Употребление существительных в именительном падеже множественного числа:

Карандаш

Ведро

Дом

Стол

4.2 Употребление существительных в родительном падеже: (д/и «Жадный кот» - родительный падеж частичного объекта):

Еще сыра

Еще колбасы

Еще молока

4.3 (д/и «Чего не стало?» - родительный падеж с отрицанием):

Нет карандаша

Нет карандашей

Нет куклы

Нет кукол

Нет колеса

Нет колес

4.4 Употребление существительных в дательном падеже: (д/и «Расскажи, кому ты дашь корм» - дательный падеж, обозначающий лицо, на которое направлено действие):

Кошке

Мальчику

Бабушке

Козам

Петуху

Петухам

Зайцу

Зайцам

4.5 Употребление существительных винительном падеже (д/и «Экскурсия в зоопарк» - кого ты увидел в зоопарке?»):

Слона

Ежа

Козу

Медведей

Собаку

Белок

Оленей

Белку

4.6 Употребление существительных в творительном падеже: (д/и «Кому нужно?» - творительный падеж в значении орудийного действия):

Топором

Молотком

Иглой

Кисточкой

Ножом

Лопатой

4.7 Образование множественного числа существительных в родительном падеже:

Утка

Капуста

Стул

Карандаш

Окно

Нож

Птица

Деревья

4.8 Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных:

Ведро

Шар

Жук

Кукла

Гриб

Дом

4.9 Образование названий детенышей животных:

У кошки

У собаки

У козы

У львицы

У коровы

У волчицы

У овцы

У медведицы

4.10 Образование прилагательных от существительных:

Матрешка из дерева какая?

Стакан из стекла какой?

Портфель из кожи какой?

Свитер из шерсти какой?

Кольцо из золота какое?

Конверт из бумаги какой?

4.11 Согласование существительных с числительными:

Цыпленок (один, два, пять)

Ведро (одно, два, пять)

Стул (один, два, пять)

Ручка (одна, две, пять)

4.12 Образование притяжательных прилагательных:

Хвост лисы чей?

Хвост собаки чей?

Хвост льва чей?

Хвост павлина чей?

  Вывод: (отметить характер аграмматизмов и возможность словообразования и формирования).

  V. Слоговая структура слова

Цель: отметить соответствие развития слоговой структуры с возрастной нормой

5.1 Повтори за мной (при грубом нарушении структуры слов):

Пта

Фта

Мна

Мну

Бутаково

Патакама

Повтори:

Елка

Паук

Стол

Стул

Шкаф

Пушка

Бабушка

Скамейка

Карандаш

Аквариум

Мотоцикл

5.2 Назови по картинкам:

Магнитофон

Смородина

Стрекоза

Поросенок

5.3 Повтори предложения:

Утром на деревьях защебетали ласточки.

Мотоциклисты едут на мотоциклах.

Мама покупает в универсаме фрукты.

На перекрестке стоит милиционер.

Вывод: (отмечается характер искажения: сокращенное количество слогов, употребление слогов, добавление числа слогов, перестановка слогов и звуков).

VI. Состояние артикуляционного аппарата

Цель: отметить состояние артикуляционного аппарата

6.1 Состояние артикуляционного аппарата

Губы (толстые, мясистые, короткие)

Подвижность губ (вытянутость вперед трубочкой, растянуть их в широкую улыбочку, делать попеременно эти движения, меняя ритм движений)

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы верхние, нижние)

Прикус (прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, глубокий, мелкий)

Небо (высокое, готическое, узкое, плоское, укороченное, низкое)

Язык (массивный, маленький, укороченная уздечка)

Подвижность губ (облизать языком губы; постараться дотянуться языком до носа, подбородка, левого уха, правого; пощелкать языком; сделать язык широким, а затем узким; поднять кончик языка вверх, как можно дольше удерживать его в этом положении; перемещать кончик языка то в левый угол губ, то в правый, меняя ритм движений; высунуть язык как можно дальше, а потом втянуть его глубоко в рот)

          Вывод: отметить следующие параметры движений:

  1. Тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение).
  2. Активность (нормальная, заторможенность, расторможенность).
  3. Объем движений (полный, неполный).
  4. Точность выполнения.
  5. Длительность (способность удерживать органы в заданном положении в течение 5 с.).
  6. Замена органов одного движения другим. 
  7. Добавочные движения и их лишения (синкинезии).

VII. Произношение и различение звуков

Цель: отметить состояние звукопроизношения и фонематических процессов в соответствии с возрастной нормой

7.1 Звукопроизношение:

Гласные:

А

У

О

Ы

Согласные:

С

Сь

З

Зь

Ц

Ч

Щ

Ш

Ж

Л

Ль

Р

Рь

Йот

Г

К

Б

П

Д

Т

Н

М

7.2 Фонетический слух:

С-З

Ш-Ж

Ж-З

Ш-Щ

Щ-Сь

Ц-С

Ц-Ть

Ч-С

Ч-Ть

Ч-Ц

Ч-Ш

Щ-Ж

Л-Р

П-Д

Т-Д

К-Х

К-Г

Ы-И

Скажи также:

Почка – бочка

Том-дом

Точка-дочка

День-тень

Дрова-трава

7.3 Хлопнуть в ладони на определенный звук:

На звук с

На звук р

На звук ы

Выдели звук в словах (из начала слова):

Алик

Оля

Ира

Отбери картинки на заданный звук:

Л

Ш

Р

Анализ звукового состава слова:

Алик

Оля

Ира

Утка

Эхо

Окна

Город

Волк

Банка

Выделение последнего звука в слове:

Пух

Сок

Шары

Луна

Мука

Руки

Кот

Нос

Логопедическое заключение

(по результатам углубленной диагностики)

Часть 2

Пример заполнения диагностической карты

обследования уровня речевого развития дошкольника

(персональные данные ребенка изменены)

  1. Фамилия, имя ребенка – Кирилл
  2. Возраст – 11.11.2011г.р. (полных лет – 6)

1.3 Домашний адрес – г. Москва

1.4 Кем направлен (из какого ДОУ, поликлиники) – мальчик учится в  подготовительном классе. Обучается с 1 сентября 2017 года. Логопедические занятия посещает с 15.09.2017г.

1.5 Жалобы родителей: невнятность речи, недостаточность словаря, темп разговора, гнусавость (нужное подчеркнуть)

1.6 Речевое окружение ребенка. Имеются ли недостатки речи в семье? Семья благополучная. Оба родителя имеют высшее образование. В семье два ребенка. Старший ребенок учится во 2 классе. Дома воспитанием ребенка занимается няня. Мальчик дополнительно занимается фигурным катанием.

    В семье недостатков речи и билингвизма нет.

  1.  Данные о ходе речевого развития

А) Когда родители впервые заметили реакцию ребенка на звук? – с 1 месяца

Б)  Было ли гуление и во сколько месяцев? – в 3 месяца

В)  Когда появился лепет и какой? – в 8 месяцев (какой – мама не помнит)

Г) В каком возрасте ребенок впервые стал понимать обращенную к нему просьбу (закрой глазки, иди ко мне и т.д.) – к 12 месяцам

Д) В каком возрасте ребенок произнес первые слова? – в 1г.3 мес.

Е) Были ли это целые слова (папа, мама, баба) или (только слоги па, мА, ба)? – целые слова. Первое слово – папа.

Ж) Когда родители заметили отставание в развитии речи? – в 3 года

З)  Прерывалось ли речевое развитие ребенка? По какой причине? Как длительно? – не прерывалось

1.8 Внимание, работоспособность: внимание неустойчивое, не всегда удерживает цель деятельности, отвлекается сам и отвлекает других.

Ребенок с трудом удерживает темп работы, а иногда и вообще не сидит на месте, постоянно находится в движении. Наблюдаются невротические реакции (сосет палец, почесывается, ерзает на стуле).

Общее звучание (темп, голос, разборчивость, артикуляция, дыхание;

ускоренный, звонкий, неразборчивая, нечеткая, укороченный речевой выдох) – голос нормальный, темп ускоренный, речь неразборчивая из-за ускоренного темпа и недостаточной артикуляции.

  1. Беседа с ребенком

1.Как тебя зовут? – Кирилл

  1. Знаешь ли ты свою фамилию? – Иванов Кирилл
  2. Сколько тебе лет? – Сесть
  3. Как зовут твою маму (папу, дедушку, бабушку) – Марина, Зеня.   Бабуска

и дедуска погиб.

  1. Где ты живешь? (на какой улице ты живешь) – В доме.
  2. Есть ли у тебя сестра? (брат) – У меня есть сестра. Это Настя.
  3. Как ее (его) зовут? – Настя.
  4. Сколько ей (ему) лет? – Восемь.
  5. Кто из вас старше? – Из меня или из Насти? Настя самая старсая.
  6. Ходит ли она в ДОУ (школу)? – Ходит в сколу.
  7. Где работает папа? (мама) – Не знаю. На работе.
  8. Чем занимаются на своей работе? – Не знаю.

Выводы: Ребенок обращенную речь понимает. В диалоге участвует без особого интереса.  На вопросы отвечает простыми нераспространенными предложениями. В речи наблюдаются аграмматизмы.

II. Обследование навыков самостоятельной речи

  1. Составление рассказа по сюжетной картинке.

Девочка зашла в дом и увидела, что на полу все разбросано: шапка, ботинки, шаль…, а кот сидит под вешалкой.

Девоська увидела, все валяется. Это кот раскидал.

  1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. 3 картинки.

На 1-ой: кот бежит за мышкой, а мышка подбегает к рваному башмаку, чтобы спрятаться.

На 2-ой: мышка выбегает из башмака через дырку, а кот передними лапами лезет в ботинок.

На 3-ей: огорченный кот смотрит в пустой ботинок и не понимает, куда делась мышка.

      Последовательность картинок установил не верно. Рассказ с помощью наводящих вопросов.

      Была трава. Мыска посла внутри тапоська. Потом кот посмотрел и хотел увидеть эту мыс. Потом кот в этот басмак и никого не увидел. Мыска убезала.

  1. Пересказ.

Наступили холода. Дети насыпали зерна в кормушку. Прилетели синички. Склевали зерна и улетели.

Посыпали зерныски в кормуску. Прилетели кормуски. Они поклевали и улетели.

  1. Составление рассказа – описания (игрушки, предмета)

Зайка черно-белый, мягкий, пушистый.

Пусыстый. Беленький с терненьким. Мягкий. Есе он умеет прыгать. Есе он милый и его все любят.

  1. Составление рассказа по представлению

Представь, что сейчас лето…

Я делаю летом вот. Я просу папу пироски приготовить мои любимые. Идем гулять мы летом есе. Лето теплое. Летом зима тает. Как его там… Забыл.

     Выводы:  У Кирилла недостаточная сформированность связной речи: нарушение связности, последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения. Речь аграмматичная. Из-за нарушения звукопроизношения,  невнятная и малопонятная. В своей речи ребенок не использует выразительные средства языка. Предложения простые, нераспространенные.

III. Словарь

  1. Предметный словарь

Объяснение значения слов:

Холодильник

Стобы блать еду.

Пылесос

Стобы отисять от миклобов.

Показ и название предметов и их частей:

чайник

Тяйник

носик

Наливаска

донышко

Ноги

крышка

Отклываска

стул

Стул

спинка

Делевяска

сидение

Тозэ делевяска

ножки

Зэлеска

Существительные со сходными лексическими значениями:

Чашка

Тяска

Кружка

Тяска

Перчатки

Пертятка

Варежки

Пертятка

Одеяло

Одеяло

Пододеяльник

Не знаю

Уровень обобщений:

Помидор, капуста, огурец, свекла

Еда

Груша, персик, яблоко, апельсин

Овоси

Кубики, пирамидка, кукла, мячик

Игруски

Брюки, юбка, свитер, шуба

Одезда

Ботинки, туфли, сапоги, тапки

Одезда

Стул, диван, стол, кресло

Делевяное

Собака, лошадь, кошка, коза

Домасние зывотные

Ворона, попугай, утка, петух

Птисы

Автобус, поезд, трамвай, самолет

Электисеский предметы

Название времен года

Зима

Зима

Весна

Лето

Лето

Не знаю. Я когда-то купался…Не знаю, какой день был.

Осень

Зима

Название профессий

Врач

Доктор

Учитель

Утитель

Повар

Повар

Художник

Худозник

Продавец

Продаветь

Водитель

Рульник

Редко употребляемая лексика

Подоконник

Окно

Форточка

Окрываска

Рельсы

Поровозная дорога

Клумба

Не знаю

Бинокль

Бинокль воетький

Фонтан

Водопад

  1.  Словарь признаков

Названия основных и оттеночных цветов

Красный

Красный

Желтый

Золтый

Зеленый

Зеленый

Синий

Синий

Коричневый

Сэлэневый

Черный

Солный

Голубой

Сыний

Розовый

Розовый

Фиолетовый

Фиолетовый

Оранжевый

Оранзэвый

Серый

Сиреневый

Прилагательные, обозначающие качество предметов

Круглый (арбуз)

Круглый

Квадратное (печенье)

Квадратное

Овальное (яйцо)

Круглое

Прямоугольный (кирпич)

Ромбаный

Треугольная (пирамида)

Треугольная

Прилагательные, обозначающие качество предметов

Лимон - какой?

Не знаю, белага

Сосулька – какая?

Сосалька белая

Вода – какая?

Синяя

Еж – какой?

Колютий

Кресло – какое?

Не знаю

Мех – какой?

Не знаю

Подбор антонимов

Большой

Маленький

Высокий

Маленький

Толстый

Тонкий

Тяжелый

Нормальный

Светлый

Темный

Мокрый

Тистый

Холодный

Теплый

Больной

Не больной

Много

Мало

Сладкий

Соленый

Подбор синонимов

Здание

Не знаю, я не ходил в здание.

Приятель

Друг

Смелый

Сильный, красивый, благородный

  1. Глагольный словарь

Что делают?

Повар

Готовит пису.

Врач

Лесит людей.

Учительница

Дает то, сто надо сделать.

Строитель

Делает дома, стобы люди не были бездомны.

Кто как голос подает?

Кошка

МЯукает

Гусь

Крякает

Петух

Кукарекает

Корова

Мукает

Свинья

Не знаю

Собака

Гавкает

Утка

Крякает

Мышь

Пикает

лягушка

Квакает

Приставочные глаголы

Папа пришел

Папа присол

Ушел

Усол

Вошел

Восол

Обошел

По кругу

Перешагнул

Пересол

3.4 Название частей суток

Утро

Утро

День

Зима, после утра ноть.

Вечер

Ноть

Ночь

Утло

  1. Наречия

Черепаха ползет как?

Медленно

Самолет летит как?

Высоко

Лошадь скачет как?

Наверху

Летом солнце светит как?

свЕтло

   Вывод:     Активный словарь не соответствует возрастной норме:

 в количественном отношении значительно беднее, чем у сверстников. Преобладающим типом лексических ошибок является неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная наименования многих частей предмета, Кирилл заменяет их словами, близкими по ситуации или внешним признакам. Неточно употребляет слова, обозначающие зрительно сходные предметы. Для мальчика характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий. Кирилл не знает названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения. Неточно подбирает антонимы и синонимы, что обуславливает частые случаи нарушения лексической сочетаемости. Недостаточно развит глагольный словарь. Наблюдается замена названий профессий названием действий. У ребенка недостаточная сформированность словообразовательной деятельности: допускает много ошибок при употреблении приставочных глаголов, при образовании относительных и притяжательных прилагательных, существительных, со значением действующего лица. В своей речи Кирилл чаще использует существительные и прилагательные. Наречия использует очень редко. Мальчик испытывает трудности при определении времен года, частей суток.  

IV. Грамматический строй речи

4.1 Употребление существительных в именительном падеже множественного числа:

Карандаш

Карандаси

Ведро

ВедрОны

Дом

ДОмы

Стол

СтОлы

4.2 Употребление существительных в родительном падеже: (д/и «Жадный кот» - родительный падеж частичного объекта):

Еще сыра

Есе сыра

Еще колбасы

Есе колбасы

Еще молока

Есе молоко

4.3 (д/и «Чего не стало?» - родительный падеж с отрицанием):

Нет карандаша

Нет карандаса

Нет карандашей

Нет карандасей

Нет куклы

Нет куклы

Нет кукол

Нет куклы

Нет колеса

Нет колеса

Нет колес

Нет колес

4.4 Употребление существительных в дательном падеже: (д/и «Расскажи, кому ты дашь корм» - дательный падеж, обозначающий лицо, на которое направлено действие):

Кошке

Коске

Мальчику

Мальтику

Бабушке

Бабуске

Козам

Козликами

Петуху

Петуху

Петухам

Петухом

Зайцу

Зайтю

Зайцам

Зайтями

4.5 Употребление существительных винительном падеже (д/и «Экскурсия в зоопарк» - кого ты увидел в зоопарке?»):

Слона

Слона

Ежа

Еза

Козу

Козу

Медведей

Медведи

Собаку

Собаку

Белок

Белок

Оленей

Оленев

Белку

Белку

4.6 Употребление существительных в творительном падеже: (д/и «Кому нужно?» - творительный падеж в значении орудийного действия):

Топором

Топором

Молотком

Молотком

Иглой

Иглой

Кисточкой

Кистотькой

Ножом

Нозом

Лопатой

Лопатой

4.7 Образование множественного числа существительных в родительном падеже:

Утка

Уток

Капуста

Капусты

Стул

Стулов

Карандаш

Карандасей

Окно

Окон

Нож

Нозей

Птица

Птить

Деревья

Деревьев

4.8 Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных:

Ведро

Ведросонок

Шар

Сарик

Жук

Зутенок

Кукла

Кукленька

Гриб

Грибенок

Дом

Домик

4.9 Образование названий детенышей животных:

У кошки

Котята

У собаки

Собатьки

У козы

Козлики

У львицы

Львенки

У коровы

Коровотьки, теленки

У волчицы

Волсонки

У овцы

Овтеньки

У медведицы

Медвезонки

4.10 Образование прилагательных от существительных:

Матрешка из дерева какая?

Деревянная

Стакан из стекла какой?

Стеклянный

Портфель из кожи какой?

Порфельный

Свитер из шерсти какой?

Свитарный

Кольцо из золота какое?

Золотистое

Конверт из бумаги какой?

Конвертный

4.11 Согласование существительных с числительными:

Цыпленок (один, два, пять)

Один типленок, два типленка, пять типленка.

Ведро (одно, два, пять)

Одно ведро, два ведра, пять ведра.

Стул (один, два, пять)

Один стул, два стула, пять стула.

Ручка (одна, две, пять)

Одна рутька, две рутьки, пять рутэк.

4.12 Образование притяжательных прилагательных:

Хвост лисы чей?

Лиситий

Хвост собаки чей?

Собатиный

Хвост льва чей?

Львиный

Хвост павлина чей?

Павлиный

 Вывод:  Нарушение грамматического строя речи у ребенка характеризуется выраженными аграмматизмами в экспрессивной речи. При образовании множественного числа существительного в именительном падеже Кирилл не правильно ставил ударения в словах: сохранял ударение исходного слова. Ребенок не может образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительного, не образовывает названия детенышей животных, качественные прилагательные. Допускает ошибки при согласовании числительных с существительными. Не правильно образовывает притяжательные прилагательные. Кирилл не всегда правильно образовывает существительные, отвечающие на вопросы косвенных падежей.

V. Слоговая структура слова

5.1 Повтори за мной (при грубом нарушении структуры слов):

Пта

Птан

Фта

Фтан

Мна

Мнан

Мну

Мну

Бутаково

Бутаково

Патакама

Патакама

Повтори:

Елка

Елка

Паук

Паук

Стол

Стол

Стул

Стул

Шкаф

Скаф

Пушка

Пуска

Бабушка

Бабуска

Скамейка

Скамейка

Карандаш

Карандас

Аквариум

Аквариум

Мотоцикл

Мотосикл

5.2 Назови по картинкам:

Магнитофон

Радио

Смородина

Земляника

Стрекоза

Стрекоза

Поросенок

Хрюндель-мундель

5.3 Повтори предложения:

Утром на деревьях защебетали ласточки.

Утром на деревьях засебетали ластотьки.

Мотоциклисты едут на мотоциклах.

Мототиклист едет на мототиклах.

Мама покупает в универсаме фрукты.

Мама покупает в унисварте фрукты.

На перекрестке стоит милиционер.

На перекрестке стоит милитионер.

Вывод: (отмечается характер искажения: сокращенное количество слогов, употребление слогов, добавление числа слогов, перестановка слогов и звуков).

Слоговая структура у Кирилла нарушена не грубо. Сложности проявляются при воспроизведении слов, которые учащийся не употребляет в своей повседневной жизни.

VI. Состояние артикуляционного аппарата

6.1 Состояние артикуляционного аппарата

Губы (толстые, мясистые, короткие)

Обычные

Подвижность губ (вытянутость вперед трубочкой, растянуть их в широкую улыбочку, делать попеременно эти движения, меняя ритм движений)

В норме

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы верхние, нижние)

В норме

Прикус (прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, глубокий, мелкий)

В норме

Небо (высокое, готическое, узкое, плоское, укороченное, низкое)

В норме

Язык (массивный, маленький, укороченная уздечка)

В норме

Подвижность губ (облизать языком губы; постараться дотянуться языком до носа, подбородка, левого уха, правого; пощелкать языком; сделать язык широким, а затем узким; поднять кончик языка вверх, как можно дольше удерживать его в этом положении; перемещать кончик языка то в левый угол губ, то в правый, меняя ритм движений; высунуть язык как можно дальше, а потом втянуть его глубоко в рот)

Ребенок испытывает трудности при поднятии и удержании языка вверх, не может долго удерживать широкий язык на нижней губе, наблюдается тремор.

Вывод: отметить следующие параметры движений:

  1. Тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение).
  2. Активность (нормальная, заторможенность, расторможенность).
  3. Объем движений (полный, неполный).
  4. Точность выполнения. Не всегда точно выполняет движения. Особенно при увеличении темпа.
  5. Длительность (способность удерживать органы в заданном положении в течение 5 сек). Испытывает значительные трудности при удержании органов артикуляции в заданном положении.
  6. Замена органов одного движения другим. Не наблюдается.
  7. Добавочные движения и их лишения (синкинезии). Отсутствуют.

VII. Произношение и различение звуков

7.1 Звукопроизношение:

Гласные:

А

Без искажения

У

Без искажения

О

Без искажения

Ы

Без искажения

Согласные:

С

Искажение (межзубный)

Сь

Искажение (межзубный)

З

Искажение (межзубный)

Зь

Искажение (межзубный)

Ц

Искажение (межзубный)

Ч

Замена на ть

Щ

Замена на сь

Ш

Замена на с

Ж

Замена на з

Л

В норме

Ль

В норме

Р

В норме

Рь

В норме

Йот

В норме

Г

В норме

К

В норме

Б

В норме

П

В норме

Д

В норме

Т

В норме

Н

В норме

М

В норме

7.2 Фонетический слух:

С-З

Не дифференцирует

Ш-Ж

Не дифференцирует

Ж-З

Не дифференцирует

Ш-Щ

Не дифференцирует

Щ-Сь

Не дифференцирует

Ц-С

Не дифференцирует

Ц-Ть

Не дифференцирует

Ч-С

Не дифференцирует

Ч-Ть

Не дифференцирует

Ч-Ц

Не дифференцирует

Ч-Ш

Не дифференцирует

Щ-Ж

Не дифференцирует

Л-Р

Дифференцирует

П-Д

Дифференцирует

Т-Д

Дифференцирует

К-Х

Дифференцирует

К-Г

Дифференцирует

Ы-И

Дифференцирует

Скажи также:

Почка – бочка

Потька – ботька

Том-дом

Дом – дом

Точка-дочка

Тотька – тотька

День-тень

Тень - тень

Дрова-трава

Дрова – трава

7.3 Хлопнуть в ладони на определенный звук: с заданием не справился

На звук с

На звук р

На звук ы

Выдели звук в словах (из начала слова):

Алик

А

Оля

О

Ира

И

Отбери картинки на заданный звук: с заданием не справился

Л

Ш

Р

Анализ звукового состава слова: с заданием не справился

Алик

Оля

Ира

Утка

Эхо

Окна

Город

Волк

Банка

Выделение последнего звука в слове:

Пух

Х

Сок

С

Шары

Р

Луна

НА

Мука

КА

Руки

РУ

Кот

Т

Нос

С

Логопедическое заключение

(по результатам углубленной диагностики)

    Обследование проводилось в течении 10 дней в шесть приемов по 20 минут.

    Проведенное логопедическое обследование позволило выявить следующие особенности коммуникативного поведения ребенка: мальчик с трудом вступает в контакт со взрослым. Задания принимает не с первого предъявления. В случае неудачи наблюдается дезорганизация деятельности - гримасничает, суетится, ерзает на стуле, сосет палец, при этом не стремится довести задание до конца. В процессе обследования ребенок постоянно что-то рисовал. На просьбы отложить карандаш, отказывался вступать в диалог.  

    Саморегуляция и контроль при выполнении задания низкий.

    При выполнении сложных заданий необходима организующая помощь взрослого. Темп деятельности невысокий, быстро утомляется.

     Ребенок понимает обращенную речь в полном объеме. В процессе общения использует простые, нераспространенные предложения. Отчетливо проявляется речевая недостаточность из-за ограниченного словарного запаса, который значительно отстает от возрастной нормы. Связная речь у мальчика аграмматичная, в совокупности с нарушением звукопроизношения -  малопонятная и невнятная. В собственной речи не использует выразительные средства языка.

     Мальчик испытывает значительные затруднения при составлении рассказа по картинке, подменяя его перечислением изображенных предметов и действий. При предъявлении серии картинок, ребенок не может установить последовательность событий без направляющей помощи взрослого. Мальчик не удерживает в памяти последовательность изложения, пропускает существенные элементы сюжетной линии, заметна фрагментарность изложения. В целом не может раскрыть содержание рассказа. Отмечаются трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные, пространственные и качественные отношения. Объем предложений и количество слов в предложении минимальны.

     Наибольшие трудности вызвал рассказ по представлению. Ребенок ограничился перечислением не связанных друг с другом предложений, которые не отражали основного содержания предложенного задания.

     Преобладающим типом лексических ошибок является неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная наименования многих частей предмета, Кирилл заменяет их словами, близкими по ситуации или внешним признакам (крышка чайника – «открывашка»). Неточно употребляет слова, обозначающие зрительно сходные предметы (варежка – «пертятка»). Для мальчика характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий (помидор, капуста, огурец – «еда»; ботинки, туфли, сапоги – «одезда»). Кирилл не знает названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения (фонтан – «водопад», форточка – «открываска»). Неточно подбирает антонимы и синонимы (высокий – «маленький»), что обуславливает частые случаи нарушения лексической сочетаемости. Недостаточно развит глагольный словарь. Наблюдается замена названий профессий названием действий (водитель – «рульник»). Обследование выявило также довольно стойкие грамматические ошибки. У ребенка недостаточная сформированность словообразовательной деятельности: допускает много ошибок при употреблении приставочных глаголов (обошел – «по кругу»), при образовании относительных и притяжательных прилагательных («лиситий» хвост, «собатиный»), существительных, со значением действующего лица. Характерными являются ошибки при образовании существительных множественного числа в именительном падеже (ведро – «ведрОны»). При этом неправильная постановка ударения в образованных словах. Затрудняется в образовании существительных дательного падежа («Кому ты дашь корм?» - «петухом», «зайтями»); винительного падежа («Кого ты увидел в зоопарке?» - «оленев», «медведи»).

Так же у мальчика вызывает сложность -  образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (ведро – «ведроносок», кукла – «кукленька»). Не знает названия детенышей животных («собатьки», «овтенки»). Не правильно согласовывает существительные с числительными («пять типленка», «пять ведра»).

     В своей речи Кирилл чаще использует существительные и прилагательные. Наречия использует очень редко. Мальчик испытывает трудности при определении времен года, частей суток.  

     Слоговая структура у Кирилла нарушена не грубо. Сложности проявляются при воспроизведении слов, которые учащийся не употребляет в своей повседневной жизни.

     Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков и замен. Нарушено произношение свистящих, шипящих и аффрикат. Даже те звуки, которые ребенок умеет произносить, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Проявляются диссоциации между способностью правильно произносить звуки в изолированном положении и их употреблении в спонтанной речи.

     Выявляется недостаточность фонематического восприятия, неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.

     Строение артикуляционного аппарата у ребенка без особенностей.

     Подвижность органов артикуляции приближено к норме. Трудности вызывает удержание позы более 5 секунд (сделать язык широким), появляется тремор.

     В результате углубленного логопедического исследования выявленный речевой дефект показывает наличие общего недоразвития речи третьего уровня.

     Часть 3.

Рекомендации.

        В соответствии с особенностями структуры речевого нарушения рекомендуется вести логопедическую коррекционную работу по следующим направлениям:

  • Развитие лексико-грамматической стороны речи;
  • Формирование слоговой структуры слова;
  • Развитие звукопроизношения;
  • Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
  • Развитие связной речи.

1. Развитие лексико-грамматической стороны речи

Работу осуществлять по следующим направлениям:

1. Расширение объема словаря.

Обогащение словаря осуществлять на материале имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий.

  • усвоение обобщающих понятий, слов, обозначающих части тела и части предметов;
  • расширение объема словаря имен прилагательных параллельно с развитием представлений о цвете, величине, форме, признаках, высоты, толщины, на основе умения сравнивать предметы по различным признакам;
  • обогащение глагольного словаря:

- продуктивные глаголы, обозначающие движения, состояния человека, движения животных;

- глагольный словарь по темам: «Кто (или что) какие звуки издает?», «Кто что делает?» (параллельно с уточнением названий профессий людей).

В процессе работы над прилагательными и глаголами особенно большое внимание уделять их закреплению в контексте: в словосочетаниях, предложениях, тексте.

2. Формирование структуры значения слова.

Учить ребенка дифференцировать значения слов на основе признаков противопоставления, сходства, аналогии и др.

Уточнять контекстуальное значение слова, работать над его многозначностью. Уточнение многозначности слова проводить как при определении значения существительных, так и при определении контекстуальности значения прилагательных и особенно глаголов (бежит мальчик, бежит ручей, бежит время).

3. Формирование парадигматических и синтагматических связей слов.

Формировать умение точно употреблять слова в речевом потоке, в словосочетаниях и в предложениях.

Развитие глагольных словосочетаний и валентности глагола проводить в определенной последовательности, а именно:

а) словосочетание, включающее глагол и существительное в винительном падеже без предлога (например, несет сумку);

б) словосочетание, состоящее из глагола и существительного в дательном,  творительном,  родительном падеже без предлога (дарит маме, чистит щеткой);

в) словосочетание, включающее глагол и предложно-падежную конструкцию (идет к дому).

Среди именных словосочетаний большое внимание уделять следующим:

существительное + прилагательное (красный мак);

существительное в именительном падеже + существительное в косвенном падеже (хвост лисы).

4. Уточнение грамматического значения слова.

Проводить уточнение наиболее доступных грамматических значений: категориального значения различных частей речи (существительного, глагола, прилагательного), одушевленности и неодушевленности, числа и рода существительных и прилагательных, некоторых падежных значений существительных.

С целью уточнения грамматических значений предлагать ответить на вопросы, подобрать вопрос к слову, подобрать слова, характеризующие отнесенность к определенному грамматическому значению (например, он, она, оно), включить слово в словосочетание, предложение.

  1. Формирование слоговой структуры слова.

1 этап. Подготовительный

Развитие речевого восприятия.

  • Научить воспринимать и воспроизводить неречевые ритмические структуры (отстукивания, отхлопывания) – учить ребенка слышать модель слова.
  • Научить на слух дифференцировать слоговые ряды по ритму и по количеству слогов.
  • Научить на слух дифференцировать слова длинные и короткие. Отхлопывать предложенный рисунок слова.

2 этап. Основной 

1. Создание фонетико-фонематической базы.

Фонетическая база – овладение произношением всех гласных, а также согласных звуков раннего онтогенеза (М, Н, Б, П, В, Ф, Д, Т, Г, Х и их мягких вариантов), исправление имеющихся нарушений голоса, темпа…

Фонематическая база – способность к воспроизведению:

  • Сочетаний гласных звуков (АУИ, АОУИ, УОИА…);
  • Слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками (ТА-ТО-ТУ, ПЫ-ПУ-ПА…);
  • Слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (ПА-КА-ТА, ДО-БО-ГО);
  • Слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости (ДА-ТА, ПА-БА);
  • Слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по твердости-мягкости (ТА-ТЯ, ПА-ПЯ);
  • Слов, близких по звуковому составу (БОК-БАК-БЫК).
  1. Автоматизировать в речи ребенка слова со стечением согласных.
  • Стечения в середине слова;
  • Стечения в начале слова;
  • Стечения в конце слова.
  1. Формировать линейную программу слова.

Научить произносить все слоги в слове последовательно.

  • Показать, как изменяются слова при перестановке слогов в слове;
  • Учить ребенка слышать и выделять из слов один и тот же слог;
  • Учить ребенка с одним и тем же слогом придумывать разные слова;
  • Учить трансформировать слова, наращивать (ключ-ключик);
  • Формировать операции слогового анализа:
  1. Выделять первый слог в составе слова;
  2. Осознавать линейную последовательность слогов в слове;
  3. Учить осознавать позицию слога в слове по отношению к началу, середине, концу слова;
  4. Осознавать количество слогов в слове.

З. Развитие звукопроизношения.

Этапы коррекционной работы.

I этап. Подготовительный.

1. Формирование направленной воздушной струи.

2. Развитие слуховой дифференциации, т.е. воспитываем ребенка различать звук от схожих звуков (звуки могут быть сходны артикуляционно или акустически).

3. Развитие артикуляционной моторики – подвижности органов артикуляции, формирование правильных артикуляционных укладов.

II этап. Основной. Формирование первоначальных произносительных умений и навыков.

  1. Постановка отсутствующих звуков.
  2. Введение поставленного звука в речь (автоматизация, закрепление правильного произношения).
  3. Дифференциация звуков в произношении.

III этап. Формирование коммуникативных произносительных умений и навыков.

Т.е. знания, приобретенные на занятиях логопеда, должны активно использоваться в повседневном общении.

    4. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.

  1. Учить различать неречевые звуки:
  • звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);
  • звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);
  • действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта).
  1. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.
  2. Различение слов, близких по звуковому составу.

  На занятиях этого этапа учащийся должен научиться различать слова, близкие по звуковому составу. При этом могут быть использованы следующие игровые упражнения:

  • повторение за логопедом слов, близких по звуковому составу;
  • сравнение лексического значения слов, близких по звучанию;
  • подбор картинок к словам, близким по звуковому составу;
  • дополнение предложения, выбирая из ряда слов, близких по звуковому составу, нужное;
  • исправление ошибки, допущенной логопедом (правильные слова чередуются с асемантическими звукосочетаниями, слово произносится то правильно, то с искажением одного звука).
  1. Дифференциация слогов.

  Используются упражнения на распознавание близких по звуковому составу слогов. После того как ребенок научится безошибочно различать определенный слоговый ряд, можно начинать упражнения по воспроизведению более сложных рядов.

5. Дифференциация фонем.

На этом этапе учащиеся учатся различать фонемы родного языка.

6. Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

  Сознательный звуковой анализ и синтез способствует, с одной стороны, развитию понимания речи, а с другой – оказывает положительное влияние на овладение грамотой.

  В логопедической работе на шестом этапе по развитию фонематического анализа и синтеза имеется определенная последовательность:

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.

2. Вычленение звука из начала и конца слова.

3. Вычленение первого ударного гласного из слова.

4. Вычленение первого согласного из слова.

5. Определение конечного согласного в слове.

6. Определение последовательности звуков в слове.

  1. Развитие связной речи.

    Основное внимание уделяется: формированию монологической речи; обучению составлению предложений (по демонстрируемым действиям, по опорным словам, образцам) и обучению рассказыванию разного вида.

     Приемы развития.

  1. Рассказ по демонстрируемым действиям – это прием учит ребенка внимательно наблюдать, сохранять в памяти последовательность увиденных действий, подбирать к ним точные грамматические категории.
  2. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В этом виде пересказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками (игрушками).
  3. Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин – это умение формируется на основе вышеперечисленного.
  4. Составление рассказа по одной сюжетной картинке.

Большое внимание должно уделяться формированию рассказа по одной и по серии последовательных сюжетных картинок. Логопед рассказывает содержание, а затем вместе с ребенком раскладывает серию картинок, выясняется их последовательность, степень понимания текста ребенком. Затем объясняются все непонятные слова, словосочетания и фразы, после неоднократного рассказывания и раскладывания картинок отрабатывается содержание рассказа.

Собственный пересказ ребенка строится как:

  • ответы на вопросы логопеда с использованием для этого грамматических форм, данных в вопросе;
  • затем ребенок переходит к самостоятельному раскладыванию картинок и собственному рассказу.

Так же ведется работа и со сказками, иллюстрированными картинками.

Проводится работа и над пониманием инструкций, состоящих из ряда последовательных действий (двух, трех и более). Сначала произносится вся инструкция. Потом повторяется первая часть инструкции, ее исполнение, затем вторая часть инструкции, ее исполнение и т. д. После этого логопед еще раз медленно повторяет всю инструкцию, а ребенок проверяет, правильно ли он сделал. Позже приемы работы можно несколько изменять: логопед четко и медленно поговаривает всю инструкцию, ребенок вслед за логопедом повторяет ее, а затем выполняет.

Например: Встань, подойди к столу, возьми карандаш, положи карандаш в коробку, закрой коробку.

Список литературы.

  1. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие- М.: Айрис – пресс, 2005
  2. Громова О.Е. Логопедическое обследование детей 2-4 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005
  3. Волковская Т. Н "Иллюстрированная методика логопедического обследования" М 2009
  4. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998
  5. Методическое пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей». — Под ред. Е.А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с. + Прил. (268 с.: ил.)
  6. И. А. Смирнова Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» Москва Творческий Центр КАРАПУЗ 2006
  7. Тверская О.Н., Кряжевских Е.Г. Альбом для обследования речевого развития детей 3–7 лет (экспресс-диагностика): Методическое издание.

– М.: ООО «Национальный книжный центр», 2016. – 56 с. (Развитие и коррекция.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".

Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...

Обследование уровня речевого развития обучающихся 1 классов. (Полуэктова Е. Н. - логопед)

Обследование уровня речевого развития обучающихся 1 классов. (Полуэктова Е. Н. - логопед)...

Обследование уровня речевого развития обучающихся 4 класса. (Полуэктова Е. Н. - логопед)

Обследование уровня речевого развития обучающихся 4 класса. (Полуэктова Е. Н. - логопед)...

Параметры обследования уровня речевого развития детей

Параметры обследования уровня речевого развития детей...

Перспективное планирование работы учителя-логопеда с детьми с задержкой речевого развития

Материал будет интересен логопедам, которые работают с детьми младшего дошкольного возраста с ЗРР....