Занятие по речевому развитию для детей 6-7 лет "Что такое весна?"
план-конспект по теме

Щербакова Марина Анатольевна

Систематизация знаний детей подготовительной к школе группы о весне и  весенних явлениях в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_o_vesne.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по речевому развитию для детей 6-7 лет

Тема: Что такое весна?

Цель: Систематизация знаний детей о весне и  весенних явлениях в природе.

Задачи:

-уточнять, расширять и активизировать словарь по теме;

-учить понимать значение пословиц и поговорок;

-учить детей составлять сложные предложения;

-развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;

-способствовать формированию умения передавать нежность, любование весенней природой.

Оборудование: презентация, картинки с изображениями времен года, примет весны, картинный план, мяч, звукозапись – пение птиц, предметные карточки птиц, голубое и зеленое панно, шапочки Зимы и Весны, медали-солнышки, тренажеры для развития дыхания «Зонтики».

Ход:

Логопед: Сегодня мы с вами поговорим об одном из времен года.  А о каком вы узнаете позже.(слайд 1)

Упражнение «Когда это бывает?»

-Солнце сильно греет, травка зеленеет,

Ягоды собирают, на пляже загорают.(лето)(слайд 2)

-Солнце слабо греет, листики желтеют,

Дожди поливают, люди урожай собирают.(осень)(слайд 3)

-Солнце не греет, повсюду снег белеет,

Мороз донимает, люди шубы надевают.(зима) (слайд 4)

-Солнце припекает, снег повсюду тает,

Почки набухают, птицы с юга прилетают.(весна) (слайд 5)

(дети отгадывают загадки и определяют на доске соответствующую картинку)

Логопед: Дети, так что же такое весна? (ответы детей). Чтобы подробнее разобраться с этим вопросом, предлагаю вам открыть заседание нашего кружка «Знатоков весны» (детям вручаются эмблемы весны). Чем больше мы расскажем о весне, тем веселее станет наше весеннее солнышко.

На экране появляется изображение весеннего солнышка. (слайд 6)

Упражнение «Что за чем, что перед чем?»

Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Дети ловят мяч и отвечают на вопросы, например: «Весна, а за ней …».

Логопед: Дети, а как можно объяснить поговорку «Весна да осень-на дню погод восемь».(логопед выслушивает ответы и объясняет значение поговорки) : «Весной солнце начинает прогревать почву, но погода все еще стоит переменчивая. Теплые дни вдруг сменяются холодными, снежными.»

Логопед: А теперь нам предстоит из зимней картины сделать весеннюю с помощью магнитных картинок. (слайд 7)

Упражнение «Сравни зиму и весну».

Дети подходят по одному к доске и заменяют приметы зимы на приметы весны, проговаривая предложения:

-Зимой солнце тусклое, а весной яркое.

-Зимой небо пасмурное, а весной ясное.

-Зимой к кормушкам прилетают зимующие птицы, а весной перелетные.

-Зимой деревья в снегу, а весной на деревья появляются почки.

-Зимой медведица спит в берлоге, а весной выходит с медвежатами.

-Зимой все реки и озера покрыты льдом, а весной лед тает.

-Зимой земля  покрыта снегом, а весной появляются первоцветы.

-Зимой дети лепят снеговика, а весной сажают молодые деревья.

Логопед: А теперь давайте послушаем диалог Зимы и Весны. (рассказывают две девочки)

Говорит Весна:

-Сестра, уходить тебе пора!

А Зима Весне в ответ:

-Нет! Нет! Нет!

Говорит Весна тогда:

-С крыши капает вода?

-Да! Да! Да!

-Тают горки во дворах?

-Ах! Ах! Ах!

-А на речке треснул лед?

-Вот так! Так вот!

                            А. Лойко

Логопед: Весной частенько нужен зонтик. «Весенний дождь лишним не бывает» гласит поговорка. (ведь нужно напитать землю влагой необходимой для роста растений) (слайд 8)

Упражнение для развития длительности выдоха «Подуй на капельку».

Логопед: Давайте назовем, что может быть весенним.

Упражнение «Весенние слова» (сочетание относительного прилагательного и существительного):

-весеннее небо,

-весеннее солнце,

-весенние сапоги,

-весенний плащ,

-весенний саженец,

-весенние цветы,

-весенний дождь,

-весенние птицы,

-весенняя шапка,

-весеннее настроение.

Логопед: Как вы понимаете выражение писателя Н.Сладкова «Птицы весну принесли»? (слайд 9)

-Кто весну принес на самом деле?

-Почему говорят: грачи открыли весну? (грачи возвращаются с зимовки самыми первыми, едва начинает таять снег)

Давайте послушаем голоса птиц и вспомним их названия.

Тили-тели, тили-тели-

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка-

Серенькое пёрышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж-

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели!

Упражнение «Найди перелетных и зимующих птиц» (дети выполняют задание  подгруппами)

Упражнение «Кто у кого?». (слайд 10)

-У скворца-скворчата;

-У грача-грачата;

-У кукушки-кукушата;

-У аиста-аистята.

Логопед: Давайте послушаем стихотворение «Сельская песенка» Алексея Плещеева. (читают дети)

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой..

Логопед: Посмотрите какое веселое и лучистое стало наше весеннее солнышко! А вы по праву можете называться знатоками весны! Каждому из вас вручается на память маленькое весеннее солнышко. (слайд 11)

А теперь все что мы  знаем о весне, запишем с помощью символов себе на память.

«Весна»

  1. Наступила весна.
  2. Небо голубое.
  3. Солнце светит ярко.
  4. Тает снег.
  5. Журчат ручьи.
  6. Появляется зеленая трава.
  7. На деревьях появляются листочки.
  8. С юга прилетают птицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

При ДЦП нарушенными оказываются все стороны речи, что негативно влияет на психическое развитие ребенка в целом. Речевое развитие детей с ДЦП характеризуется количественными и качественными особенностя...

Открытое мероприятие непосредственно образовательной деятельности игры-занятия по сенсорному развитию для детей 2-3 лет с задержкой речевого и психомоторного развития – Методическая разработка. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Новогодняя елочка для лесных жителей»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ  «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА № 19 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ» ДЕПАР...

Открытое мероприятие непосредственно образовательной деятельности игры – занятия по сенсорному развитию для детей 2 -3 лет с задержкой речевого и психомоторного развития -- Методическая разработка. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Открытка для Деда Мороза»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА № 19 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ» ДЕПАРТАМЕНТ...

"Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста".

«Согласно  проведенным учеными исследованиям и наблюдениям,  стало известно, что  систематическая работа по формированию мелкой моторики будет способствовать развитию речи и мышления ре...

рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет

Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом  из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками  образовате...

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Перелётные птицы»

Данный конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. К конспекту прилагается презентация с иллюстративным материалом по теме....

Особенности речевого развития у детей с задержкой психического развития

   Дети с задержкой речевого развития испытывают огромные трудности в усвоении письменной речи, в результате чего появляются специфические ошибки письма и чтения.     В...