Рабочая программа по предмету «Математические представления» для 2 класса (вариант 2)
рабочая программа по теме

Кузнецова Лариса Владимировна

Рабочая программа по предмету «Математические представления» для детей 2 класса с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Математические представления»

 для обучающихся(воспитанников) с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

во 2 классе

на 2017-2018 учебный год

разработана учителем начальных классов

I КК Кузнецовой Ларисой Владимировной


Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Математические представления» разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся (воспитанников) с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), авторской программы под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М.Бгажноковой.

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трѐх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, брать        необходимое количество        продуктов        для        приготовления        блюда (например, 2 помидора, 1 ложка растительного масла) и т.п.

Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

Задачи:

1) сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:

2) сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

3) сформировать способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

Примерная        программа        построена        на        основе        следующих  разделов:        «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления», «Количественные представления», «Представления о форме».

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, и многое другое.

В учебном плане предмет представлен с 1  по  13  год обучения с примерным расчетом по 2 часа в неделю (13-й год – 1 раз в неделю). Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий также возможно проведение занятий по математике с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе. Обучающимся, для которых содержание предмета недоступно, программа по математике не включается в индивидуальную образовательную программу, предмет не вносится в индивидуальный учебный план.


Содержание программы

Представления о величине.

Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей весов; их назначение. Измерение веса предметов, материалов с помощью весов. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине.

Пространственные представления.

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу-вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение месторасположения предметов в ряду.

Временные представления.

Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту.

Количественные представления.

Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств  («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).

Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 – 3. Определение места числа (от 1 до 3) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 3. Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 3.

Представление о форме.

Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической    фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).

Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг).


Планируемые результаты освоения учебного курса

Минимальный уровень

  • Умение различать предметы по форме, величине.
  • Умение ориентироваться в схеме тела
  • Умение различать множества (один – много).
  • Умение различать части суток.
  • Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов.
  • Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.

Базовый уровень

  • Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.
  • Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.
  • Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).
  • Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, соотносить время с началом и концом деятельности.
  • Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой (в пределах 3-х).
  • Умение пересчитывать предметы в пределах 3-х.


Календарно-тематический план

№ п/п

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Учебно-методическое оборудование

1 четверть-18 ч

Представление о величине -14 ч

1-2

Большой-маленький

2

Карточки, наглядный материал

3-4

Широкий-узкий

2

Раскраски, наглядный материал

5-6

Длинный-короткий

2

Карточки, наглядный материал

7-8

Высокий-низкий

2

Раскраски, наглядный материал

9-10

Тяжелый – легкий

2

Карточки, наглядный материал

11-12

Толстый – тонкий

2

Раскраски, наглядный материал

13-14

Глубокий-мелкий

2

Карточки, наглядный материал

Количественные представления-4 ч

15

Мало, много.

1

Карточки, наглядный материал

16

Несколько, немного.

1

Раскраски, наглядный материал

17

Изменение количества предметов.

1

Раскраски, наглядный материал

18

Сравнение количества предметов

1

Раскраски, иллюстрации по теме, презентация


2 четверть-14 ч

Временные представления-8 ч

19-20

Времена года

2

Раскраски, иллюстрации по теме, карточки

21-22

Сутки

2

Раскраски, наглядный материал, карточки

23-24

Неделя

2

Карточки, наглядный материал, карточки

25-26

Рано, поздно

2

Карточки, наглядный материал, карточки

Пространственные представления – 15 ч

Пространственное расположении частей тела-6 ч

27-28

Вверху-внизу

2

Раскраски, иллюстрации по теме, карточки

29-30

Впереди, сзади.

2

Иллюстрации по теме, раскраски, карточки

31-32

Правая (левая) рука (нога, сторона тела)

2

Иллюстрации по теме, карточки, презентация


3 четверть-19 ч

Расположение на листе бумаги-4 ч

33-34

Справа, слева

2

Иллюстрации по теме, раскраски

35-36

Вверху, внизу, в середине

2

Иллюстрации по теме, презентация

Отношение порядка следования-5 ч

37-38

Первый – последний

2

Раскраски, наглядный материал, карточки

39-40

Перед, после, между.

2

Картинки, наглядный материал, пластилин

41

Месторасположение предметов в ряду.

1

Иллюстрации по теме, презентация

Количественные представления-10 ч

Нумерация-10 ч

42

Узнавание и выделение цифры 1

1

Наглядный материал, счетные палочки

43

Конструирование цифры 1

1

Конструктор, наглядный материал, счетные палочки

44

Прорисовывание цифры 1 по трафарету, по точкам

1

Раскраски, наглядный материал

45

Узнавание и выделение цифры 2

1

46

Соотнесение количества предметов с числом

1

Конструктор, счетные палочки

47

Конструирование цифры 2

1

Конструктор, трафарет, счетные палочки

48

Прорисовывание цифры 2 по трафарету, по точкам

1

49

Написание цифр 1,2 самостоятельно

2

Конструктор, счетные палочки

50

Узнавание и выделение цифры 3

1

1

4 четверть-15 ч

Представление о форме- 8 ч

52

Различение геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг

1

Конструктор, наглядный материал, пластилин

53

Треугольник

1

Конструктор, наглядный материал, пластилин

54

Квадрат

1

Конструктор, наглядный материал, пластилин, карточки

55

Круг

1

Конструктор, наглядный материал, пластилин

56

Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой

1

Конструктор, наглядный материал, пластилин

57

Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой

1

Конструктор, наглядный материал, пластилин

58

Штриховка геометрической    фигуры (треугольник, квадрат, круг)

1

Конструктор, наглядный материал, карточки

59

Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг) по шаблону

1

Конструктор, наглядный материал, шаблоны

Повторение-2 ч

Повторение пройденного материала

2

Раскраски, наглядный материал, презентация

Материально-техническое обеспечение предмета включает:

  • Ноутбук, проектор, колонки
  • Счетные палочки
  • Счетный материал
  • Геометрические фигуры разных размеров
  • Линейка-трафарет
  • Лента цифр
  • Раздаточный материал
  • Пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10)
  • Мозаики
  • Пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов
  • Карточки с изображением цифр.


Литература:

  • Прописи
  • Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Математика. 1 класс. Алышева Т.В.