Рабочая программа по предмету "Математические представления" 5 класс
рабочая программа по математике (5 класс)

Китова Ирина Александровна

Рабочая программа для работы с учащимися с интеллектуальными нарушениями (II вариант).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_matematicheskie_predstavleniya_5d_kitovai.a.docx33.87 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ  ШКОЛА №2124

«Центр развития и коррекции» 

СОГЛАСОВАНО  

Педагогическим Советом

ГКОУ «Школа № 2124»

Протокол № ___  от «__» _______ 2018г

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказом директора

ГКОУ «Школа № 2124»        

Приказ № ___  от «__» _______ 2018г

Директор ______ Колобаева И.Н.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ)

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

5 КЛАСС

на 2018-2019 учебный год

(АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ,

5 КЛАСС II ВАРИАНТ)

                               

                                                                                                                                                    Учитель: Китова И.А.

Москва, 2018


Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» соответствует ФГОС для обучающихся с ОВЗ, составлена на основании примерной адаптированной общеобразовательной программы образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, разработана в соответствии с требованиями федеральной государственной общеобразовательной системы (далее ФГОС).

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, брать необходимое количество продуктов для приготовления блюда  и т.п. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.  

Цель: расширение у учащихся  наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование  математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.

Задачи:

  • научить счету в пределах 20; 
  • состав чисел первого десятка; 
  • учить приемам сложения и вычитания;
  • научить ориентироваться в мерах стоимости, длины, массы, времени;
  • научить вычерчивать геометрические фигуры, различные геометрические тела; 
  • способствовать формированию  доступных количественных, пространственных и временных представлений; 
  • воспитывать трудолюбие, самостоятельность. 

Общая характеристика учебного предмета

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных жизненных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения.

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в предметах и явлениях окружающей действительности, во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, домашней уборке, совершении мелких покупок и т.д. Изучая цифры,  ребенка закрепляет сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.

Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.

Обучение математике должно носить практическую направленность и быть связано с другими учебными предметами, жизнью. Геометрический материал включается в каждый урок математики. Каждый урок оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, ТСО. Устный счёт как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока.

Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, физические упражнения, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа.

Описание места учебного предмета в учебном плане:

Класс

5 класс

Количество часов в неделю

3 часов

Итого в год

102 часа

Личностные результаты освоения учебного предмета:

Личностные результаты освоения АООП общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки

  • положительное отношение к школе, изучаемому предмету – математике;
  • гордость собственными успехами;
  • положительное отношение к успехам одноклассников;
  • уважительное отношение к своему труду и деятельности людей;
  • общее представление о моральных нормах поведения;
  • доброжелательное отношение к людям.

Предметные результаты освоения учебного предмета:

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.  

Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут уметь:

  • выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток;
  • решать простые арифметические задачи в пр.20;   
  • чертить треугольник, прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку; 
  • чертить – линии (прямую, кривую, отрезок);
  • определять время по часам с точностью до 1 часа. 

Учащиеся будут знать

  • название, обозначение чисел в пр.20;
  • счёт в пределах 20 по единице;
  • счёт в пределах 10 по 2 единице;
  • название геометрических фигур и соотнесение их с предметом.

Содержание учебного предмета:

Примерная программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

Количественные представления. Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2). Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 – 3 (1 – 5, 1 – 10, 0 – 10). Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, …, 10) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10). Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Запись решения задачи в виде арифметического примера. Состав чисел первого  десятка из  двух  слагаемых. Название, обозначение  чисел от 11 до 20. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Различение денежных знаков (копейка, рубль). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег.

Представление о форме. Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами, фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг). Измерение отрезка.

Пространственные представления. Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперѐд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.

Временные представления. Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту. Определение времени по часам: целого часа, четверти часа, с точностью до получаса (до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.

Приложение 1

Календарно – тематическое планирование по предмету                    

«Математические представления» в 5"Д" классе

 на 2018-2019 учебный год

I четверть

п/п

Тема

Количество часов

1

Повторение. Точка, линии.

1

2

Повторение. Понятия «один-много», «больше, меньше, столько же», «много-мало, немного, несколько».

1

3

Повторение. Нумерация в пределах. 10

1

4

Числовой ряд 1 - 10

1

5

Форма предметов. Геометрические фигуры круг, овал.

1

6

Построение геометрических фигур: круг, овал.

1

7

Числовой ряд 10 - 1

1

8

Сравнение чисел в пределах 10.Знаки  « <», « >», «=».

1

9

Сравнение предметов по величине. Большой-маленький, больше – меньше,  одинаковые по размеру, равные.

1

10

Число и цифра 0. Ноль как компонент сложения.

1

11

Построение прямой линии через одну точку, две точки

1

12

Сложение в пределах 10.

1

13

Форма предметов. Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник.

1

14

Построение геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник.

1

15

Вычитание в пределах 10.

1

16

Прямая линия, отрезок.

1

17

Сравнение по длине. Длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковой (равной) длины.

1

18

Мера длины  - сантиметр. Сокращенная запись 1 см. Измерение длины реальных предметов.

1

19

Решение простых задач на сложение в пределах 10.

1

20

Сравнение по высоте. Высокий – низкий, выше – ниже, предметы одинаковой (равной) высоты.

1

21

Контрольная работа за 1 четверть.

1

22

Контрольная работа за I четверть. Работа над ошибками.

1

23

Решение простых задач на вычитание в пределах 10.

1

24

Повторение пройденного материала.

1

II четверть

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Повторение. Счет до десяти «парами».

1

2

Мера стоимости. Рубль, копейка.

1

3

Решение примеров на сложение с применением мер стоимости.

1

4

Решение задач на сложение с применением мер стоимости.

1

5

Числа однозначные и двузначные. Понятие ««10 единиц - 1десяток».

1

6

Второй десяток. Число и цифра 11. Образование, называние, обозначение и написание числа 11.

1

7

Место числа 11 в числовом ряду.  Количественный счёт в пределах 11.

1

8

Числовой ряд 1-11.

1

9

Сравнение предметов  по толщине. Толстый – тонкий, толще – тоньше.

1

10

Сравнение чисел в пределах 11. Знаки  « <», « >», «=».

1

11

Решение примеров в пределах 11 без перехода через разряд.

1

12

Сравнение по ширине. Широкий – узкий, шире – уже, одинаковой (равной) ширины.

1

13

Число и цифра 12. Образование, называние, обозначение и написание числа 12.

1

14

Место числа 12 в числовом ряду.  Количественный счёт в пределах 12.

1

15

Числовой ряд 1-12.

1

16

Сравнение чисел в пределах 12. Знаки  « <», « >», «=».

1

17

Сравнение по толщине. Толстый – тонкий, толще – тоньше.

1

18

Решение примеров в пределах 12 без перехода через разряд.

1

19

Решение простых задач на сложение и вычитание в пределах 10.

1

20

Мера массы – килограмм. Измерение  и сравнение веса предметов на весах.

1

21

Контрольная работа за 2 четверть.

1

22

Контрольная работа за 2 четверть. Работа над ошибками.

1

23

Число и цифра 13. Образование, называние, обозначение и написание числа 13.

1

24

Место числа 13 в числовом ряду.  Количественный счёт в пределах 13.

1

III четверть

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Числовой ряд 1-13.  Нахождение недостающего числа в числовом  ряду до 13.

1

2

Сравнение чисел в пределах 13. Знаки  « <», « >», «=».

1

3

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 13 без перехода через разряд.

1

4

Пространственные представления. Впереди-позади, справа-слева, вверху –внизу.

1

5

Решение простых задач на сложение и вычитание в пределах 13.

1

6

Число и цифра 14. Образование, называние, обозначение и написание числа 14.

1

7

Место числа 14 в числовом ряду.  Количественный счёт в пределах 14.

1

8

Мера ёмкости – литр. Измерение объема жидкостей.

1

9

Сравнение чисел в пределах 14. Знаки  « <», « >», «=».

1

10

Числовой ряд 1-14. Нахождение недостающего числа в числовом ряду до 14.

1

11

Составление примеров на сложение в пределах 14.

1

12

Понятие о геометрических телах. Куб, брус, шар.

1

13

Решение простых задач на сложение и вычитание в пределах 14.

1

14

Ориентировка в пространстве. Близко- далеко, ближе – дальше, здесь – там.

1

15

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 14 без перехода через разряд.

1

16

Число и цифра 15. Образование, называние, обозначение и написание числа 15.

1

17

Место числа 15 в числовом ряду.  Количественный счёт в пределах 15.

1

18

Сравнение чисел в приделах 15. Знаки  « <», « >», «=».

1

19

Пропедевтика понятия о четных и нечетных числах.

1

20

Числовой ряд 1-15. Нахождение недостающего числа в числовом ряду до 15.

1

21

Решение примеров в пределах 15 без перехода через разряд.

1

22

Речевые конструкции с предлогами  пространства.

1

23

Решение простых задач в пределах 15.

1

24

Отработка понимания речевых конструкций с предлогами  пространства. Крайний, первый, последний, перед, после, следом за.

1

25

Число и цифра 16. Образование, называние, обозначение и написание числа 16.

1

26

Место числа 16 в числовом ряду.  Количественный счёт в пределах 16.

1

27

Числовой ряд 1-16. Нахождение недостающего числа в числовом  ряду до 16.

1

28

Контрольная работа за 3 четверть.

1

29

Контрольная работа за 3 четверть. Работа над ошибками.

1

30

Сравнение чисел в пределах 16. Знаки  « <», « >», «=».

1

31

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 16 без перехода через разряд.

1

IV четверть

п/п

Тема

Количество часов

1

Ориентировка во времени. Сегодня, завтра, вчера, на  следующий день.

1

2

Число и цифра 17. Образование, называние, обозначение и написание числа 17.

1

3

Место числа 17 в числовом ряду.  Количественный счёт в пределах 17.

1

4

Числовой ряд 1-16. Нахождение недостающего числа в числовом ряду до 16.

1

5

Сравнение чисел в пределах 15. Знаки  « <», « >», «=».

1

6

Решение примеров  в пределах 17 без перехода через разряд.

1

7

Число и цифра 18. Образование, называние, обозначение и написание числа 18.

1

8

Место числа 18 в числовом ряду.  Количественный счёт в пределах 18.

1

9

Числовой ряд 1-18. Нахождение недостающего числа в числовом ряду до 18.

1

10

Сравнение чисел в пределах 18. Знаки  « <», « >», «=».

1

11

Решение примеров  в пределах 18 без перехода через разряд.

1

12

Число и цифра 19. Образование, называние, обозначение и написание числа 19.

1

13

Место числа 19 в числовом ряду.  Количественный счёт в пределах 19.

1

14

Числовой ряд 1-19. Нахождение недостающего числа в числовом ряду до 19.

1

15

Сравнение чисел в пределах 19. Знаки  « <», « >», «=».

1

16

Решение примеров  в пределах 19 без перехода через разряд.

1

17

Число и цифра 20. Образование, называние, обозначение и написание числа 20.

1

18

Место числа 20 в числовом ряду.  Количественный счёт в пределах 20.

1

19

Числовой ряд 1-20, 20-1. Нахождение недостающего числа в числовом ряду до 19.

1

20

Итоговая контрольная работа.

1

21

Итоговая контрольная работа. Работа над ошибками.

1

22

Сравнение чисел в пределах 20. Знаки  « <», « >», «=».

1

23

Решение примеров  в пределах 20 без перехода через разряд.

1

24

Решение  задач в пределах 20.

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. АООП для детей с нарушением интеллекта 
  1. Математика. 2 класс: учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-2 части / Т.В. Алышева. – М.: Просвещение, 2013.  
  1. С.Д.Забрамная, Ю.А.Костенкова. Дидактический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики и чтения. Пособие для педагогов, дефектологов, психологов. Владос, Москва, 2015. 
  1. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева 
  1. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е.,КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. ХудожникиГ.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. 
  1. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями  в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. ЦентрВЛАДОС, 2001. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...