Профессиональная ориентация школьников с интеллектуальными отклонениями в развитии.
статья на тему


Предварительный просмотр:

Профессиональная ориентация школьников с интеллектуальными отклонениями в развитии.


Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколением, как для учащихся массовых школ, так и для коррекционных школ встает вопрос: «Кем быть?». Наибольшее влияние на выбор профессии учащимися коррекционных школ VIII вида оказывает большая предварительная воспитательная работа педагогов. В процессе обучения и воспитания учащимся передается опыт предшествующих поколений. В
 условиях экономического кризиса, наличия безработицы забота о детях невозможна без заботы о дальнейшем профессиональном обучении и трудоустройстве учащихся. Цитируя А.Н. Леонтьева, «…личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание...», напрашивается общеизвестный вывод о том, что личность развивается в труде. Иначе говоря, трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности. Важной стороной подготовки к труду и самостоятельной жизни детей с ограниченными возможностями здоровья является воспитание у них стойкого интереса к выбранной специальности, адекватной оценки своих возможностей. Л.С. Выготский считал, что задачами воспитания и обучения ребенка с нарушением в развитии является его интеграция в жизнь и осуществление компенсации его недостатка. Причем компенсацию он понимал не в биологическом, а в социальном аспекте, так как считал, что воспитателю в работе с ребенком, имеющем дефекты развития, приходится иметь дело не столько с биологическими фактами, сколько с их социальными последствиями. 

Главное, чтобы школа эффективно и осмысленно учила действовать в современном мире, обеспечивая ребенку успешность и после выхода из нее.
 

Профориентационная работа в условиях специальной коррекционной школы VIII вида должна начинаться задолго до выпуска учащихся из школы. Формирование положительного отношения к труду происходит еще в начальной школе. С 1 по 9 классы осуществляется знакомство с профессиями. Основной задачей воспитателя является приобщение детей к труду,
 приобретение навыков самообслуживания, развитие их общетрудовых умений и навыков. С этой целью в 7 классе мною были проведены занятия и экскурсии для ознакомлениями с профессиями:  «Легко ли быть педагогом?», «Почтальон», «Комбайнер», «Сапожник», «Дизайнер», «Моя прическа», «Журналист», «Писатель», «Гончар».

Данные занятия корригируют и развивают личность ребенка, формируют интерес к самостоятельной деятельности и к достижению конечного результата. Это оказывает положительное влияние на последующее самоопределение воспитанников в выборе профессий.
 

В процессе профессионально-трудового обучения проводится наблюдение за учащимися воспитателями,социальным педагогом, классными руководителем, учителями трудового обучения (в нашей школе-интернате это сельско-хозяйственный труд, столярное дело, швейное дело и самообслуживающий труд). Воспитанникам прививаются и первичные профессиональные навыки. Благодаря дифференцированному подходу дети могут самостоятельно выполнять несложные виды работ. На этом уровне происходит первичный выбор профессии. На данной ступени профессионального самоопределения задействованы не только
 воспитатель и учителя трудового обучения, но и учителя гуманитарных и других дисциплин. Так на уроках истории мы знакомим наших детей с «ремеслами древних славян». Важными темами являются: на уроках географии – «Население нашей Родины и его основные занятия», на уроках СБО – «Жизнь и быт людей в новых экономических условиях»; «Занятость и трудоустройство в России»; «Трудовой договор»; «Заработная плата»; «Служба занятости и ее роль в государстве»; «Социальное обеспечение граждан»; «Документы, необходимые для поступления на работу»; «Деловые бумаги, правила их составления» и др. На уроках обществознания осуществляется знакомство с основными нормативными актами, документами. Важным инструментом успешного овладения выбранной специальности и профессиональной адаптации является речь. Развитие коммуникативных качеств необходимо также для успешного вхождения воспитанников в социум. Дети закрепляют свои знания по профессиональному трудового обучению в правовом аспекте, что оказывает положительное влияние на дальнейшую реализацию воспитанника, как личности. Социальный педагог совместно с психологом, врачом, изучив психолого-педагогические характеристики и возможности учащихся, ориентируют выпускников на продолжение профессионального образования в колледжах. Поскольку интерес к занятиям во многом определяет успешность обучения, формирование профессиональных представлений у учащихся является фундаментом для профессионального самоопределения и дальнейшего трудоустройства выпускников. Одним из важных методов формирования профессиональных представлений о данной профессии являются встречи с работающими или обучающимися в данных колледжах выпускниками школы-интерната. Одной из основных проблем в профессиональном определении воспитанников является роль семьи. Участие семьи в трудоустройстве выпускников достаточно велико. Иногда родители не могут правильно оценить возможности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Сопоставляя этот факт с несоответствием фактического трудоустройства полученной профессиональной подготовке, следует, что профориентационную работу с родителями надо проводить более основательно. Тесное сотрудничество таких социальных институтов как семья и школа, может дать более успешные результаты трудового устройства воспитанников. Также следует привлечь к более тесному сотрудничеству медицинских работников. Поэтому для успешной профессиональной адаптации важно прийти к общему мнению, отвечающему интересам и способностям детей. Большой выбор профессий открывает для воспитанников большие возможности по реализации личности, успешной адаптации их в социуме. Вышеизложенные рассуждения показывают, что работа по формированию профессионального самоопределения является долговременным процессом и поэтому направленную работу следует начинать одновременно с началом трудового обучения, не ограничиваясь только формированием умений и навыков. В таком случае воспитанники смогут, при помощи школы и семьи, сделать правильный выбор своей будущей профессии, что положительно скажется на их дальнейшей жизни. Трудоустройство воспитанников и успешная их адаптация в социуме – конечная цель всей учебной, коррекционно-развивающей и воспитательной работы в нашей школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация профессиональной ориентации школьников в условиях учреждений дополнительного образования

Роль педагога дополнительного образования по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в еди...

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников  Задачи и содержание трудового воспитания. Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных пре...

Презентация "Роль классного руководителя в профессиональной ориентации школьника"

Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, свое место в жизни. Как правило, молодые люди не знают св...

Работа преподавателя по профессиональной ориентации школьников

Материал представляет собой презентацию отчёта о работе преподавателя СПО по профессиональной ориентации школьников, подготовленный для выступления на Фестивале образовательных инноваций "Диалог - 201...

Профессиональная ориентация школьников в современных условиях.

Профессиональная ориентация школьников в современных условиях...

Проектная работа «МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Проектная работа в рамках образовательной программы:«Современные технологии и методы психолого-педагогического сопровождения профориентационной работы ОО»«Модель сопровождения профессиональной ориента...

Профессиональная ориентация школьников на педагогические профессии

Презентация о работе классного руководителя по профессиональной подготовке девятиклассников, ориентированных на педагогические профессии....