Методическая разработка по развитию предикативного словаря у учащихся младших классов с ЗПР
методическая разработка на тему

Рябчич Анна Степановна

В статье приведена система логопедической работы по уточнению и обогащению предикативного словаря у учащихся с ЗПР за счет антонимов и синонимов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическая работа по развитию предикативного словаря

 у учащихся с ЗПР

  Формирование словаря ребенка тесно связано с его психическим развитием и во многом определяется уровнем развития познавательной деятельности и сформированностью основных мыслительных процессов. Исследования многих авторов свидетельствуют о том, что для детей с ЗПР характерны ограниченный словарный запас, преобладание в словаре бытовой лексики, значительное расхождение между активным и пассивным словарем, речевая инактивность, затруднения в употреблении многих частей речи, трудности актуализации словаря (И.А. Симонова, 1974; Л.В. Яссман, 1976; Н.Ю. Борякова, 1983; Е.В. Мальцева, 1990; Р.И. Лалаева, 1992; С.В. Зорина, 2003 и др.).

   Определенный объем словаря, точность понимания значения слова и уместное употребление слова необходимы ребенку для полноценного общения, для овладения чтением и в дальнейшем письмом. Расширение словарного запаса происходит в процессе активного речевого общения. Именно в процессе речевой деятельности формируются и формулируются мысли (Кацнельсон С.В. 1972).

Одним из видов речи является внутренняя речь, характеризуемая абсолютной предикативностью.

  А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, И. А. Зимняя и другие исследователи отмечают ведущую роль предиката во внутреннем программировании и организации синтаксических конструкций высказывания в речи.  

  Предикативный (глагольный) словарь – это вся совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета в данном языке.

  Предикат составляет основу внутренней речи, является одним из главных членов предложения, поэтому развитие предикативного словаря влияете на мышление ребенка, становление его связной речи.

  Большинство исследователей (Зикеев А.Г., 2002, Шевченко С.Г., 1999, Лалаева Р.И., 2001) отмечают однообразность, ограниченность, недифференцированность глагольной лексики детей с ЗПР. Для них характерно приблизительное, неточное, подчас искаженное понимание и использование глаголов в речи, затруднение в понимании многозначности слова, его переносного значения, синонимии, антонимии.

 Учитывая центральную роль глагола в программировании речевого высказывания, обогащение, расширение и активизация предикативного словаря является одной из основных задач развития лексической, грамматической и семантической сторон речи у детей с ЗПР.

Одним из направлений развития предикативного словаря является работа с антонимами и синонимами.

Эта работа включает следующие задачи:

  1. Формирование понятий «антонимы», «синонимы».
  2. Обогащение словаря за счет усвоения новых слов.
  3. Формирование семантической точности употребления синонимов и антонимов.
  4. Раскрытие многозначности слов.
  5. Воспитание внимания школьников к незнакомым словам.
  6. Включение слова в контекст словосочетания, предложения, текст. 

 Учащиеся с ЗПР допускают ошибки в подборе синонимов и антонимов к большинству слов.

 Эти ошибки связаны:
          • с трудностями в выделении существенных признаков слов.
          • с недоразвитием мысленных операций сравнения и обобщения.
          • с неустойчивостью связей внутри лексической системы языка.

   Поэтому, работа над расширением и обогащением словаря учащихся с ЗПР необходимо проводить параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности.

   Антонимы легче осознаются детьми, т.к. логической основой антонимии является противоположность соотносительных понятий, поэтому работа над словами с противоположным значением я начинаю раньше.

  На начальном этапе использую иллюстративный материал. Учащимся предьявляются парные картинки, где предметы выполняют противоположные действия, и предлагаю назвать эти действия (девочка смеется, мальчик плачет; альпинист поднимается, водолаз спускается).

  В дальнейшем ребята учатся составлять антонимические пары, опираясь на предъявленный лексический материал.

Например: «Подбери к глаголам первого столбика глаголы из второго столбика с противоположным значением». «Выпиши из данных слов только антонимические пары» (цвести-увядать, веселиться-грустить, угасать-разгораться).

 Следующий этап работы - учащиеся самостоятельно подбирают к предъявленному глаголу антоним.

  Составление антонимических пар не только способствует обогащению словаря, уточнению значения слова, но и формирует навыки правописания глаголов.

  Нахождение или подбор антонимических пар в предложениях, загадках, пословицах и поговорках, конструирование предложений с противоположными отношениями и включение их в текст обеспечат прочное усвоение антонимов. Приведем несколько примеров.

Найди антонимическую пару в тексте пословицы. «Что посеешь, то и пожнешь». «Подальше положишь, поближе возьмешь».

Закончи пословицы. «По одежке встречают, по уму …». «Когда голова работает, язык…». «Ласточка день начинает, а соловей…».

Исправь ошибки в употреблении глаголов-антонимов. «Радость старит, а горе молодит». «Работать легко, а отдыхать тяжело».

Работая с пословицами и поговорками, необходимо показать учащимся, что употребляя антонимы в контексте совместно, мы придаем высказыванию особую точность, выразительность и эмоциональность.

Эта работа учит сопоставлять предметы и явления окружающего мира, приучает учащихся использовать антонимы как средство выразительности речи.

    Синонимы – это слова, близкие или тождественные по значению, обозначающие одно и то же понятие, но отличающиеся либо оттенком лексического значения, либо употреблением в речи

  Работа над синонимами, формирование умения правильного их использования – один из способов обогащения словаря учащихся с ЗПР.

  Эта работа способствует пониманию разных значений многозначных слов, приучает вдумываться в смысл употребляемого слова, помогает избегать повторений. Смысловой анализ помогает определять то общее, что объединяет их в синонимическом ряду, и оттенки значения, что служит основой разграничения синонимичных слов в употреблении.  

 Для введения синонимов в активный словарь учащихся я использую различные виды работы.

   Составление синонимических рядов способствует не только расширению активного словаря учащихся, но и помогает почувствовать эмоциональную и функционально-стилистическую окраску слова, понять иносказательное значение слова, многозначности слова.

 Виды упражнений:

  1. Найти и выписать синонимы из упражнения.
  2. Подобрать к слову синонимы, объяснить оттенки значений каждого слова.
  3. Выборочный диктант с заданием: записать синонимы.
  4. Из синонимического ряда исключить «лишнее» слово (спать, почивать, дремать, ложиться, засыпать).
  5. Из списка глаголов вычленить синонимические группы, найти слово с общим для всего ряда значением (думать, размышлять, понять, разобраться, соображать, уразуметь)
  6. Указать разницу в значении синонимов.
  7. Расположить синонимы по возрастающей или убывающей степени какого-либо признака, определить, какое слово чаще всего употребляется в речи (грустит, горюет, кручинится, печалится).

   Составление словосочетаний, учитывая лексическую сочетаемость слов, подбор слова в предложение из синонимического ряда, замена в предложении повторяющегося слова (редактирование) – все эти задания помогают ученику более точно выражать мысль, избегать повторений в речи, развивать чувство языка, быстро и точно находить нужное слово.

Список литературы:
1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: НЦ ЭНАС, 2002. - 134с.
2. Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний шестилетних детей с задержкой психического развития. // Дефектология. 1983. №3. - С.9-15.
3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Педагогика, 1973. - 173с.
4. Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Власовой Т.А., Лубовского В.И., Цыпиной Н.А. - М., 1994. - 256с.
5. Лалаева Р.И. Нарушения речи у детей с задержкой психического развития. - СПб.: Образование, 1992. - 88с.
6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. - М.: Владос, 2003. - 304 с.
7. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития. // Дефектология. 1990. №6. - С.10-18.
8. Симонова И.А. Характеристика речи детей с задержкой психического развития. // Дефектология. 1974. №4. - С.18- 25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие интонационного слуха у учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида на уроках музыки»

Дети с умственной отсталостью, как правило, характеризуются низким уровнем развития музыкального слуха и музыкальной памяти, ладового и ритмического чувства. Певческий диапазон их ограничен, у многих ...

методическая разработка "Методика развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста"

Задачи данной разработки - изучить координационные способности, как вид физических способностей человека; проанализировать методы развития координационных способностей у детей младшего школьного возра...

Логопедическое занятие по развитию связной речи для учащихся младших классов Тема: Сочинение "Новогодняя сказка"

Тема: Сочинение «Новогодняя сказка».Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. И к...

Педсовет. Выступление на тему: « Развитие интонационного слуха у учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида на уроках музыки».

Дети с умственной отсталостью, как правило, характеризуются низким уровнем развития музыкального слуха и музыкальной памяти, ладового и ритмического чувства. Певческий диапазон их ограничен, у многих ...